Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:20, доклад
История создания Кунсткамеры началась в 1704 году, когда Пётр I издал указ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Со всех сторон повезли всевозможные находки. Выкупленные за солидное вознаграждение диковины хранились поначалу в Москве, в канцелярии Аптекарского приказа.
Сообщение
на тему
Кунскамера.
Работу выполнила:
ученица 7Б класса
средней школы№5
Баграмшина
Венера.
г. Нефтеюганск
2010-2011 г.
История создания Кунсткамеры началась в 1704 году, когда Пётр I издал указ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Со всех сторон повезли всевозможные находки. Выкупленные за солидное вознаграждение диковины хранились поначалу в Москве, в канцелярии Аптекарского приказа.
Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр приказал перевезти и свою личную коллекцию и библиотеку, так называемый "государев Кабинет". Все предметы бережно перевезли и разместили в Летнем дворце. Коллекции оказались такими обширными, что пришлось выделить специальное помещение. Назвали помещение на европейский манер Куншткамерой (в переводе с немецкого Kunstkammer кабинет редкостей). Хранение коллекций было поручено лейб-медику и главе Аптекарского ведомства Р. Арескину и назначенному «надсмотрителем редкостей и натуралиев» И. Шумахеру. Это произошло в августе 1714 года. Этот год и считается датой основания 1-го русского музея.
Устройством русского "кабинета редкостей" Пётр занимался с размахом, присущим всем его начинаниям. Делу был придан поистине государственный масштаб. В 1717 году он велел воронежскому губернатору вылавливать птиц и диких зверьков.
В 1718 году он подписал указ, где говорилось: "Ежели кто найдёт в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди...", посуду, оружие, - словом, всё, что "зело старо и необыкновенно" велено было приносить. И понесли, и повезли со всех концов России всевозможные находки: из Выборга прислали овцу с двумя языками и двумя глазами с каждой стороны, из Тобольска - барашков, одного - с восемью ногами, другого - с тремя глазами. Все путешествующие должны были покупать разные диковинные предметы и у своих, отечественных, и у иноземных "купецких людей".
Приобретая предметы анатомические, зоологические, минералогические и прочие раритеты, "натуральные и искусством созданные", Пётр надеялся с их помощью приобрести "в натуральной истории систематическое понятие", а также хотел, чтобы они служили, по словам Лейбница, "средствами для усовершенствования художеств и наук".
«Кикины палаты».
В дворцовых покоях коллекциям было тесно. Ценные предметы нельзя было свободно расставить и показывать широкой публике. Для них требовалось другое помещение.
В 1718 году музейные экспонаты перенесли в дом опального вельможи Александра Васильевича Кикина (Ставропольская, №9). По тогдашним понятиям, это было огромное помещение - в два этажа. Всё собранное было здесь "в надлежащем порядке учреждено и расставлено" и высочайшим распоряжением было велено "всякого желающего ... смотреть пускать и водить показывая и изъясняя вещи". С этого времени предметы, хранившиеся в царских коллекциях, стали доступны для всеобщего обозрения. Пётр так и заявил: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!" Сам царь очень хорошо знал экспонаты Кунсткамеры: он их либо сам приобрёл за границей, либо их доставили в столицу по его указам. Он и сам был лучшим гидом и любил их показывать и иностранным послам, и русским вельможам, и рассказывать о них. Простых посетителей встречал «суб-библиотекарь», который и давал краткие пояснения. Хотя вход сделали бесплатным, посетителей поначалу было немного. Тогда Пётр распорядился каждому гостю на выходе вручать на выбор даровую чарку водки или чашку кофе, а на закуску давать «цукерброт», а тому, кто познатнее и венгерское с закусками. На угощение посетителей выделяли по 400 рублей серебром в год, и вскоре Кунсткамера стала весьма популярным местом - даже поступали жалобы от жён, чьи мужья с утра до вечера пропадали в музее.
Как известно, Пётр I часто совершал поездки за границу и посещал многие западноевропейские музеи. Из своих поездок он привозил модели кораблей и машин, различные приборы и астрономические инструменты, редкие книги и глобусы, чучела животных, увеличительные стёкла и географические карты, а также всякие диковинки - буддийских идолов, шаманские бубны и т.п. Интересные экспонаты были собраны и в результате его многочисленных поездок по России - это одежда и предмета быта народностей, населяющих страну, минералы, самородки золота и многое другое. Среди экспонатов можно было увидеть заспиртованных в стеклянных сосудах монстров (уродов). Любопытно, что в первые годы в Кунсткамере имелись и живые люди-экспонаты - несколько уродов, карликов и великанов. Так, монстр Фома был коротышкой, всего 126 сантиметров. К тому же у него на руках и на ногах росло всего лишь по два пальца, похожих на клешни рака. Монстры жили при Кунсткамере и их показывали зрителям, как и все остальные экспонаты. Когда такой экспонат умирал, его скелет пополнял коллекцию.
В восьми залах Кикиных палат разместился не только музей. Это был 1-й в России научный комплекс, и при том весьма значительный. Здесь же находились еще и библиотека с редкими книгами, и лаборатория, где предписывалось "прилежно исполнять ... надлежащую химическую работу".
Музей того времени был совсем не похож на нынешнюю Кунсткамеру.
В первой комнате были расставлены препараты в стеклянных сосудах из коллекций голландца Фредерика Рюйша, профессора ботаники и анатомии. Он собрал уникальную коллекцию по анатомии и эмбриологии. И в 1717 году неравнодушный к диковинкам Пётр Великий купил 937, входящих в неё препаратов. Рюйш, собиравший свою коллекцию полвека, согласился продать её только русскому царю. Рюйш верил, что этот человек умеет ценить редкости и сумеет сохранить это необычайнейшее собрание для потомков.
Здесь же можно
было увидеть искусно
В следующей
комнате можно было наблюдать
различные стадии развития человеческого
плода в анатомических
Количество коллекций с каждым годом возрастало. Со всех концов России поступали в Кунсткамеру невиданные вещи: восьминогий барашек, трёхногий младенец, ещё более необычный младенец, у которого "глаза под носом и руки под шеей" и тому подобные редкости. Привозили и старинные, археологические вещи: золотые и серебряные изделия, раскопанные в окрестностях Астрахани, древние языческие предметы, которые нашли "на восточном краю Каспийского моря", собрание идолов, старые рукописи, редкие монеты. Везли и птиц, животных, рыб, травы и коренья, образцы минералов, предметы домашней утвари и одежду.
Современники писали, что по богатству коллекции Кунсткамеры "едва ли не оставляли за собой все другие музеи Европы".
Васильевский остров.
Удалённость Кикиных палат от центра Петербурга снижала роль, определённую Петром Кунсткамере. Поэтому одновременно с переносом коллекции раритетов из Летнего дворца в особняк опального Кикина начали подыскивать место для строительства специального здания для музея. Однажды, согласно легенде, прогуливаясь по Васильевскому острову, Пётр наткнулся на две необыкновенные сосны. Ветвь одной из них так вросла в ствол другой, что было совершенно невозможно определить, какой из двух сосен она принадлежит. Такой раритет будто бы и подал Петру мысль именно на этом месте выстроить музей редкостей.
Васильевскому острову царь придавал особое значение. Именно здесь он намеревался сделать центр столицы. И здесь же, рядом с правительственными зданиями, задумал он разместить Академию, библиотеку и музей. Здание было задумано по тем временам огромным: около ста метров в длину и пятнадцати метров в ширину. Первоначально оно называлось "Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры".
Здание Кунсткамеры строили в 1718-1734 годах. Строительством руководил архитектор Г.И. Маттарнови, и на этом основании его считают автором проекта. Но И. Грабарь, а следом за ним и другие исследователи, сомневаются в его авторстве. Дело в том, что Маттарнови работал у талантливого архитектора А. Шлютера, имевшего опыт проектирования подобных зданий в Берлине, и мог использовать его идеи. После Маттарнови строительство здания вели другие архитекторы: Н. Гербель, Г. Киавери и М. Земцов.
Возведение здания продвигалось медленно, с большими перерывами. Пётр торопил строителей, сам вникал во все мелочи и часто давал свои собственные деньги на строительство. Но он так и не увидел полностью законченного здания Кунсткамеры. К началу 1725 года, когда Петр умер, были возведены лишь стены.
Башню и внутреннюю
отделку Кунсткамеры
Место для постройки 1-го в России музея было выбрано очень удачно. Расположенное на набережной реки Невы, здание хорошо видно с больших расстояний. М.В. Ломоносов объяснял такое местоположение Кунсткамеры тем, что Пётр I хотел, чтобы на неё все "взирали, о науках помышляли и к ним бы любовию склонялись".
Завершённое здание было в своём роде уникальным: ничего похожего Европа ещё не знала. Здание построено в стиле петровского барокко, состоит их двух 3-этажных корпусов, соединённых изящной трехъярусной башней, завершённой армиллярной сферой. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне "Готторпский" (с 1754 года - Большой академический) глобус и обсерватория, в западной учреждения Академии наук.
В размещении залов использовался новый и модный тогда анфиладный принцип. Интерьеры соединялись лестницами и обходными внутренними галереями на всех этажах. На 2-м и 3-м этажах главное пространство занимали большие светлые залы; в боковых ризалитах размещались разные кабинеты.
После академических
экспедиций коллекции всех
Все собранные экспонаты поделили по разным группам и разместили в разных кабинетах. К началу 1740-х годов Кунсткамера состояла из 4 «кабинетов»: Натур-камера (редкости естествознания), Мюнц-камера (коллекция монет), собственно Кунсткамера (предметы прикладного искусства и быта разных народов) и Кабинет Петра Великого (личные вещи императора).
Сегодня здание Кунсткамеры по праву считается символом Российской академии наук и одним из самых популярных музеев Санкт-Петербурга.
☺