Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:12, контрольная работа
Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В современном обществоведении существует множество разноречивых ее толкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование — умственное и нравственное. Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта.
Введение………………………………………………………………….3
Живопись………………………………………………………………...4
Скульптура…………………………………………………………...….9
Архитектура…………………………………………………………. 10
Музыка…………………………………………………………………. 11
Наука…………………………………………………………………….. 13
Литература…………………………………………………………... 16
Заключение………………………………………………………….. 18
Список литературы………………………………………………..20
Литература и печать.
В литературе этого
периода нашли отображение
Заключение
Итак, XIX век - "золотой век русской культуры" - уникален и многоаспектен. Русская цивилизация XIX в. успешно преодолевала разрыв между отечественными и европейскими традициями, сохраняя при этом свою самобытность. Отечественные ученые внесли серьезный вклад в мировой научно-технический прогресс и стали известными за рубежом. Это было время нравственно-философских поисков свободы и справедливости. Сословно-дворянская культура постепенно утрачивала свои монопольные позиции; на авансцену в России вышел новый общественный слой - интеллигенция и сложилась уникальная оппозиционная культура протеста и инакомыслия. Важной идеей, которую исповедовала революционная интеллигенция, была идея самопожертвования во имя народа - вплоть до принятия за него мученической смерти. Революционная идеология оказалась привлекательной для русского народа, и XIX век оставил ее в наследство веку XX. Характерные особенности культуры пореформенной России. Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. повлекли значительные сдвиги в системе образования и просвещения. Ведущую роль в различных сферах культуры играла интеллигенция. Земская интеллигенция являлась питательной средой для разных направлений общественной мысли - либерализма, анархизма, русского марксизма и пр. Учительный характер русской литературы связан с тем, что в ней заключены сокровища мысли и духа (Достоевский, Толстой и др.), что лучшие русские писатели не только отображали жизнь, но и искали пути ее преображения. Пореформенная эпоха - плодотворнейшее время в истории русской музыки (балакиревская "Могучая кучка", П.И. Чайковский и др.) и театра. С драматургией Александра Николаевича Островского (1823-1886 гг.) связано утверждение реализма на сцене русского театра. С осознанием социального неблагополучия изобразительное искусство было вовлечено в решение общественных задач. Передвижники, следовавшие новой эстетике, разработанной Н.Г. Чернышевским, воспитанные на идеях передовой русской литературы, стремились отражать жизнь со всеми ее социальными проблемами и приобщать к искусству все более широкие круги общества. Диапазон творчества художников был очень широк (батальная, жанровая и историческая живопись, пейзаж, портрет и др.). Совершенствование строительной техники обеспечило новые возможности в градостроительстве, в частности, появление нового типа архитектурных сооружений (вокзалы, фабрично-заводские и торговые постройки). Вместе с тем, в это время архитектура переживала кризис. Псевдорусский стиль (разновидность эклектики) являл несоответствие внешней отделки здания под старину и современных интерьеров. Черты эклектики проступали и в монументальной скульптуре. Все это привело к утере чувства ансамбля в градостроительстве. Таким образом, развивающаяся культура XIX в. усиливалась демократическими тенденциями, которые способствовали росту культурных потребностей различных слоев общества тогдашней России. Особенно интересен феномен "культуры серебряного века", который сказал новое слово в мировой культуре и философии. Деятельность лучших представителей просвещения, науки, литературы, живописи, театра и музыки обогатила мировую культуру и выдвинула отечественную культуру на одно из ведущих мест в мире.
Список литературы
1. Балакина Т.И. История русской культуры. - М., 2006. - 343 с
2. Белинский В.Г. - Шульгин В.С. Культура России IX-XX вв. - М, 2006. - 290 с
3. Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.): Учеб. пособие / Под ред. проф. И.Я. Фроянова. - Москва.: УИЦ "Гардарики", 2002. - 445 с.
4. Игнатов В.С. Художественная культура России ХIX - ХХ в. в. (курс лекций) уч. пос.М. РГОТУПС 2003 с
5. История СССР 1861-1917. Под ред.В.Г. Тюкавкина. М.: Просвещение, 1989. - 463с.
6. История Украинской ССР. Под ред.Ю. Ю. Кондуфор в 10т, т 4. К.: 1983
7. Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры М: 2000
8. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 687 с
9. Кравченко А.И. Культурология. М.: Академический Проект, 2002. - 496с
10. Культурология. История мировой культуры. Под ред. Проф.А.Н. Марковой. М.:. ЮНИТИ, 1998. - 600с.,
11. Культурология. История мировой культуры. Под ред. И.О. Воскресенской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. - 759 с,
12. Культурология: теория и история культуры. Под общ. ред. И.Е. Ширшова М.: БГЭУ, 2004. - 543с.,
13. Рапацкая ЛА Русская художественная культура. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 608 с
14. Русская художественная культура второй половины XIX в. /В.Г. Кисунько, М.Н. Бойко и до. М.: Наука, 1988. - 388с
15. Шульгин В.С., Кошмам Л.В., Зезина М.З. Культура России IX-XX вв. уч. пособие. - М.: Простор, 1996
Информация о работе Культура России во второй половине 19 века