Культура Руси 13-15 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Культура народа – одна из важнейших частей его жизни. Ее становление, постоянное развитие неразрывно связано с теми же факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входи, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси формируется в то же время, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким н

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ КУЛЬТУРЫ РУСИ XIII-XV ВЕКА 5
1.1 Архитектура 5
1.2 Живопись 6
1.3 Фольклор 6
1.4 Общественная мысль 8
1.5 Письменность……………………………………………………….2
ГЛАВА II. БЫТ, ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ 22
2.1 Быт 22
2.2 Одежда 26
2.3 Праздники 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая!.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Мужчины и женщины  носили украшения — перстни и  мониста, цепи и пояса с пряжками из золота и серебра, сапоги с накладным  жемчугом, женские серьги и венцы  с “рясами” из жемчуга и др.

Даже некоторые  монахи были склонны к роскоши: носили “немецкое платие”, “с пухом шубы”, за что их обличали миряне. А священники жаловались, что молодые люди из мирян носят дорогие одежды, драгоценные каменья, красят, как женщины, щеки, носят красные сапоги, шитые шелками, очень тесные — до того, что вынуждены “великую нужу терпети”. Под одежду в плечах кладут деревяшки, чтобы казаться выше ростом. Да “и ина много понуждаються творити неполезна”. У женщин — и того больше ухищрений: без меры белят и красят лицо, “чернят глаза”, выдергивают свои брови, приклеивают другие и “выспрь возводяще", т. е. вверх их выводят. Чтобы сделать голову круглой, по тогдашней моде, изменяют ее форму, манипулируя волосами.18

Посуду делали из дерева и глины. Варили в железных и медных котлах. Но металлическая посуда имелась прежде всего у бояр и князей. Помимо медной и железной посуды употреблялась оловянная, серебряная и золотая.

Еду составляли прежде всего блюда из ржи, пшеницы, ячменя. Ржаной хлеб ели простые  люди, пшеничный — богатые. Зерно чаще всего мололи ручным способом — дробили его в больших деревянных ступах (из целого ствола), потом растирали на ручных жерновах; наконец, просеивали через решето. Тесто замешивали на теплой воде (“укроп”), пекли на закваске (“квас”). Обычные хлебы звали “ковригами”, получше — “пирогами”; хлеб круглой формы—“калачом”. Из пшена (проса) варили кашу, ели, приправляя ее медом; из овсяной и гороховой муки — кисели.

Из овощей употребляли  капусту, в свежем и квашеном виде, и морковь, репу и редьку, свеклу и огурцы, лук и чеснок, тыкву и др. Мясо — говядина, свинина, баранина, реже птица — на столе бедного человека появлялось нечасто; гораздо доступней была рыба. Из молочных продуктов употребляли масло, молоко, творог (называли его и сыром).

Еду приправляли солью, растительным маслом, которое делали дома (с помощью деревянного жома), укропом, перцем и др. Соль была дорога, ею нередко спекулировали купцы, даже князья.

Дома изготовляли  хлебный квас, пиво, мед (разбавляя  его водой, подвергали брожению). Ели яблоки и груши, вишни и сливы, смородину и лесные орехи.

  Богатые люди ценили хороших специалистов-поваров за их “хитрость” — умение приготовить “сладкие сняди”, устроить “многоразличные трапезы”, продолжавшиеся долгое время, по нескольку часов. На них пили домашние меды, пиво, “заморские” вина.

Подобные пиры устраивали не только знатные, но и  простые люди — по церковным праздникам, в связи с древними обрядами. Например, в четверг на страстной неделе (перед Пасхой) устраивали трапезу в память по умершим. Топили баню, в ней вешали полотенца и ставили кушанья. Души умерших (“навьи”) могли помыться и покушать. Потом ели присутствовавшие, поминали тех, кто ушел в лучший мир.

                                                      1.3  Праздники

На Пасху, Петров день, Николин день, храмовые праздники  делали складчину — мирской пир. Для него заранее всем миром варили мед и пиво, готовили всякую снедь. В подобной братчине (общем пире) участвовали все жители села, деревни, улицы;в летнее время — под открытым небом, около церкви; зимой — в доме у священника или в мирском помещении.

На пиршественные  столы ставились большие деревянные ковши с пивом и медом; по краям висели маленькие ковшики, которыми и черпали напитки. На пирах заводили пение и пляски под музыку. Подобные “бесовские игрища” нередко осуждались священниками в их проповедях и поучениях. Так, “Слово о богаче и Лазаре” сообщает о “веселии многом” на пиру у богатого человека,с гуслями и свирелями, песнями и плясанием, которые устроили “смехотворны” и “празднословны”. Частыми гостями на тех праздниках были скоморохи — лицедеи.19

Игумен псковского Елеазарова монастыря Памфил писал  в 1501 г. об “игрищах”:“Егда бо приходит Велий праздник, день Рождества Предтечева и тогда, во святую ту нощь, мало не весь город взмятется и взбесится... Стучат бубны и глас сопелии и гудут струны; женам же и девам плескание и плясание;и поют всескверные песни”.

Народные праздники, носившие нередко языческий характер, имели место и в эти столетия, и до них, и после них; подобные бурные “игрища” были устойчивым явлением, сохранили дохристианские черты и дожили до XX столетия.

В христианской вере мирян, особенно “простецов”, наряду с христианскими догмами присутствовали остатки языческих верований, обрядов, народных бытовых традиций. Священников возмущали не только “игрища бесовские” по праздникам, но и поведение верующих в церкви — многие из них стоят в шапках, платье у них не подпоясано, разговаривают во время службы, парни перемигиваются с девами. Безуспешным было и осуждение церковью “конских ристаний” и “охоты” (с птицами, собаками) знати.

В семье и  общественных делах женщины пользовались уважением. Они владеют имуществом, выступают в защиту своих интересов на судебных заседаниях, участвуют вместе с мужчинами в празднествах. Дети должны, как говорят княжеские завещания, почитать мать, как и отца. После кончины мужа вдове необязательно постригаться в монахини, что в более поздние времена становится правилом.20

Княгини принимали  послов, беседовали с ними, улаживали  споры между князьями. Женщины  из простонародья участвовали в  полевых работах, ремесленных и торговых делах. 
 
 
 

                                               Библиографический список

  1. Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. Москва: “Просвещение” 1993. – 221 c.
  2. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2. - СПб., 1997. – 568 с.
  3. Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.- 376 с
  4. Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В.50 кратких биографий мастеров русского искусства.− Л.,1971. 408 с.
  5. Древняя Русь в свете зарубежных источников / под редакцией Е. А. Мельниковой. — М., 1999. – 268 с. 
  6. Казакова Н. А. Сведения об иконах Андрея Рублева, находившихся в волоколамском монастыре в XVI. Т. 14. –М., 1996.- 337с.
  7. Карамзин Н.М. История государства российского .Т. 2.− М.,1997. С. 550 с
  8. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. - М., 1994.- 470 с.
  9. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2003.-390 с
  10. Культурология. История мировой культуры / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 365 с.
  11. Лебедева Ю. Андрей Рублев и живопись Москвы первой половины XV. М.,1960. – 259с
  12. Леонтьев А. К. Нравы и обычаи. Очерки русской культуры XVI в.−М., 1977.-289 с
  13. Любимов Л.И. Искусство древней Руси. –М.,1998.- 420 с.
  14. Маерова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. – М. : “Русский язык”, 1990. – 269 с.
  15. Миролюбов, Ю.П. Сакральное Руси / Ю.П. Миролюбов. – М., 1997. – 426 с.
  16. Н. Сахаров В.И. Буганов История России с древнейших времён до конца XVII века, 2002-272с
  17. Полное собрание русских летописей. Том первый. - Ленинград, 1926—1928. – 565 с.
  18. Православная энциклопедия. Т. 8. - М., 2004. – 850 с.
  19. Рабинович М. Г. Очерки этнографии русского феодального города. Горожане, их общественный и домашний быт. −М., 1978.-550 с.
  20. Сахаров, А.И. История России с древнейших времён до конца XVII века / А.И. Сахаров, В.И. Буганов. – М.: Дрофа, 1995. – 350 с.
  21. Скрынников Р. Г. История Российская IX-XVII вв.− М., 1997.-205с.
  22. Соловьев, С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн. I. Т. 1 – 2. История России с древнейших времен / С.М. Соловтев. – М., 1993. – 265 с.
  23. Топоров, В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси / В.Н. Топоров. – М., 1995. – 470 с.

Информация о работе Культура Руси 13-15 века