Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 02:51, реферат
В эпоху правления Николая I существовала вертикальная модель власти, опирающаяся на подданных (которые не идентичны понятию «общество») и бюрократию. Однако уже к концу царствования Николая формируются слои, претендующие на активную роль:
- дворянство, у которого есть близость ко двору, экономическая независимость и некоторые дворянские организации (я бы назвала это чем-то вроде системы клубов)
Введение 3
1. О личности Александра II и его окружении 4
2. Либеральные реформы Александра II 4
2.1. Периодизация реформ, основанная на принципе ситуации реформ 4
2.2. Судебная реформа (1864) 7
2.3. Военная реформа 8
2.4. Реформы в области народного образования (1863 - 1864) 8
2.5. Цензурная реформа (1865) 8
2.6. Крестьянская реформа 9
2.7. Земская реформа и городская реформа 10
Заключение 12
Литература 13
Отмена крепостного
права коренным образом изменила
структуру общественных отношений.
Изменившаяся система требовала
принятия новых законов, введения новых
институтов управления. Эту задачу
в определенной мере выполнили реформы
60 - 70-х гг. XIX в.
2.2. Судебная реформа (1864)
Реформу готовили
профессиональные юристы - Н.А.Будковский,
С.И.Зарудный, К.П.Победоносцев, Д.А.Ровинский,
Н.И.Стояновский. Подготовка реформы началась
в 1861 г. По новым судебным Уставам (20 ноября
1864 г.) судебный процесс организовывался
как состязание адвоката (сторона защиты)
и прокурора (сторона обвинения). Заседания
проходили гласно. При рассмотрении уголовных
дел присутствовали присяжные заседатели
(12 чел.), представлявшие общество (избирались
из местных обывателей всех сословий).
В очередные списки вносились мужчины
в возрасте 25 - 70 лет, русские, владеющие
собственностью не менее 200 руб., крестьяне,
имеющие опыт работы в системе местного
самоуправления. Судьи назначались пожизненно
и потому были независимы от администрации.
Вводился принцип бессословности суда
(его решения не зависели от сословной
принадлежности обвиняемых). Основными
судебными инстанциями являлись мировой
суд (решал мелкие уголовные и гражданские
дела): мировые судьи избирались всеми
сословиями на уездных собраниях сроком
на три года и утверждались правительством),
а также коронный суд: окружные судьи,
судебные палаты, правительствующий Сенат
в качестве верховного кассационного
суда.
2.3. Военная реформа
Военные реформы (1862 - 1874). Были проведены под руководством Д.А.Милютина, в разработке проектов военных реформ участвовали Ф.А.Гейден, Н.А.Исаков, Н.Н.Обручев, Э.И.Готлебен. После поражения в Крымской войне и подписания позорного Парижского мира правительство было вынуждено предпринять ряд мер для улучшения армии и повышения ее боеспособности:
§ изменение
системы руководства
§ перевооружение армии;
§ пополнение офицерского состава квалифицированными кадрами (расширение сети военных учебных заведений, создание юнкерских училищ в 1863 - 1866 гг.);
§ изменение тактических приемов (принятие новых воинских уставов);
§ отмена рекрутской системы комплектования армии (1874) и введение всеобщей воинской повинности;
§ сокращение срока службы (служба в сухопутных войсках и на флоте состояла из действительной (до 6 - 7 лет) и в запасе (3 - 9 лет). Положение семейное (единственный сын) и общественное (священнослужители, ученые), а также образование давали льготы на освобождение от военной службы или сокращение ее срока);
§ реорганизация
армии (1871) с выделением полевых (действующих)
и местных (вспомогательных, резервных)
войск.
2.4. Реформы в области народного образования (1863 - 1864)
За период правления Александра II значительно возросло число учебных заведений, в т.ч. для детей из малообеспеченных, как правило, крестьянских, семей. В пореформенной России широкое развитие получило женское образование. Были открыты женские гимназии, при которых создавались педагогические курсы. Для дочерей лиц духовного звания создавались епархиальные училища, готовящие педагогов для начальных школ.
В 1878 г. общественные активисты во главе с профессором Петербургского университета К.Н.Бестужевым-Рюминым добились открытия в столице Высших женских курсов, приравненных к университету. Такие же курсы были открыты в Москве под руководством профессора В.И.Герье. Было положено начало женскому медицинскому образованию. Реформа в образовательной сфере породила новый тип российского интеллигента: широко образованного, критически мыслящего, стремящегося к активной общественной и практической деятельности.
2.5. Цензурная реформа (1865)
Над первым проектом
закона о цензуре работала комиссия
под председательством кн. Д.А. Оболенского
при Министерстве народного просвещения
(А.В.Головнина), а второй проект составлен
новой комиссией Д.А.
В исторической
литературе реформы 60 - 70-х гг. XIX в. получили
определение "революции сверху",
которое в целом верно отражает крупнейший
поворот в жизни страны. Дореволюционная
историография оперировала также понятием
"великие реформы". Укоренился также
тезис о незавершенности реформ, их половинчатости
и непоследовательности.
2.6. Крестьянская реформа
Крестьянская реформа стала одним из шагов к формированию гражданского общества в России. Хотя к концу XVIII века только-только законодательно оформилась сословная структура, которая предполагала, что каждое сословие зависит от государства. Однако в России оставался класс(сословие?), которое зависел не от государства, а от дворян-помещиков. Таким образом, к моменту подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 года было три субъекта:
- поместные дворяне
- крестьяне
- государство
Нельзя было принимать действия в отношении одного субъекта без учета интересов остальных. Так помещикам требовались денежные субсидии. Крестьянам требовалась земля. Партия реформаторов пыталась реализовать интересы всех 3-х субъектов.
В 1857 году организуется первый Секретный комитет, в который входят сам император, А. Орлов, Ланской, Валуев, Корф, Ростовцев. Одной из сфер деятельности комитета был сбор информации о том, как возможно улучшить ситуацию (Хотя бытует и версия о том, что проект был готов, нужно было опять же создать ситуативность реформ). В это же время поступает сообщение от виленского генерал-губернатора Назимова, который в результате добился разрешения императора разрабатывать проект отмены крепостного права (т. н. Рескрипт Назимову). Получают разрешения и остальные. Организуется комитет из 46 дворян, которые разрабатывают свои проекты. Также в Петербург приезжают 21 представитель от нечерноземных земель, которые готовы были отдать землю за большой выкуп.
В 1858 году Александр становится председателем Главного комитета по крестьянскому дела, а Орлов - заместителем. 18 человек из 21 представителя также готовы были войти в комитет.
В результате всех разработок в руках правительства оказались 46 проектов и проект Ростовцева (государственный)
В 1859 году были образованы Редакционные комиссии во главе с Ростовцевым. Туда также вошли представители поместного дворянства. В результате долгих обсуждений государственный проект и лег в основу реформы, несмотря на то, что в 1860 году шли споры в Редакционных комиссиях. 5 января 1861 г. проект был подписан, а за этим последовал и манифест от 19 февраля 1861 года.
Из 16 законов 4 были общими. Учитывались все национальные и природные реформы России по регионом. Эту реформу можно сравнить с прусскими реформами Штейна-Гарденберга и Бисмарка.
Реформа должна была решить следующие вопросы:
- устроить крестьянский мир заново
- задачу аграрного устройства страны
- проблемы государственного управления
В отношении устройства крестьянского мира было решено опереться на традицию. Община находилась вне ведения государственных структур, и община же ложилась в основу социального устройства крестьянского мира. Община также разделялась на 2 слоя управления:
- сельское управление (старейшины, сельский сход, суд)
- волостное (старейшина, волостной сход, суд)
Таким образом, достигалась цель управления общиной сверху, соединялась государственная и общинная система управления. Государству пришлось пойти на учреждение института мировых посредников - прямые представители императора на местах. Они никому не подчинялись, имели фактически абсолютную власть и выполняли роль посредников между дворянами и крестьянами. Если в 1861 году их было около 700, то к 1874 - уже около 9000. Для мировых посредников вводился значительный имущественный ценз (около 500 000 рублей в год), который сокращался вдвое при наличии высшего образования. В институт мировых посредников вошла элита. Средний возраст - 25-27 лет.5% были титулованными дворянами, 50% были с высшим образованием. Среди них Салтыков-Щедрин, Тимирязев, Пирогов.
Острее оставалась проблема земли, явившая самый настоящий пример принудительной продажи земли. Не крестьяне, не помещики фактически не могли отказаться от земли. 9 лет землю нельзя было продавать. ј надела давалась крестьянам бесплатно.
Также остро обстояла ситуация с выкупом за землю. Отменялось владение человеком. Цена земли была неизвестна. Но по традиции помещики получали землю вместе с крестьянами. Выкуп равнялся 10 рублям с человека вместе с банковскими процентами. Само крестьянство не могло заплатить размер выкупа. 950 милллионов рублем выплатило государство, с учетом дальнейшего получения этих денег от крестьян.
2.7. Земская реформа и городская реформа
Готовилась с 1859 года. Реформу начинал готовить Милютин, а закончил Валуев. С 1862 года началась широкая поддержка обществом, так как началась адресная компания от дворянских собраний и либеральных учреждений. Следовательно, происходил диалог дворян и государя. В этот же период можно отметить «Адрес тверского дворянства», требовавшего гласности, свободы суда и печати. «Выход письма без адреса» Чернышевского. Происходят студенческие волнения, пожары, появляются листовки.
Текст земской реформы был готов в январе 1863 года. 17 апреля 1863 года Валуев принес ее на подпись Александру, но император не подписал из-за разразившегося восстания в Польше, которое не поддержала российская общественность. Единение общества и государства сохранялось. 1 января 1864 проект был подписан.
Реформа имела следующие цели:
- разделение
властей: земский съезд,
- новая легитимация государственных органов, так как существовала выборность земств и выбирались они снизу.
- снижение сословности в местных органах (снижалось количество представителей от дворян на местах)
Таким образом, реформа сочетала в себе элементы традиции и новаторства.
15% от бюджета земств уходило на образование , 20% - на медицинское обслуживание.
В 1865 году 1-я адресная компания земств требовала учреждения Всероссийского земского собора.
Результаты земской реформы:
- организация
начального образования в
-Организация медицинского обслуживания
- появление земской статистики
- Централизация оппозиции, так как именно из земств проистекал так называемый земский либерализм, ведь земства были единственной возможностью реализации личности вне государственных структур.
Городская реформа 1870 г. была похожа на земскую и преследовала те же цели и те же новшества, но оказалась более продвинутой. Городские избиратели делились на 3 курии:
- в первую курию входили люди, которые давали 1/3 налогов
- во вторую курию входили те, которые отдавали остальные 2/3
- в третью курию входили те, кто отдавал минимальные налоги.
Существовал имущественный
принцип, из которого проистекало неравномерное
количественное распределение количества
человек по куриям.
Заключение
Незавершенность
реформаторских попыток являлась одной
из причин последующих кризисных
ситуаций и революционных взрывов
1905 и 1917 гг. Но несправедливо было бы
понятие незавершенности