Культурная жизнь СССР В 1930-е годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:24, реферат

Описание работы

Выдвижение задачи построения социализма в одной стране настоятельно требовало мобилизации всех ресурсов для ее выполнения. Важнейшим орудием социалистического строительства было признано искусство. К началу 1930-х гг. сфера культуры и духовной жизни стала рассматриваться правящей партией как арена классовой борьбы. В партийных документах обосновывалась необходимость руководства художественным процессом вплоть до жесткого контроля над ним. Этими мерами обеспечивался принцип партийности литературы и других форм творчества, провозглашенный в документах ВКП(б).

Содержание

Введение 3
Социалистический реализм 4
Известные авторы того времени 5
Воспитание нового человека 6
Искусство и государственное строительство 8
Наука 9
Заключение 11
Список литературы 12

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 123.02 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВПО «АмГУ») 
 

Кафедра: ВИ и МО 

РЕФЕРАТ 

На тему: Культурная жизнь СССР В 1930-е годы

По дисциплине: Отечественная история 
 

Выполнил: 

Проверил:

К.И.Н., доцент        
 
 

Благовещенск 2011

Оглавление

Введение 3

Социалистический реализм 4

Известные авторы того времени 5

Воспитание нового человека 6

Искусство и государственное строительство 8

Наука 9

Заключение 11

Список литературы 12 

 

Введение

       Выдвижение  задачи построения социализма в одной  стране настоятельно требовало мобилизации  всех ресурсов для ее выполнения. Важнейшим  орудием социалистического строительства  было признано искусство. К началу 1930-х  гг. сфера культуры и духовной жизни  стала рассматриваться правящей партией как арена классовой  борьбы.  В партийных документах обосновывалась необходимость руководства  художественным процессом вплоть до жесткого контроля над ним. Этими  мерами обеспечивался принцип партийности  литературы и других форм творчества, провозглашенный в документах ВКП(б).

       Культура стала создавать "положительные образы"  для подражания, поставлять разоблачения явлений и характеров для  их  изживания,  она  стала "отражать", иллюстрировать, насаждать границы вместо того, чтобы изведывать непостигнутое и возвышать  человека  над  изнуряющим  его  наличным  бытием. Культура творящая  и  расковывающая  превратилась  в  фабрику  предписанного счастья. И все это - тоже "культурная революция".  Она  состоялась,  хотя  и вовсе не полностью достигла своих целей:  Маяковский  и  Шолохов,  Леонов  и Твардовский, Шостакович и Свиридов, Эйзенштейн и Товстоногов,  сотни  других творцов.

       Целью данной работы является исследование культуры СССР 30-х годов.

       Задачи:

    1. Выяснить, что такое социалистический реализм,
    2. Воспитание нового человека;
    3. Каким было искусство и государственное строительство. 

Социалистический  реализм

       Единственно верным художественным методом литературы и искусства провозглашался социалистический реализм. Сам термин впервые появился в советской печати в 1932 году.

       Наиболее  точное определение социалистического  реализма дано в уставе Союза советских  писателей: «Социалистический реализм, являясь основным методом советской  художественной литературы и литературной критики требует
от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При
этом
правдивость
и
историческая
конкретность
художественного
 изображения
действительности
должны
сочетаться
с
задачей
идейнойпеределки
и
воспитания
трудящихся
в
духе
социализма».

       Социалистический  реалист вооружен трудами учениями Маркса, обогащен опытом борьбы и побед, вдохновлен неослабным вниманием своего друга и наставника – коммунистической партии. Изображая настоящее, он слышит ход истории, заглядывает в будущее. Он видит недоступные обыкновенному глазу «зримые черты коммунизма». Его творчество – это шаг вперед по сравнению с искусством прошлого самая высокая вершина в художественном развитии человечества.

       Сторонники  метода социалистического реализма утверждали необходимость наполнения реалистических традиций новым, социалистическим, содержанием. В частности, деятелям искусства предлагалось пропагандировать идеалы социализма, достижения партии и народа на фронтах индустриализации и коллективизации, а также критиковать чуждый советскому народе буржуазный образ жизни.

       В августе 1934 года Максим Горький в  докладе на I Всесоюзном съезду советских писателей выступил с обоснованием нового метода как творческой программы советских литераторов. Съезд провозгласил образование единой организации литераторов – Союза писателей СССР.

 

Известные авторы того времени

        Литература  становилась мощным  оружием пропаганды идей правящей партии. Классикой нового метода были признаны созданные в  более ранние годы эпические произведения, авторы которых воспевали героику революции и Гражданской войны. В их числе – издавшие огромными тиражами романы М. Горького «Мать», Д.А. Фурманова «Чапаев», А.С. Серафимовича «Железный поток», М.А. Шохолова «Поднятая целина» и другие. В литературу вошел новый герой – убежденный в правоте социалистических идей борец за дело революции и строитель нового мира.

       

       «Лучшим, талантливейшим поэтом эпохи» был объявлен В.В. Маяковский. Статус «великого пролетарского  писателя» прочно закрепился за М.Горьким.

        В то же время  произведения авторов, не отвечавшие критериям  идейности, не допускались к публикации. Подобная участь постигла работы М.А. Булгакова, А.А. Ахматовой и других. Жестокому  разгрому подверглась детская литература. Писателей Д.И. Хармса и А.И. Введенского, художников В.М. Конашевича и В.В. Лебедева, а также других литераторов и иллюстраторов, работавших для детских журналов, обвинили во «вредительстве» и «формализме», приверженности нереалистическим методам в художественном творчестве. Продолжались нападки на «чуковщину».

 

Воспитание  нового человека

       По  мысли идеологов сталинской эпохи, искусству предстояло взять на себя пропагандистское обеспечение программы  государственного строительства и  воспитания нового человека.

       Для того чтобы «правильно», в соответствии с партийным курсом, освещать ход  социалистического строительства, писатели и художники в составе  организованных бригад выезжали на стройки  пятилетки и в передовые колхозы  – «собирали материал». Правду о  настоящей цене успехов, о колоссальных людских жертвах, об убогом быте, а  то и голоде невозможно было донести  до читателя. Ужесточалась цензура, публиковавшиеся  произведения были пронизаны одномерным оптимистическим настроением.

       В предвоенный период большое значение стало придаваться идее прославления героического прошлого Родины. Государственные  деятели, знаменитые полководцы все  чаще становились героями исторических романов, кинофильмов, спектаклей...

       Важнейшей и по-настоящему массовой формой пропаганды официальной идеологии стала  клубная деятельность, призванная «воспитывать общественников». Рабочий клуб предлагал  массовые зрелищные мероприятия: театральные и оперные постановки, концерты и т.п. Здесь развивались различные формы самодеятельного творчества, предоставлялись возможности самообразования, в первую очередь – политического.

       По  состоянию на январь 1936 года в стране насчитывалось 5123 клуба и 65 тысяч  так называемых красных уголков. Красные уголки организовывались при предприятиях, в учреждениях, общежитиях и жилых домах. Там проводились общественно-политические, культурные и развлекательные мероприятия. Популярными были кружки радиолюбителей и спортивные секции.

3 Количество клубов и красных уголков на 1936 год 

       Для школьников была организована сеть Домов  пионеров. Символом заботы о новом  поколении, родившемся уже в годы советской власти, стал детский пионерский лагерь Артек.

       Люди  всех возрастов и поколений проводили  часы досуга в парках культуры и отдыха, где с широким размахом организовывались спортивные и зрелищные мероприятия.

       На  ежегодных парадах физкультурников, проходивших в столице страны и столицах союзных республик  в дни государственных праздников 1 Мая и 7 Ноября, звучали победные марши. Непременным атрибутом стали  транспаранты, призывавшие советских  людей проявлять трудовой энтузиазм.

       Пионерская  организация, комсомол, Общество содействия обороне, авиационному и химическому  строительству проводили массовую мобилизацию в ряды физкультурного и военно-спортивного движений. Молодежь сдавала нормы ГТО – всесоюзного  спортивного комплекса «Готов к  труду и обороне», который стал основой системы физического  воспитания. 

 

Искусство и государственное  строительство

        Развернувшееся  в годы второй пятилетки масштабное строительство общественных зданий и крупных социальных объектов также было призвано воплотить энергию созиданий великого социалистического государства. В 1934-1940 годах в Москве в форме гигантской пятиконечной звезды был возведен Театр Красной Армии с двумя залами – амфитеатрами и огромным пространстве фойе.  В 1939 году в Москве начала работать Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ, с 1959 года – ВДНХ).

       Кинематограф  создал целую плеяду образов новых  людей – героев мирной жизни. Это  «Путевка в жизнь» режиссера Н.В. Экк, «Семеро смелых» С.А. Герасимова, «Чапаев» братьев Васильевых и другие.

       Кинематограф 1930-х годов отразил основные черты  творческого процесса – простые  и доступные массовому зрителю  художественные средства, тщательные отбор тематики и героев, активное мифотворчество, направленное на идеологическое обеспечение побед социализма.

       

        Не вписывающиеся  в рамки социалистического реализма произведения замалчивались, их авторов  обрекали на общественное небытие. Так, волна репрессий конца 1930-х годов  унесла жизни многих представителей творческой интеллигенции – В.Э.Мейерхольда, О.Э. Мандельштам, Т.Ю. Табидзе и др. Одни на долгие годы попали в ссылки и лагеря, других лишили возможности творить в соответствии со своими художественными представлениями.

 

Наука

       Сложными  оказались 30-е годы для отечественной  науки. С одной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследовательские  программы, создаются новые научно-исследовательские  институты: в 1934 г. С. И. Вавилов основал Физический институт АН им. П. Н. Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институт органической химии, в Москве П. Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И. П. Павлов, селекционер И. В. Мичурин. Результатом работы советских ученых были многочисленные открытия как в фундаментальных, так и в прикладных областях. Возрождается историческая наука. Как было сказано, возобновляется преподавание истории в средней и высшей школе. Создается научно-исследовательский Институт истории при АН СССР. В 30-е г. работают выдающиеся советские историки: академик Б. Д. Греков – автор трудов по истории средневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVIII в.» и др.); академик Е. В. Тарле – знаток новой истории стран Европы и прежде всего Наполеоновской Франции («Рабочий класс во Франции в эпоху революции», «Наполеон» и др.).

       В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия  для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия  Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена  Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело  к тому, что многие перспективные  направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу  некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические  дискуссии часто заканчивались  расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многим представителям интеллигенции. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С. П. Королев и многие другие. 

Информация о работе Культурная жизнь СССР В 1930-е годы