Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:24, реферат
Выдвижение задачи построения социализма в одной стране настоятельно требовало мобилизации всех ресурсов для ее выполнения. Важнейшим орудием социалистического строительства было признано искусство. К началу 1930-х гг. сфера культуры и духовной жизни стала рассматриваться правящей партией как арена классовой борьбы. В партийных документах обосновывалась необходимость руководства художественным процессом вплоть до жесткого контроля над ним. Этими мерами обеспечивался принцип партийности литературы и других форм творчества, провозглашенный в документах ВКП(б).
Введение 3
Социалистический реализм 4
Известные авторы того времени 5
Воспитание нового человека 6
Искусство и государственное строительство 8
Наука 9
Заключение 11
Список литературы 12
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ФГБОУ
ВПО «АмГУ»)
Кафедра:
ВИ и МО
РЕФЕРАТ
На тему: Культурная жизнь СССР В 1930-е годы
По дисциплине:
Отечественная история
Выполнил:
Проверил:
К.И.Н.,
доцент
Благовещенск 2011
Оглавление
Введение 3
Социалистический реализм 4
Известные авторы того времени 5
Воспитание нового человека 6
Искусство и государственное строительство 8
Наука 9
Заключение 11
Список
литературы 12
Выдвижение
задачи построения социализма в одной
стране настоятельно требовало мобилизации
всех ресурсов для ее выполнения. Важнейшим
орудием социалистического
Культура стала создавать "положительные образы" для подражания, поставлять разоблачения явлений и характеров для их изживания, она стала "отражать", иллюстрировать, насаждать границы вместо того, чтобы изведывать непостигнутое и возвышать человека над изнуряющим его наличным бытием. Культура творящая и расковывающая превратилась в фабрику предписанного счастья. И все это - тоже "культурная революция". Она состоялась, хотя и вовсе не полностью достигла своих целей: Маяковский и Шолохов, Леонов и Твардовский, Шостакович и Свиридов, Эйзенштейн и Товстоногов, сотни других творцов.
Целью данной работы является исследование культуры СССР 30-х годов.
Задачи:
Единственно верным художественным методом литературы и искусства провозглашался социалистический реализм. Сам термин впервые появился в советской печати в 1932 году.
Наиболее точное определение социалистического реализма дано в уставе Союза советских писателей: «Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейнойпеределки и воспитания трудящихся в духе социализма».
Социалистический реалист вооружен трудами учениями Маркса, обогащен опытом борьбы и побед, вдохновлен неослабным вниманием своего друга и наставника – коммунистической партии. Изображая настоящее, он слышит ход истории, заглядывает в будущее. Он видит недоступные обыкновенному глазу «зримые черты коммунизма». Его творчество – это шаг вперед по сравнению с искусством прошлого самая высокая вершина в художественном развитии человечества.
Сторонники метода социалистического реализма утверждали необходимость наполнения реалистических традиций новым, социалистическим, содержанием. В частности, деятелям искусства предлагалось пропагандировать идеалы социализма, достижения партии и народа на фронтах индустриализации и коллективизации, а также критиковать чуждый советскому народе буржуазный образ жизни.
В августе 1934 года Максим Горький в докладе на I Всесоюзном съезду советских писателей выступил с обоснованием нового метода как творческой программы советских литераторов. Съезд провозгласил образование единой организации литераторов – Союза писателей СССР.
Литература становилась мощным оружием пропаганды идей правящей партии. Классикой нового метода были признаны созданные в более ранние годы эпические произведения, авторы которых воспевали героику революции и Гражданской войны. В их числе – издавшие огромными тиражами романы М. Горького «Мать», Д.А. Фурманова «Чапаев», А.С. Серафимовича «Железный поток», М.А. Шохолова «Поднятая целина» и другие. В литературу вошел новый герой – убежденный в правоте социалистических идей борец за дело революции и строитель нового мира.
«Лучшим, талантливейшим поэтом эпохи» был объявлен В.В. Маяковский. Статус «великого пролетарского писателя» прочно закрепился за М.Горьким.
В то же время
произведения авторов, не отвечавшие критериям
идейности, не допускались к публикации.
Подобная участь постигла работы М.А. Булгакова,
А.А. Ахматовой и других. Жестокому
разгрому подверглась детская
По мысли идеологов сталинской эпохи, искусству предстояло взять на себя пропагандистское обеспечение программы государственного строительства и воспитания нового человека.
Для
того чтобы «правильно», в соответствии
с партийным курсом, освещать ход
социалистического
В
предвоенный период большое значение
стало придаваться идее прославления
героического прошлого Родины. Государственные
деятели, знаменитые полководцы все
чаще становились героями
Важнейшей и по-настоящему массовой формой пропаганды официальной идеологии стала клубная деятельность, призванная «воспитывать общественников». Рабочий клуб предлагал массовые зрелищные мероприятия: театральные и оперные постановки, концерты и т.п. Здесь развивались различные формы самодеятельного творчества, предоставлялись возможности самообразования, в первую очередь – политического.
По состоянию на январь 1936 года в стране насчитывалось 5123 клуба и 65 тысяч так называемых красных уголков. Красные уголки организовывались при предприятиях, в учреждениях, общежитиях и жилых домах. Там проводились общественно-политические, культурные и развлекательные мероприятия. Популярными были кружки радиолюбителей и спортивные секции.
3
Количество клубов и
красных уголков на 1936
год
Для школьников была организована сеть Домов пионеров. Символом заботы о новом поколении, родившемся уже в годы советской власти, стал детский пионерский лагерь Артек.
Люди
всех возрастов и поколений
На
ежегодных парадах
Пионерская
организация, комсомол, Общество содействия
обороне, авиационному и химическому
строительству проводили
Развернувшееся в годы второй пятилетки масштабное строительство общественных зданий и крупных социальных объектов также было призвано воплотить энергию созиданий великого социалистического государства. В 1934-1940 годах в Москве в форме гигантской пятиконечной звезды был возведен Театр Красной Армии с двумя залами – амфитеатрами и огромным пространстве фойе. В 1939 году в Москве начала работать Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ, с 1959 года – ВДНХ).
Кинематограф создал целую плеяду образов новых людей – героев мирной жизни. Это «Путевка в жизнь» режиссера Н.В. Экк, «Семеро смелых» С.А. Герасимова, «Чапаев» братьев Васильевых и другие.
Кинематограф 1930-х годов отразил основные черты творческого процесса – простые и доступные массовому зрителю художественные средства, тщательные отбор тематики и героев, активное мифотворчество, направленное на идеологическое обеспечение побед социализма.
Не вписывающиеся
в рамки социалистического
Сложными
оказались 30-е годы для отечественной
науки. С одной стороны, в СССР
разворачиваются масштабные исследовательские
программы, создаются новые научно-
В
то же время сталинский тоталитаризм
создавал серьезные препятствия
для нормального развития научного
знания. Была ликвидирована автономия
Академии наук. В 1934 г. она была переведена
из Ленинграда в Москву и подчинена
Совнаркому. Утверждение административных
способов руководства наукой привело
к тому, что многие перспективные
направления исследований (например,
генетика, кибернетика) по произволу
некомпетентных партийных функционеров
были на долгие годы заморожены. В обстановке
всеобщего доносительства и набирающих
размах репрессий академические
дискуссии часто заканчивались
расправой, когда один из оппонентов,
будучи обвинен (пусть и необоснованно)
в политической неблагонадежности,
не просто лишался возможности работать,
но подвергался физическому