Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:06, контрольная работа
Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о многозначности скрывающихся за ним значений, чем об изученности и осмысленности явления. Разнообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений. Такая неоднозначность говорит, прежде всего, о многообразии самого феномена культуры.
1. Общая характеристика культуры
2. Образование и наука.
3. Мировосприятие. Литература. Театр.
4. Живопись Средневековья.
5. Архитектура.
6. Готическое искусство. Скульптура.
На всем протяжении многовекового развития средневековья особой популярностью пользовалась агиография - церковная литература, описывающая жития святых. К X в. сформировался канон этого литературного жанра: несокрушимый, твердый дух героя (мученика, миссионера, борца за христианскую веру), классический набор добродетелей, постоянные формулы восхваления. Жизнь святого предлагала высший нравственный урок, увлекала образцами праведной жизни. Для житийной литературы характерен мотив чуда, отвечавший народным представлениям о святости. Популярность житий привела к тому, что отрывки из них - "легенды" (например, известные легенды о святом Франциске Ассизском /1181/1182 - 1226 гг./, основавшем нищенствующий орден францисканцев) стали читать в церкви, а сами жития - собирать в обширнейшие сборники. Широкую известность в средневековой Европе приобрела "Золотая легенда" Якова Ворагинского (XIII в.) - свод житий католических святых.
Средневековый театр в форме литургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. Когда церковь искала пути расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие и народные праздники, многие из которых содержали театрализованные элементы. В Х веке многие церковные праздники обеспечивали возможность драматизации: вообще говоря, и сама месса является не более чем драмой.
Определенные праздники были знамениты своей театральностью, как, например, шествие к церкви в вербное воскресенье. Антифонные или вопросно-ответные, песнопения, мессы и канонические хоралы представляют собой диалоги. В IX веке антифонные перезвоны, известные как тропы, были включены в комплекс музыкальных элементов мессы. Трехголосные тропы (диалог между тремя Мариями и ангелами у могилы Христа) неизвестного автора примерно с 925 г. считаются источником литургической драмы. В 970 году появилась запись инструкции или руководства к этой небольшой драме, включающая элементы костюма и жестов.
В
течение последующих двухсот
лет литургическая драма
Пьесы
состояли из эпизодов, охватывали буквально
тысячелетние периоды, переносили действие
в самые различные места и представляли
обстановку и дух различных времен, а также
аллегории. В отличие от греческой античной
трагедии, которая четко фокусировалась
на создании предпосылок и условий для
катарсиса, средневековая драма далеко
не всегда показывала конфликты и напряжение.
Ее целью была драматизация спасения рода
человеческого.
4.Живопись Средневековья.
Существующие
образцы живописи включают в себя
украшения архитектурных
Пра-романские художники
Региональные школы иллюстрирования рукописей в южной и восточной Европе развивали различные специфические стили, что заметно, например, по копии Апокалипсиса Беаты (Париж, Национальная библиотека), изготовленной в середине XI века в монастыре Сан-Север в Северной Франции. В начале XII века иллюстрирование рукописей в северных странах приобрело общие черты подобно тому, как то же произошло в то время со скульптурой. В Италии продолжало доминировать византийское влияние, как в миниатюрной живописи, так и в настенных росписях, и в мозаике.
5.Архитектура.
Архитектура Средневековья включает в себя 4 основных стиля: «Каролингское возрождение», Оттоновское искусство, романский стиль и готика.
«Каролингское возрождение» - расцвет культуры, относящийся в эпохе первого императора «Священной Римской империи» Карла Великого и династии Каролингов (8 – 9 вв.). Эпоха Карла Великого ознаменовалась реформированием административной, судебной и церковной сфер, а так же возрождением античной культуры. Столица империи Аахен стала центром этого возрождения. Самым значительным сохранившимся сооружением является капелла императорской резиденции в Аахене, пример монументальной основательности каролингской архитектуры, следовавшей ранним христианским образцам. Нововведением можно считать западный придел – паперть с этой стороны церкви, окруженную башнями. «Каролингское возрождение» оказало большое влияние на Оттоновское и романское искусство.
Оттоновское
искусство – искусство «
Романский стиль - художественный стиль в архитектуре и искусстве Европы в 11 – 12 вв. Термин вначале применялся только к архитектуре, а позднее – к живописи, скульптуре и другим видам искусства. Однако обычно романским называют стиль, который сформировался одновременно во Франции, Италии, Германии, Испании и Англии в 11 веке. Несмотря на определенные национальные различия, он стал первым действительно общеевропейским стилем, что выделяют его из стилей «каролингского возрождения» и Оттоновского искусства послеримского периода. Отличительная черта романского стиля в архитектуре – это массивность, тяжеловесность, толщина стен, которая подчеркивалась узкими проемами окон. Это придавало облику зданий величественность.
Возрождение церковного строительства после периода упадка, появление монашеских орденов, развитие более сложных форм литургии (что требовало большего количества приделов и более обширных хоров), усовершенствование самой строительной техники способствовали возведению более сложных церковных строений в раннехристианских традициях. В месте пересечения трансепта с продольными нефами обычно находился световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную ячейку, обособленную от остальных. Каменный свод прорезали арки и аркады, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга, создававшие ощущение незыблемости и устойчивости. В романский период появились каменные замки, построенные в форме огромных башен, в которых находились жилые помещения. Общими элементами всех сооружений романского стиля являются круглые арки (как в римских зданиях), на смену которым постепенно пришли заостренные (стрельчатые) готические.
6. Готическое искусство. Скульптура.
Готический стиль – художественный стиль в архитектуре и искусстве, сменивший романский стиль. Готика возникла во Франции в середине 12 века, быстро распространилась в других странах, главным образом в Северной Европе, где господствовала до 16 века. Первоначально термин имел уничижительный смысл: художники итальянского Ренессанса так называли «варварскую» средневековую архитектуру, ошибочно полагая, что ее создатели - готские племена, разрушившие классическое искусство Римской империи. Готика до сих пор ассоциируется главным образом с архитектурой, особенно с тремя ее особенностями: стрельчатой аркой; крестовым сводом, поддерживаемым (или якобы поддерживаемым) скрещивающимися арками, и арочным контрфорсом, то есть внешней опорой, не примыкающей вплотную к стене, а соединенной с нею аркой. Ни одна из этих особенностей не была достижением готики (все они существовали в поздней романской архитектуре), но их сочетание создало новый тип каркасной конструкции, производившей, в отличие от массивных, тяжеловесных сооружений романского стиля, впечатление легкости и воздушности.
Другой характерной чертой готической архитектуры, возникшей чуть позже, является ажурный декор, украшающий оконные проемы и поверхности стен. Причем в этой области был достигнут такой уровень мастерства, что по рисунку (или его отсутствию) можно было легко определить принадлежность к тому или иному периоду развития готической архитектуры.
Время и место рождения готического стиля можно определить точно. Это 1140 – 1144 гг., аббатство Сен-Дени близ Парижа, где по заказу настоятеля монастыря Сугерия, одного из известных покровителей искусств того времени, проводилась перестройка церкви. Сохранилась лишь небольшая часть здания – крытая аркада клироса, но оно остается одним из тех сооружений, которые внесли революционные изменения в европейскую архитектуру. Вместо тяжеловесных конструкций романского стиля появились стройные опоры, арки и крестовые своды, создававшие ощущение изящества и легкости. В готических соборах окна увеличились до таких размеров, что образовывали полупрозрачную стену. Позднее французская готика приобретает еще большую декоративность. «Лучистая» и «пламенеющая» готика, распространившись почти по всей Европе, во многих странах приняла своеобразные формы.
Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Готическая скульптура в XII и начале XIII века была по своему характеру преимущественно архитектурной. Самые крупные и наиболее важные фигуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа. Поскольку они были прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-колонны. Наряду со статуями-колоннами были широко распространены свободно стоящие монументальные статуи, форма искусства, неизвестная в Западной Европе с римских времен. Самые ранние из дошедших до нас - статуи-колонны в западном портале Шартрского собора. Они находились еще в старом до-готическом соборе и датируются примерно 1155 годом. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют форму колонн, к которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгом линейном романском стиле, который, тем не менее, придает фигурам впечатляющий характер целеустремленной духовности.
С 1180 года романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуи приобретают ощущение грации, извилистости и свободы движения. Это так называемый классический стиль достигает кульминации в первых десятилетиях XIII века в больших сериях скульптур на порталах северного и южного трансептов Шартрского собора.
Появление
натурализма. Начиная примерно с 1210
года на Коронационном портале собора
Парижской богоматери и после 1225 года
на западном портале Амьенского собора,
производящие впечатление ряби, классические
черты оформления поверхностей начинают
уступать место более строгим объемам.
У статуй Реймсского собора и в интерьере
собора Сен-Чапель преувеличенные улыбки,
подчеркнуто миндалевидные глаза, расположенные
пучками на маленьких головках локоны
и манерные позы производят парадоксальное
впечатление синтеза натуралистических
форм, деликатной аффектации и тонкой
одухотворенности.