Лекция по "Источниковедению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:26, лекция

Описание работы

Источниковедение 史料学— вспомогательная отрасль исторической науки (истории), разрабатывающая теорию и историю исторических источников, а также методику их изучения.
Комплекс проблем, изучаемых И., позволяет выделить теоретические и прикладной аспекты. Теоретическое И. изучает закономерности образования исторических источников и отражения ими реального исторического процесса, структуру и свойства содержащейся в них информации, определяет принципы систематизации источников и классифицирует их, разрабатывает методику исторического исследования как общую, так и применительно к отдельным классам и видам источников.

Работа содержит 1 файл

Лекция Источниковедение.docx

— 56.72 Кб (Скачать)

 

Этапы источниковедческого исследования:

источниковедческое исследование состоит из трех частей:

- источниковедческая эвристика,

-источниковедческий анализ,

-источниковедческий синтез.

ЭВРИСТИКА

Исследовательская работа историка начинается с выявления  источников (эвристика) по избранной  теме.

Эвристика (др.-греч. ευρίσκω «отыскиваю», «открываю») — наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые при открытии новых концептов, идей и взаимосвязей между объектами и совокупностями объектов, а также методики процесса обучения. Эвристические методы (другое название эвристики) позволяют ускорить процесс решения задачи. Таким образом, эвристическая задача - это ориентирование в многообразии исторических источников, их классификация, поиск исторических источников, изучение возможностей доступа к нему и наличие вариантов источников.

Необходимо  привлечение всех без исключения источников, доступных историку при  современном состоянии науки. При  обилии источников нового времени, особенно массовых, допускается выборочное изучение, с тем, однако, чтобы выборка была достаточно репрезентативна (представительна).

Источниковедческая эвристика:

- определяет тип возможного  источника,

- определяет существование источника,

- определяет место хранения  источника,

- определяет условия доступа  к источнику,

- выявляет возможные существующие варианты, редакции или издания.

АНАЛИЗ

Источниковедческий  анализ (историческая критика) позволяет  извлекать из источников отдельные  факты.

Источниковедческий  анализ (историческая критика) состоит  из двух частей: определение подлинности  источника (внешняя или текстологическая критика) и выяснение достоверности  содержащихся в нём сведений (внутренняя, или собственно историческая критика).

1). внешняя критика источника:

- определение сохранности  источника,

- выяснение исторических  условий возникновения источника 

Принципиальное значение для интерпретации произведения имеет социокультурная ситуация: тип социальной организации, типы связей, которые объединяют людей (например, правовые, конфессиональные, культурные, политические и т. д.). Источник есть феномен определенной культуры: он возникает в конкретных условиях и вне их не может быть понят и интерпретирован. Когда мы говорим, что источник есть продукт человеческой психики, то этим подчеркиваем, что произведение (источник) создается целенаправленно и осознанно. Но при этом он создается в определенной исторической реальности и, возникнув, функционирует в этой реальности в соответствии с теми условиями (политическими, культурными, техническими), которые она ему устанавливает. Данный этап исследования имеет целью утвердить подход к изучаемому источнику как к фрагменту реальности, ее системному объекту.

 

- определение подлинности источника,

Одним из наиболее важных этапов работы с источниками  является определение подлинности  или поддельности исторического  источника. Подлинным (аутентичным) историческим источником называется такой исторический источник, который излагает знание о прошлом в его первоначальных, неизмененных, неискаженных виде и форме и с таким содержанием, которое ему придал действительный создатель источника.

Возможны  следующие состояния подлинности  и поддельности источника: а) когда  источник подлинный полностью, б) когда  он аутентичен только частично, и в) когда он полностью подделан (сфальсифицирован).

Подделкой (фальсификацией) считается изготовление источника в подражание стилю  какой-нибудь исторической эпохи или  какого-то автора, и образцы подобной фабрикации или имитации. Если источник создается не тем лицом, которому он приписан, и возник не в том  месте, не в то время и не в тех  условиях, в которых по своим признакам  должен был появиться, и если к  тому же он не является копией несохранившегося источника, его можно считать  подделкой.

Рассмотрим  случаи полной подделки источников. Они  характерны для имитаторов любых  исторических, в том числе и  художественных источников. Фальсификаторы изобразительных источников достаточно известны, а их имитации хорошо изучены  в литературе. В этих случаях лица, создающие подделку, детально следуют  стилистике определенного времени  или художественному почерку  выбранного мастера и тщательно  копируют его специфические приемы. Для большего правдоподобия они  используют старые материалы, технические  рецепты и приемы. Например, художественному  источнику придается "старый" вид (патина, то есть пленка на поверхности  изделия из металла при его  окислении, повреждение живописи и  т. д.). Производится создание механических изъянов, намеренная фрагментарность, будто бы вызванная временем.

- определение первичности источника,

- определение авторства  источника, 

В одних случаях автор проявляется ярче, и тогда становится возможной постановка более конкретных вопросов о том, был ли автор «искренен», «точен. В других сама постановка подобных вопросов бесперспективна, а ответы на их невозможны ввиду отсутствия информации об этом. Трудно интерпретировать источник, предварительно не поняв его автора, не зная его биографию, сферу практической деятельности, уровень его культуры и образования, род занятий, его принадлежность к определенной социокультурной общности с соответствующими ценностными установками. «Увидеть и понять автора произведения - значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир, то есть другой субъект...». При изучении авторства важно выявить именно те параметры личности, которые могут помочь в изучении произведения, являющегося предметом источниковедческого анализа и источниковедческого синтеза.

Часто чужой псевдоним использовался  сознательно, чтобы ввести читателя в заблуждение, наделив владельца  псевдонима теми взглядами, которые  ему не были свойственны.

Выявление авторских особенностей довольно часто  осуществлялось путем фиксации внешних  деталей авторского стиля, присущих тому или иному человеку, и, в частности, любимых слов, терминов, а также  фразеологических оборотов и выражений (авторского стиля).

- определение обстоятельств, места и времени создания источника,

Решение указанной исследовательской  проблемы состоит в выявлении тех обстоятельств, которые могли влиять на полноту и достоверность сведений, на оценочные суждения, включенные автором в его произведение. В одних и тех же исторических условиях один и тот же человек может создавать произведения, существенно различающиеся как по полноте сообщаемой информации, так и по степени ее достоверности. Это зависит от обстоятельств, в которых находится автор. Иногда автор не располагает необходимой информацией, или обращается к недостоверным свидетельствам, или доверяется собственной памяти. Иногда автор намеренно дает неполную или недостоверную социальную информацию, поскольку находится в обстоятельствах, которые диктуют ему подобное поведение.

Дата  и место могут быть определены приблизительно, по косвенным признакам  методами палеографии, метрологии, дипломатики  и др. Только совпадение всех косвенных  признаков позволяет считать  задачу решенной. Атрибуция по косвенным  признакам (содержание, язык, стиль, почерк) всегда ненадёжна и должна считаться  рабочей гипотезой до её документального  подтверждения. В итоге первой части  исследования историк может сделать  выводы о подлинности или подложности  источника. Однако некоторые задачи могут оставаться нерешенными (атрибуция, место и условия возникновения).

- определение цели создания  источника,

- изучение истории источника,

2). внутренняя критика источника:

- интерпретация источника

Интерпретацию проводят с целью установить (в  той мере, в какой это возможно с учетом временной, культурной, любой  другой дистанции, разделяющей автора произведения и его исследователя) тот смысл, который вкладывал  в произведение его автор, что  именно сообщается в нём о конкретных фактах, событиях и явлениях, в истолковании прямого и иносказательного значения текста, расшифровке специфических  выражений, метафор, намёков.

 

- определение достоверности  содержащейся в историческом  источнике информации (анализ содержания),

От интерпретации источника исследователь переходит к анализу его содержания. Для него становится необходимым взглянуть на источник и его свидетельства глазами современного исследователю человека другого времени. Источниковед, по существу, это филолог и историк в одном лице. Сначала он рассматривает источник как часть реальности прошлого, а потом - как часть той реальности, в которой находится сам.

Документальные источники (законодательные  памятники, акты и др.) в целом  не нуждаются в доказательстве достоверности. Однако в них могут содержаться  отдельные части повествовательного характера (преамбулы, исторические введения), которые должны подвергаться внутренней критике. Установив подлинность  документального источника, исследователь  раскрывает его классовое и политическое содержание, изучает конкретные условия  и историю возникновения, его  место в общественной жизни, извлекает  из документа сведения, попавшие в  него независимо от воли составителя.

Выяснение достоверности повествовательных  источников (летописи, мемуары, публицистика и т. д.) складывается из трёх задач: выяснение условий, в которых  возникла информация; раскрытие классовых  и политических интересов автора; проверка конкретных известий. Если источник является сообщением участника или  живого свидетеля событий, то выясняется обстановка, в которой он находился  при наблюдении, и возможности, которыми он располагал для воспроизведения  исторической действительности. Если автор сообщает известия о событии, очевидцем которого он не был, то устанавливаются  источники заимствования, степень  полноты и точности их передачи. Изучение всей совокупности источников, использованных в повествовательном  сочинении, проливает свет на его  достоверность. Классовые и политические позиции автора, его личные симпатии и антипатии влияют на объективность  свидетельства. Тенденциозность источника  может проявляться открыто или  завуалировано (общий тон, характеристики, умолчания об известных фактах и  т. п.). Важно выяснить, нет ли в  анализируемом сочинении внутренних противоречий или противоречий с сообщениями других источников, установить их причины. Совпадение фактов в разных источниках, возникших независимо друг от друга, свидетельствует о достоверности; совпадение же во всех деталях предполагает заимствование. В итоге второй части анализа исследователь сможет признать показания источника достоверными, вероятными или отвергнуть их.

 

- сравнение возможных  копий, вариантов, редакций или  изданий и выявление различий  и их причин,

- определение значимости  содержащейся исторической информации,

- выработка рекомендаций  для конкретно-исторического исследования.

СИНТЕЗ

Завершает источниковедческое исследование источниковедческий синтез, задачей которого является получение совокупности фактов из комплекса источников. В процессе синтеза обобщаются полученные ранее данные, источники сопоставляются по степени их достоверности и полноты, выясняется генеалогическая связь между ними. Установив всю сумму фактов, относящихся к теме исследования, историк определяет недостающие звенья, которые может реконструировать с помощью научной гипотезы. Аргументированная оценка значения источника дает обоснование для практических рекомендаций о возможностях его научно-практического использования. Это могут быть рекомендации по собиранию соответствующих источников, экспертизе ценности источников, по их использованию в научно-исследовательской и другой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последовательность  источниковедческого исследования

 

Имеет свою определенную логическую последовательность изложения. Примерная схема изложения результатов источниковедческого исследования такова:

 

Введение. В нем обосновывается тема исследования, характеризуются его методы, историография (степень изученности данной темы в литературе), формулируются задачи исследования.

 

Глава первая «Характеристика источника» соответствует первому этапу источниковедческого анализа - изучению вопросов происхождения и авторства источников. Поэтому в ней могут даваться характеристики исторических условий возникновения источника, автора (создателя) источника, истории текста, истории публикаций источника. В связи с характеристикой автора и обстоятельств создания источника рассматривается вопрос об интерпретации источника (что имел в виду автор, создавая текст источника).

 

В главе второй «Анализ содержания источника» основное внимание уделяется полноте сведений источника и их достоверности. Выявленная фактическая информация систематизируется и последовательно анализируется.

 

Заключение содержит обобщенную оценку значения исследуемого источника и практические рекомендации по его использованию, исходя из проведенного исследования.

 

Разумеется, данная схема  исследования весьма обобщенная, типовая. В зависимости от того, какие стороны источника представляют наибольшие сложности для изучения, последовательность этапов источниковедческого анализа будет несколько меняться применительно к теме исследования. Так, если в ходе источниковедческого анализа содержания источника выявляется наибольшая ценность его информации для изучения определенных сторон исторического процесса, то именно этим вопросам и следует уделить основное внимание во второй главе. Могут вырасти в самостоятельное исследование история текста источника (его предварительные и окончательные варианты, редакторская правка текста, смысл и направление изменений текста при доработке и т. п.)

или история публикаций источника (его переводов и публикаций на других языках и их особенности). Тем не менее, основная структура источниковедческого исследования сохраняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Лекция по "Источниковедению"