Культура страх халифата

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:49, лекция

Описание работы

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Культура страх халифата»
Цели: - продолжить знакомство учащихся с арабами и их культурой;
- выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры;
- показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского халифата
- продолжит развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Работа содержит 1 файл

Культура арабского мира.doc

— 51.50 Кб (Скачать)


Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Культура страх халифата»

Материал разработан учителем истории

МОУ Будинской ООШ  Тверской области

Антоненковой А.В. 

Цели: - продолжить знакомство учащихся с арабами и их культурой;

- выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры;

- показать роль ислама  в развитии культуры стран  Арабского халифата

- продолжит развивать  умен7ие анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

 

Оборудование: компьютер, презентация, материалы для проверки домашнего задания

 

Ход урока.

1. Орг. начало  урока.

 

2. Проверка  домашнего задания.

Исторический  диктант.

1. Храм, расположенный  в Мекке, древнее святилище. ( Кааба)

2. Ежегодные и сезонные  торги ( ярмарки) 

3. Кочевые арабы, «степняки», передвигающиеся по степям со своими стадами              ( бедуины)

4. Самый крупный город  на пути из Византии в Африку  и Индию ( Мекка) 

5. Год переселения,  считающийся датой мусульманского  летосчисления ( хиджра)

6. Основатель ислама ( Мухаммед)

7. Правила поведения  ( шариат)

8. Правитель арабского  мира ( халиф) 

9. Священная книга  мусульман ( Коран)

10. Религия мусульман  ( ислам) 

11. Наместник халифа, назначенный  дл управления в провинциях ( эмир)

12.  « Город Пророка» ( Медина)

 

3. Сообщение  темы и целей урока:

( сл. 2 )  План урока:

  1. Образование.
  2. Наука.
  3. Литература.
  4. Искусство.
  5. Значение культура халифата.

 

4. Изучение  нового материала.

1) рассказ учителя:

( сл. 3)  В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним — арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка – арабский был живым, на нём говорило огромное количество людей.

( сл. 4) Каждый мусульманин, если он хотел занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие мусульманские школы — медресе.

( сл. 5) Запишем термины

  • Сунна – собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда.
  • Мечеть – мусульманский храм
  • Медресе – мусульманская школа

( сл. 6)

- Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана, которые чаще всего жили при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.

( сл. 7)

- У арабских учёных существовала такая поговорка: « Важнейшее украшение человека – знание». Как вы понимаете такие слова?

-  В VIII—IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан  « Дом Мудрости» — хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. Там жили учёные, они получали книги, жильё, денежные средства.

( сл. 8) Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, стали называться  арабскими, и их счет проникли в Европу

( сл. 9)  В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе.

( сл. 10- 11)  Великий учёный из Хорезма, автор многочисленных  трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.

( сл. 12)

- Ребята, но не только  выше названные науки получили  распространение с арабском мире. Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей

( сл. 13)

- А есть ли у вас предположение,  какая наука находилась в большом  почёте у арабов?

- Это была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей.

( сл. 14 - 15)

- Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980— 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем — философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.

( сл. 16-17)

- Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник « Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.

( сл. 18) 

- Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову

( сл. 19) Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.

( сл. 20) Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934—1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев.

( сл. 21)  Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира в испанском городе Гранаде. ( сл. 22)  - вид дворца

( сл. 23) В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями

( сл. 24)  Главное здание мечети — четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор, который обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал.

( сл. 25)  По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны изречениями из Корана.

( сл. 26)  Около мечети возводили один или несколько минаретов — высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.

( сл. 27) Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено.

 

2) самостоятельная работа

  • Стр. 89-90 – прочитать и ответить на вопрос « Каково значение культуры халифата?»

1) Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний.

2) Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы.

3) От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счета, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звезд.

4) У арабов они научились чертить более совершенные карты, позднее — пользоваться компасом и глобусом.

5) Сочинение Авиценны по медицине, переведенное на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей.

6) Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки. С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные ученые.

7) В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи. Многие труды древнегреческих ученых и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам.

 

5. Подведение итога урока.

6. Домашнее задание:

  • Параграф 10, записи, вопрос 7 - письменно

 


Информация о работе Культура страх халифата