Культура первой половины XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:47, реферат

Описание работы

Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Эти сложности обусловлены, прежде всего, общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Работа содержит 1 файл

Реферат Моциенок. Плотников.docx

— 33.49 Кб (Скачать)

В эти же годы наступает  расцвет советской детской литературы. Ее большими достижениями стали стихи  для детей В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести  А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши.

Накануне войны в феврале 1937 года в Советском Союзе было широко отмечено 100-летие со дня смерти А.С. Пушкина, в мае 1938 года страна не менее торжественно встретила 750-летие  со дня создания национальной святыни - "Слово о полку Игореве".

В 30-е годы создается собственная  база кинематографии. Всей стране были известны имена кинорежиссеров: С.М. Эйзенштейна, М.И. Ромма, С.А. Герасимова, Г.Н. и С.Д. Васильевых, Г.В. Александрова. Продолжает развиваться музыкальное  искусство: появляются замечательные  ансамбли (квартет им. Бетховена, Большой  государственный симфонический  оркестр), создается Государственный джаз, проводятся международные музыкальные конкурсы. В связи со строительством крупных общественных зданий, ВДНХ, метрополитена развиваются монументальная скульптура, монументальная живопись, декоративно-прикладное искусство.

Таким образом, вторая половина 30-х годов - это этап формирования сталинизма, политизации культуры. В тридцатые-сороковые годы культ  личности, его негативное влияние  на развитие культуры достигают апогея, складывается национальная модель тоталитаризма.

В целом культуру тоталитаризма  характеризовали подчеркнутая классовость  и партийность, отказ от многих общечеловеческих идеалов гуманизма. Сложные культурные явления сознательно упрощались, им давались категоричные и однозначные  оценки.

В период сталинизма особенно ярко проявились такие тенденции  в развитии духовной культуры, - как  манипулирование именами и историческими  фактами, преследование неугодных. В итоге оказалось восстановленным  некое архаичное состояние общества. Человек становился тотально вовлеченным  в общественные структуры, а подобная невыделенность человека из массы - одна из основных черт архаичного социального  строя. Нестабильность положения человека в обществе, его неорганическая вовлеченность  в социальные структуры заставляли еще больше дорожить своим социальным статусом, безоговорочно поддерживать официальные взгляды на политику, идеологию, культуру. Но даже в таких  неблагоприятных условиях отечественная  культура продолжала развиваться, создавая образцы, по праву вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

3. Советская архитектура

 

В 30-е годы архитектура  в России претерпевает очень важные изменения: из-за специфики политрежима  были снесены красивейшие храмы  по всей стране, а так же памятники архитектуры. Здания строились в стиле "конструктивизм". Он широко использовался для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А.В. Щусева. Архитектору удалось избежать излишней помпезности. Гробница вождя мирового пролетариата представляет собой скромное, небольшое по размерам, лаконичное строение, вписывающееся в ансамбль Красной площади. С приходом к власти Сталина на его смену пришел стиль, получивший название "сталинский ампир". В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, скульптуры строгих и мощных советских людей, гербы СССР, живописные и мозаичные панно - все прославляет выдающиеся достижения советского народа.

Все, что окружало людей  в советский период, содержало  в себе характерные особенности  советской эпохи. Пятиконечная звезда, серп и молот, сцены уборки урожая, стилизованные барельефы рабочих. В интерьере использовались мраморные  плиты, украшения из бронзовых лавровых венков с советской символикой, бронзовые  светильники, стилизованные под  факелы, использование элементов  барокко в декоре, опять же с  обязательным изображением государственной  советской символики. В этом проявляется  гигантомания и склонность к богатству  убранства, граничившему с безвкусицей, присутствовала некоторая наигранность. Для настоящего ампира характерна, прежде всего, глубочайшая внутренняя гармония и сдержанность форм. Великолепие  же сталинской неоклассики было призвано выразить силу и мощь тоталитарного  государства, стремление к созданию нового культа через иконизацию символики. Наиболее известными зданиями в этом стиле являются сталинские высотки  в Москве: здание МГУ, МИД и Министерства Транспорта, ансамбль ВДНХ, жилые дома.

В скульптуре преобладало  создание многочисленных памятников на социалистическую тему: памятники пионерам, рабочим и т.д. Этим же отличалась и современная живопись того времени. Примечательно, что в СССР не существовало города, или даже населенного пункта в котором бы не было памятника  Ленину.

Государственные здания поражали огромными размерами. Например, в 1931 году Моссовет провел закрытый конкурс  на проект огромной гостиницы на 1000 номеров, самой благоустроенной  по меркам тех лет. В конкурсе участвовало  шесть проектов, лучшим был признан  проект молодых архитекторов Л. Савельева  и О. Стапрана. Архитектурная и  широкая пресса внимательно следила  за всеми этапами проектирования и строительства: в градостроительном  отношении здание имело огромное значение - оно располагалось на пересечении главной магистрали столицы улицы Горького с вновь  прокладываемой "Аллеей Ильича", громадным проспектом, который вел  к Дворцу Советов. Когда стены  будущей гостиницы "Москва" уже  возводились, руководителем авторского коллектива архитекторов был назначен академик А. Щусев. В проект гостиницы, его фасад, были внесены изменения  в духе новой монументальности и  ориентации на классическое наследие. Согласно легенде, Сталин подписал сразу  оба варианта решения фасада здания, поданные ему на одном листе, в  результате чего фасад выстроенной  гостиницы оказался несимметричным. Строительство было завершено в 1934 году. "Аллея Ильича" проложена  не была, следы ее прокладки - нынешняя Манежная площадь, образовавшаяся на месте  снесенной застройки Моховых  улиц.

Еще один яркий пример архитектуры - Дворец неосуществлённый строительный проект советского правительства. Идея сооружения в столице первого  в мире государства рабочих и  крестьян здания, способного стать  символом "грядущего торжества  коммунизма", появилась уже в 20-х  годах. Работа над ним велась в 1930-е  годы и в 1950-е годы. Это должно было быть грандиозное административное здание, место съездов, празднеств и т.п. Дворец в Москве с высотой 420 м стал бы самым высоким зданием мира. Его должна была венчать грандиозная статуя Ленина. На проект дворца был проведен масштабный архитектурный конкурс. Дворец Советов было решено построить на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Высшие премии на конкурсе были присуждены архитекторам: И. Жолтовскому, Б. Иофану, Г. Гамильтону (США). В дальнейшем Совет Строителей Дворца Советов (в который одно время входил и сам Сталин) принял за основу проект Б. Иофана, который и был после многочисленных доработок принят к осуществлению. Проект был воистину грандиозен. Высота сооружения должна была составить 420 метров (со статуей В.И. Ленина. Сессии Верховного совета, а также всевозможные собрания согласно проекту проводились бы в огромном зале объёмом миллион кубометров, высотой 100 и диаметром 160 метров, который был рассчитан на 21000 человек! Малый зал вместил бы "всего" 6 тысяч. Также во Дворце Советов предполагалось разместить Президиум, государственный документальный архив, библиотеку, музей мирового искусства, залы Палаты Верховного Совета СССР, Конституции, Гражданской войны, Строительства социализма, аудитории для работы депутатов и приёмов делегаций. Рядом со зданием решено было построить огромную площадь и стоянку на 5 тысяч автомобилей, для этого требовалось изменить окрестности: Музей изобразительных искусств решено было отодвинуть на 100 метров, Волхонка и её улицы-соседи должны были исчезнуть под тысячами кубометров земли.

Особое внимание стоит  уделить статуе Ленина, которую в  окончательном проекте решено было поставить на крышу гигантского  здания. Скульптор предполагал сделать  статую стометровой. Один бы только указательный палец был сопоставим по размерам с двухэтажным домом! Вес статуи оценивался в 6 тысяч тонн - почти  столько же, сколько весит крупнейшая статуя мира - Родина-мать в Волгограде.

Несмотря на бурное начало строительства, реализацию проекта  пришлось заморозить. Более того, металлический  каркас Дворца Советов был разобран во время войны: столица нуждалась  в материалах для обороны от фашистской Германии. После победы восстанавливать  здание не стали, хотя идея постройки  этого грандиозного сооружения не покидала Сталина до самой смерти. Вождь  хотел подчеркнуть этим зданием  превосходство Советской системы  над устройством капиталистических  государств. Формально от строительства  Дворца советов отказались в конце 1950-х.

После прихода к власти Хрущева и постановления о "борьбе с архитектурными излишествами" в архитектуре уже не было таких  грандиозных проектов. Здания стали  более скромными. Брежневская архитектура  отличалась мощными призматическими  строениями типа московской гостиницы "Россия", но по-провинциальному  они были более бедными.

Заключение

 

Россия в ХХ веке выступила  в качестве катализатора социокультурных  процессов на планете. Октябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Культура России в советский период развивалась очень интенсивно. Политический режим направлял развитие культуры, непосредственно от него зависело то или иное культурное событие. В этом состоит уникальность советского времени: на протяжении большей части этого периода его культурная жизнь была теснейшим образом переплетена с жизнью политической. Отсюда вытекало так же огромное влияние культурной деятельности не только на настроения в обществе, но и на судьбы конкретных людей. Все это необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов в современной России и России советского периода.

Размещено на Allbest.ru

 

 

 


Информация о работе Культура первой половины XX века