Культура России во II половине XIX века

Автор: k*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

В данной работе подробно описывается живопись, наука, архитектура, музака середины XIX века

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 20.32 Кб (Скачать)

Культура  России во II половине XIX века

 Эпоха  либеральных реформ и бурных  преобразований всех сторон жизни  русского общества затронуло  и сферу искусства. Здесь стремление  к новизне выразилось в борьбе  с омертвевшими классицистическими  традициями за новое содержание  искусства, за его активное  вторжение в жизнь.  

Живопись 

 Передовые  художники вели непримиримую  борьбу с официальным придворным  искусством, рутинной системой Академии  художеств, которая, давая своим  ученикам высокие профессиональные  навыки, категорически противилась  всем новым веяниям, навсегда  “застряв” в классицизме. 

 Невозможность  реализовать себя в рамках  Академии привела к событию,  известному в истории культуры  как “бунт четырнадцати”. В 1863 г. все сильнейшие ученики (среди которых были И.Н. Крамской, К.Е. Маковский и др.) отказались участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль после того как Совет Академии отверг их стремление к свободному выбору темы и всем предложил писать картину либо на сюжет древнескандинавских саг - “Пир в Валгалле”, либо на тему “Освобождение крестьян”. Это был первый организованный протест против академической рутины, за что художники прослыли неблагонадежными и за ними был установлен негласный полицейский надзор. 

 В целом, 1860-е гг. стали началом нового  значительного этапа развития  русского искусства. В эти годы  начинается расцвет русского  реализма. Главной задачей художника  становится воссоздание со всей  возможной убедительностью реального  события-символа русской действительности. 

 Одним  из наиболее видных живописцев  того времени был Василий Григорьевич  Перов. Главным содержанием творчества  Перова стало изображение жизни  простого народа, крестьянства по  преимуществу.  

 Расцвет  русского реалистического искусства  II пол. XIX в. неразрывно связан с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. В уставе Товарищества, утвержденном в 1870 г., говорилось о том, что его главная цель - “знакомить Россию с русским искусством”. Выставки устраивались в С.-Петербурге и Москве, а затем направлялись в другие крупные города. “Передвижничество” было уникальным по размаху и продолжительности художественным и общественным явлением. Оно просуществовало свыше 50 лет (до 1923 г.), проведя за это время 48 выставок. Большую помощь передвижникам оказал П.М. Третьяков, покупавший все лучшие их произведения. Позднее термины “передвижник”, “передвижничество” зачастую использовались для обозначения всего демократического направления в русском реалистическом искусстве 1870 - 1880-х гг. 

 Вершиной  развития реалистического искусства  70-х - 80-х гг. стало творчество  И.Е. Репина и В.И. Сурикова. 

 Основные  достижения русской живописи  рассматриваемого периода сконцентрировал  в своем творчестве Илья Ефимович  Репин. Первым произведением Репина, открывающим новую страницу в  истории русского реалистического  искусства, явилась картина “Бурлаки  на Волге”. Отказавшись от первоначального  (типичного для передвижников)  замысла прямого противопоставления  нарядной толпы праздных богачей  оборванной ватаге бурлаков, Репин  сосредоточил внимание на раскрытии  образа каждого из бурлаков. 

 Огромный  вклад в развитие не только  русской, но и мировой исторической  живописи внес Василий Иванович  Суриков. Его привлекали переломные  эпохи, сюжеты, дававшие возможность раскрыть в экстремальных ситуациях глубины человеческой личности. В 1881 г. им была создана картина “Утро стрелецкой казни”. Суриков изображает не саму казнь, а последние напряженные моменты. В 1883 г. Суриков написал картину “Меншиков в Березове”. Холодный и темный колорит, композиция, ограничивающая пространство, раскрывают драматический крах судьбы временщика, “полудержавного властелина”, брошенного с семьей в сибирскую ссылку. 

 Крупнейшей  работой Сурикова стала “Боярыня  Морозова” (1887 г.). В процессе работы  над этой картиной он специально  ездил в Италию, чтобы на примере  работ мастеров Возрождения постичь  законы композиции в монументальной  живописи. (Показан момент, когда неукротимую противницу “никонианства” Морозову везут по московским улицам в ссылку. Она прощается с народом и напутствует его на борьбу. Героизм и трагедия одиночного протеста, отношения к героине народа - тема этой картины. Из поздних работ Сурикова можно назвать “Взятие снежного городка”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”.) 

 В области  монументальной скульптуры необходимо  отметить деятельность двух мастеров - Михаила Осиповича Микешина  и Александра Михайловича Опекушина. Первый прославился как автор таких знаменитых произведений, как памятник “Тысячелетие России” в Новгороде (1862 г.), памятники Екатерине II в Петербурге (1873 г.) и Богдану Хмельницкому в Киеве (1888 г.). Второй же известен прежде всего как автор памятника А.С. Пушкину в Москве (1880 г.) - одного из лучших памятников в истории русской скульптуры. 

Архитектура 

 К середине XIX в. ясно обозначился упадок  архитектуры. Распространяется эклектизм  - использование элементов самых  разнообразных стилей. Под натиском  капиталистической целесообразности  уходит в прошлое ансамблевость строительства. Высокая цена на земельные участки в престижных районах города вела к тому, что в погоне за прибылью новые “хозяева жизни” не обращали внимания на такие “мелочи”, как архитектурное единство стиля, историческое окружение и т.д. В этот период были (иногда безвозвратно) испорчены многие бесценные архитектурные ансамбли, сложившиеся в предшествовавшие десятилетия. 

 И все  же нельзя не замечать и  некоторых достижений архитектуры  сер. - II пол. XIX в. Прежде всего  они обусловлены прогрессом техники.  Возникает потребность в зданиях  нового типа - железнодорожных вокзалах, огромных торговых помещениях (пассажах), многоквартирных доходных домах  и др. Появляются новые строительные  материалы (напр. металлоконструкции, железобетон и т.д.), которые предоставляют  архитекторам больший простор  для творчества. 

 В 1850-е  - 60-е гг. преобладающим стилем  в архитектуре было “ретроспективное  стилизаторство”, т.е. воспроизведение внешних форм тех или иных архитектурных стилей прошлого.  

 В 1870-х гг. Возникает “русский” (или, псевдорусский) стиль. Этот стиль дает такие постройки, как Исторический музей (1875 - 1881 гг., арх. В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды (ныне - ГУМ) (1889 - 1893 гг., арх. А.Н. Померанцев) и Московская Городская дума (1890 - 1892 гг., арх. Д.Н. Чичагов). И храм Воскресения Христова (“Спас на крови”) (1883 – 1907 гг., арх. И.В. Макаров, А.А. Парланд). 

 “Русский“  стиль просуществовал недолго.  На смену ему уже в конце  столетия пришел совершенно непривычный,  новаторский стиль - модерн. 

Музыка 

 Дело  создания национальной русской  музыки, начатое М.И. Глинкой, в  середине XIX в. было еще далеко не закончено. На оперных сценах по-прежнему тон задавали итальянские артисты, в концертных залах почти не звучала русская музыка. 

 В 1862 г. в Петербурге сплотилась  небольшая группа композиторов, задавшаяся целью продолжить  дело М.И. Глинки. Впоследствии  эту группу назвали “Могучей  кучкой”.  

 Деятельность  “Могучей кучки” - настолько яркое  явление в русской культуре, что  современники говорили о “музыкальной  революции” 60 - 70-х годов. С блеском справившись с поставленной задачей, “Могучая кучка” окончательно утвердила в музыке русские национальные начала. 

 Петр  Ильич Чайковский (1840—1893) не входил  в “Могучую кучку”. Он тяготел  к общеевропейским музыкальным  формам, хотя в его музыке чувствуется  принадлежность к русской школе.  Его опера “Евгений Онегин”,  написанная для консерваторского  спектакля в Москве, вскоре была  поставлена в театре, а затем  завоевала мирсвое признание. Великолепны его симфонические поэмы (“Ромео и Джульетта” и др.) Из симфоний ссобо выделяется последняя, Шестая, написанная незадолго до смерти и пронизанная предчувствием надвигающейся трагедии. Балеты Чайковского (“Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик”) вошли в мировую балетную классику. Чайковский написал более ста романсов, много других произведении. 

 Таким  образом, вторая половина XIX в - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Наибол«е успешно это шло в музыке, менее успешно - в архитектуре. В месте с тем не приходится говорить о замыкании русского искусства в узких национальных рамках, об изоляции ее от остального мира. Русская культура (прежде всего литература и музыка) получила всемирное признание. Русская культура заняла почетное место в семье европейских культур. 

Наука 

 Общественный  подъем в период отмены крепостного  права создал благоприятные условия  для развития русской науки.  

 Большие  успехи были достигнуты в области  математики и физики. Пафнутий Львович Чебышев (1821—1894) сделал крупные открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей. Он положил начало петербургской математической школе. Из нее вышло много талантливых ученых, в том числе Александр Михайлович Ляпунов (1857 - 1918) Его открытия положили начало ряду важнейших направлений математики. 

 В развитии  физики выдающуюся роль сыграл  Александр Григорьевич Столетов (1839—1896). Ему принадлежит ряд исследований  в области фотоэлектрических  явлений, впоследствии использованных  при создании современной электронной  техники 

 Развитие  физической науки определило  успехи в электротехнике. П.Н.  Яблочков создал дуговую лампу  (“свеча Яблочкова”) и первым  осуществил трансформацию переменного  тока. А.Н. Лодыгин изобрел более  совершенную лампу накаливания. 

 Открытием  мирового значения было изобретение  радиотелеграфа. Александр Степанович  Попов (1859—1905) в1895 г. 

60 - 70-е годы XIX в. называют “золотым веком” русской химии. Александр Михайлович Бутлеров (1828 - 1886) разработал теорию химического строения, основные положения которой не потеряли значения до нашего времени. 

 Во второй  половине XIX в. сделал свои открытия великий химик Дмитрий Иванович Менделеев (1634—1907). Величайшей заслугой Менделеева стало открытие периодического закона химических элементов. На его основании Менделеев предсказал существование многих тогда еще неизвестных элементов. Книга Менделеева “Основы химии” была переведена почти на все европейские языки. 

 Д.И. Менделеев  создал таблицу элементов, который мы до сих пор используем. 

 Особое  значение имели достижения русских  ученых в области географических  исследований. Русские путешественники  побывали в таких местах, куда  прежде не ступала нога европейца.  Во второй половине XIX в. их  усилия были сосредоточены на  исследовании глубинных районов  Азии. 

 Начало  экспедициям в глубь Азии было положено Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским (1827—1914), географом, статистиком, ботаником Он совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань. Возглавив Русское географическое общество, он стал играть ведущую роль в разработке планов ноновых экспедиций. По его инициативе было предпринято многотомное издание “Россия. Полное географическое описание нашего отечества”. 

Заокеанские путешествия русских ученых во второрой половине XIX в. приобрели более целенаправленный характер. Если прежде они, в основном, ограничивались описанием и нанесением на карту береговой линии, то теперь изучались и быт, культура, обычаи местных народов. Это направление, начало которому в XVIII в. положил СП. Крашенинников, было продолжено Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем (1846 - 1888) Первые свои путешествия он совершил на Канарские острова и по Северной Африке. В начале 70-х годов он посетил ряд островов Тихого океана, изучал быт местных народов. 16 месяцев прожил среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (это место с тех пор называется “берегом Маклая”). Русский ученый завоевал доверие и любовь местных жителей. Затем он путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, вновь возвращался на “берег Маклая”. Составленные ученым описания быта и нравов, хозяйства и культуры народов Океании в значительной части были опубликованы лишь после его смерти.

Информация о работе Культура России во II половине XIX века