Культура России во второй половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:12, контрольная работа

Описание работы

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В современном обществоведении существует множество разноречивых ее толкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование — умственное и нравственное. Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Живопись………………………………………………………………...4
Скульптура…………………………………………………………...….9
Архитектура…………………………………………………………. 10
Музыка…………………………………………………………………. 11
Наука…………………………………………………………………….. 13
Литература…………………………………………………………... 16
Заключение………………………………………………………….. 18
Список литературы………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

История.docx

— 53.19 Кб (Скачать)

 

Литература и  печать.

 В литературе этого  периода нашли отображение социальные  проблемы пореформенной России, общественно-политические течения, народная жизнь. Ведущим направлением в литературе был критический реализм, характерными принципами которого было изображение реальной жизни, обличение ее пороков, особенно социальной несправедливости, поворот к жизни простого человека. Наиболее ярким примером обличительной литературы является творчество писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. В «Истории одного города», как и в знаменитых «Сказках», он в гротескно-сатирической форме вывел галерею образов градоначальников — Разуваевых, Колупаевых, «премудрых пескарей-либералов», нарисовал черты и нравы нарождающейся буржуазии. В «Господах Головлевых», «Пошехонской старине» великий сатирик подверг уничтожающей критике нравы и быт провинциального дворянства и чиновничества. Огромное место в литературе этого периода занимает творчество Ф. М. Достоевского. В его романах «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и др. нашло отражение философское осмысление нравственных и социальных контрастов общества. Непревзойденный мастер психологического романа, он с огромной художественной силой показал мир человеческих страданий, трагедию униженной личности. На вторую половину XIX в. приходится расцвет творчества Л. Н. Толстого. В романе «Война и мир» писатель раскрыл всю глубину русского национального характера, патриотизм, высокие нравственные черты народа, проявившиеся в борьбе с внешними врагами. В романах «Анна Каренина», «Воскресение» нашли отражение социальные противоречия России, разложение дворянского общества, лицемерие церкви и светской власти, фарс уездного суда. В 60—70-е годы продолжается литературная деятельность И. С. Тургенева — мастера классического русского романа («Накануне», «Дым», «Отцы и дети»). Вождем разночинной молодежи был поэт Н, А. Некрасов, который в своих произведениях «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо» отображает жизнь пореформенной деревни, рисует живучие остатки крепостничества. Некрасов первый в легальной литературе вспомнил декабристов («Русские женщины»). Продолжает творить драматург А.Н. Островский («Бесприданница», «На всякого мудреца...» и др.). С конца 70-х годов начинается литературная деятельность А. П. Чехова. В его творчестве нашли глубокое художественное отображение идейные искания русской интеллигенции в конце XIX в., протест против серости, пошлости обывательской жизни (рассказы «Скучная история», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Дуэль» и др.). Огромной силы социального обобщения достиг писатель в рассказах «Палата № б», «Человек в футляре». Он создал также пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», которые и сейчас с успехом идут на сценах театров мира. В эти годы в литературу вступают М. Горький, И. А. Бунин, В. В. Вересаев, В. Г. Короленко и другие писатели. Во второй половине ХГХ в. основным видом печатных изданий оставались журналы. Одним из лучших демократических журналов был «Современник» Салтыкова-Щедрина. Огромную популярность в 70—80-х годах имел журнал «Отечественные записки», который редактировал Некрасов. Известным журналом был «Русский вестник». Выходили старейшие газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости». Первой массовой газетой стала «Новое время». Большой вклад в развитие отечественной культуры внес книгоиздатель Д. И. Сытин. Он издавал учебники, научно-популярные книги, дешевые издания, собрания сочинений классиков русской литературы, словари, энциклопедии. В последнее десятилетие XIX в. начали выходить на русском языке тома «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона. Выпуск 82 основных и 4 дополнительных томов был закончен в 1907 г.

 

Заключение 

Итак, XIX век - "золотой  век русской культуры" - уникален и многоаспектен. Русская цивилизация XIX в. успешно преодолевала разрыв между отечественными и европейскими традициями, сохраняя при этом свою самобытность. Отечественные ученые внесли серьезный вклад в мировой научно-технический прогресс и стали известными за рубежом. Это было время нравственно-философских поисков свободы и справедливости. Сословно-дворянская культура постепенно утрачивала свои монопольные позиции; на авансцену в России вышел новый общественный слой - интеллигенция и сложилась уникальная оппозиционная культура протеста и инакомыслия. Важной идеей, которую исповедовала революционная интеллигенция, была идея самопожертвования во имя народа - вплоть до принятия за него мученической смерти. Революционная идеология оказалась привлекательной для русского народа, и XIX век оставил ее в наследство веку XX. Характерные особенности культуры пореформенной России. Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. повлекли значительные сдвиги в системе образования и просвещения. Ведущую роль в различных сферах культуры играла интеллигенция. Земская интеллигенция являлась питательной средой для разных направлений общественной мысли - либерализма, анархизма, русского марксизма и пр. Учительный характер русской литературы связан с тем, что в ней заключены сокровища мысли и духа (Достоевский, Толстой и др.), что лучшие русские писатели не только отображали жизнь, но и искали пути ее преображения. Пореформенная эпоха - плодотворнейшее время в истории русской музыки (балакиревская "Могучая кучка", П.И. Чайковский и др.) и театра. С драматургией Александра Николаевича Островского (1823-1886 гг.) связано утверждение реализма на сцене русского театра. С осознанием социального неблагополучия изобразительное искусство было вовлечено в решение общественных задач. Передвижники, следовавшие новой эстетике, разработанной Н.Г. Чернышевским, воспитанные на идеях передовой русской литературы, стремились отражать жизнь со всеми ее социальными проблемами и приобщать к искусству все более широкие круги общества. Диапазон творчества художников был очень широк (батальная, жанровая и историческая живопись, пейзаж, портрет и др.). Совершенствование строительной техники обеспечило новые возможности в градостроительстве, в частности, появление нового типа архитектурных сооружений (вокзалы, фабрично-заводские и торговые постройки). Вместе с тем, в это время архитектура переживала кризис. Псевдорусский стиль (разновидность эклектики) являл несоответствие внешней отделки здания под старину и современных интерьеров. Черты эклектики проступали и в монументальной скульптуре. Все это привело к утере чувства ансамбля в градостроительстве. Таким образом, развивающаяся культура XIX в. усиливалась демократическими тенденциями, которые способствовали росту культурных потребностей различных слоев общества тогдашней России. Особенно интересен феномен "культуры серебряного века", который сказал новое слово в мировой культуре и философии. Деятельность лучших представителей просвещения, науки, литературы, живописи, театра и музыки обогатила мировую культуру и выдвинула отечественную культуру на одно из ведущих мест в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1. Балакина Т.И. История  русской культуры. - М., 2006. - 343 с

2. Белинский В.Г. - Шульгин  В.С. Культура России IX-XX вв. - М, 2006. - 290 с

3. Дворниченко А.Ю., Кащенко  С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная  история (до 1917 г.): Учеб. пособие / Под ред. проф. И.Я. Фроянова. - Москва.: УИЦ "Гардарики", 2002. - 445 с.

4. Игнатов В.С. Художественная  культура России ХIX - ХХ в. в. (курс лекций) уч. пос.М. РГОТУПС 2003 с

5. История СССР 1861-1917. Под  ред.В.Г. Тюкавкина. М.: Просвещение, 1989. - 463с.

6. История Украинской ССР.  Под ред.Ю. Ю. Кондуфор в 10т, т 4. К.: 1983

7. Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры М: 2000

8. Кондаков И.В. Введение  в историю русской культуры: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 687 с

9. Кравченко А.И. Культурология.  М.: Академический Проект, 2002. - 496с

10. Культурология. История  мировой культуры. Под ред. Проф.А.Н. Марковой. М.:. ЮНИТИ, 1998. - 600с.,

11. Культурология. История  мировой культуры. Под ред. И.О.  Воскресенской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. - 759 с,

12. Культурология: теория  и история культуры. Под общ. ред. И.Е. Ширшова М.: БГЭУ, 2004. - 543с.,

13. Рапацкая ЛА Русская художественная культура. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 608 с

14. Русская художественная  культура второй половины XIX в. /В.Г.  Кисунько, М.Н. Бойко и до. М.: Наука, 1988. - 388с

15. Шульгин В.С., Кошмам  Л.В., Зезина М.З. Культура России IX-XX вв. уч. пособие. - М.: Простор, 1996


Информация о работе Культура России во второй половине 19 века