Курс лекции по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 22:46, курс лекций

Описание работы

Работа содержит полный курс лекций по предмету "Отечественная история".

Работа содержит 1 файл

история.rtf

— 685.70 Кб (Скачать)

Усиливается крепостное право. В 1775 г. дворянство получает Жалованную грамоту, подтверждающую сословные привилегии дворянства. Дворянству присваивается звание "благородного".  

Таким образом, реформы Екатерины II сохранили и укрепили абсолютную монархию и крепостничество в России.  
 

18. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА: ХАРАКТЕР, ИТОГИ.  

Подъем экономики страны, создание армии и флота, победа в Северной войне и завоевание выхода в Балтийское море укрепили международное положение России.  

Однако нерешенным оставались две внешнеполитические задачи: 1) овладение выходом в Азовское и Черное моря; 2) воссоединение Правобережной Украины с Левобережной и включение Белоруссии в состав России.  

Наибольшее значение во внешнеполитических событиях середины XVIII в. имела Семилетняя война (1756 - 1763 гг.). В Европе усилилась агрессивная политика Пруссии. Война началась в 1756 г. нападением Пруссии на Саксонию. Летом 1757 г. в войну вступила Россия. Одержав ряд побед, русские войска заняли Восточную Пруссию, разгромили прусского короля Фридриха II (1759 г.) и в 1760 г. заняли Берлин. От катастрофы Пруссию спас Петр III, заключивший с ней мир и вернувший все завоеванные Россией территории. Екатерина II аннулировала заключенный Петром III союз с Пруссией.  

В 1768 г. Турция возобновила агрессию на Украине и Кавказе. Военные действия 1768 - 1769 гг. были неудачны для русской армии. Положение изменилось в 1770 г. после крупных побед русской армии под командованием П. А. Румянцева в сражениях на притоках реки Прут Ларге и Кагуле и разгрома турецкого флота в Чесменской бухте эскадрой Г. А. Спиридонова.  

В 1771 г. российские войска заняли все основные центры Крыма. В 1773 г. войска под командованием Суворова взяли крепость Тартукай, а в 1774 г. одержали победу при Козлудже. Турция была вынуждена подписать мирный договор в деревне Кючук-Кайнарджи, по условиям которого Россия получала земли между Днепром и Южным Бугом, Керчь и право плавания русских судов по Черному морю. В 1783 г. Крым был включен в состав России.  

В 1783 г. грузинский царь Ираклий II подписал с Россией трактат в г. Георгиевске, по которому Грузия переходила под покровительство России.  

В 1787 г. Турция начала новую войну с Россией. В 1787 г. А.В. Суворов разгромил турецкий десант в районе Кинбурна, в 1788 г. взял Очаков. В 1789 г. Суворов одержал победы над турками у Фокшан и при Рымнике. 11 декабря 1790 г. русские войска штурмом взяли крепость Измаил, путь на Стамбул открыт. Черноморский флот под командованием Ф. Ф. Ушакова нанес турецкому флоту ряд поражений в Керченском проливе, у мыса Калиакрия. В 1791 г. в Яссах между Турцией и Россией был подписан мир. К России были присоединены земли Азово - Черноморского побережья.  

В 70-е годы XVIII в. Россия во время войны за независимость североамериканских штатов с Англией выступила с Декларацией о вооруженном нейтралитете.  

Воспользовавшись глубоким кризисом в Речи Посполитной, Австрия, Пруссия и Россия в 70 - 90-е годы XVIII в. провели три раздела Польши, ликвидировав ее государственность. К России отошли по 1-му разделу 1772 г. - восточная часть Белоруссии, по 2-му разделу 1793 г. - Правобережная Украина и центральная часть Белоруссии, по 3-му разделу 1795 г. - Литва, Западная Белоруссия. После начала в 1789 г. революции во Франции Россия повела активную борьбу с революционной страной. В 1792 г. с Францией были разорваны дипломатические отношения. В 1793 Россия заключила договор с Англией, Пруссией и Австрией, обязываясь помогать им войском и деньгами в борьбе с Францией.  

Против Франции была создана коалиция в составе Англии, России, Австрии, Турции и Неаполитанского королевства, которая развернула свои действия в Италии, Швейцарии и на Средиземном море. В 1789 г. флот под командованием Ф. Ф. Ушакова овладел Ионическими островами. В 1799 г. французские войска были изгнаны из Неаполя и Рима. Во главе союзных войск встал А. В. Суворов, совершивший блистательный Итальянский поход. За 5 недель была освобождена вся Северная Италия. Затем русские войска были переброшены через Альпы в Швейцарию. Это был беспримерный переход. 13 сентября 1799 г. русские войска овладели перевалом Сен-Готард, а затем разбили французов у Чертова моста и ворвались в Швейцарию, но были окружены превосходящими силами французов. Суворов все же вырвался из окружения.  

Швейцарский поход обострил отношения в коалиции и привел к выходу России из войны. Павел I заключил союз с Наполеоном и разорвал отношения с Англией.  
 

19. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ РОССИИ В XVIII В.  

В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. На смену средневековой культуре, пронизанной религиозным мировоззрением, приходит "новая культура". Ее отличительные черты - светскость, рационалистическое (от слова "рацио" - разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других народов и стран.  

В истории русской культуры XVIII в. выделяют два периода: первая четверть XVIII в. - становление новой русской культуры, середина - вторая половина XVIII в. - складывание и расцвет сословной, преимущественно светской, дворянской культуры и культуры крестьянской.  

С начала XVIII в. получает развитие светское гражданское просвещение.  

В 1701 г. В Москве открыта Навигацкая школа, а в 1715 г. - Санкт - Петербургская Морская академия. Создавались артиллерийские, инженерные, медицинские, горные школы. В провинциях существовали три типа школ: епархиальные, цифирные, гарнизонные и адмиралтейские. Были изданы учебники "Арифметика" Л. Магницкого, "Руководство по механике" Скорнякова-Писарева. В 1702 г. началось издание первой газеты "Ведомости". В 1708 г. был введен гражданский шрифт. Стали создаваться типографии, книжные лавки. В 1719 г. в России был открыт первый музей - Кунсткамера.  

Огромное значение для развития науки имела основанная в 1725 г. Петербургская Академия наук. Были составлены "Атлас Российской империи" Кириллова, карты Камчатки, Балтийского моря, Дона. Из стен академии вышли многие крупные ученые: М.В. Ломоносов, математик и астроном С. Я. Румовский, натуралист И. Н. Лепехин и др.  

Во второй половине XVIII в. продолжается развитие просвещения. В 1755 г. был создан Московский университет. В 1757 г. была открыта Академия художеств. В России конца XVIII в. начала формироваться система общеобразовательной школы. В губернских городах создавались главные четырехклассные народные училища, а в уездных городах - малые двухклассные училища.  

Всего на рубеже XVIII - XIX вв. в России насчитывалось 550 учебных заведений, где обучалось 62 тыс. человек.  

В русском искусстве до середины XVIII в. господствовал стиль барокко, со второй половины XVIII в. происходит становление классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под властью самодержца. В стиле классицизма в литературе творили А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. Н. Майков. В живописи - А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, создавшие картины на исторические и мифологические сюжеты. Ведущим жанром оставалась портретная живопись (А. Т. Матвеев, И. Н. Никитин).  

Основоположниками русского классицизма в архитектуре были В. И. Баженов (Дом Пашкова), Е. И. Старов (Таврический дворец), М. Ф. Казаков (здание Сената в Кремле, здание Московского университета). Примером классицизма в скульптуре является памятник Петру I (Э. М. Фальконе).  

В конце XVIII в. классицизм сменяется сентиментализмом, для которого характерно эмоциональное восприятие мира и интерес к человеческому чувству. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н. М. Карамзина.  

В 1750 г. возник первый русский профессиональный театр в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр.  

В общественной мысли России первой четверти XVIII в. центральными были проблемы преодоления отсталости страны. Петр I и его сподвижники Феофан Прокопович, П. П. Шафиров доказывали необходимость преобразования и права монарха на неограниченную власть. Оригинальным мыслителем петровского времени был И. Т. Посошков, который в книге "О скудости и богатстве" выступал за развитие русской промышленности и торговли.  

Во второй половине XVIII в. главным для общественности стал крестьянский вопрос. Критика отдельных сторон крепостничества звучала в статьях публициста Н. И. Новикова. Первый русский революционер А. Н. Радищев призвал к уничтожению крепостничества и самодержавия.  
 

20. ЦАРСТВОВАНИЕ ПАВЛА I.  

Павел I вступил на престол после смерти матери Екатерины II в возрасте 42 лет. 5 апреля 1779 г. совершилась коронация Павла. В тот же день был обнародован указ о престолонаследии, который устанавливал определенный порядок в наследовании престола (от отца к старшему сыну) и тем самым отменял Указ о престолонаследии, принятый Петром I.  

Став императором, Павел I попытался путем усиления дисциплины и власти с тем, чтобы исключить все проявления либерализма и свободомыслия в России. С этой целью вводилась цензура и чрезвычайные полицейские меры для преследования передовой общественной мысли, закрывались частные типографии. Был ужесточен порядок службы дворян, ограничено действие Жалованной грамоты дворянству. В армии насаждались прусские порядки. В огромных масштабах осуществлялась раздача государственных крестьян помещикам. В 1797 г. был издан Манифест о трехдневной барщине. Он запрещал помещикам использовать крестьян на полевых работах по воскресеньям и рекомендовал ограничить барщину 3 днями в неделю.  

Павел I принял участие в коалиционных войнах против Франции. Однако затем он изменил внешнеполитический курс: разорвал отношения с Англией и заключил союз с Францией, что вызвало недовольство дворянства. 12 марта 1801 г. был совершен дворцовый переворот, в результате которого Павел I был убит.  
 

21. РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА I.  

12 марта 1801 г. в результате заговора был убит император Павел I. В план дворцового переворота был посвящен и наследник престола великий князь Александр Павлович. С воцарением нового монарха были связаны надежды на проведение либеральных реформ в России, отказ от деспотических методов правления, свойственных политике императора Павла I.  

Первые годы царствования Александра I характеризовались целым рядом либеральных начинаний. В 1801 г. при императоре сложился Негласный комитет, в который вошли граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев, князь А. А. Чарторыйский. В комитете обсуждались насущные вопросы русской жизни - крепостничество. Проблемы государственных преобразований, вопрос о распространении просвещения.  

В 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики получали право освобождать крестьян с землей за выкуп. В 1804 - 1805 гг. была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях. Однако результаты ее были ничтожны, поскольку ее осуществление вверялось доброй воле помещиков.  

В 1803 г. было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней - приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение к Московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский.  

По уставу 1804 г. университеты получали значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои дела. В 1804 г. был издан либеральный по характеру цензурный устав.  

В 1802 г. созданные Петром I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Был учрежден Комитет министров.  

В своем проекте коренной государственной реформы - "Ведение к уложению государственных законов" - Сперанский предложил ввести строгое разделение властей и привлечь общество к государственному управлению.  

Предложения Сперанского вызвали резкую оппозицию в верхах общества. Не был готов к идеям Сперанского и сам император. В марте 1812 г. Сперанский был отстранен от своих постов и сослан.  

В 1815 г. Царству Польскому была дарована конституция.  

По указанию царя разрабатывались и проекты отмены крепостного права. Однако на деле в жизнь была проведена мера противоположного характера. В 1816 г. Александр, желая уменьшить затраты на содержание армии, начал введение военных поселений. Военные поселения должны были заниматься одновременно и земледелием, и военной службой. Военные поселения были созданы на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской, Харьковской губерний. Начальником военных поселений стал А. А. Аракчеев.  

С 1820-х гг. правительство все более явно начинает переходить к реакции. К 1821 г. были разгромлены Московский и Казанский университеты: ряд профессоров были уволены и отданы под суд. Еще в 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения, сосредоточившее в своих руках контроль за образованием, воспитанием.  

Осознавая фактический крах своей политики, Александр I все в большей степени отходил от государственных дел. Много времени царь проводил в разъездах. Во время одного из таких путешествий он умер в городе Таганроге в возрасте 48 лет.  
 

Информация о работе Курс лекции по "Отечественной истории"