Лекции по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 04:06, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Образование и эволюция Древнерусского государства в XI-XII вв.
Тема 2. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Выдвижение Москвы как нового центра объединения русских земель.
Тема 3. Формирование единого российского государства.
Тема 4. Смутное время России. Век бунтов и эволюции.
Тема 5. Российская империя при Петре I: рождение и проблемы роста.

Работа содержит 1 файл

Лекц. ист..doc

— 598.50 Кб (Скачать)

    Сельское  хозяйство. После смерти Сталина политика государства в отношении крестьянства несколько смягчилась: были уменьшены налоговые выплаты, разрешено увеличивать размеры приусадебных хозяйств. С другой стороны реформирование затронуло и колхозы, которые отныне имели возможность хоть какого-то выбора в определении плана, срока, размера посевов и т. д. Крестьяне, наконец, получили паспорта и таким образом получили возможность перемещаться по стране и оседать в городах.

       Государство подняло закупочные  цены на ряд продуктов, что  позволило несколько оживить  колхозную жизнь, однако только  на время. Уже через несколько  лет, государство начало опять «завинчивать гайки», ограничивая размеры личного хозяйства и урезая самостоятельность колхозов. В этой связи очень показательна история с замыслом Хрущева провести массовый засев по всей стране кукурузы, которую он считал очень перспективным сельскохозяйственным продуктом. Были установлены обязательные нормы для посева именно этой сельскохозяйственной культуры, очень часто в ущерб другим зерновым, более необходимым и лучше подходящим для данной местности. Все это создало огромный дефицит зерна и в 1961 года хлебные изделия и мука стали выдаваться по карточкам.

       Одновременно начались проблемы  и с другими видами продовольствия, особенно с мясом. Повышение  цен на продовольственные продукты  вызвало массовое возмущение населения и даже волнения (в 1962 г. в Новочеркасске, когда демонстрация была расстреляна войсками).

       Таким образом, вместо увеличения  объема собственного производства  сельскохозяйственной продукции, государство было вынуждено начать массовые закупки за рубежом, что стало порочной практикой и не давало развиваться собственному производству.

    Уровень жизни. При Хрущеве уровень жизни населения значительно повысился: люди стали получать более высокие зарплаты и пенсии, улучшилось социальное обеспечение на предприятиях страны. Одновременно с этим началась грандиозная программа строительства массового жилья, получившего впоследствии название «хрущевок». Качество их было невысоко, срок их эксплуатации не должен был превышать пятнадцати-двадцати лет, т. е. предполагалось, что впоследствии будут построены более комфортабельные дома, рассчитанные на длительную эксплуатацию. Если в городах строительство таких «хрущевок» велось усиленными темпами, что позволило огромному количеству людей наконец обзавестись собственным жильем, то ситуация на селе в плане жилья и социального обеспечения вообще оставалась фактически на прежнем уровне.

    Внешняя политика. После обострения отношений с западноевропейскими странами, разразившимся сразу после Второй Мировой Войны, в 50-х годах началось некоторое налаживание контактов между Советским Союзом и его западными соседями.

       С 1955 года было проведено сокращение  армии и к 1960 г. численность  армии в СССР было сокращена  до 2,5 миллионов человек. Параллельно  с этим шел процесс сокращения  вооружения, особенно ядерного. В 1958 г. Советский Союз первым заявил о прекращении ядерных испытаний. Только в 1963 году было подписано трехстороннее соглашение (СССР, Великобритания, США) о прекращении ядерных испытаний в воздухе, в космосе и под водой.

       К концу 50-х гг. относится восстановление дипломатических отношений с Турцией, Японией и Ираном. Не столь радужными были отношения между СССР и Китаем. Доклад Хрущева и последовавшие за этим преобразования вызвали массовое недовольство в партийных кругах Китая и обвинения в отказе от истинного социализма. В 1960 г. СССР отозвал из Китая всех специалистов, что окончательно осложнило и без того накаленные двухсторонние отношения. После этого пребывание советских войск на территории Китая стало невозможным, и все военные подразделения были срочно выведены из страны.

       Для укрепления своего внешнеполитического  положения Советский Союз выступил инициатором создания организации Варшавского договора (ОВД), в который, кроме СССР, вошли семь восточноевропейских государств (1955 г.). Эта организация была создана для противовеса НАТО (1949 г.). Естественно, что ведущую роль в ОВД принадлежала Советскому Союзу, который тем самым мог в еще большей степени контролировать политику своих восточных соседей.

       Однако события в Венгрии (1956 г.), руководство которой провозгласило так называемый «новый курс» быстро вышли из-под контроля. Суть этого нового курса заключалась в отказе от наиболее одиозных форм социалистической системы управления. После того, как в Будапеште была организована массовая демонстрация в поддержку проводимых реформ, Советское правительство приняло решение о введении войск. В результате военного вмешательство прежний курс социалистического строительства по образцу СССР был восстановлен.

       Курс на пересмотр традиционной  социалистической системы управления и даже всего политического строя стал очевиден и в ГДР. Для предотвращения событий по венгерскому сценарию, было принято решение о строительстве разделительной стены между Восточным и Западным Берлином. До этого западная часть Берлина контролировалась правительством ФРГ и фактически оттуда велась антисоветская пропагандистская деятельность. Строительство Берлинской стены летом 1961 г. позволило приостановить массовую миграцию населения из Восточной части Германии в Западную и проникновение на территорию ГДР идей о либерализации политической системы.

       Летом 1962 г. разразился так  называемый Карибский кризис. Суть его заключалась в следующем: советское руководство решило разместить на Кубе, т. е. в непосредственной близости от берегов США, ядерные ракеты. Формально это оправдывалось наличием таких же ракет в Турции, у границ СССР. Узнав о появлении на Кубе советских ядерных ракет, американское руководство всерьез рассматривало возможность ядерного удара по СССР. В ходе сложных дипломатических переговоров между Хрущевым и президентом США Кеннеди удалось достичь взаимоприемлемого решения проблемы: СССР убирает свои войска с Кубы, а США - с территории Турции. Также от США были получены гарантии сохранения социалистического строя на Кубе.

       Советский Союз активно действовал  и на территории Ближнего Востока.  Поддерживая арабские страны  в противовес Израилю, СССР  поставлял огромное количество  вооружения; советские военные специалисты  помогали переоснащать армии  ближневосточных стран. Кроме того, СССР оказывал и финансовую помощь, давая огромные кредиты и займы.

    СССР  в 1965-1982 гг. Этот период развития советского государства принято называть «застоем» (в отличие от хрущевской «оттепели»), что означало стагнацию развития практически во всех сферах политической и экономической жизни страны. С 1964 г. главой высшего исполнительного органа - Совета Министров - стал А. Н. Косыгин, который занимал эту должность вплоть до своей смерти в 1980 г. Президиум Верховного Совета СССР сначала возглавлял Н. В. Подгорный (до 1977 г.), а затем Л. И. Брежнев, который одновременно был Генеральным Секретарем ЦК КПСС.

       В 1977 г. был пересмотрен текст Конституции. В основе новой Конституции была идея достижения «развитого социализма». 6-я статья Конституции закрепляла за КПСС главенствующее положение в системе политического управления государством. На съездах КПСС, проходивших в 1966-1981 гг. принимались решения о планах на ближайшие пятилетки, выполнение которых также строго контролировалось. Результаты достигались в основном только на бумаге, что, не мешало советскому руководству требовать столь же нереалистичных результатов для последующих пятилеток.

    Экономическое развитие. С 1965 г. под руководством председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина началась реформа, в результате которой был восстановлен функциональный принцип (вместо территориального, введенного при Хрущеве) организации управления, т. е. началось упразднение совнархозов и восстановление министерств. Были введены некоторые новшества, которые позволили предприятиям частично распоряжаться частью своих доходов (в случае выполнения ими плана).

       Кроме того, все предприятия были  обязаны вести строгую отчетность  по реализованной продукции. Предполагалось, что эти меры, повысят стимуляцию трудящихся и, соответственно, будут способствовать росту производства. Однако на деле все оставалось по-прежнему и на предприятиях по-прежнему процветала практика приписок для того, чтобы производственные результаты соответствовали предписанным планом цифрам.

       В конце 70-х годов правительство  предприняло очередную попытку  изменить ситуацию в экономике,  проведя новую реформу, по которой,  с одной стороны, допускались  и даже поощрялись хозрасчетные  отношения, а, с другой стороны,  усиливалось и прежняя система планирования.

    Развитие  промышленности. Как и в предыдущие годы основной упор делался на тяжелую промышленность. Именно в тяжелую промышленность по большей части вкладывались финансовые (в основном от продажи газа и нефти) и людские ресурсы. Таким образом, были построены несколько крупнейших советских промышленных предприятий (в т. ч. Волжский и Камский автомобильные заводы). В 1974 году началась «стройка века» - БАМа (Байкало-Амурской железнодорожной магистрали), на строительство которой были изысканы огромные средства. Таким образом предприятия легкой промышленности практически не получали никакого дополнительного финансирования и не развивались, что, естественно, имело следствием острый дефицит товаров народного потребления.

    Сельское  хозяйство. После неудачной попытки насадить в советском сельском хозяйстве кукурузу как преобладающую сельскохозяйственную культуру и последовавшем за этим продовольственном кризисе, руководство приняло решение о необходимости провести новые реформы для нормализации продовольственной ситуации в стране. Предполагали, что повышение материальной заинтересованности колхозников и снижение размеров обязательной продажи сельхозпродукции должны обеспечить рост производства.

       Кроме того, были повышены закупочные цены на продукты, которые продавали колхозы и совхозы. Принятый в 1969 г. «Примерный Устав» колхозов предусматривал большую самостоятельность колхозов, закрепил право колхозника иметь приусадебный участок и отменил ограничения, введенные на личное хозяйство при Хрущеве.

       Затем, в целях повышения экономической эффективности колхозов и совхозов, их стали постепенно объединять с промышленными предприятиями, создавая так называемые агропромышленные объединения. Предполагалось, что эта мера позволит преодолеть ведомственную разобщенность (за промышленные и сельскохозяйственные предприятия отвечали разные министерства с подчиненными им ведомствами). Однако, несмотря на все предпринятые меры, развитие сельского хозяйства в последующие годы показало их неэффективность или невозможность их полноценной реализации в тех условиях и с теми средствами, которые тогда можно было для этого использовать.

       Уровень жизни советских граждан в этот период, с одной стороны, достиг некоторой стабильной отметки, но, с другой стороны, разрыв с западноевропейскими странами год от года становился все больше. В значительной степени это было связано с тем, что государство делало упор на тяжелую промышленность, а не на легкую, которая и производила товары народного потребления. Однако уровень благосостояния в городах все-таки рос, и в города стекались значительные массы населения из сельских районов.

    Внешняя политика. Этот период характеризуется стабилизацией отношений между Советским Союзом и западноевропейскими странами с США, который продолжался до ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. Учитывая опыт венгерских событий 1956 г. и не желая более обострять отношений с соседями по социалистическому лагерю, СССР несколько ослабил давление на политическое руководство этих стран. Такая политическая либерализация, имевшая, конечно, очень четкие пределы, а также мощная финансовая помощь (в виде кредитов, поставки нефти, газа, электричества по заниженным тарифам) позволила на некоторое время стабилизовать отношения между членами ОВД.

       Однако уже в апреле 1968 г. ситуация вышла из-под контроля, когда в Чехословакии, где незадолго до этого был провозглашен курс на демократизацию политической и социальной системы (так называемый «социализм с человеческим лицом») произошли события, которые имели мощные последствия не только в самой Чехословакии и других восточноевропейских странах, но и в Советском Союзе. Советское правительство могло допустить обновления системы лишь в очень ограниченных пределах, при том условии, что проведенные изменения не затронут суть системы политического управления.

       Однако Дубчек, возглавлявший правительство  Чехословакии в то время, предполагал  коренное реформирование системы,  что не могло устроить советское  правительство, которое видело  в этом угрозу для всей политической  системы, сложившейся к этому времени в Восточной Европе. Ввод войск в Чехословакию и последовавшее за этим смещение Дубчека и назначение на его пост лояльного Гусака позволило на некоторое время вернуться к прежнему положению вещей.

       Польша также пыталась проводить  собственную политику. Недовольство существующей политической и экономической системой, подчиненным положением перед Москвой, привели в конце 70-х - начале 80-х гг. к массовым выступлением. В 1980 г. началась забастовка рабочих верфи в Гданьске, которая была поддержана студентами. Политической опорой недовольных выступал профсоюз «Солидарность», который обладал огромным влиянием и авторитетом у польского населения.

Информация о работе Лекции по "Отечественной истории"