Курская битва

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 11:10, реферат

Описание работы

После поражения под Сталинградом немецкое командование решило взять реванш, имея в виду осуществление крупного наступления на советско-германском фронте, местом которого был избран так называемый Курский выступ (или дуга), образованный советскими войсками зимой и весной 1943 года. Курская битва, подобно сражениям под Москвой и Сталинградом, отличалась большим размахом и направленностью. В ней с обеих сторон участвовало более 4 млн. человек, свыше 69 тысяч орудий и минометов, 13,2 тысячи танков и самоходных установок, до 12 тысяч боевых самолетов.

Работа содержит 1 файл

Курская битва.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

   Усиление  партизанских действий на железных дорогах  сразу же ощутили на себе оккупанты. В августе 1942 года они зарегистрировали почти 150 крушений эшелонов, в сентябре – 152, в октябре – 210, в ноябре –  почти 240. Обычными стали нападения  партизан на немецкие автоколонны. Шоссе, пересекавшие партизанские края и зоны, оказывались практически закрытыми для оккупантов. По многим дорогам перевозки были возможны только под усиленной охраной.

   Образование крупных партизанских соединений и  координация их действий центральным штабом позволили развернуть планомерную борьбу против опорных пунктов немецко-фашистских оккупантов. Уничтожая вражеские гарнизоны в районных центрах и других селениях, партизанские отряды все более расширяли границы контролируемых ими зон и территорий. Целые оккупированные районы были освобождены от захватчиков. Уже летом и осенью 1942 года партизаны сковали 22-24 вражеские дивизии, оказывая этим значительную помощь войскам сражающейся Советской Армии. К началу 1943 года партизанские края охватили значительную часть Витебской, Ленинградской, Могилевской и ряда других областей, временно оккупированных противником. В этом же году еще больше число гитлеровских войск было отвлечено с фронта для борьбы с партизанами.

   Именно  на 1943 год приходится пик действий советских партизан, чья борьба и вылилась во всенародное партизанское движение. Число его участников к концу 1943 года выросло до 250 тысяч вооруженных бойцов. В это время, например, белорусские партизаны контролировали почти 60% оккупированной территории республики (109 тыс. кв.км.), причем на площади 38 тыс. кв.км. оккупанты были полностью изгнаны. В 1943 году борьба советских партизан в тылу врага распространилась на Правобережную и Западную Украину и западные районы Белоруссии.

«Рельсовая  война». Операция «Концерт». Герои-партизаны

   О размахе партизанского движения свидетельствует ряд крупных  операций, осуществленных совместно  с войсками Красной Армии. Одна из них получила название «Рельсовая война». Она проводилась в августе-сентябре 1943 года на оккупированной врагом территории РСФСР, Белорусской и части Украинской ССР с целью вывода из строя железнодорожных коммуникаций немецко-фашистских войск. Эта операция была связана с планами Ставки по завершению разгрома гитлеровцев на Курской дуге, проведению Смоленской операции и наступления с целью освобождения Левобережной Украины. К выполнению операции ЦШПД привлек также ленинградских, смоленских, орловских партизан.

   Приказ  о проведении операции «Рельсовая война» был отдан 14 июня 1943 года. Местные партизанские штабы и их представители на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны снабжались с «Большой земли» взрывчатыми веществами, взрывателями, активно проводилась разведка на железнодорожных коммуникациях противника. Операция началась в ночь на 3 августа и продолжалась до середины сентября. Боевые действия в тылу врага развернулись на местности протяженностью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину, в них участвовало около 100 тысяч партизан при активной поддержке местного населения.

   Мощный  удар по железным дорогам на территории, занятой противником, оказался для  него полной неожиданностью. Б течение  долгого времени гитлеровцы не могли  организованно противодействовать партизанам. В ходе операции «Рельсовая война» было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов, пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой гитлеровцев, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. Пропускная способность железных дорог снизилась на 35-40% , что сорвало планы гитлеровцев по накоплению материальных средств и сосредоточению войск, серьезно затруднило проведение перегруппировки сил противника.

   Тем же целям, но уже во время предстоящего наступления советских войск  на смоленском, гомельском направлениях и битвы за Днепр, была подчинена операция партизан под кодовым названием «Концерт». Она проводилась 19 сентября – 1 ноября 1943 года на оккупированной фашистами территории Белоруссии Карелии, в Ленинградской и Калининской областях, на территории Латвии, Эстонии, Крыма, охватывая по фронту около 900 км и в глубину свыше 400 км.

   Являлась  плановым продолжением операции «Рельсовая война», она была тесно связана  с предстоящим наступлением советских  войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр. К участию в операции привлекались 193 партизанских отряда (группы) Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей (свыше 120 тысяч человек), которые должны были подорвать более 272 тысяч рельсов.

   На  территории Белоруссии в операции участвовало  более 90 тысяч партизан; им предстояло подорвать 140 тысяч рельсов. Центральный  Штаб Партизанского Движения предполагал  забросить белорусским партизанам 120тонн взрывчатых веществ и других грузов, калининградским и ленинградским партизанам – по 20тонн.

   Ввиду резкого ухудшения метеоусловий к началу операции удалось перебросить  партизанам лишь около половины запланированного количества грузов, поэтому было решено массовые диверсии начать 25 сентября. Однако часть отрядов, уже вышедших на исходные рубежи, не могла учесть изменения сроков операции и 19сентября приступила к её осуществлению. В ночь на 25 сентября были произведены одновременные действия по плану операции «Концерт» на фронте около 900км (исключая Карелию и Крым) и в глубине свыше 400км.

   Местные штабы партизанского движения и  их представительства на фронтах  определили участки и объекты  действий каждому партизанскому  формированию. Партизаны обеспечивались взрывчатыми веществами, взрывателями, на «лесных курсах» проводились занятия по минноподрывному делу, на местных «заводах» добывался тол из трофейных снарядов и бомб, в мастерских и кузницах изготовлялись крепления толовых шашек к рельсам. Активно велась разведка на железных дорогах. Операция началась в ночь на 3 августа и продолжалась до середины сентября. Действия развернулись на местности протяжённостью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину, в них участвовало около 100 тыс. партизан, которым помогало местное население. Мощный удар по ж.-д. линиям был неожиданным для врага, который в течение некоторого времени не мог организованно противодействовать партизанам. В ходе операции было подорвано около 215 тыс. рельсов, пущено под откос много эшелонов, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. Массовое нарушение вражеских коммуникаций значительно затруднило перегруппировки отступающих войск противника, осложнило их снабжение и тем самым содействовало успешному наступлению Красной Армии.

   Задачей операции «Концерт» был вывод  из строя больших участков железнодорожных магистралей с целью срыва перевозок противника. Основная масса партизанских соединений начала боевые действия в ночь на 25 сентября 1943 года. В ходе операции «Концерт» только белорусские партизаны подорвали около 90 тыс. рельсов, пустили под откос 1041 вражеский эшелон, разрушили 72 железнодорожных моста, разгромили 58 гарнизонов захватчиков. Операция «Концерт» вызвала серьезные затруднения в перевозках немецко-фашистских войск. Пропускная способность железных дорог снизилась более чем в три раза. Это очень сильно затруднило гитлеровскому командованию осуществление маневра своих сил и оказало огромную помощь наступающим войскам Красной Армии.

   Невозможно  перечислить здесь всех героев-партизан, чей вклад в победу над врагом был столь ощутим в общей борьбе советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. В ходе войны выросли замечательные командные партизанские кадры – С.А. Ковпак, А.Ф. Федоров, А.Н. Сабуров, В.А. Бегма, Н.Н. Попудренко и много других. По своим масштабам, политическим и военным результатам всенародная борьба советского народа на оккупированных гитлеровскими войсками территориях приобрела значение важного военно-политического фактора в разгроме фашизма. Самоотверженная деятельность партизан и подпольщиков получила всенародное признание и высокую оценку государства. Более 300 тысяч партизан и подпольщиков были награждены орденами и медалями, в том числе свыше 127 тысяч – медалью «Партизану Великой Отечественной войны» 1 и 2 степени, 248 присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Пинский партизанский отряд

   В Белоруссии одним из наиболее известных  партизанских отрядов являлся Пинский  партизанский отряд под командованием  Коржа В.З. Корж Василий Захарович (1899–1967), Герой Советского Союза, генерал-майор. Родился 1 января 1899 года в деревне Хворостово Солиторского района. С 1925 года – председатель коммуны, затем колхоза в Старобинском районе Минской области. С 1931 года работал в Слуцком окружном отделе НКВД. С 1936 по 1938 год воевал в Испании. По возвращении на Родину был арестован, но через несколько месяцев освобожден. Работал директором совхоза в Красноярском крае. С 1940 года – финхозсектор Пинского обкома партии. В первые дни Великой Отечественной войны создал Пинский партизанский отряд. Отряд «Комарова» (партизанский псевдоним В.З. Коржа) вел бои в районах Пинской, Брестской и Волынской областей. В 1944 году удостоен звания Героя Советского Союза. С 1943 года – генерал-майор. В 1946-1948 годах окончил Военную академию Генерального штаба. С 1949 по 1953 год – заместитель министра лесного хозяйства БССР. В 1953-1963 годах – председатель колхоза «Партизанский край» Пинской, а затем Минской областей. Его именем названы улицы в Пинске, Минске и Солигорске, колхоз «Партизанский край», средняя школа в Пинске.

   Пинские партизаны действовали на стыке  Минской, Полесской, Барановичской, Брестской, Ровенской и Волынской областей. Немецкая оккупационная администрация  разделила территорию на комиссариаты, подчиняющиеся разным гауляйтерам  – в Ровно, Минске. Иногда партизаны оказывались «ничейными». Пока немцы разбирались, кому из них надлежит посылать войска, партизаны продолжали действовать.

   Весной 1942 года партизанское движение получило новый импульс, стало приобретать  новые организационные формы. Появилось централизированное руководство в Москве. Наладилась радиосвязь с Центром.

   С организацией новых отрядов и  ростом их численного состава Пинский  подпольный обком КП(б)Б с весны 1943 года начал объединять их в бригады. Всего было создано 7 бригад: имени  С.М. Буденного, имени В.И. Ленина, имени В.М. Молотова, имени С.М. Кирова, имени В. Куйбышева, Пинская, «Советская Белоруссия». В состав Пинского соединения входили отдельные отряды – штабной и имени И.И. Чуклая. В рядах соединения действовали 8431 партизан (списочный состав). Руководили Пинским партизанским соединением В.З. Корж, А.Е. Клещев (май-сентябрь 1943 года), начальник штаба – Н.С. Федотов. В.З. Коржу и А.Е. Клещеву присвоены воинские звания «генерал-майор» и звания Героя Советского Союза. В результате объединения действия разрозненных отрядов стали подчиняться единому замыслу, стали целенаправленными, и подчинялись действиям фронта или армии. А в 1944 году взаимодействие получалось даже с дивизиями.

   В 1942 году пинские партизаны настолько  окрепли, что уже громили гарнизоны в районных центрах Ленино, Старобин, Красная Слобода, Любешов. В 1943 году партизаны М. И. Герасимова после разгрома гарнизона занимали город Любешов несколько месяцев. Партизанские отряды имени Кирова, имени Н. Шиша разгромили 30 октября 1942 года немецкий гарнизон на станции Синкевичи, разрушили железнодорожный мост, станционное хозяйство и уничтожили эшелон с боеприпасами (48 вагонов). Немцы потеряли 74 человека убитыми, 14 ранеными. Железнодорожное движение на линии Брест – Гомель – Брянск было прервано на 21 сутки.

   Диверсии  на коммуникациях были основой боевой деятельности партизан. В разные периоды  они проводились по-разному, начиная  с самодельных взрывных устройств  до усовершенствованных мин полковника Старинова. От взрыва водокачек и стрелок – до масштабной «рельсовой войны». Все три года партизаны разрушали линии связи.

   В 1943 году партизанские бригады имени  Молотова (М. И. Герасимов) и Пинская (И.Г. Шубитидзе) целиком вывели из строя  Днепровско-Бугский канал – важное звено водной артерии Днепр – Припять – Буг – Висла. На левом фланге их поддержали брестские партизаны. Немцы пытались восстановить этот удобный водный путь. Упорные бои продолжались 42 дня. Против партизан была брошена сначала венгерская дивизия, затем части немецкой дивизии и полк власовцев. Против партизан бросили артиллерию, бронетехнику и авиацию. Партизаны несли потери, но держались стойко. 30 марта 1944 года отошли к линии фронта, где им отвели участок обороны и они сражались вместе с фронтовыми частями. В результате героических боев партизан водный путь на запад был перекрыт. 185 речных судов остались в Пинске.

   Командование 1-го Белорусского фронта придавало  особо важное значение захвату плавсредств  в Пинском порту, так как в  условиях сильно заболоченной местности, при отсутствии хороших шоссейных дорог эти плавсредства могли успешно решить вопрос переброски тылов фронта. Задача была выполнена партизанами за полгода до освобождения областного центра Пинск.

   В июне-июле 1944 года пинские партизаны  помогали частям 61-й армии Белова освобождать города и села области. С июня 1941 по июль 1944 года пинские партизаны нанесли большой урон немецко-фашистским оккупантам: только убитыми они потеряли 26 616 человек и 422 человек попали в плен. Разгромили более 60 крупных вражеских гарнизонов, 5 железнодорожных станций и 10 находившихся там эшелонов с боевой техникой и боеприпасами.

Информация о работе Курская битва