Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 04:06, курс лекций
Тема 1. Образование и эволюция Древнерусского государства в XI-XII вв.
Тема 2. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Выдвижение Москвы как нового центра объединения русских земель.
Тема 3. Формирование единого российского государства.
Тема 4. Смутное время России. Век бунтов и эволюции.
Тема 5. Российская империя при Петре I: рождение и проблемы роста.
Сельское хозяйство. После смерти Сталина политика государства в отношении крестьянства несколько смягчилась: были уменьшены налоговые выплаты, разрешено увеличивать размеры приусадебных хозяйств. С другой стороны реформирование затронуло и колхозы, которые отныне имели возможность хоть какого-то выбора в определении плана, срока, размера посевов и т. д. Крестьяне, наконец, получили паспорта и таким образом получили возможность перемещаться по стране и оседать в городах.
Государство подняло
Одновременно начались
Таким образом, вместо
Уровень жизни. При Хрущеве уровень жизни населения значительно повысился: люди стали получать более высокие зарплаты и пенсии, улучшилось социальное обеспечение на предприятиях страны. Одновременно с этим началась грандиозная программа строительства массового жилья, получившего впоследствии название «хрущевок». Качество их было невысоко, срок их эксплуатации не должен был превышать пятнадцати-двадцати лет, т. е. предполагалось, что впоследствии будут построены более комфортабельные дома, рассчитанные на длительную эксплуатацию. Если в городах строительство таких «хрущевок» велось усиленными темпами, что позволило огромному количеству людей наконец обзавестись собственным жильем, то ситуация на селе в плане жилья и социального обеспечения вообще оставалась фактически на прежнем уровне.
Внешняя политика. После обострения отношений с западноевропейскими странами, разразившимся сразу после Второй Мировой Войны, в 50-х годах началось некоторое налаживание контактов между Советским Союзом и его западными соседями.
С 1955 года было проведено
К концу 50-х гг. относится восстановление дипломатических отношений с Турцией, Японией и Ираном. Не столь радужными были отношения между СССР и Китаем. Доклад Хрущева и последовавшие за этим преобразования вызвали массовое недовольство в партийных кругах Китая и обвинения в отказе от истинного социализма. В 1960 г. СССР отозвал из Китая всех специалистов, что окончательно осложнило и без того накаленные двухсторонние отношения. После этого пребывание советских войск на территории Китая стало невозможным, и все военные подразделения были срочно выведены из страны.
Для укрепления своего
Однако события в Венгрии (1956 г.), руководство которой провозгласило так называемый «новый курс» быстро вышли из-под контроля. Суть этого нового курса заключалась в отказе от наиболее одиозных форм социалистической системы управления. После того, как в Будапеште была организована массовая демонстрация в поддержку проводимых реформ, Советское правительство приняло решение о введении войск. В результате военного вмешательство прежний курс социалистического строительства по образцу СССР был восстановлен.
Курс на пересмотр
Летом 1962 г. разразился так называемый Карибский кризис. Суть его заключалась в следующем: советское руководство решило разместить на Кубе, т. е. в непосредственной близости от берегов США, ядерные ракеты. Формально это оправдывалось наличием таких же ракет в Турции, у границ СССР. Узнав о появлении на Кубе советских ядерных ракет, американское руководство всерьез рассматривало возможность ядерного удара по СССР. В ходе сложных дипломатических переговоров между Хрущевым и президентом США Кеннеди удалось достичь взаимоприемлемого решения проблемы: СССР убирает свои войска с Кубы, а США - с территории Турции. Также от США были получены гарантии сохранения социалистического строя на Кубе.
Советский Союз активно
СССР в 1965-1982 гг. Этот период развития советского государства принято называть «застоем» (в отличие от хрущевской «оттепели»), что означало стагнацию развития практически во всех сферах политической и экономической жизни страны. С 1964 г. главой высшего исполнительного органа - Совета Министров - стал А. Н. Косыгин, который занимал эту должность вплоть до своей смерти в 1980 г. Президиум Верховного Совета СССР сначала возглавлял Н. В. Подгорный (до 1977 г.), а затем Л. И. Брежнев, который одновременно был Генеральным Секретарем ЦК КПСС.
В 1977 г. был пересмотрен текст Конституции. В основе новой Конституции была идея достижения «развитого социализма». 6-я статья Конституции закрепляла за КПСС главенствующее положение в системе политического управления государством. На съездах КПСС, проходивших в 1966-1981 гг. принимались решения о планах на ближайшие пятилетки, выполнение которых также строго контролировалось. Результаты достигались в основном только на бумаге, что, не мешало советскому руководству требовать столь же нереалистичных результатов для последующих пятилеток.
Экономическое развитие. С 1965 г. под руководством председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина началась реформа, в результате которой был восстановлен функциональный принцип (вместо территориального, введенного при Хрущеве) организации управления, т. е. началось упразднение совнархозов и восстановление министерств. Были введены некоторые новшества, которые позволили предприятиям частично распоряжаться частью своих доходов (в случае выполнения ими плана).
Кроме того, все предприятия были
обязаны вести строгую
В конце 70-х годов
Развитие промышленности. Как и в предыдущие годы основной упор делался на тяжелую промышленность. Именно в тяжелую промышленность по большей части вкладывались финансовые (в основном от продажи газа и нефти) и людские ресурсы. Таким образом, были построены несколько крупнейших советских промышленных предприятий (в т. ч. Волжский и Камский автомобильные заводы). В 1974 году началась «стройка века» - БАМа (Байкало-Амурской железнодорожной магистрали), на строительство которой были изысканы огромные средства. Таким образом предприятия легкой промышленности практически не получали никакого дополнительного финансирования и не развивались, что, естественно, имело следствием острый дефицит товаров народного потребления.
Сельское хозяйство. После неудачной попытки насадить в советском сельском хозяйстве кукурузу как преобладающую сельскохозяйственную культуру и последовавшем за этим продовольственном кризисе, руководство приняло решение о необходимости провести новые реформы для нормализации продовольственной ситуации в стране. Предполагали, что повышение материальной заинтересованности колхозников и снижение размеров обязательной продажи сельхозпродукции должны обеспечить рост производства.
Кроме того, были повышены закупочные цены на продукты, которые продавали колхозы и совхозы. Принятый в 1969 г. «Примерный Устав» колхозов предусматривал большую самостоятельность колхозов, закрепил право колхозника иметь приусадебный участок и отменил ограничения, введенные на личное хозяйство при Хрущеве.
Затем, в целях повышения экономической эффективности колхозов и совхозов, их стали постепенно объединять с промышленными предприятиями, создавая так называемые агропромышленные объединения. Предполагалось, что эта мера позволит преодолеть ведомственную разобщенность (за промышленные и сельскохозяйственные предприятия отвечали разные министерства с подчиненными им ведомствами). Однако, несмотря на все предпринятые меры, развитие сельского хозяйства в последующие годы показало их неэффективность или невозможность их полноценной реализации в тех условиях и с теми средствами, которые тогда можно было для этого использовать.
Уровень жизни советских граждан в этот период, с одной стороны, достиг некоторой стабильной отметки, но, с другой стороны, разрыв с западноевропейскими странами год от года становился все больше. В значительной степени это было связано с тем, что государство делало упор на тяжелую промышленность, а не на легкую, которая и производила товары народного потребления. Однако уровень благосостояния в городах все-таки рос, и в города стекались значительные массы населения из сельских районов.
Внешняя политика. Этот период характеризуется стабилизацией отношений между Советским Союзом и западноевропейскими странами с США, который продолжался до ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. Учитывая опыт венгерских событий 1956 г. и не желая более обострять отношений с соседями по социалистическому лагерю, СССР несколько ослабил давление на политическое руководство этих стран. Такая политическая либерализация, имевшая, конечно, очень четкие пределы, а также мощная финансовая помощь (в виде кредитов, поставки нефти, газа, электричества по заниженным тарифам) позволила на некоторое время стабилизовать отношения между членами ОВД.
Однако уже в апреле 1968 г. ситуация вышла из-под контроля, когда в Чехословакии, где незадолго до этого был провозглашен курс на демократизацию политической и социальной системы (так называемый «социализм с человеческим лицом») произошли события, которые имели мощные последствия не только в самой Чехословакии и других восточноевропейских странах, но и в Советском Союзе. Советское правительство могло допустить обновления системы лишь в очень ограниченных пределах, при том условии, что проведенные изменения не затронут суть системы политического управления.
Однако Дубчек, возглавлявший правительство
Чехословакии в то время,
Польша также пыталась