Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:19, реферат
В это время украинский этнос на западно-украинских землях представляло большей частью крестьянство. Оно сохраняло родной язык и этнический характер традиционно-бытовой культуры, проявляло себя и активной общественной силой. Многочисленные выступления против повинностей носили вооруженный, антигосударственный характер. Такими же были и массовые бегства крестьян, и подпалы господских имений, да и крестьянские волнения, которые не раз вспыхивали с небывалой силой в разных местностях Восточной Галиции, Северной Буковины, Закарпатья.
Глава 1. Культурное возрождение Украины в начале XIX века в западно-
украинских землях.
Глава 2. Культурное возрождение Украины в начале XIX века в Российской
империи.
В этот период появляются серьезные исторические исследования. Так, в 1822г. вышла в свет основательно документированная четырехтомная «История Малоросии» Дмитрия Бантыш-Камеронского, а также «История Русов». Еще раньше разработкой украинской истории занимались Афанасий Шафонский, Михаил Антоновский, Андриан Чека, Михаил Марков и ряд вторых. Они кладут начало научному исследованию украинского прошлого, популяризируют его среди широких слоев украинского общества.
В первых десятилетиях ХІХ века много молодых интеллигентов начинают ходит по селам, где ищут, собирают, а затем и публикуют украинский фольклор. Так известный украинский историк Костомаров вспоминал, как он молодым ходил в этнографические экспедиции по селам в окрестности Харькова, слушал рассказы, пословицы, записывал интересные слова и высказывания, вступал в разговоры, расспрашивал людей о жизни, просил их спеть свои песни.
В 1819г. выходит в свет первый сборник украинских исторических дум, собранных князем Николаем Церетели под названием «Попытка собрания старых малороссийских песен». В 1827г. появляется публикация «Малороссийские народные пески» профессора Московского университета Михаила Максимовича, в 1832-38 годах Измаил Средневский издает в Харькове свою «Запорожскую Старину», в которой собраны исторические думы и песни.
Усиливается внимание и к украинскому языку. Так, в 1818г. Алексей Павлович пишет «Грамматику малороссийского наречия», а в 1823г. появляется словарь Ивана Войцеховича.
Все это готовит почву для развития украинского языка, появления произведений, написанных народным языком. Самым первым произведением, написанным на украинском языке была «Енеїда» Котляревского, которую он рассматривал как курьезный литературный эксперимент. Ее появление в 1798г. ознаменовало собой рождение украинского языка как литературного, а также положило начало современной украинской литературе. Продолжателем этого дела становится И. Гулак-Аретемовский, который в 1834г. написал «Малоросійські рассказы Грицька Основ'яненка». Появление этого произведения было расценено как начало украинской прозы. Стараясь дойти до более широкого читателя, некоторые украинские писатели начинают обращаться к Московским и Петербургским журналам, которые с охотой публиковали их произведения, в том числе и на украинском языке.
Среди этой плеяды украинских писателей и поэтов особое место принадлежит Т.Г. Шевченко – выходца из крепостных крестьян Киевщины. Судьба закинула его в Петербург вместе с другими крепостными-слугами господина.
Передовые люди России – художник Карл Брюллов, поэт Василий Жуковский, композитор Михаил Виельгорский, поэт Евгений Гребенка и др. – выкупили Шевченко из крепостничества и помогли вступит в Петербургскую академию искусств. Во время обучения Т. Шевченко включился в общественно - политическое движение, воспринял освободительные идеи декабристов и революционных демократов. Его революционные взгляды впервые нашли мир в сборнике “Кобзарь” (1840г.) и поэме “Гайдамак” (1841г.). Выход в свет сборника «Кобзарь» становится событием уникального значения в истории украинской литературы. Благодаря ему, по оценке критиков, украинский язык достиг литературного совершенства. Поэзия Т.Г. Шевченко будила среди его современников новые мысли и чувства, заставляя другими глазами смотреть на свой народ. Историк Костомаров писал: «Шевченкова муза сорвала покровы, которые закрывали от нас жизнь народа и видеть его было страшно, сладко, больно…»
Рассматривая социально-экономическое развитие Украины в первой половине XIX века, необходимо отметить, что основным содержанием этого периода был распад феодально-крепостнической системы и зарождение в ее недрах совершенно нового вида товарно-денежных отношений. Идет перестройка экономических отношений в сельском хозяйстве, начинает развиваться промышленность, появляется рынок свободной рабочей силы. Усиливается расслоение среди крестьян, в украинском обществе появляются новые социальные слои населения. Украинская интеллигенция начинает объединять свои усилия, постепенно переходя от культурничества к политическим формам протеста против царского самодержавия.
Этот, переходный от одной формы хозяйствования к другой, период в жизни украинского общества, усиливаемый феодальной эксплуатацией, вызывает активный протест украинского народа, заставляя его с оружием в руках бороться за свои права. Все эти процессы с небывалой остротой ставят перед царским правительством и австро-венгерской монархией вопрос об отмене крепостного права.
Формирование украинской политической элиты в ХІХ ст.
Под влиянием обострения противоречий в Европе между абсолютизмом и демократией в І половине ХІХ века усилилось гражданское и общественное движение и в Украине. Вершиной его стало возникновение в конце 1845г. в Киеве Кирилло-Мефодиевского братства. Его основателями были: профессор истории Киевского университета М. Костомаров, чиновник канцелярии генерал - губернатора М. Гулак и учитель Полтавского кадетского корпуса В. Белозерский. В скором времени к ним присоединился П. Кулиш – писатель и этнограф, а за ним и Т.Г. Шевченко, к этому времени уже видающийся поэт. Программные положения братства изложены в «Книге бытия украинского народа» и в «Уставе Славянского братства св. Кирилла и Мефодия». Самая форма организации была заимствована в церковных братств. Программа отстаивала общечеловеческие ценности – справедливость, свободу, равенство и братство. Предлагалось также создать федерацию славянских государств с центром в Киеве. Основные идеи этой программы были разработаны Костомаровым. Он писал в своей прокламации «К братьям украинцам»: «Мы считаем, что все славяне должны объединяться, но так, чтобы каждый создал свою отдельную республику и управлял своими делами независим от остальных, чтобы каждый народ имел свой язык, свою литературу и свой собственный строй»
Ведущую роль национальных идей в организации защищал П. Кулиш, Т. Шевченко вместе с М. Гулаком отстаивал необходимость свержения самодержавия, а христианские и общечеловеческие идеи пропагандировал М. Костомаров.
По доносу одного из студентов, в начале 1847г. всех участников братства без всякого суда было сослано. Наиболее тяжело был наказан Т.Г. Шевченко – его отдалили в солдаты без права писать и заслали на Аральское море.
Кирило-Мефодиевское братство учло уроки мирового опыта и использовало идеи западноевропейского вольнодумства в своих национальных условиях. Им были сформулированы основные постулаты украинского возрождения, определены формы и методы достижения поставленной цели. Деятельность братства стала началом перехода от культурнического к политическому этапу борьбы за государственность Украины. Это была попытка новой национальной элиты определить место и роль украинского народа в современном историческом контексте.
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Культурное возрождение украинских земель в XIX веке