Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 21:14, реферат
Культура Руси в X--XIII вв. Важную роль сыграло в развитии культуры принятие христианства. Усилились культурные связи с Византией. Возникли церковные школы и монастыри. В живопись проникают греческие каноны. Начинается строительство каменных храмов. Христианство укрепляло власть князя («всякая власть — от бога»). В X в. возводится Десятинная церковь в Киеве (не сохранилась), в XI в. — Софийский собор в Киеве и Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове. В архитектуре XII в. сочетаются русско-византийский и романский стиль.
Культура Руси в X--XIII вв. Важную роль сыграло в развитии культуры принятие христианства. Усилились культурные связи с Византией. Возникли церковные школы и монастыри. В живопись проникают греческие каноны. Начинается строительство каменных храмов. Христианство укрепляло власть князя («всякая власть — от бога»). В X в. возводится Десятинная церковь в Киеве (не сохранилась), в XI в. — Софийский собор в Киеве и Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове. В архитектуре XII в. сочетаются русско-византийский и романский стиль. Во Владимире возводятся Успенский и Дмитриевский соборы, в его окрестностях — храм Покрова на Нерли, в Юрьеве-Польском — Георгиевский собор, в Новгороде — церковь Спаса на Нередице, собор св. Николы на Ярославовом дворище. Выдающимися памятниками живописи являются фрески Софийского собора в Киеве, иконы «Георгий Воин», «Спас Нерукотворный», мозаики «Дмитрий Солунский», «Святые Лаврентий и Василий». В XI в. появляется первое крупное произведение литературы — «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. В 1073 г. из различных цитат составлен «Изборник» Святослава Ярос-лавича. Создается житийная литература, в частности «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского» летописца Нестора. В начале XII в. появляется первая русская летопись — «Повесть временных лет». Владимир Мономах написал «Поучение» своим сыновьям. В Суздальской земле Даниил Заточник создает «Слово» и «Моление». Вершина древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). О распространении письменности свидетельствует множество текстов на берестяных грамотах Новгорода. В Новгороде найдена древнейшая русская рукопись — цера, книжечка с псалмами. Другие древнейшие рукописи — Реймсское и Остромирово евангелия. Наряду с официальной, сохранялась и народная культура — скоморохи, народные гуляния. Влияние церкви на народ было еще слабым.
Русская
культура в XIV--XVI вв. В XIV в. начинается
новый подъем русской культуры. Идет активное
каменное строительство в Москве (белокаменный
кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата,
Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская
летопись. В живописи прославились Феофан
Грек и Андрей Рублёв, автор знаменитой
иконы «Троица». В XV в. с участием итальянских
мастеров (Фиорованти, Антон Фрязин и др.)
возводятся Успенский собор, Грановитая
палата, новый кремль в Москве. Создаются
литературные шедевры — «Задон-щина»
Софония Рязанского, «Сказание о Мамаевом
побоище», «Хождение за три моря» Афанасия
Никитина. Активна общественная мысль.
Новгородская ересь («жидовствующие»)
отрицала иконы и церковную организацию.
Им одно время тайно благоволил Иван III,
мечтавший о захвате церковных земель.
В 1503 г. еретиков сожгли. «Нестяжатели»
во главе с Нилом Сорским выступали против
обладания Церковью имуществом и за невмешательство
в светские дела. Иосифляне во главе с
Иосифом Волоцким настаивали на обратном
и ставили Церковь выше великого князя.
Монах Филофей выдвинул идею «Москва —
третий Рим», считая Москву наследницей
православных традиций Византии. Иван
Пересветов призывал Ивана IV ограничить
влияние бояр, усилить царскую власть
и укрепить положение дворян. Андрей Курбский,
бежав в Литву, обличал тиранию Ивана IV,
отстаивая права знати, а Иван Грозный
в переписке с ним доказывал право царя
как помазанника Божия на любой произвол.
В XVI в. в зодчестве возникает шатровый
стиль, образцами которого стали Покровский
собор (храм Василия Блаженного) в Москве
и церковь Вознесения в Коломенском. В
конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город
и Белый город в Москве и крепость города
Смоленска. В 1550-х гг. начинается книгопечатание.
Первая датированная печатная книга —
«Апостол» Ивана Фёдорова. Шедевром ремесла
стала «Царь-пушка» Андрея Чохова.
Культура и общественная мысль России в XVIII в. При Петре I в культуру и быт активно проникают западные веяния. Это приводит к плодотворному синтезу. Основным художественным направлением в эпоху Петра был классицизм. Живопись. Видными портретистами при Петре I были Никитин, Матвеев. Расцвет живописи — при Екатерине II: А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмое (историческая живопись), Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, И. П. Аргунов (портрет). Скульптура. До XVIII в. искусства скульптуры в России не было. Его зачинатель— итальянец Б. Растрелли. Мастера 2-й пол. XVIII в. — М. И. Козловский, Ф. И. Шубин, француз Э. Фальконе. Архитектура. В нач. XVIII в. еще живо нарышкинское барокко (Меншикова башня). Начинается регулярная застройка городов (прежде всего, Петербурга). В. Растрелли (сын) возводит Зимний дворец в Петербурге, Петергофский, Екатерининский дворцы в пригородах столицы, И. Е. Старое — Таврический дворец. В Москве М. И. Казаков строит здание Сената, В. И. Баженов — дом Пашкова. Театр и музыка. При Петре I создается первый публичный театр. Первую русскую драматическую труппу создал в Ярославле Ф. Г. Волков. Создаются театры в Москве (Петровский) и Петербурге (Каменный). Известны камерная музыка Д. С. Бортнянского и оперы Е. И. Фомина. Литература. Мастером сатиры в 1-й пол. XVIII в. был А. Д. Кантемир. В. К. Тредиаковский провел реформу стихосложения, М. В. Ломоносов сформулировал теорию трех «штилей». Виднейшие поэты — Г. Р. Державин, М. М. Херасков, А. П. Сумароков. Наука. Выдающиеся открытия в области физики, химии, астрономии совершил Ломоносов. Е. Р. Дашкова, глава Академии наук, много сделала для организации исследований. И. П. Кулибин создал семафорный телеграф, винтовой лифт, 300-метровый одноарочный мост, И. И. Ползунов — первый в мире паровой двигатель. М. М. Щербатов написал «Историю Российскую...» в 7-ми томах.
Культура России в 1-й пол. XIX в. Данный период — «золотой век» русской культуры, обусловленный творческим осмыслением западной культуры и духовным климатом времен «просвещенного абсолютизма». Образование. При Александре I открыто 5 новых университетов, они получили автономию, которая была отменена при Николае I. Реорганизуется система среднего и начального образования. Литература. Н. М. Карамзин, представитель сентиментализма, много сделал для взаимного сближения литературного и разговорного языка. А. С. Пушкин создал современный литературный язык. В духе романтизма писали Жуковский, ранний Пушкин, К. Н. Батюшков, М. Ю. Лермонтов. Основы реализма заложили А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. С. Грибоедов. Поэты-философы — Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев. Мастера басенного жанра — И. А. Крылов, И. И. Дмитриев. Живопись. Мастера портрета — В. А. Тропинин, О. А. Кипренский, жанровой живописи — П. А. Федотов, монументальной живописи — К. П. Брюллов и Ф. А. Бруни. В архитектуре — господство позднего классицизма (ампир). Известны творения А. А. Монферрана (Исаакиевский собор), А. Н. Воронихина (Казанский собор), О. И. Бове (Большой театр), А. Д. Захарова (здание Адмиралтейства). Шедевры скульптуры — «Укротители коней» И. А. Клодта, памятник Минину и Пожарскому И. П. Мартоса, Барклаю-де-Толли и Кутузову Б. И. Орловского (в Петербурге). Создатель русской школы классической музыки — М. И. Глинка. Мастера романса — Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Е. Варламов, А. А. Алябьев. Возрастает рольтеатра. Известнейшие артисты —М. С. Щепкин, Е. С. Семенова, П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин. Наука. Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн первыми в России совершили кругосветное плавание. Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев открыли Антарктиду, Г. И. Невельской — пролив между Сахалином и Азией.
Русская культура 2-й пол. XIX в. Образование. При Александре II созданы женские гимназии и женские курсы с университетской программой. Университеты вновь получили автономию. Созданы земские училища. При Александре III большинство женских курсов закрыто, автономия университетов ограничена. Зато выросло число церковноприходских школ. Наука. И. П. Павлов разработал учение об условных рефлексах, И. М. Сеченов — о рефлексах головного мозга. И. И. Мечников создал основы российской микробиологии, К. А. Тимирязев — физиологии растений. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Видными математиками были С. В. Ковалевская, П. Л. Чебышев, А. М. Ляпунов. П. Н. Яблочков и А. Н. Лодыгин изобрели электрическую лампочку, А. С. Попов — радио. Важные географические открытия сделали Н. М. Пржевальский, О. А. Фед-ченко, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Миклухо-Маклай. Творили видные философы — В. С. Соловьёв, Н. Я. Данилевский, Н. Ф. Фёдоров, К. Н. Леонтьев, историки — С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский, Н. И. Кареев, Н. И. Костомаров. Литература. Ведущим направлением в ней становится критический реализм. Крупнейшие представители: Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, В. Г. Короленко. Видные поэты — Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов. Живопись. Крупнейшее объединение — Союз передвижных выставок («передвижники» выступали за отражение в живописи жизненных реалий): И. Н. Крамской (портретист), В. Г. Перов (жанровая живопись), И. И. Шишкин (пейзажист), В. И. Суриков (историческая живопись), И. Е. Репин. Виднейший баталист—В. В. Верещагин. Русскую тему воплощал в живописи В. М. Васнецов. Музыка. Крупнейшее объединение композиторов — «Могучая кучка» (М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин). Вершиной русской музыки стало творчество П. И. Чайковского и М. П. Мусоргского.
Культура России в начале XX в. Данный период называют «серебряным веком» русской культуры», т. к. он характеризовался новым расцветом поэзии, музыки, театра, живописи и архитектуры. Наука. В. И. Вернадский создал учение о биосфере. В. М. Бехтерев сделал важнейшие открытия в области физиологии, биофизики, рефлексологии. Н. Е. Жуковский и И. И. Сикорский внесли огромный вклад в развитие самолетостроения. К. Э. Циолковский создает труды по космонавтике. Переживает расцвет философия. Результатом переосмысления революции 1905 г. сталсборник«Вехи».Егоавторы(П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков) осуждали интеллигенцию за догматизм, оторванность от народа и подстрекательство к революции. Литература. Наступает новый расцвет русской поэзии. Возникли новые направления: символизм (А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. Белый), акмеизм (О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв), футуризм (В. В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников). Всем им присуще внимание к форме стиха. Появляются новые имена в прозе — И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. М. Горький, Л. Н. Андреев. Живопись. Традиции XIX в. продолжали Репин, Суриков, Васнецов. Представителями русского импрессионизма были — В. А. Серов, И. Э. Грабарь, С. А- Коровин. Вокруг журнала «Мир искусств» объединились Н. К. Рерих, Б. М. Кустодиев, А. А. Бенуа, Л. С. Бакст. В общество «Бубновый валет» входили Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, П. П. Кончаловский, в «Голубую розу» — К. С. Петров-Водкин, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян. Художники-новаторы — П. Н. Филонов, К. С. Малевич, В. В. Кандинский. Архитектура. Распространяется стиль модерн (здание Ярославского вокзала в Москве, дом Рябушинских — архитектор Ф. О. Шехтель). Театр. Появляются Московский художественный театр, Драматический театр в Петербурге. Возникает сценическая школа К. С. Станиславского. Крупнейшими артистами того времени были В. Ф. Комиссаржевская, И. М. Москвин, М. Н. Ермолова. Музыка. Крупнейшие композиторы начала XX в. — И. Ф. Стравинский, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, певцы — Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова. Развитию искусства в России конца XIX — начала XX в. неоценимую помощь оказывали русские меценаты Мамонтов, Рябушинский, Морозов, Бахрушин, Нечаев-Мальцев, семейство фабрикантов Щукиных.