Автор: Sergey Ivanov, 12 Октября 2010 в 21:14, доклад
Монгольское нашествие явилось ощутимым ударом для русской культуры, но, с другой стороны, национально-освободительная борьба дала импульс развитию самосознания общества, а через него и восстановлению и последующему обогащению культурных традиций.
Завоеватели не церемонились с культурными ценностями покоряемого народа. В результате разрушения городов погибло множество храмов и церквей, памятников искусства и литературы. Сказывался и общий упадок экономики, на время положивший конец каменному зодчеству, значительно сокративший объемы изготовления книг и т.д. Но вместе с тем освободительная борьба дала толчок устному творчеству, а также письменным сказаниям. Появляются предания о новых героях земли Русской, о горестной истории монгольского нашествия и борьбе с монголами, подобные «Повести о разорении Рязани Батыем», «Сказанию о Щелкане», «Сказанию о невидимом граде Китеже» и др. Борьба с немецкими феодалами на западе была отражена в «Житии святого Александра Невского» и «Житии Довмонта». Еще ряд «житий» был посвящен князьям, нашедшим мученический конец в Золотой Орде: Михаилу Черниговскому, Михаилу Тверскому, а также религиозным лидерам Руси: митрополиту Петру, Сергию Радонежскому.
МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ ЧЕРНИГОВСКИЙ (80-90-е гг. XII В.-1246)
Русский государственный деятель. Был одним из виднейших русских князей. В 20-е годы XII века несколько раз получал власть в Новгороде, затем боролся с Даниилом Галицким и Ярославом Всеволодовичем за Киев.
Культура Руси периода монгольского ига
Монгольское нашествие явилось ощутимым ударом для русской культуры, но, с другой стороны, национально-освободительная борьба дала импульс развитию самосознания общества, а через него и восстановлению и последующему обогащению культурных традиций.
Завоеватели не церемонились с культурными ценностями покоряемого народа. В результате разрушения городов погибло множество храмов и церквей, памятников искусства и литературы. Сказывался и общий упадок экономики, на время положивший конец каменному зодчеству, значительно сокративший объемы изготовления книг и т.д. Но вместе с тем освободительная борьба дала толчок устному творчеству, а также письменным сказаниям. Появляются предания о новых героях земли Русской, о горестной истории монгольского нашествия и борьбе с монголами, подобные «Повести о разорении Рязани Батыем», «Сказанию о Щелкане», «Сказанию о невидимом граде Китеже» и др. Борьба с немецкими феодалами на западе была отражена в «Житии святого Александра Невского» и «Житии Довмонта». Еще ряд «житий» был посвящен князьям, нашедшим мученический конец в Золотой Орде: Михаилу Черниговскому, Михаилу Тверскому, а также религиозным лидерам Руси: митрополиту Петру, Сергию Радонежскому.
МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ ЧЕРНИГОВСКИЙ (80-90-е гг. XII В.-1246)
Русский государственный деятель. Был одним из виднейших русских князей. В 20-е годы XII века несколько раз получал власть в Новгороде, затем боролся с Даниилом Галицким и Ярославом Всеволодовичем за Киев. При приближении татар бежал в Венгрию, а затем в Польшу (1238 г.). В 1246 году вернулся на Русь и отправился к Батыю, рассчитывая получить ярлык на Черниговское княжение. В ставке Батыя отказался принять татарскую веру и пройти сквозь очистительное пламя, за что был убит монголами. Впоследствии был канонизирован русской церковью.
Победа над Мамаем дала толчок росту патриотических чувств, в результате чего были созданы такие выдающиеся произведения русской литературы, как «О побоище на Дону», «Слово о житии и представлении великого князя Дмитрия Ивановича».
Со 2-й половины XIII века возобновляется летописание, центрами которого становятся Новгород, Волынь, Рязань, Ростов, Тверь. Историю Московского княжества фиксировали монахи Симонова и.Анд-рониковского монастырей.
Восстановление экономики
привело к возобновлению
В XIV веке на Руси появляются выдающиеся живописцы, первым из них следует признать Феофана Грека, иконописца из Византии. Феофан Грек работал в Новгороде (церкви Спаса на Ильине улице и Успения на Волотовом поле) и в Москве (церковь Рождества Богородицы. Архангельский, Благовещенский соборы и др.). Благодаря Феофану Греку на Руси складывается национальная школа иконописи, виднейшим представителем которой суждено было стать ученику Феофана Андрею Рублеву.