Курская битва 5 июля — 23 августа 1943 год

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:26, доклад

Описание работы

Курская битва, также известна как Битва на Курской дуге по своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям является одним из ключевых сражений Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны.
В советской и российской историографии принято разделять сражение на 3 части: Курскую оборонительную операцию (5—12 июля); Орловскую (12 июля — 18 августа) и Белгородско-Харьковскую (3—23 августа) наступательные.

Содержание

Подготовка к сражению.
Планы и силы сторон.
Роль разведки.
5 июля 1943 г. День первый. Оборона Черкасского.
6 июля 1943 г. День второй. Первые контрудары.
Сражение под Прохоровкой.
Орловская наступательная операция (операция «Кутузов»).
Белгородско-Харьковская наступательная операция
Итоги Курской битвы.
Расхождения в оценке потерь.

Работа содержит 1 файл

Курская битва.docx

— 455.83 Кб (Скачать)

Таким образом, в течение 6 июля соединения 4 ТА сумели прорвать на своём правом фланге второй рубеж  обороны Воронежского фронта, нанесли  значительные потери войскам 6 гв. А (из шести стрелковых дивизий к утру 7 июля боеспособными оставались лишь три, из двух переданных ей танковых корпусов — один). В результате потери управления частями 51 гв.сд и 5 гв. Стк, на участке стыка 1 ТА и 5 гв. Стк образовался не занятый советскими войсками участок, который в последующие дни ценой неимоверных усилий Катукову пришлось затыкать бригадами 1 ТА, используя свой опыт оборонительных боёв под Орлом в 1941 году.

Однако, все успехи 2 тк СС приведшие к прорыву второго оборонительного рубежа опять не могли быть воплощены в мощный прорыв вглубь советской обороны для уничтожения стратегических резервов Красной армии, так как войска АГ «Кемпф» добившись 6 июля некоторых успехов, тем не менее снова не смогли выполнить задачу дня. АГ «Кемпф» по прежнему не могла обеспечить правый фланг 4 ТА, угрозу которому представлял 2 гв. Ттк поддерживаемый всё ещё боеспособной 375 сд. Также существенное значение на дальнейших ход событий оказали потери немцев в бронетехнике. Так, например, в танковом полку тд «Великая германия» 48 тк после первых двух дней наступления небоеспособными числились 53 % танков (советские войска вывели из строя 59 из 112 машин, включая 12 «Тигров» из 14 имевшихся), а в 10 тбр к вечеру 6 июля боеспособными числились лишь 40 боевых «Пантер» (из 192). Поэтому на 7 июля перед корпусами 4 ТА ставились менее амбициозные задачи, чем 6 июля — расширение коридора прорыва и обеспечение флангов армии.


Командир 48-го танкового корпуса, О. фон Кнобельсдорф, вечером 6 июля подводил итоги дневного боя:

 

Начиная с 6 июля 1943 г. отступить  от ранее разработанных планов пришлось не только немецкому командованию (которое сделало это ещё 5 июля), но и советскому, которое явно недооценило силу немецкого бронетанкового удара. В связи с потерей боеспособности и выходом из строя материальной части большинства дивизий 6 гв. А, с вечера 6 июля общее оперативное управление войсками, удерживавшими второй и третий рубежи советской обороны в районе прорыва немецкой 4 ТА, фактически было передано от командующего 6 гв. А И. М. Чистякова к командующему 1 ТА М. Е. Катукову. Основной каркас советской обороны в последующие дни создавался вокруг бригад и корпусов 1 танковой армии.

Сражение под Прохоровкой.

 

                                          (Звонница в память о погибших на Прохоровском поле)                                         (  12 июля. Уничтоженный немецкий танк догорает на поле боя)

12 июля в районе Прохоровки  произошёл крупнейший (или один  из крупнейших[18]) в истории встречный  танковый бой.

Согласно данным из советских  источников, с немецкой стороны, в  сражении участвовало около 700 танков и штурмовых орудий, по мнению В. Замулина — 2-й танковый корпус СС, имевший 294 танка (в том числе 15 «Тигров») и САУ.

С советской стороны в  сражении участвовала 5-я танковая армия  П. Ротмистрова, насчитывавшая около 850 танков. После нанесения массированного авиаудара сражение с обеих сторон перешло в активную его фазу и продолжалось до конца дня.

Вот один из эпизодов, который  наглядно показывает, что происходило 12 июля: бой за совхоз «Октябрьский»  и выс. 252.2 напоминал морской прибой — четыре танковые бригады РККА, три батареи САП, два стрелковых полка и один батальон мотострелковой бригады волнами накатывались на оборону гренадерского полка  СС, но, встретив ожесточенное сопротивление  отходили. Так продолжалось почти  пять часов, пока гвардейцы не выбили гренадеров из этого района, понеся при этом колоссальные потери.


Из воспоминаний участника  боя унтерштурмфюрера Гюрса, командира  мотострелкового взвода 2-го грп:

 

Во время боя из строя  выбыло очень много командиров-танкистов (взводных и ротных). Высокий уровень потерь комсостава в 32-й тбр: 41 командир танка (36 % от общего числа), командир танкового взвода (61 %), роты (100 %) и батальона (50 %). Очень высокие потери понесло командное звено и в мотострелковом полку бригады, погибли и получили тяжелые ранения многие командиры рот и взводов. Вышел из строя его командир капитан И. И. Руденко (эвакуировали с поля боя в госпиталь).

К исходу 12 июля сражение завершилось  с неясными результатами, чтобы возобновиться  днём 13 и 14 июля. После сражения немецкие войска не смогли продвинуться вперед сколь-нибудь значительно, несмотря на то, что потери советской танковой армии, вызванные тактическими ошибками её командования, были намного больше. Продвинувшись за 5-12 июля на 35 километров, войска Манштейна были вынуждены, протоптавшись  на достигнутых рубежах три дня  в тщетных попытках взломать советскую  оборону, начать отвод войск с  захваченного «плацдарма». В ходе сражения наступил перелом. Перешедшие 23 июля в  наступление советские войска отбросили  немецкие армии на юге Курской  дуги на исходные позиции.

 

Орловская наступательная операция (операция «Кутузов»).


            Орловская наступательная операция началась 12 июля 1943 г. Ударом Западного и Брянского фронтов, к которым 15 июля присоединился Центральный. Главная оборонительная полоса группы армий "Центр" на орловском выступе имела глубину порядка 5-7 км. Она состояла из опорных пунктов, связанных между собой сетью траншей и ходов сообщения. Перед передним краем были установлены проволочные заграждения в 1-2 ряда деревянных кольев, усиленные на ответственных направлениях проволочными заборами на металлических стойках или спиралями "Бруно". Имелись также противотанковые и противопехотные минные поля. На главных направлениях установили большое количество пулеметных бронеколпаков, из которых можно было вести плотный перекрестный огонь. Все населенные пункты приспособили для круговой обороны, по берегам рек устроили противотанковые препятствия. Однако многие инженерные сооружения не были достроены, так как немцы не верили в возможность широко наступления советских войск на данном участке фронта.

Утром 12 июля, в 5:10, сразу после  дождя, советское командование предприняло  авиационно-артиллерийскую подготовку, а в 5:40 штурм орловского выступа  с севера и северо-востока. К 10:00 главная  оборонительная полоса немецких войск  была прорвана в трех местах, и в  прорыв пошли части 4-й танковой армии. Однако к 16:00 немецкое командование смогло перегруппировать силы и, отведя ряд  подразделений из-под ст. Поныри, остановить развитие советского наступления. К вечеру первого дня наступления  на северо-западе советские войска смогли продвинуться на 10-12 км, на севере - до 7,5 км. На восточном направлении  продвижение было незначительным.

На следующий день северо-западная группировка была направлена на уничтожение  крупных опорных пунктов в  селах Старица и Ульяново. Используя  дымовую завесу и демонстрируя атаку  с. Старица с севера, наступающие части скрытно обошли населенные пункты и нанесли танковый удар с юго-востока и запада. Несмотря на хорошее обеспечение населенных пунктов, вражеский гарнизон был полностью уничтожен. В этом бою лучше всего проявили себя подразделения инженерно-штурмовых войск, которые умело "выкуривали" огнеметами немецкие огневые точки в домах. В это время в с. Ульяново наступающие войска ложными атаками оттянули на западную окраину весь немецкий гарнизон, что позволило практически беспрепятственно ворваться в село на танках со стороны с. Старица. При освобождении этого важного опорного пункта потери со стороны наступавших были небольшими (всего десять человек убитыми).

С ликвидацией этих узлов  сопротивления нашим войскам  открылся путь на юг и юго-восток. Наступающие  в этих направлениях войска создали  угрозу коммуникациям немцем между  Орлом и Брянском. За два дня  боев, по показаниям пленных, немецкие 211-я и 293-я пехотные дивизии были практически уничтожены, а 5-я танковая дивизия, понесшая большие потери, была выведена в тыл. Оборона немецких войск была прорвана на фронте. Однако немецкое командование грамотно оперировало  имеющиеся резервами, и к 14 июля наступление  на данном участке было приостановлено. Бои приняли позиционный характер.

 

Войска 3-й армии и 3-й  гвардейской танковой армии, наступавшие  на Орел с востока, успешно форсировали  несколько водных преград и, обходя очаги сопротивления, пытались с  ходу прорваться к Орлу. К моменту  ввода в бой 18 июля, 3 гв. танковая армия имела танков Т-34 - 475, танков Т-70 - 224, орудий и минометов - 492. Они создали для немецких войск серьезную опасность рассечения их группировки пополам, и потому против них вечером 19 июля были введены противотанковые резервы.

22 июля передовые части  61-й армии ворвались в Болхов, улучшив положение войск Брянского фронта. Одновременно войска 11-й гв. армии перерезали шоссе Болхов - Орел, создав немецкой Болховской группировке угрозу окружения. В это время 63-я армия и части 3-й гв. танковой армии вели тяжелые бои с 3-й танковой дивизией немцев, переброшенной из Ново-Сокольников, и подразделениями 2-й танковой и 36-й механизированной дивизий, переброшенными из-под Понырей. Войска 3-й армии с ходу захватили плацдарм на берегу р. Олешня в районе Александровка, куда началась переброска танков 3-й гв. танковой армии. Но южнее Александровки наступление было малоуспешно. Особенно тяжело было бороться с закопанными в землю немецкими танками и штурмовыми орудиями. Тем не менее, к 19 июля наши войска вышли к р. Олешня на всем ее протяжении. В ночь на 19 июля по немецкому рубежу обороны на р. Олешня был нанесен мощный авиационный налет, а утром началась артподготовка. К полудню Олешня была форсирована в нескольких местах, что создало угрозу окружения всей Мценской группировки немцев, и 20 июля они оставили город почти без боя.

15 июля к наступательным  действиям перешли и подразделения  Центрального фронта, которые воспользовались  отводом части немецких сил  из-под Понырей. Но до 18 июля  успехи Центрального фронта были  довольно скромными. Лишь утром  19 июля Центральный фронт прорвал  немецкую полосу обороны на 3Е4  км в направлении на северо-запад,  в обход Орла. В 11 часов в  прорыв были введены танки 2-й танковой армии.

Однако 3-й тк. той же 2-й танковой армии использовал приданную противотанковую и легкую артиллерию неграмотно. Полки артбригады были приданы танковым бригадам, которые раздробили их на батареи, передав танковым батальонам. Это разрушило руководство бригадой, приведя к тому, что батареи предоставлялись сами себе. Командиры танковых батальонов требовали, чтобы батареи сопровождали танки своим ходом в их боевых порядках, что привело к неоправданно большим потерям матчасти и личного состава 2-й ИПТАБр (грузовые автомобили в боевых порядках танков предоставляли собой легкую добычу для всех видов оружия). Да и сам 3-й тк. понес большие потери в районе Тросна, пытаясь без разведки и артиллерийской поддержки атаковать в лоб укрепленные позиции немецких гренадеров, усиленные истребительно-противотанковыми САУ и штурмовыми орудиями.

22-24 июля для обороняющихся  под Орлом немецких войск создалось  наиболее тяжелое положение. К  западу от Болхова советские войска создали наибольшую угрозу основным коммуникациям немецких войск. 26 июля в ставке Гитлера состоялось специальное совещание, посвященное положению немецких войск на Орловском плацдарме. В результате совещания было принято решение об отводе всех немецких войск с Орловского выступа за линию "Хаген". Однако отступление необходимо было по возможности задерживать из-за неготовности линии обороны в инженерном отношении. Тем не менее, с 31 июля немцы начали планомерный отводсвоих войск с Орловского плацдарма. 5 августа в 05-45 советские войска полностью освободили Орёл. По советским данным в Орловской операции было уничтожено 90.000 гитлеровцев.

Белгородско-Харьковская наступательная операция

(операция «Румянцев»).


 

             

( Немецкие танкисты в июле-августе 1943 года)

        18 июля в бой должны были быть введены все имеющиеся силы Степного фронта под командованием генерала Конева. Однако до исхода 19 июля фронт занимался перегруппировкой сил. Только 20 июля войскам фронта в составе пяти общевойсковых армий удалось продвинуться на 5-7 км.

22 июля войска Воронежского  и Степного фронтов перешли  во всеобщее наступление и  к исходу следующего дня, прорвав  немецкие заслоны, в основном  вышли на позиции, которые занимали  наши войска до начала немецкого  наступления 5 июля. Однако дальнейшее  продвижение войск было остановлено  немецкими резервами.

Всего к началу второй фазы Белгородско-Харьковской наступательной операции в войсках Воронежского и Степного фронтов насчитывалось 50 стрелковых дивизий, 8 танковых корпусов, 3 мехкорпуса и, кроме того, 33 танковые бригады, несколько отдельных танковых полков и самоходно-артиллерийских полков.

Наступление началось на рассвете 3 августа мощной артподготовкой. В 8 утра в наступление пошли пехоты и танки прорыва. Огонь немецкой артиллерии был беспорядочным. В  воздухе безраздельно господствовала наша авиация. К 10 часам передовые  части 1-й танковой армии переправились  через реку Ворскла. В первой половине дня пехотные части продвинулись на 5Е6 км, и командующий фронтом генерал Ватутин ввел в бой главные силы 1-й и 5-й гв. танковых армий. К исходу дня части 1-й танковой армии продвинулись в глубину немецкой обороны на 12 км, и подошли к Томаровке. Здесь они встретили мощную противотанковую оборону и были временно остановлены. Соединения 5-й гв. танковой армии продвинулись значительно дальше - до 26 км и вышли в район Добрая воля.

4 и 5 августа основные  усилия Воронежского и Степного  фронтов были направлены на  ликвидацию томаровского и белгородского узлов сопротивления.

Утром 5 августа части 6-й  гв. армии завязали бои за Томаровку и к вечеру очистили ее от немецких войск. Противник активно контратаковал группами по 20-40 танков при поддержке штурмовых орудий и мотопехоты, но безуспешно. К утру 6 августа томаровский узел сопротивления был очищен от немецких войск. Подвижная группа Воронежского фронта в это время продвинулась вглубь обороны противника на 30-50 км, создав обороняющимся войскам угрозу окружения. 5 августа войска Воронежского фронта завязали бои за Белгород. Войска 69-й армии вошли в город с севера. Форсировав, Северный Донец, к восточным окраинам вышли войска 7-й гв. армии, а с запада Белгород обходили подвижные соединения 1-го мехкорпуса. К 18 часам город был полностью очищен от немецких войск, было захвачено большое количество брошенной немецкой техники и боеприпасов.

Освобождение Белгорода  и уничтожение томаровского узла сопротивления позволило наступающим подвижным группам Воронежского фронта в составе 1-й и 5-й гв. танковых армий выйти на оперативный простор.

В ночь на 7 августа советские  войска атаковали узел сопротивления  немцев в Борисовке и к полудню  следующего дня взяли его. Вечером  наши войска взяли Грайворон. Здесь  разведка донесла, что к городу движется большая колонная немецких войск. Командующий  артиллерий 27-й армии распорядился выдвинуть для уничтожения колонны  все имеющиеся артиллерийские средства. Более 30 крупнокалиберных орудий и  дивизион реактивных минометов неожиданно открыли огонь по колонне, в то время, как новые орудия спешно устанавливались на позициях и включались в стрельбу. Удар был столь неожиданным, что многие немецкие машины были брошены совершенно исправными. В ходе боев 7 августа прекратила существование Борисовская группировка немецких войск.

Информация о работе Курская битва 5 июля — 23 августа 1943 год