Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:10, реферат
Основными аспектами изучения происхождения казахского народа является лингвистический и антропологический. С этих позиций древнюю историю Казахстана можно разделить на индоевропейский и тюркский периоды. В III-I тысячелетиях до н.э. насельники Казахстана по своим хозяйственным, культурным традициям, в лингвистическом и антропологическом отношении входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи.
В XV - XVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Материальная культура Казахского ханства: хозяйство, быт, ремесла…..4
2. Духовная культура: обычаи, традиции, искусство………………………...7
Заключение……………………………………………………………………..10
Список используемой литературы……………………………………………11
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский государственный технический университет
Кафедра «История Казахстана»
Культура Казахстана в XV - начале XVIII веков
Караганда 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Материальная культура Казахского ханства: хозяйство, быт, ремесла…..4
2. Духовная культура: обычаи, традиции, искусство………………………...7
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………11
Введение
Основными аспектами изучения происхождения казахского народа является лингвистический и антропологический. С этих позиций древнюю историю Казахстана можно разделить на индоевропейский и тюркский периоды. В III-I тысячелетиях до н.э. насельники Казахстана по своим хозяйственным, культурным традициям, в лингвистическом и антропологическом отношении входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи.
Истоки этногенетических процессов, определивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности - эпохе разложения первобытного строя. В начальной стадии они были связаны с автохтонным населением, но в последующем здесь все большую роль играли этнические процессы на обширных пространствах Центральной Азии. Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюркских народов Центральной Азии составили многочисленные племена от саков, усуней, канглов, гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков, найманов, аргынов, киреев и других, обитавших в разное время на территории Казахстана. Некоторые из них имели свои государства, многие тюркские родовые и племенные названия сохранились у казахов в позднее время. В XIII веке поступательное развитие этнической консолидации населения Казахстана было задержано монгольским нашествием. Добавился новый этнический компонент - монгольские роды и племена.
В XV - XVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее XIV - XV веков на основе окончательного взаимодействия двух больших рас - автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это теперь составляет единый монолитный сплав антропологического состава казахского народа.
Материальная культура Казахского ханства: хозяйство, быт,
ремесла.
Основным занятием казахов было скотоводство. Скот давал казахам питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обмена с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей, верблюдов - скот, приспособленный к условиям круглогодичного выпаса и добыванию корма зимой из-под снега. Меньшее значение для казахов имело разведение крупного рогатого скота и коз.
Скот был частно-семейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Маршруты кочевок были выработаны многовековым опытом. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние - кыстау, весенние - коктеу, летние - джайляю, осенние - кузеу. Расстояния между зимовками и местами сезонных кочевок измерялись сотнями километров и составляли путь длиною в несколько месяцев.
Жилищем скотоводов была юрта - удобное, простое сооружение, которое быстро разбирается, перевозится на вьючных животных, разобранная юрта помещается на одном верблюде. Деревянный остов юрты состоит из кереге - решетки из тальника, звенья которых - канат (от 4 до 12), составляют окружность юрты. Свод юрты составляли выгнутые прутья - уык, венчает юрту шанырак - деревянный круг для прохода света и дыма.
У казахов сохранила свое значение охота. Существовало несколько ее видов: с ловчими птицами ястребами, беркутами, соколами; охота с борзыми собаками; охота загоном и другие.
Казахи занимались земледелием, его традиционными очагами были Южный Казахстан, Семиречье, это районы Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. В районах поливного земледелия были разветвленные сети каналов и арыков. Массивы орошаемых земель имелись вокруг городов. Практиковалось и багорное земледелие. На большей части территории Казахстана земледелие в рассматриваемый период было развито слабо, им обычно занимались обедневшие казахи, не имевшие достаточно скота для кочевки - жатаки (жат - лежать). Осевшие бедняки занимались земледелием около зимовок, они выращивали в основном просо (тары).
Важную роль в жизни Казахского ханства играли города. Среди них выделялся Сыгнак, находившийся на границе сырдарьинского оазиса и кочевой степи. Крупным политическим, экономическим, культурным центром был оазис Туркестан, ставший резиденцией казахских ханов и святым местом мусульман. Здесь были построены мавзолеи ханов Есима, Джангира. Наиболее впечатляющим архитектурным памятником, построенным на рубеже XIV- XV веков является мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. Он имеет в длину 65,5 м, ширина его 45,5 м, высота арочных порталов 37,5 м. В нем свыше тридцати помещений, церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолей.
Важное значение играли города Сауран, Сайрам, Сузак, Аркук, Туркестан, Отрар и другие, всего более 20. в городах Отрар, Сыгнак, Сузак в среднем проживало 5500 жителей, в Сайраме 7560, в Туркестане 9180, Сауране 11000. всего городское население достигало 70 тысяч человек. Города имели поквартальную застройку. Размер кварталов был от 6 до 15 домов. Часть города занимали здания и места общественного пользования - мечети, бани, площади, базары, которым отводилась примерно одна четверть всей площади. Существовали ремесленные кварталы. Деньги в основном чеканились в Туркестане и Ташкенте, это были медные динары, серебряные тенга.
Значительное место в хозяйстве казахов занимали ремесла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Казахи занимались традиционным выделыванием кожи, войлока, окрашивали их, владели техникой тиснения, аппликации, узорного шитья.
Надо подчеркнуть, что в жизни кочевников большое значение имели военные традиции. Ношение оружия было не только правом, но и обязанностью, например, если на собрание (курултай) мужчина является без оружия, он не имел права голоса, а младшие могли не уступить ему места. Регулярного войска не было, родоплеменное ополчение собиралось по мере необходимости. Родоплеменной отряд был самостоятельной единицей во главе с предводителем рода, имел свое знамя и боевой клич - уран. Эти отряды составляли улусное войско. Численность конных воинов составляло в среднем от 30 до 50 тысяч всадников. В случае необходимости хан мог выставить 300-400 тысяч человек.
Основным оружием были сабля и лук. Из других видов оружия применялись секира, кистень, одноручная булава, двуручная палица, длинные копья, украшенные кистью из конских волос, снабженные крюком для стаскивания противника с коня. Казахи сами изготавливали предметы вооружения. При мобилизации каждый воин должен был выступить в поход минимум с двумя боевыми конями и со своим снаряжением. Казахи применяли различные приемы боя, могли быстро спешиваться, при неожиданном нападении на них, они сражались, кружась, круг в круге; при нападении на врага использовали прием тулгама - оборот, нападение во фланг или в тыл противника. За личную храбрость воинам присваивался почетный титул батыр.
2. Духовная культура: обычаи, традиции, искусство
история казахский государство ханство культура
Культура Казахского ханства в XVI- XVII веках была культурой сложившейся казахской народности, вобравшей в себя культурные ценности предков.
В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, в оформлении войлока, ковров - текемет, тускииз, сырмак и других. Орнамент и узоры сохранили преемственность от древних скотоводческих племен. В основном это были космогонические мотивы: айшик-гуль - лунный цветок, жулдыз-гуль - звездный цветок, шыккан кун - восход солнца; зооморфные мотивы: кошкар муюз - рог барана, марал муюз - рог оленя, контуры животных; растительные мотивы: стебли, листья, цветы, плоды; геометрические фигуры. Орнамент обычно симметричен. Цвета имели свой символ: синий - небо, красный - солнце, огонь; белый - истина, радость, счастье; желтый - разлука, печаль; черный - символ земли; зеленый - молодость, весна.
Согласно казахским обычаям, праздновались такие события, как: рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: скачки - байге, борьба - курес, борьба двух всадников - сайыс, борьба за тушу козла - кокпар. Праздники сопровождались музыкой, айтысами - состязанием акынов импровизаторов.
Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыз, который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг друга с праздником, готовили специальное блюдо - наурыз коже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный порядок. Люди садились на строго определенные места с учетом возраста и положения в обществе, соответственно распределялось угощение в виде определенных частей туши животного (голова, грудина и т.п.)
Казахи пользовались традиционным календарем. Годы объединялись в 12 летние циклы как у многих народов Азии, они имели названия определенных животных. Были люди, занимавшиеся счетом времени и предсказанием погоды - есепши. Казахи имели знания о небесных светилах, звездах, созвездиях, планетах. Они выделяли Полярную звезду, Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Венеру, Марс, Млечный путь и другие. Например, созвездие Большой Медведицы называлось Жетыген - семерка, Жеты карт - семь старцев и т.п. это созвездие служило астрономическими часами, по нему менялись сторожа стад.
В XVI- XVII веках казахи официально исповедовали ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе неба - Тенгри. Казахи почитали дух земли - Жер ана, воды - Су ана, им посвящали горы, утесы, камни причудливых форм, пещеры, рощи, одинокие деревья, родники. Святым местам приносили жертвы. Сохранялся культ покровителей скота. Большую роль играл культ огня.
В XVI- XVII веках в Казахстане развивалось устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество представлено поэтами-импровизаторами - акынами, сказителями - жырау. Известны имена таких жырау, как Шалкииз-жырау (XV век), Доспамбет-жырау (XVI век), Жиембет-жырау (XVII век). В эпических произведениях того времени рассказывалось о ратных подвигах батыров, защищавших народ от набегов чужеземцев: "Ер-Таргын", "Камбар", "Алпамыс", "Кобланды". К социально-бытовым поэмам относятся "Козы-Корпеш и Баян-Сулу" - степная "Ромео и Джульетта". Не менее известны "Кыз-Жибек", "Кульше кыз", "Макпал", "Слу шаш". В XV веке жил и творил, по словам Ч.Валиханова "кочевой философ" Асан-Кайгы, Асан-горемычный, печальный, скорбный, мечтавший "о земле обетованной".
Казахи использовали арабский алфавит, образование носило религиозный характер. Письменная литература была в виде религиозных и исторических книг. Существовали исторические сочинения и генеалоги - шежре. Наиболее важным памятником является книга "Джамид ат-таварих" (сборник летописей), который посвящен истории казахов XV- XVI веков. Автор книги бий из рода Жалаир Кадыргали. В XVI веке жил и творил историк Мухаммед Хайдар Дулати, его произведение "Тарих-и-Рашиди" содержит бесценные факты из жизни Казахского ханства.
В жизни кочевников большую роль играло музыкальное искусство вокальное и инструментальное. Распространенными музыкальными инструментами были домбра, кобыз, сыбызгы. Струнные, смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты. Музыканты создавали инструментальные произведения - кюи на разные темы.
В период позднего средневековья в XVI- XVII веках сложились и закрепились главные элементы культуры казахов.
Заключение
Образование казахского ханства - это переплетение политических и этнических процессов. Его основными этапами стали - откочевка Керея и Джанибека с частью племен и родов от главы кочевых узбеков Абулхайра и перекочевка в западные пределы Моголистана. Важным событием здесь стало закрепление за сторонниками Керея и Джанибека имени узбек-казахи. Затем образование Казахского ханства. И, наконец, после смерти Абулхайра возвращение Керея и Джанибека в Узбекский улус и захват там верховной власти. Новое государственное образование стало называться Казахстан.
С середины XV века до начала XVII века Казахское ханство было единым политическим образованием. Оно пережило становление, периоды меньшей и большей стабильности. Территория ханства неоднократно меняла свои очертания в пределах расселения казахского этноса.
Особенностью Казахстана является то, что на его территории возникли жузы - племенные объединения, принадлежавшие к казахской народности и населявшие общеказахскую территорию. Образование жузов связано с природно-климатическими условиями Казахстана и образом жизни его населения - номадизмом. В XVII веке в жузах стали избирать своих ханов.
Список используемой литературы
1. Кан Г.В. История Казахстана/пособие для студентов. Алматы, 1998
2. Кан Г.В. История Казахстана. Алматы, 2000
3. Тимошинов В. Культурология. Алматы, 1997
4. Магауин М. Азбука казахской истории. Алматы, 1997
5. Муканов М.С. Из исторического прошлого. Алматы, 1998
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Культура Казахстана в XV – начале XVIII веков