Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:49, доклад
Лангобарды в начале I века жили на левом берегу нижнего течения Эльбы. К V веку их племена передвинулись в Паннонию. В 586 году во главе с королем Альбоином они вторглись в Северную Италию. По-видимому, их было не более 200 тысяч человек вместе с женщинами, детьми, стариками.
В отличие от готов и бургундов лангобарды почти не подверглись романизации, не знали римских законов, у них были еще крепки родовые связи. Источники характеризуют их как «народ, еще более дикий, чем остальные дикие германцы»
Завоевание лангобрадов. Очень коротко.
Социальное расслоение лангобардов. Процесс феодализации и формирование соц структуры. Пути превращения свободных общинников в зависимых крестьян, формирование крупного землевладения. Процесс этногенеза.
Политический строй.
Лангобрадское королевство. Доклад
План.
Завоевание Италии Лангобардами
Лангобарды в начале I века жили на левом берегу нижнего течения Эльбы. К V веку их племена передвинулись в Паннонию. В 586 году во главе с королем Альбоином они вторглись в Северную Италию. По-видимому, их было не более 200 тысяч человек вместе с женщинами, детьми, стариками.
В отличие от готов и бургундов лангобарды почти не подверглись романизации, не знали римских законов, у них были еще крепки родовые связи. Источники характеризуют их как «народ, еще более дикий, чем остальные дикие германцы».
Местное население
Италии, истощенное налогами, не оказывало
значительного сопротивления
В середине VII века основная часть Италии оказалась под властью лангобардов. У Византии осталась незначительная территория. Однако наиболее плотно лангобарды поселились в Северо-Западной Италии, получившей от них название Ламбардии.
Завоевания лангобардов
привели к уничтожению
Важным следствием завоевания было дробление крупных рабовладельческих латифундий в Северной и Средней Италии. В отличие от готов лангобарды отбирали не треть земель у римских собственников, а захватывали их поместья целиком и селились здесь сообща, родовыми объединениями. Покоренные римляне должны были платить лангобардам 1/3 часть своих доходов; там, где римские собственники были изгнаны, лангобардскую знать стали обслуживать колоны и рабы.
Наконец, результатом лангобардского завоевания было разрушение всей государственной и административной системы Римской империи. Местные муниципалитеты и центральный аппарат прекратили свое существование.
Эдикт короля Ротари (643 г.), являющийся кодификацией лангобардского права на латинском языке, еще много внимания уделяет родовым институтам: кровной мести, соприсяжничеству, наследованию родичами имущества и т. д. Однако соседская община — марка — уже вытесняет родовые союзы. Пахотная земля находилась уже в индивидуальном пользовании у членов общины, а леса, луга, пастбища были общими.
Развитие феодальных отношений. В результате завоевания Италии лангобардами преобладающим в Италии слоем стало свободное лангобардское крестьянство. Это крестьянство в значительной степени сохраняло пережитки прежних родовых отношений. Род носил здесь название «фара». В настоящее время это название сохранилось в составе очень многих имен собственных отдельных селений Италии. Это показывает, что лангобарды селились родовыми группами и сохраняли свои старинные общины-марки. Однако с самого начала наблюдалась все более возраставшая классовая дифференциация. Имелась, например, родовая знать, которая владела рабами.
Уже в эдикте
короля Ротари (ок. 643 г.) разрешается отчуждение
земельной собственности. Этот эдикт разрешает
передачу земли церкви – первая форма
отчуждения недвижимости, которая появляется
в варварском праве.
В становлении феодальных
отношений большую роль сыграла римская
частная собственность, под влиянием которой
шло расслоение в среде лангобардских
свободных крестьян, то есть разложение
фары. Уже в конце 7 века земельные участки
лангобардов превращаются в аллод, что
открыло путь росту крупного землевладения.
Обладателями крупных массивов земли
становятся газинды (королевкские дружинники),
графы и сам король. На другом полюсе лангобардского
общества происходило объединение свободных
сельских жителей, которые вынуждены были
искать покровительства у богатых землевладельцев,
переходить в их подчинение. Римские рабы
и колоны постепенно сливаются с обедневшими
полусвободными лангобардами, постепенно
превращаясь в феодально зависимых крестьян.
Этот процесс становления феодальных
отношений происходил замедленно из-зв
изначально более архаичного, че, например,
у франков, общественного строя лангобардов
и более низкого уровня синтеза протофеодальных
элементов лангобардского общества –
с одной стороны, и римского – с другой.
В более
поздних законах короля
Вместе с развитием у самих лангобардов частной поземельной собственности и ростом крупного землевладения исчезает различие между лангобардами и римлянами в правовом отношении. Это зависело и от того, что лангобарды принимают католичество в конце 7 и начале 8 века.
Большое распространение
получает либеллярная аренда. Либеллярии
нередко являлись бывшими рабами, колонами
и фактически были наследственными держателями
земли, хотя формально либеллярный договор
заключался на 29 лет (реже на 3, 6, 10г 12 лет).
Сохраняла свое значение эмфитевтическая
аренда. Основной формой эксплуатации
либелляриев и эмфитевтов являлся оброк,
размеры которого были фиксированными.
Важное значение в развитии феодальных
отношений в период господства лангобардов
в Италии имел альдионат. По. данным Эдикта
Ротари, альдииг были германскими вольноотпущенниками,
приближавшимися по* своему положению
к колонам. Повинности альдиев фиксировались.
По истечении тридцатилетнего срока их
нельзя было согнать с земли. Альдии стали
наследственными держателями земельных
наделов, весьма похожими на позднейших
крепостных. По мере развития альдионата
в его орбиту вовлекались не только германские
вольноотпущенники, но и разорявшиеся
лангобардские общинники, потомки римских
рабов и колонов. В этом находил свое выражение
синтез колоната, рабства и общины в VI—VIII
вв.
В конце лангобардского периода происходит
известная унификация форм феодальной
и полуфеодальной зависимости. Развивавшаяся
в этот период либеллярная аренда в IX—X
вв. становится весьма близкой к колонату.
Среди повинностей крепостных крестьян большой удельный вес имела барщина, составлявшая от 2 до 12 недель в году, в монастырских же хозяйствах в периоды посева и сбора урожая — до 3—5 дней в неделю. Наряду с барщиной значительное место занимала продуктовая рента. Здесь в VIII в. крестьян начинают облагать и денежными платежами.
Наряду с крепостными
сохранялся слой лично свободных
держателей, находившихся в поземельной
зависимости от феодала и выполнявших
в его пользу определенные повинности.
Очень большую роль в Италии играло
церковное землевладение; в VIII—IX вв.
здесь создаются крупные
Политический строй лангобардского королевства. Завоевав территорию Италии и разрушив старую муниципальную систему Римской империи, лангобарды должны были организовать государственную власть как для подчинения местного населения, так и для установления господства военной знати над рядовыми общинниками. Общее народное собрание у лангобардов в Италии уже не собиралось. Бывали лишь собрания, на которых обнародовались законы. Король, избираемый знатью, обладал высшей военной и судебной властью, правом чеканки монеты. Он устанавливал подати и пошлины, имел право опеки (мундиум) по отношению ко всем подданным. Его власть обеспечивалась тем, что он был самым крупным собственником в стране. В пользу королевской власти шли судебные штрафы, пошлины, часть вергельда. Однако особенность лангобардского королевства заключалась в сохранении рядом с королевской властью сильной власти герцогов. Герцоги собирали военное ополчение, имели свои дружины, обладали судебной властью, получали судебные штрафы. Короли старались ограничить могущество герцогов, присвоить себе право их назначения, но это им до конца не удалось.
После смерти второго короля лангобардов - Клефа герцоги, укрепившись в Италии, в течение 10 лет (574—584 гг.) правили самостоятельно и значительно усилили свои позиции. Особенно независимо вели себя герцоги Сполето и Беневента. Однако опасность со стороны франков и византийцев заставила их снова избрать короля. Но для того, чтобы королевская власть имела материальную опору, им пришлось отдать королю половину своих земель. Так королевские земли стали вклиниваться в герцогские владения. Чтобы усилить свои позиции, короли назначали в свои имения гастальдов, служивших судебно-политическими временными агентами короля и управляющими королевских имений. Между герцогами и гастальдами были постоянные разногласия.
Лангобардский король (аналогично франкскому) управлял при помощи ближайших слуг — дворцового мэра, начальника конюшен и герцогов. Народ не играл почти никакой роли в судебных решениях.
Армия сначала носила характер всеобщего ополчения, но в VIII веке, в связи с разорением населения, все свободные были разбиты на три группы по имущественному признаку и соответственно различно вооружались.
Наибольшего могущества королевская власть у лангобардов достигает при Лиутпранде (712 -744 гг.). Ему удалось подчинить герцогов Сполето и Беневента, захватить Равенну. Однако, стремясь ослабить герцогов, Лиутпранд широко раздавал земли церкви частным лицам, что привело в дальнейшем к ослаблению центральной власти.
Уже в VII веке лангобарды
стали усваивать латинский
Борьба лангобардских королей за подчинение всей Италии не увенчалась успехом, так как они встретили сопротивление со стороны папства, действовавшего в союзе с Франкским государством. В конце VIII века Лангобардское королевство было завоевано Карлом Великим и вошло в состав Каролингской империи. По Верденскому договору 843 года территория бывшего Лангобардского королевства снова выделилась, но уже в качестве совокупности отдельных герцогств и феодальных владений.
Но в целом процесс
феодализации в VII—VIII вв. развивался у
лангобардов медленно в силу изолированности
их поселений в Италии и длительного
сохранения общинной организации и
родовых отношений. Франкское завоевание
(конец VIII в.) значительно ускорило процесс
разорения свободных
Упадок могущества лангобардов при преемниках Агилульфа только временно задержался при
ЛАНГОБАРДСКИЕ ЗАКОНЫ
(лат. Leges Langobardorum). Издавались на собраниях знати. Отражали различные стороны жизни лангобард. общества: быт и нравы, судопроизводство и гос. устройство, социально-экономич. отношения, клас. борьбу. Если древнейший из Л. з. - т.н. Эдикт Ротари (643), или "Лангобардская правда", представляет собой запись обычного права (Варварскую правду в собств. смысле слова), то последующие Л. з. - законы Лиутпранда (в 713-735), наиболее обширные и систематизированные из Л. з., а также законы Гримоальда (668), Ратхиса (746), Айстульфа (в 750-755) - это королев. постановления. Л. з. позволяют конкретно представить разложение родоплеменных отношений в лангобард. обществе и интенсивный процесс его феодализации (см. Лангобарды)