«Кутадгу билиг»
В 1069—1070 гг. в городе Кашгаре
появилась дидактическая поэма
«Кутадгу билиг («Наука о том,
как быть счастливым») Юсуфа
родом из Баласагуна. Никаких
биографических сведений об авторе
не сохранилось. Поэма была
посвящена правителю Кашгара Богра-хану,
который удостоил автора почетным чином
хас-хаджиба (личного камергера). «Кутадгу
билиг» написана на уйгурском языке караханидского
периода и содержит свыше 6500 бейтов. Она
получила широкую популярность, ее называли
«Этикой правления», «Державными законами»,
«Украшением знатных», «Советами царям»,
а иранцы — «Тюркской Шах-наме», хотя последнее
определение не вытекает из ее содержания.
«Кутадгу билиг» написана в форме месневи,
размером мутакариб арабо-персидского
стихосложения аруза (араб. — аруд). С поэмы
«Кутадгу билиг» начинается история классической
тюркоязычной поэзии.
Этико-дидактический трактат
Юсуфа Баласагунского «Кутадгу
билиг» охватывает все стороны
жизни идеального правителя и
его должностных лиц. Поучения
сопровождаются сведениями из самых
разных областей науки: математики, астрономии,
медицины. В качестве необходимых примеров
для подражания приводятся легендарные
иранские цари и герои.
Мусульманская ориентация первого
в классической тюркоязычной
поэзии сочинения закономерна.
Будучи правоверными мусульманами, Караханиды
могли одобрить такое произведение, где
излагались бы идеи, полезные для тюркской
династии, выступавшей в качестве властителя
Мавераннахра. В то же время именно такое
произведение и мог создать автор, эрудиция
которого не оставляет сомнений в том,
что он был хорошо знаком с литературой
арабов и персов, взятой им за образец.
Но, работая над своим трудом
о правильном управлении государством,
Юсуф Баласагунский поставил
перед собой задачу еще более
грандиозную — создать монументальное
поэтическое произведение на тюркском
языке. Он отразил в поэме свое понимание
разумно устроенного и основанного на
справедливости государства. Так как автор
был сведущ во всех областях средневековой
науки, то и его труд отвечал необходимым
правилам создания сочинений подобного
рода. Вступительная часть «Кутадгу билиг»
содержит обязательное для жанра месневи
вступление, куда входят прославление
бога и пророка Мухаммеда, посвящение
правителю и где сообщается о значении
книги и о причинах ее написания. Затем
следует основная часть поэмы, которая
в месневи всегда свободна. Юсуф Баласагунский
для основной части поэмы избрал форму
диалога четырех действующих лиц: правителя
Кюн Тогды (букв. — «Восход солнца»), его
везира Ай Толды (букв. — «Полная луна»),
сына везира Огдулмыша и брата везира
Одгурмыша. Сюжета почти нет. Заключительная
часть поэмы содержит традиционные в восточной
поэзии жалобы на старость, вероломство
друзей и гибельность мира, а также наставления
самому себе. Отличительная черта композиции
«Кутадгу билиг» — вкрапление в месневи
более двухсот четверостиший типа рубаи
— и то, что заключительные главы написаны
в форме касыд. Таким образом, первое в
истории тюркоязычной классической поэзии
сочинение включало в себя несколько жанров
арабской и персидской поэзии, которые
в дальнейшем и у тюрков оформились в законченные
и обособленные литературные жанры.
«Кутадгу билиг» содержит
ряд советов автора поэмы караханидским
правителям, не обладавшим достаточным
опытом в управлении обширной
страной с оседлым населением. По мысли
автора, необходимы создание стройной
системы управления, особый подбор обученных
делу чиновников, упорядочение системы
налогов, которые предлагается взимать
в соответствии с размерами богатства
и не превышать возможности людей. Юсуф
Баласагунский протестует против насилия
и произвола феодалов, против разорительных
междоусобных войн, защищает идею централизации
государства, призывает к развитию торговли,
ремесел и науки. В многочисленных главах
поэмы описываются необходимые качества
придворных и должностных лиц (военачальника,
посланника, казначея и др.), указывается,
как нужно вести себя с представителями
других сословий и профессий (поэтами,
землевладельцами, торговцами, звездочетами,
врачами и ветеринарами), определяются
правила поведения в быту и семье. Достижение
идеала возможно, если правитель сочетает
в себе четыре основных качества — справедливость,
ум, счастье и довольство. Автор создает
утопическую картину богатого, процветающего
государства, где нет бедняков, высоко
развита культура и повсюду царят спокойствие
и мир. Одновременно с восхвалением человеческих
добродетелей он выступает и против пороков:
лицемерия, лжи, клеветы, зависти, алчности,
скупости.
Поэма Юсуфа Баласагунского
«Кутадгу билиг» насыщена разнообразными
художественными приемами — сравнениями,
эпитетами, аллегориями, метафорами. Наиболее
часто употребляются метафорическое сравнение
и аллегория. Так созданы картины непостоянства
человеческого счастья и коварства судьбы,
погони людей за богатством. Построенная
главным образом на диалогах и монологах
действующих лиц, «Кутадгу билиг» богата
приемами поэтического синтаксиса: риторическими
вопросами, обращениями и восклицаниями.
Автор поэмы вводит в текст детали быта
кочевников и охотничьего обихода. Произведение
содержит сентенции, афоризмы, пословицы
и фразеологические обороты, свидетельствующие
о хорошем знании тюркского фольклора.
«Красота ума — речь, а красота речи —
слово. Красота человека — лицо, а красота
лица — глаза. С помощью языка человек
произносит слова. И если слова его хороши,
то прославится его лицо»; «Знание — богатство,
обладая им, не будешь бедняком, его не
отнимут у тебя ни вор, ни обманщик»; «Ради
человечности дано людям имя — человек,
человечностью возвышает свое имя человек».
По точности и выразительности изображения
особенно привлекает внимание вступление
к IV главе поэмы, которое посвящено весеннему
пробуждению природы.