Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:00, контрольная работа
В историко-культурном процессе XIII – XV вв. выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до середины XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры (в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, шведских, датских, венгерских, литовских и польских феодалов). Иноземные вторжения особенно пагубными оказались для южных и западных земель.
Второй период (со II половины XIV в.) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры.
Ответ:
Культура Руси в период монголо-татарского владычества (XIII–XV вв.)
В историко-культурном процессе XIII – XV вв. выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до середины XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры (в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, шведских, датских, венгерских, литовских и польских феодалов). Иноземные вторжения особенно пагубными оказались для южных и западных земель.
Второй период (со II половины XIV в.) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры.
Борьба против монголо-татар – главная тема фольклора II половины XIII–XV вв. Ей посвящены традиционные жанры (былины, сказания).
Ведущий жанр этого времени – воинская повесть. Идея общерусского единства, возникнув еще в домонгольский период, усилилась в тяжелые годы монголо-татарского нашествия.
После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей по существу были уничтожены, была подорвана и техническая преемственность. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь).
Первые каменные постройки в Московском Кремле, не сохранившиеся до наших дней, появились на рубеже XIII–XIV вв. (Кафедральный храм Успения Богородицы, 1326 г.).
Художественные центры переместились с юга на север, в города, избежавшие разорения (Ростов, Ярославль, Новгород и Псков), где имелось много памятников старого искусства и сохранились живые носители культурных традиций.
В XIII в. произошла окончательная кристаллизация новгородской и ростовской школ живописи, а в XIV в. – тверской, псковской, московской и вологодской.
XIV в. – время блестящего
В Москве Феофан Грек расписывает церковь Рождества Богородицы с приделом Лазаря, Архангельский и (вместе со старцем Прохором и Андреем Рублевым) Благовещенский соборы Московского Кремля и др. Сохранился ряд великолепных икон, созданных в кругу Феофана. Лучшая из них – «Богоматерь Донская» из Успенского собора с «Успением Богородицы» на обороте.
Первые 7 икон праздничного ряда («Благовещенье», «Преображение» и др.) из иконостаса Благовещенского собора традиционно связывают с именем величайшего художника Древней Руси Андрея Рублева (ок. 1360/70 – 1427/30) – монаха Андроникова монастыря, достоверных сведений о жизни и творчестве которого сохранилось немного. Самое совершенное произведение Рублева – икона «Троица», созданная для Троице – Сергиева монастыря. Стиль московского мастера, глубоко национальный по своей сущности, отличающийся неповторимой индивидуальностью, надолго определил стилистику не только московской школы живописи, которая при нем достигла своего расцвета, но и всей русской художественной культуры.
Рост народного самосознания,
идея единства, тенденция к преодолению
областнических тенденций в общественной
мысли, литературе, искусстве – все это свидетельствовало
о зарождении общерусской (великорусской)
культуры.
1. Активизировался процесс объединение местных культурныхтрадиций.
2. Формирование
3. Большую роль в укреплении
определяющих позицийПравославной Церкви
сыграл Стоглавый собор 1551 г., попытавшийся регламентироватьи
4. Несмотря на сохранение господствующих позиций Церкви, с XVI в. в русской культуре ощутимее, чем прежде, начинают проявляться светские и демократические элементы.
5. Формирование отечественной культуры в условиях борьбы с иноземными завоевателями предопределило высокую степень патриотизма, преобладание героической тематики и ярко выраженные свободолюбивые тенденции.
В домашних условиях и в частных школах учили обычно люди духовного сословия, светские мастера грамоты встречались крайне редко.
Развитие письменности сопровож
Дорогостоящий и длительный процесс изготовления рукописных книг уже не удовлетворял возросшие потребности в них. Важной вехой в развитии русской культуры стало появление книгопечатания, начало которого относится к 1553 г. Первые издания не имели авторов и не датировались. Поэтому началом книгопечатания часто считают 1563 г., когда в Москве на средства царской казны была создана типография. Возглавили ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г. была издана первая русская датированная книга - Апостол, а в 1565 - Часослов - сборник ежедневных молитв. Наряду с религиозными книгами, типографским способом был издан первый русский букварь (в 1574 г. во Львове), а всего в течение ХVI в. было издано 20 книг. Ведушее место по-прежнему занимала рукописная книга.
1. По-прежнему продолжало развиваться летописание, подчи
Летописец начала царства описывает первые годы правления Ивана Грозного и доказывает необходимость установления царской власти на Руси. Степенная книга содержит расположенные по 17 степеням портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов, начиная от Владимира I (Святославича) до Ивана IV.Лицевой летописный свод (Никоновская летопись) представляет собой своеобразную всемирную историю от сотворения мира до середины XVI в.
2. Дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых как и прежде, преобладала героическая тематика:Казанское взятие, О хождении Стефана Батория на град Псков и др.
3. Значительные изменения претерпевает литература путешествий. Усиливаются светские мотивы, в описание путешествий все чаще включают вымышленные сюжеты. Формируются новые жанровые разновидности путевых записок -повести русских послов (статейные списки, росписи), отписки землепроходцев.
4. Характерной особенностью развития литературы этого периода становится возникновение и быстрое развитие публицистики.
Первые литературно-
Талантливый русский публицистИван Пересветов в своих произведениях Сказание о царе Константине, Сказание о Магомете-Салтане и др. изложил свою программу преобразований в стране. Идеал государственного устройства он видел в сильной самодержавной власти, опирающейся на поместное дворянство. Пересветов ратовал за возвышение людей по заслугам, а не по богатству и знатности.
Интересное публицистическое наследие оставил сподвижник Ивана Грозного князь Андрей Курбский. В своих сочинениях (История о великом князе Московском и др.) Курбский выступал за ограничение власти царя. К публицистике можно причислить и знаменитую переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским, в которой они спорят о путях развития Руси, об отношениях монарха с подданными.
5. Своеобразной энциклопедией домашнего хозяйства и моральных норм XVI в. является составленный при участии государственного деятеля времен Ивана Грозного протопопа Сильвестра Домострой - учебник нравственности, определявший поведение человека его обязанностей в семье и обществе.
6. Среди литературных памятников
XVI в. нельзя не упомянуть 13-томный свод
церковной литературы Четьи-Минеи(Чтения ежемесячные) - составленный митрополитом Мака
Развитие архитектуры в этот период отразило возрастание международного авторитета Русского государства.
1.Завершение строительства ансамбля Московского Кремля явилось важной вехой как в истории руской архитектуры, так и в истории Русского государства. В его создании приняли участие не только лучшие отечественные, но и итальянские мастера:Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Марк Фрязин, Алевиз Новый.
В это же время
сложился архитектурный ансамбль Соборно
- Классическим
образцом монументального
- При строительстве Архангельско
- Псковские
мастера построили
В Московском Кремлевозводились также
и светские постройки. В их числе Княжеский дворец, состоящий из нескольких
связанных между собой строений. От этого
дворца сохранилась Грановитая палата (1487-1491), построенна
Московский
Кремль стал символом величия и могущества
столицы централизованного
2. В XVI в. по образцу московского Успенского собора были построены пятиглавые крестово-купольные храмы практически во всех русских монастырях и главные соборы ряда крупных русских городов. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Софийский собор в Вологде, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.
3. Расцвет отечественной архитектуры проявился также в возникновении нового стиля - шатрового строительства, основанного на национальных традициях деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи. В отличие от крестово-купольных храмов шатровые не имеют внутри столбов и вся масса здания держится только на фундаменте.
Одним из первых памятников этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в 1532 г. по приказу великого князя Василия III, в честь рождения у него сына Ивана, будущего царя Ивана Грозного.
Самый известный памятник шатрового зодчества - Покровский собор, получивший в конце столетия название Храм Василия Блаженногопо имени знаменитого московского юродивого, погребенного под одним из его приделов. Собор был построен в 1555-1561 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия русскими войсками Казани.
4. В XVI в.наблюдался подъем крепостного (фортификационного) строительства.
Огромный размах
получило строительство крепостей. Кремл
В Москве были
построены кирпичных
С конца XV в. изобразительное
искусство характеризуется
Информация о работе Культура Руси в период монголо-татарского владычества (XIII–XV вв.)