Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:54, реферат
В IX-XI вв. устанавливается принцип территориального действия права. Племенные обычаи заменяются местными – кутюмами.
В IX-XI вв. устанавливается принцип территориального
действия права. Племенные обычаи заменяются
местными – кутюмами. В период феодальной
раздробленности государства кутюмы являлись
основным источником права. В зависимости
от источников права вся страна делилась
на две части: «страна писаного права»
и «страна обычного права».
В XIV-XV вв. появляются сборники кутюмов
отдельных селений, городов и феодальных
сеньорий (землевладений). Наиболее известен
сборник Кутюмы Бовези , а также Парижские
кутюмы. Сборники кутюмов, составленных
как по королевскому повелению, так и в
частном порядке, не создавали общего
права для всего государства. Право продолжало
сохранять свой партикулярный характер,
обусловленный феодальной раздробленностью
государства.
Писаными источниками
права являлись акты королевской
власти: указы, эдикты, ордонансы. Первоначально
акты королевской власти имели реальную
силу только на территории королевского
домена, но по мере централизации государственной
власти их общеобязательное значение
распространяется на всю территорию
страны. Особенно возросла роль королевских
актов в период абсолютной монархии.
В XVII-XVHI вв. был издан ряд ордонансов
в области уголовного права и
процесса гражданского права
Правовое регулирование
имущественных отношений
По теории римских
юристов всю совокупность правовых велений
следовало разделить на две части – право
частное и право публичное. К последнему,
по известному определению Уль—пиана,
принадлежат все те нормы, которые относятся
к положению Римской империи как целого;
напротив, частное право имеет дело с тем,
что касается пользы отдельных лиц.
Храмы и дороги были
объектами регулирования
Практическое значение указанного деления несомненно. Вместе с тем любая норма права представляет собой проявление воли данного класса. В конечном счете деятельность отдельных лиц отражается на функционировании права общества. Владение определяется в римском праве через правоспособность владельца, оборотоспособность вещи, отношение владельца к вещи как к своей собственности.
Владение бывает
двух видов:
1) добросовестное – лицо не знает и не
должно знать, что является незаконным
владельцем;
2) недобросовестное – владелец знает
и должен знать, что является незаконным
владельцем.
Установление владения
осуществляется посредством физической
передачи вещи и по мысленному приобретению
с последующей передачей.
Прекращение владения происходит при
смерти владельца, при утрате фактического
владения.
Различают следующие
права на чужие вещи:
1) сервитуты – право пользования чужой
вещью лицом, определенным собственником.
Они могут быть как личными, так и публичными.
2) эмфитевзис – пользование вещью с платой
собственнику оброка;
3) суперфиций – наследуемое и отчуждаемое
право на строение, возведенное на чужой
земле;
4) залог – средство обеспечения исполнения
обязательств.
Личные разделялись на:
а) узуфрукты – пользование вещью с правом
приобретения собственности на нее;
б) квазиузуфруктус – право на потребляемые
вещи с возвратом этих вещей и др.;
Отчуждение земли, рабов, рабочего скота и строений должно было совершаться в строго установленной форме. Она называлась манци—пацией. Первые разделы земли римская традиция приписывала Ромулу: каждая семья получила по половине гектара – речь идет о праве частной собственности. Римское государство не препятствовало всякого рода сделкам с землей, контролируя при этом, чтобы в результате этих сделок не происходило нежелательного перемещения земельной собственности от одной социальной группы к другой.