Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:14, реферат
Это самые трагические века в истории Руси - татаро-монгольское иго. Во время завоевательных походов ордынцев пострадали многие храмы, сожжены летописи и др. ценности. В плен угнаны лучшие мастера.
Возрождение всей русской культуры происходит после Куликовской битвы (1380 г. ) .
Культура Московской Руси 13-14 век. очень
кратко.
Это самые трагические века в
истории Руси - татаро-монгольское
иго. Во время завоевательных походов
ордынцев пострадали многие храмы, сожжены
летописи и др. ценности. В плен угнаны
лучшие мастера.
Возрождение всей русской культуры происходит
после Куликовской битвы (1380 г. ) .
1. Летописание. Со второй трети XIII в. затухает
практически во всех городах, кроме Новгорода.
Но в начале XIV в. возникают новые центры
летописания, в том числе и в Москве, которая
все больше и больше начинает возвышаться.
2. Архитектура. Каменное зодчество практически
не развивается, т. к. татаро-монголы угоняли
в плен всех мастеров. Опять же, в Новгороде
лишь в конце XIII в. появляется первый (после
первой трети XIII в. ) каменный храм. Поскольку
навыки строительной техники во многом
были утрачены, это был уже новый тип храма,
в котором не использовалась плинфа (домонгольский
кирпич) и цемянка (раствор с добавлением
толченого кирпича-плинфы) . В XIV в. в Новгороде
был расцвет строительной деятельности.
Храмы небольшие, одноглавые, одноапсидные,
с трехлопастным завершением, часто с
внутристенной лестницей на полати (хоры)
.
В Москве первые каменные постройки появляются
с XIV в. при Иване Калите- эти храмы не дошли
до нашего времени. В 1367 г. был построен
первый белокаменный кремль - при князе
Дмитрии Ивановиче (в будущем - Донском)
.
3. Литература. XIV в. знаменуется появлением
исторических повестей о страшных событиях,
связанных с установлением ига ("Повесть
о разорении Рязани Батыем", "Сказание
о Мамаевом побоище" и др. ) .
4. Устное народное творчество. Многочисленные
былины и сказания ("Сказание о невидимом
граде Китеже", былины о Садко и Василии
Буслаеве) .
5. Живопись. С XIV в. на Руси немало византийских
мастеров изобразительного искусства,
самый известный из них - Феофан Грек. Во
второй половине XIV в. несколько храмов
на Руси были расписаны Феофаном Греком
(его фрески сохранились лишь в новгородской
ц. Спаса Преображения на Ильине улице,
построена в 1374 г. , расписана в 1378 г. ) .
В самом конце XIV в. Феофан переезжает в
Москву, где занимается росписью храмов
и иконописью.
6. Религия. Александр Невский в 1242 г. одержал
победу над немецкими рыцарями, на Чудском
озере. Значение этой победы огромное
еще и потому, что Русь избежала насильственной
смены конфессии - Ватикан хотел, чтобы
Русь приняла католичество. Что касается
татаро-монголов, то они не притесняли
православных служителей культа. С XIV в.
на Руси ведется массовое строительство
монастырей, причем, в отдаленных от городов
местах.
Быт народа
Культура народа неразрывно связана
с его бытом, повседневной жизнью,
как и быт народа, определяемый
уровнем развития хозяйства страны,
тесно связан с культурными процессами.
Народ Древней Руси жил как
в больших для своего времени
городах, насчитывающих десятки
тысяч человек, так и в селах
в несколько десятков дворов и
деревнях, особенно на северо-востоке
страны, в которых группировалось по
два-три двора.
Во дворцах, богатых боярских хоромах
шла своя жизнь - здесь располагались дружинники,
слуги, толпилась бесчисленная челядь.
Отсюда шло управление княжествами, родами,
селами, здесь судили и рядили, сюда свозились
дани и подати. На сенях, в просторных гридницах
нередко проходили пиры, где рекой текло
заморское вино и свой родной мед, слуги
разносили огромные блюда с мясом и дичью.
Женщины сидели за столом на равных с мужчинами.
По улицам города сновала пестрая разноязыкая
толпа. Проходили здесь бояре и дружинники
в дорогих шелковых одеждах, в украшенных
мехом и золотом плащах, в красивых кожаных
сапогах. Пряжки их плащей были сделаны
из золота и серебра. Появлялись и купцы
в добротных льняных рубахах и шерстяных
кафтанах, сновали и люди победнее, в холщовых
домотканых рубахах и портах. Богатые
женщины украшали себя золотыми и серебряными
цепями ожерельями из бисера, который
очень любили на Руси, серьгами, другими
ювелирными изделиями из золота и серебра
отделанными эмалью, чернью. Были украшения
и попроще, подешевле, сделанные из недорогих
камешков, простого металла - меди, бронзы.
Их с удовольствием носили небогатые люди.
Известно, что женщины уже тогда носили
традиционную русскую одежду - сарафаны;
голову накрывали платками, умели мастерски
делать себе прическу: заплетали косы,
укладывали их на голове, а чтобы они держались
– закрепляли на висках с помощью специальных
красивых колец, которые так и называются
– височные.
В Киевской Руси северная изба - высокая,
часто двухэтажная, окна небольшие, но
их много – пять или шесть – и все к солнцу
тянутся, высоко от земли поднялись. Под
бок к избе прижались сени, сарай, кладовые
– всё под одной крышей. Трудно придумать
жилище более удобное для сурового климата
Севера с долгими студёными зимами. Наличники,
крыльцо, скаты кровель северных русских
изб украшает строгий, но изящный геометрический
орнамент. Любимый мотив резьбы – солнечная
розетка, древний символ жизни счастья,
благополучия.
Внутри крестьянские избы были убраны
строго, но нарядно. В избе в переднем углу
под иконами – большой стол для всей семьи,
вдоль стен широкие встроенные лавки с
резной опушкой, над ними полки для посуды.
Северный шкафчик-поставец нарядно украшен
росписью – здесь птица Сирин и кони, цветы
и картинки с аллегорическими изображениями
времён года. Праздничный стол накрывали
красным сукном, ставили на него резную
и расписную посуду, ковши, резные светцы
для лучины.
Ковши были самых разнообразных форм и
размеров, в них наливали мед или квас.
В некоторые ковши умещалось по несколько
вёдер. Ковшики для питья имели ладьевидную
форму. Ручки ковшей делались в виде головы
коня или утки. Ковши щедро украшались
резьбой или росписью. Вокруг большого
ковша, возвышавшегося в центре стола,
они были похожи на утят вокруг наседки.
Ковши, имеющие форму утки, так и назывались
ковши-утицы. Братины – точёные сосуды
для напитков в виде шара – тоже расписывались,
давались к ним и надписи, например такого
содержания: "Господа, гостите, пьяными
не напивайтесь, вечера не дожидайтесь!"
Из дерева вырезали и красивые солонки
в виде коней и птиц, миски, ложки. Из дерева
делали всё – и мебель, и корзину, и ступу,
и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти
бытовые предметы из дерева расписывали.
Мастер думал не только о том, чтобы эти
вещи были удобны, хорошо служили своему
назначению, но заботился об их красоте,
о том, чтобы они радовали людей, превращая
работу, даже самую тяжёлую, в праздник.
Особенно почитались у крестьянина прялки.
Прядение и ткачество было одним из основных
занятий русских женщин. Нужно было наткать
ткани, чтобы одеть большую семью, украсить
дом полотенцами, скатертями. Не случайно,
прялка была традиционным подарком у крестьян,
они с любовью хранились и передавались
по наследству. По старому обычаю парень,
посватавшись к девушке, дарил ей прялку
собственной работы. Чем прялка наряднее,
чем искуснее вырезана и расписана, тем
больше чести жениху. Долгими зимними
вечерами собирались девушки на посиделки,
приносили прялки, работали да хвастались
жениховыми подарками.
Горожане имели иные жилища. Почти не встречались
полуземлянки. Часто это были двухэтажные
дома, состоящие из нескольких комнат.
Значительно отличались жилые помещения
князей, бояр, дружинников и священнослужителей.
Под усадьбы отводились и большие площади
земли, строились хозяйственные постройки,
срубы для слуг, ремесленников. Боярские
и княжеские хоромы представляли собой
дворцы. Были и каменные княжеские дворцы.
Дома украшались коврами, дорогими греческими
тканями. Во дворцах, богатых боярских
хоромах шла своя жизнь — здесь располагались
дружинники, слуги.
Одевались разные слои общества по-разному.
Крестьяне и ремесленники - мужчины и женщины
- носили рубахи (у женщин они были длиннее)
из домотканого полотна. Мужчины кроме
рубахи надевали штаны, а женщины - юбки.
Верхней одеждой и у мужчин, и у женщин
была свитка. Носили также разные плащи.
Они застегивались на одном плече золотыми
застежками. Народ победнее, зимой носили
шубы - кожухи. Зимние шубы знатных людей
шились из дорогих мехов. Одежда знати
по форме походила на крестьянскую, но
качество было иным: из дорогих тканей
шилась одежда, плащи часто были из дорогих
восточных материй, парчовые, вышивались
золотом. Девушки и молодые женщины предпочитали
красные и алые платья. Они опоясывали
их лентами немного выше талии. В торжественных
случаях женскую голову украшал кокошник.
Его делали из твердого материала, обтягивали
дорогой тканью и украшали жемчугом. Обувь
у горожан, крестьян и знати тоже отличалась.
Крестьянские лапти дожили до 20 века, горожане
чаще носили сапоги или поршни (туфли),
князья носили сапоги, часто украшенные
инкрустацией.
^
Нравы и обычаи славян
Издревле славяне были известны
своей честью и верностью слову.
Не выполнить обещание считалось
столь же позорным, что и нарушить
клятву. Если человек переставал быть
хозяином слова, его ожидало всеобщее
презрение.
Наиболее распространенными на Руси были
так называемые большие семьи, где хозяином
в доме и повелителем был старший из мужчин
– глава семейства. В таких семьях совместно
жили и вели общее хозяйство, не отделившиеся
от него сыновья со своими женами и детьми.
Все вместе обрабатывали землю. Глава
семьи распоряжался имуществом и судьбой
каждого из его членов. Это касалось даже
браков детей, которых могли женить или
выдать замуж против воли. Последнее слово
всегда оставалось за главой семьи: жена
и дети не смели его ослушаться. Родственники
стояли друг за друга горой. Если кто-то
убивал или ранил человека родной им крови,
либо причинял ему какой-то вред, обидчику
обязательно жестоко мстили. С ним должны
были поступить так же, как он поступил
с членом их рода: за смерть полагалась
смерть, за увечье- увечье, за выбитый зуб
следовало лишить зуба того, кто это сделал.
Развлечением знати были охота и пиры,
на которых решались многие государственные
дела. Всенародно и пышно праздновались
победы в походах, где рекой текло заморское
вино и свой родной мед, слуги разносили
огромные блюда с мясом и дичью. На эти
пиры съезжались посадники и старейшины
со всех городов и бесчисленное множество
народа. Князь с боярами и дружиной пировал
"на сенях" (на высокой галерее дворца),
а на дворе ставились столы для народа.
Столы для знати были уставлены богатой
посудой. Летописец Нестор сообщает, что
из-за посуды у князя и дружинников даже
возникали разногласия: последние требовали
вместо деревянных ложек серебряные. Более
простыми были общинные пиры (братчины).
На пирах обязательно выступали гусляры.
Гусляры услаждали слух именитых гостей,
пели им «славу», большие чаши, рога с вином
ходили по кругу. Одновременно происходила
раздача пищи, мелких денег от имени хозяина
неимущим.
Любимыми забавами богатых людей были
соколиная, ястребиная, псовая охота. Для
простого люда устраивались скачки, турниры,
различные игрища. Неотъемлемой частью
древнерусского быта, особенно на Севере,
впрочем, как и в поздние времена, являлась
баня.
В богатых и знатных семьях до года дети
находились на руках кормилицы, до пяти
лет - на попечении нянек. Холопка-кормилица
и ее сын были самыми близкими слугами
в доме. Сын кормилицы воспитывался вместе
с юным хозяином и иногда оставался на
всю жизнь самым близким ему человеком.
Мальчиков в знатных семьях нередко начинали
учить грамоте с пяти лет и воспитывали
сообразно будущей службе. Согласно обычаю,
воспитанием княжича руководил его дядя
– брат матери.
В княжеско-боярской среде в три года мальчика
уже сажали на коня, затем отдавали его
на попечение и выучку пестуну (от «пестовать»
— воспитывать). В 12 лет молодых князей
вместе с видными боярами-советниками
отправляли на управление волостями и
городами. С XI в. в богатых семьях стали
учить грамоте мальчиков и девочек. Сестра
Владимира Мономаха Янка, основательница
женского монастыря в Киеве, создала в
нем школу для обучения девочек.
На берегах Днепра шумел веселый киевский
торг, где, кажется, продавались изделия
и продукты не только со всей Руси, но и
со всего тогдашнего света, включая Индию
и Багдад.
Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла
в скромных, русских селах и деревнях,
в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками
в углу. Там люди упорно боролись за существование,
распахивали новые земли, разводили скот,
бортничали, охотились, оборонялись от
«лихих» людей, а на юге — от кочевников,
вновь и вновь отстраивали сожженные врагами
жилища. Причем, нередко пахари выходили
в поле вооруженные рогатинами, дубинами,
луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого
дозора. После тяжелой трудовой недели
отводили душу: устраивали шумные игрища,
с удовольствием пели и плясали, состязались
в силе и ловкости. Долгими зимними вечерами
при свете лучин женщины пряли. Мужчины
пили хмельные напитки, мед, вспоминали
минувшие дни, слагали и пели песни, слушали
сказителей и сказительниц былин.
Изготовление обуви в крестьянской семье
традиционно было мужским делом, а одежду
всегда делали женщины. Они обрабатывали
лён, этот чудесный северный шёлк, пряли
из него тонкие мягкие нитки. Долгой и
трудной была обработка льна, но под сильными
и ловкими руками крестьянок лён превращался
и в белоснежные ткани и в суровые холсты,
и в прекрасные кружева. Эти же руки шили
одежду, красили нитки, вышивали праздничные
наряды. Чем трудолюбивее была женщина,
тем тоньше и белее были рубашки у всей
семьи, тем замысловатее и красивее были
на них узоры.
Обучение всем женским работам начиналось
с раннего детства. Маленькие девочки
с шести-семи лет уже помогали взрослым
в поле сушить лён, а зимой пробовали прясть
из него нити. Для этого им давали специально
сделанные детские веретёна и прялки.
Подрастала девочка и с двенадцати-тринадцати
лет ( а то и раньше) начинала сама готовить
себе приданое. Она пряла нитки и сама
ткала холст, который хранили к свадьбе.
Затем она шила себе и будущему мужу рубашки
и необходимое бельё, вышивала эти вещи,
вкладывая в работу всё своё умение, всю
душу. Самыми серьёзными вещами для девушки
считались свадебные рубашки для будущего
жениха и для себя. Мужскую рубашку украшали
вышивкой по всему низу, делали неширокую
вышивку по вороту, а иногда и на груди.
Долгие месяцы девушка готовила эту рубашку.
По её работе люди судили, какая из неё
будет жена и хозяйка, какая работница.
После свадьбы, по обычаю, только жена
должна была шить и стирать рубашки мужа,
если не хотела, чтобы другая женщина отобрала
у неё его любовь.
Женская свадебная рубашка тоже была богато
украшена вышивкой на рукавах, на плечах.
«Руки крестьянки – от них зависело благополучие
семьи. Они всё умели делать, никогда не
знали отдыха, они защищали слабого, были
добрыми и ласковыми ко всем родным и близким.
Поэтому их следовало украсить красиво
вышитыми рукавами в первую очередь, чтобы
люди сразу замечали их, проникались к
ним особым уважением, понимая особую
роль рук в жизни женщины-труженицы».
В Древней Руси, особенно в крестьянских
семьях, молодые люди рано вступали в брак,
так как ценились трудовые руки. Девочка
в 12 лет была уже на выданье. Случались
и более ранние браки, хотя христианская
церковь их не поощряла.
Прясть и вышивать было принято в часы,
свободные ото всех других работ. Обычно
девушки собирались вместе в какой-нибудь
избе и садились за работу. Сюда же приходили
парни. Часто они приносили с собой балалайку,
и получался своеобразный молодёжный
вечер. Девушки работали и пели песни,
частушки, рассказывали сказки или просто
вели оживлённый разговор.
Вышивка на крестьянской одежде не только
украшала её и радовала окружающих прелестью
узоров, но и должна была защитить того,
кто носил эту одежду, от беды, от злого
человека. Отдельные элементы вышивки
носили символическое значение. Вышила
женщина ёлочки, – значит, желает она человеку
благополучной и счастливой жизни, потому
что ель – это древо жизни и добра. Жизнь
человека постоянно связана с водой. Поэтому
к воде нужно относиться с уважением. С
ней нужно дружить. И женщина вышивает
на одежде волнообразные линии, располагая
их в строго установленном порядке, как
бы призывая водную стихию никогда не
приносить несчастья любимому человеку,
помогать ему и беречь его.
Даже после принятия христианства большинство
населения носило славянские имена. Знатные
люди, получив при крещении имена христианских
святых, продолжали в быту именоваться
славянскими – Ярослав, Святослав, Всеволод,
Мстислав и т. д. Именами остальной части
населения могли служить любые существительные,
прилагательные и их сочетания – Добрыня,
Сновид, Лют, Волчий Хвост и т. д.
Издавна существует русский обычай встречать
дорогих гостей хлебом-солью. Как же он
возник? Для земледельцев-славян не было
ничего дороже хлеба. Не случайно древнее
название хлеба – жито. Хлеб для славян
– это жизнь. Не меньше хлеба славянами
ценилась соль. Они полагали, что соль
образуется от согревающих землю солнечных
лучей, поэтому слово «соль» и «солнце»
имеют общий корень: славяне считали соль
даром солнца. Соли было мало, к ней относились
очень бережно, как к большой ценности.
До сих пор живет примета: соль просыпать
– к ссоре… Встречая почетного гостя
хлебом-солью, славяне хотели показать,
что делятся с ним самым дорогим, что у
них есть. Это было знаком дружелюбия,
расположения, симпатии. Так показывали,
что рады пришедшему, что он желанный гость.
Информация о работе Культура Московской Руси 13-14 век (очень кратко)