Леонардо да Винчи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 12:48, реферат

Описание работы

Итальянский инженер, техник, ученый, математик, анатом, ботаник, музыкант, живописец, скульптор, архитектор, философ эпохи Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в городке Винчи, недалеко от Флоренции.

Работа содержит 1 файл

леонардо да винчи.docx

— 26.90 Кб (Скачать)

БИОГРАФИЯ

     Итальянский инженер, техник, ученый, математик, анатом, ботаник, музыкант, живописец, скульптор, архитектор, философ эпохи Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в городке Винчи, недалеко от Флоренции.

     В эпоху Возрождения к незаконнорожденным часто относились так же, как к  детям, рожденным в законном браке. Леонардо сразу был признан своим отцом, но после рождения был отправлен вместе с матерью в деревню Анхиано. В 4 года его забрали в семью отца, где он получил начальное образование: чтение, письмо, математика, латынь. Одна из особенностей Леонардо да Винчи - его почерк: Леонардо был левша и писал справа налево, переворачивая буквы так, что текст легче было читать с помощью зеркала, но если письмо было адресовано кому-либо, он писал традиционно. Будучи незаконно рожденным, Леонардо не мог стать юристом или врачом и отец решил сделать из него художника.

     В 1467-1472 Леонардо обучался у Андреа дель Верроккио - одного из ведущих художников того периода - скульптора, бронзолитейщик, ювелира, устроителя праздненств, одного из представителей Тосканской школы живописи. Талант Леонардо-художника был признан учителем и публикой, когда юному художнику едва исполнилось двадцать лет.

     В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), во Флоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), Мантуе (1500), Милане (1506, 1507-1513), Риме (1513-1516). В 1516 (1517) принял приглашение Франциска I и уехал в Париж. Леонардо да Винчи не любил долго спать, был вегетарианцем.

     Леонардо  да Винчи пытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление  материалов, занимался гидравликой, моделированием. К тем областям, которые были интересны Леонардо да Винчи относились акустика, анатомия, астрономия, аэронавтика, ботаника, геология, гидравлика, картография, математика, механика, оптика, конструирование оружия, гражданское и военное строительство, планировка городов. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 в замке Клу недалеко от Амбуаза (Турень, Франция).

     За свою жизнь Леонардо да Винчи создал всего около двенадцати законченных картин

     - «Крещение Христа» (после 1470; картина Верроккио, Леонардо да Винчи создал фигуру ангела, расположенного в левом углу картины и пейзаж; Галерея Уффици, Флоренция)

     - «Благовещение» (около 1474, картина; Галерея Уффици, Флоренция)

     - «Мадонна с цветком» (картина, Мюнхенский музей)

     - «Мадонна Литта» (картина, Эрмитаж, Санкт-Петербург)

     - «Мадонна Бенуа» (около 1478, картина; Эрмитаж, Санкт-Петербург)

     - «Античный воин» (1475, рисунок, Британский музей)

     - «Поклонение волхвов» (1481-1482, картина не закончена; подмалевок в Уффици)

     - «Святой Иероним» (1481-1482, картина не закончена; с 1845 года - в галерее Ватикана)

     - «Портрет музыканта» (картина не закончена; Амброзиана, Милан)

     - «Мадонна в скалах» (1483-1494, картина; Лувр, Париж; второй вариант - около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон)

     - «Дама с горностаем» (1484; портрет Цецилии Галлерани - возлюбленной Лодовико Сфорцо)

     - «Тайная вечеря» (1495-1497, фреска; трапезная доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие, Милан)

     - «Джоконда» (портрет Моны Лизы, около 1503, Лувр, Париж)

     - «Битва при Ангьяри» (1503-1506, фреска, зал Большого Совета в Палаццо Веккьо; не закончена и не сохранилась, известна по копиям с картона и по эскизу, недавно обнаруженному в частном собрании в Японии)

     - «Автопортрет» (около 1510-1513, сангина)

     - «Иоанн Креститель» (около 1513-1517, Лувр, Париж)

     - «Потоп» (около 1514-1516, цикл рисунков; итальянский карандаш, перо; Королевская библиотека, Виндзор) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5 СЕКРЕТОВ ЛЕОНАРДО  ДА ВИНЧИ

     Великий флорентиец - самый бесспорный гений человечества. Леонардо творил в ХV веке, однако его произведения не просто сохранились до сих пор, чудо в том, что они еще и развиваются как бы сами по себе. Такой живительный импульс вдохнул автор в, казалось бы, неодушевленные предметы! Как?

     1. Леонардо многое шифровал, чтобы  его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество  до них "дозреет". Изобретатель  писал левой рукой и невероятно  мелкими буковками, да еще и  справа налево. Но и этого мало - он все буквы переворачивал  в зеркальном изображении. Он  говорил загадками, сыпал метафорическими  пророчествами, обожал составлять  ребусы. Леонардо не подписывал  своих произведений, но на них  есть опознавательные знаки. Например, если вглядываться в картины,  можно обнаружить символическую  взлетающую птицу. Таких знаков, видимо, немало, поэтому те или  иные его детища вдруг обнаруживаются  через века. Как было с мадонной  Бенуа, которую долгое время  в качестве домашней иконы  возили с собой странствующие  актеры.

     2. Леонардо изобрел принцип рассеяния  (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Итальянец советовал упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды, когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится. Второе чудо Моны Лизы в том, что она "живая". На протяжении веков ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания разных наук, поэтому его изобретения со временем находят все больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг рассеялись (сфумато) по свету и постепенно открываются человечеству.

     3. Леонардо предпочитал метод аналогии  всем другим. Приблизительность  аналогии - это преимущество перед  точностью силлогизма, когда из  двух умозаключений неизбежно  следует третье. Но одно. Зато  чем причудливее аналогия, тем  дальше простираются выводы из  нее. Взять хоть знаменитую  иллюстрацию Мастера, доказывающую  пропорциональность человеческого  тела. С раскинутыми руками и  раздвинутыми ногами фигура человека  вписывается в круг. А с сомкнутыми  ногами и приподнятыми руками - в квадрат, при этом образуя  крест. Такая "мельница" дала  толчок ряду разнообразных мыслей. Флорентиец оказался единственным, от кого пошли проекты церквей, когда алтарь помещается посередине (пуп человека), а молящиеся - равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения - шариковому подшипнику.

     4. Леонардо любил использовать  правило контрапоста - противопоставления  противоположностей. Контрапост создает  движение. Делая скульптуру гигантского  коня в Корте Веккио, художник расположил ноги скакуна в контрапосте, что создавало иллюзию особого свободного хода. Все, кто видел статую, невольно меняли свою походку на более раскованную.

     5. Леонардо никогда не спешил  закончить произведение, ибо неоконченность - обязательное качество жизни. Окончить - значит убить! Медлительность творца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений - "незавершенка". Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. У Мастера был особый состав, с помощью коего он на готовой картине будто специально проделывал "окна незаконченности". Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАГАДКА  ДЖАКОНДЫ

     Великий ученый в жизни говорил загадками  и сыпал метафорическими пророчествами, писал левой рукой справа налево, переворачивая буквы в зеркальном отображении. Леонардо не подписывал своих  произведений, но оставлял на них опознавательные  знаки - взлетающую птицу. По ней его  произведения неожиданно обнаруживаются через века. Кроме многочисленных загадок и ребусов Леонардо создал гениальный и невероятно загадочный портрет - портрет Джоконды (Моны Лизы). Зрители, глядя на него, по-разному воспринимают ее чувства, и невозможно однозначно охарактеризовать внутреннее состояние изображенной женщины. Необъяснимым остается то, что кроется за необыкновенной техникой применяемой в портрете - ведь главная загадка его в необъяснимом выражении лица, в непонятной «ускользающей» улыбке.

     Мнения  исследователей насчет портрета Джоконды и ее загадочной улыбки расходятся. Одни считают ее возвышенным идеалом  женственности и обаяния, другим она кажется неприятной. Биограф  Леонардо да Винчи Джорджио Вазари, восхищаясь глубокомысленным содержанием портрета, пишет, что у изображенной Моны Лизы необыкновенное и положительное духовное состояние: «Так как Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию…

     У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый  же портрет почитается произведением  необычайным, ибо и сама жизнь  не могла бы быть иной». А.Л. Волынский - литератор 19 века и исследователь  художественной деятельности Леонардо да Винчи - характеризует портрет  Моны Лизы совсем иначе. Анализируя работы Леонардо, исследователь склоняется к выводу, что живопись была для этого могучего гения, скорее, научным экспериментом, нежели самим искусством с его предназначением. А.Л. Волынский уверен, что великий художник не стремился придать своим персонажам святость и возвышенную духовность, и не преследовал цель затронуть этим душу зрителя.

     И в портрете Джоконды, при всей непревзойденности  техники изображения человека и  эстетической гармонии, отсутствуют  душевная теплота, чистая нравственность и высокие устремления, что есть главным в произведениях искусства. А загадочную улыбку исследователь  искусств охарактеризовал как ядовитую усмешку, вместе с неприятным и насмешливым  взглядом узких глаз. Вот как он описывает свое впечатление от увиденного портрета и улыбки Джоконды: «Непонятная  улыбка возбуждала во мне что-то неприятное… в душу ниоткуда не проникал свет художественной красоты, а ум не устанавливал никакой определенной точки зрения на этот портрет. Что-то хитрое, скрытно-ядовитое убивало все мои восприятия. В Джоконде… отсутствует самый типичный и самый человечный элемент - нравственная сила, которая оживляла древнее искусство, сливалась там с религиозными устремлениями, и которая здесь заменилась нравственным бессилием, прикрытым загадочной улыбкой».

     Современные ученые тоже анализируют таинственный портрет. С помощью компьютера попытались расшифровать улыбку Джоконды - компьютерная программа Urbana-Champaign, созданная учеными из Нидерландов и США проанализировала основные черты лица, изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций. Если верить программному вычислению, то, можно сказать, что Мона Лиза на картине Леонардо да Винчи на 83% счастливая, на 9% - испытывает чувство отвращения, на 6% - полна страха и на 2% - злая. Предполагается, что Леонардо использовал в своей картине свойства человеческого зрения, что создает удивительные свойства выражения лица Джоконды. Зрение у человека есть прямое и периферическое. Прямое - хорошо воспринимает детали, хуже - тени. Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета считает, что улыбка Моны Лизы видна лишь, если смотреть не на губы, а на другие детали ее лица.

     Вот уже несколько сот лет исследователи  спорят о таинственном портрете, секрет создания которого до сих пор остается неразгаданным. Приблизился к разгадке техники живописи самого Леонардо да Винчи французский исследователь  Жан Франк. Исследуя в течение  нескольких лет портрет Джоконды, он узнал и даже смог повторить  ту технику, благодаря которой Джоконда кажется живой. «С точки зрения техники  исполнения, Мона Лиза всегда считалась чем-то необъяснимым. Теперь, думаю, я могу ответить на эту загадку», - говорит Франк. По его словам, Леонардо использовал разработанную им технику «сфумато» (итальянское «sfumato», буквально - «исчезнувший, как дым»). Прием состоит в том, что предметы на картинах должны не иметь четких границ, все должно быть плавно переходящим одно в другое, очертаний предметов смягчены с помощью окружающей их свето-воздушной дымки.

     Основная  сложность этой техники заключается  в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания  ни под микроскопом, ни с помощью  рентгена. Таким образом, для написания  картины да Винчи потребовалось  несколько сотен сеансов. Изображение  Джоконды состоит приблизительно из 30 слоев жидкой, почти прозрачной масляной краски. Для такой ювелирной  работы, художнику, по-видимому, приходилось  использовать лупу. Возможно, применение такой трудоемкой техники, объясняет  долгое время работы над портретом - почти 4 года. На этом, наверное, исследования портрета и других работ Леонардо да Винчи не закончатся. Возможно, мы только думаем, что находим ответы на загадки мастера, а на самом  деле еще бесконечно от них далеки.  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Леонардо да Винчи