Культурная революция в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:38, реферат

Описание работы

В истории СССР, начиная с Октябрьской революции, выделяют годы гражданской войны, нэп, индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию в 20-х – 30-х гг., что соответствует ходу событий. Понятие культурной революции взято из статьи Ленина «О кооперации» (1923), в которой речь о «культурной работе в крестьянстве» с целью кооперирования «громадной массы» населения, что будет означать переход крестьянства на «социалистическую почву», и «это полное кооперирование невозможно без целой культурной революции».

Работа содержит 1 файл

культура.docx

— 26.54 Кб (Скачать)

Культурная  революция в СССР. 

          В истории СССР, начиная с Октябрьской революции, выделяют годы гражданской войны, нэп, индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию в 20-х – 30-х гг., что соответствует ходу событий. Понятие культурной революции взято из статьи Ленина «О кооперации» (1923), в которой речь о «культурной работе в крестьянстве» с целью кооперирования «громадной массы» населения, что будет означать переход крестьянства на «социалистическую почву», и «это полное кооперирование невозможно без целой культурной революции».

          Ведь тогда существовало расхожее представление, что построение социализма «в недостаточно культурной стране», как Россия, невозможно, что большевики затеяли «безрассудное дело». Но в достаточно культурных странах Европы из-за предательства интересов рабочего класса лидерами социал-демократических партий социалистические революции при наличии революционной ситуации в условиях Первой мировой войны не победили, что обернется созданием фашистских государств и Второй мировой войной. И именно Советская Россия (СССР) внесет решающий вклад в победу над фашизмом. Почему?

          В России «политический и социальный переворот», отмечает Ленин, «оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы все-таки теперь стоим». И Ленину представлялось, что переход к социализму, социальные революции возможны прежде всего в «культурных странах» Европы. А Россия, по расхожему мнению европейцев и наших славянофилов и западников, не входила в начале XX века в число достаточно культурных стран, где могли созреть условия для социалистических революций и построения социализма.

          Но мировая история распорядилась иначе: она не страдала европоцентризмом. Именно Россия на рубеже XIX-XX веков оказалась страной, и самой передовой, и самой культурной в мире, несмотря на неграмотность и нищету громадного большинства населения. Ведь и неграмотным, и бедным можно быть по-разному.

          Искони существовала народная культура и зародилась культура дворянской и разночинной интеллигенции в условиях Ренессанса в России, с развитием новой русской литературы, новой музыки и других видов искусства, обретших свойства классического искусства и мировое признание, с формированием нового гуманизма, в отличие от европейского индивидуализма, с поворотом не просто к человеку, а к народу, с заботой об его свободе и просвещении. Это культура, а не жизненные блага да за счет других. Ничего подобного в культурных странах Европы не было.

          Так что Ленин, подпадая под общее мнение, был не вполне прав, утверждая, что в России политический и социальный переворот предшествовал к необходимому культурному перевороту. В России культурная революция началась с преобразований царя-реформатора, ибо Ренессанс и есть самая настоящая культурная революция, с переворотом прежде всего в сознании людей, с формированием нового миросозерцания, национальной культуры и нации, что в странах Европы приходится на XIV-XVI века, а в России – на XVIII-XIX века, с тремя революциями и социалистическим строительством в XX веке.

          Это был единый исторический процесс, импульс которому дали еще в XVIII веке преобразования царя-реформатора, ныне осознанные как начало Ренессанса в России, что есть по своей сути культурная революция, какой предстает и эпоха Возрождения в странах Западной Европы.

          Всем, кто уже два десятилетия с пеной у рта клевещет на историю Российского государства, это переварить в голове невозможно, разве что прохватит кого-то, туда и дорога.

          Программа преобразований Петра Великого была насквозь просветительской, еще до просветителей, и ренессансные явления в России развивались в унисон с веком Просвещения при императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II, но уже при Александре I феодально-церковная реакция при дворе формулирует идеологию «самодержавие, православие, народность», неприемлемую для русской нации с ее самосознанием в Золотой век русской культуры.

          Отныне именно освободительное движение в России несет в себе идеи и импульсы просвещения и Ренессанса, с сформированием классического стиля в лирике и прозе, в живописи и музыке, в театре и прикладном искусстве, с выработкой нового гуманизма в русской литературе, поскольку именно литература в России в условиях жесточайшей царской и церковной цензуры могла выполнять роль гуманистической философии.

          Русская революция, помимо политической злобы дня и борьбы партий, по своему глубинному смыслу была культурной революцией, что сознавала и дворянская (декабристы), и разночинная интеллигенция, которая и была носительницей нового гуманизма. Революция имела ту же цель, что и программа преобразований царя-реформатора – общее благо.

          В 1908 году к 80-летию со дня рождения Льва Толстого Ленин пишет статью «Лев Толстой как зеркало русской революции». Речь идет о культуре, гениальным представителем которой выступает писатель, взявшийся писать книжки для обучения крестьянских детей грамоте. Это вектор развития русской жизни, которого придерживалась интеллигенция, что с Октябрьской революции становится вновь (после Петра) государственной программой преобразований.

          Известны первые декреты: о мире и о земле. Здесь не просто угаданы чаяния народа. Это в русле нового гуманизма. Помимо охраны общественного порядка и памятников, повсеместно создавались чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности В 1920 г. при Наркомпросе была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (ВЧК л/б), которая на местах создавала ликпункты, курсы по подготовке учителей по обучению грамоте.

          Как пишут, после ряда экспериментов к концу 20-х гг. система народного образования была радикально перестроена. Новая система образования включала в себя начальную, среднюю, среднюю специальную и высшую школы. В 1920 г. число школ увеличилось на 12 тыс. по сравнению с 1914 г., а количество учащихся в них - на 1,7 млн. чел. В 1920/21 учебном году насчитывалось 244 вуза.

          Из более чем 10 тыс. научных работников покинули страну около 500 чел., среди которых преобладали представители гуманитарных наук. Система организации науки подверглась изменениям: сохранялись традиционные научные учреждения, например Академия наук, научные институты и университетская база науки и возникали новые учреждения - специализированные научно-исследовательские институты. В 1917-1922 гг. число научных учреждений увеличилось в три раза по сравнению с 1913 г., возросло количество научных работников, составив 25 тыс. чел. к 1927 г. К концу 30-х гг. в СССР было около 1800 научно-исследовательских учреждений, а число научных работников достигло почти 100 тыс. чел.

         «Скажите на милость, зачем бандитам, хотевшим только обчистить славных русских капиталистов и церковников, создавать Радиевый институт, как это сделал Ленин? Ведь решение о запуске первого завода по производству радия ВСНХ (Высший совет народного хозяйства) принял в июле 1918 г., а Ленин в октябре того же года распорядился пустить завод как можно скорее. Уже в декабре 1921 года был получен первый советский радий, а через месяц все учреждения Петрограда, занимавшиеся радиоактивностью, объединились в Радиевый институт.

          Зачем красные в 1921 году создали первенец нашей океанографической экспедиционной науки - Плавморнин, плавучий морской исследовательский институт? Значит, они уже тогда думали об освоении океана, исследованиях трассы Севморпути, об овладении атомной энергией. Комиссию по артиллерийским опытам (КОСАРТОП) создали в 1918-м. Она разработала программу создания новых орудий, боеприпасов и приборов. Значит, красные даже в самый тяжелый момент думали о том, чтобы страна имела передовое пушечное вооружение.

          Простите, но не большевики, а скорее нынешняя власть ведет себя, как уголовная банда, которой не нужно ничего, кроме грабежа России. И если тогда на ядерные исследования пустили часть того, что толстые купчины и баре прогуляли бы в Париже, так это только на пользу нации. Если на науку отдали часть средств, отнятых у жирных попов ,- так тоже благо.

          В августе 1918 года Ленин поручает Михаилу Бонч-Бруевичу создать Высшее геодезическое управление и государственное предприятие «Аэрофотосъемка».

          В январе 1918-го инженер (будущий академик) Генрих Осипович Графтио по поручению Ленина приступает к разработке сметы на строительство Волховской ГЭС. При царе он ее «пробить» не мог: мешали иностранные владельцы угольных ТЭС, грабившие столицу высокими тарифами и завозившими уголь из Англии. ГЭС Графтио в 1926 году позволит отказаться от импорта почти 20 миллионов пудов угля и снизит тарифы для города в несколько раз.

          Выдающийся русско-советский физик Петр Леонидович Капица в 1919 году (в разгар голода и Гражданской войны) создает при Петроградском политехе физико-механический факультет, где готовят специалистов еще неведомой миру профессии - инженеров-исследователей. Советская власть финансирует все это!

          Николай Рынин в 1920 г. создает в Путейском институте (Петроград) первый в стране факультет воздушных сообщений. Советская власть и это финансирует. Более того, Рынин начинает работу над теорией межпланетных перелетов, и в СССР его десятитомная энциклопедия «Межпланетные сообщения» выйдет в свет в 1928-1932 годах.

          Март 1918 года. Страна - в хаосе и развале. Занимается пламя Гражданской войны. Голодуха. Всего у юной Советской России - 300 аэропланов. Но 24.03.1918 г. приказом N 82 Московского областного комиссариата по военным делам создается летно-научная база. Замысел: соединить научные изыскания с практикой. Руководителем «Летучей лаборатории» назначен ученый с мировым именем - профессор Жуковский. Авиаотдел летно-научной базы возглавил другой титан русской аэродинамики - В. Ветчинкин, Аэростатический отдел - Н.Д. Анощенко. Начинается совместная работа лаборатории с Расчетно-испытательным бюро при Высшем техническом училище (нынешний МГТУ имени Баумана)…

          21 июня 1918 г. Ленин подписывает декрет о национализации единственного в стране авиамоторостроительного завода «ДЕКА» в Александровске (Запорожье). Хотя завод оказался разграбленным, большевики все же берут предприятие под надежную охрану. 30 декабря 1920 г. начинается восстановление производства.

          Июнь 1918-го. В Москве проходит второй Всероссийский авиационный съезд. Хотя магазины пусты, хлеб дают по карточкам, а Украина оккупирована немцами. На Дону - очаг антисоветского сопротивления. Но новая власть находит и время, и средства на авиацию. На съезде Жуковский предлагает создать авиатехникум и высший авиаинститут. Советская власть воплощает это в 1920-м, ставя во главе дела Жуковского…

          1 декабря 1918 года. Ленин поддерживает решение Совнаркома о создании ЦАГИ - Центрального аэрогидродинамического института. Во главе ЦАГИ становится коллегия во главе с Николаем Жуковским и Андреем Туполевым. Общетеоретический отдел возглавляет В. Ветчинкин, помзавом экспериментально-авиационного отдела становится А.А. Архангельский - будущий создатель советских скоростных бомбардировщиков. Последняя машина, в создании коей он участвовал, Ту-154. При Сталине и репрессирован был, и при нем же - осыпан тремя государственными премиями. Заведующим же отделом винтомоторной группы в ЦАГИ назначается еще один титан: Борис Стечкин. Репрессированный, но затем - лауреат Сталинской премии (1946 г.). Стечкин - создатель турбореактивных двигателей, а с 1962 г. - сподвижник Сергея Королева.

          Любопытная деталь: ЦАГИ был первым в мире институтом такого рода - интегрирующим самые разнообразные исследования. И его создали в самый критический для Советской России период!

          Весна 1919 года. Страшное время. Нет хлеба. Города замерзают без топлива. На Юге идут бои с Деникиным, с Востока напирает Колчак. Размеры Советской России сжаты до нескольких центральных губерний и «ствола» вдоль Волги. Однако в Москве при Главвоздухофлоте создается комиссия по развитию тяжелой авиации - КОМТА. Уже в расчете на мирное время.

          В кровавом и голодном 1920 году Съезд советских металлургов постановляет: «Заслушав доклад т. Соколова о значении алюминия для авиации, съезд полагает важным широко поставить электролитический способ получения магния». Для алюминиево-магниевых сплавов. С чем бы это сравнить в масштабе дня сегодняшнего? С тем, как если бы в РФ 1995 года была поставлена государственная задача: в кратчайшие сроки построить космическо-воздушную авиацию.

          20 ноября 1920 года Совет труда и обороны (СТО) РСФСР постановляет: начать мобилизацию инженеров, техников и квалифицированных рабочих, в последние десять лет работавших на авиазаводах или на воздушном флоте. Цель: восстановление авиастроения. Создается Институт инженеров Красного Воздушного флота, будущая ВВИА имени Жуковского.

Информация о работе Культурная революция в СССР