Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 14:49, контрольная работа
В условиях, когда Казахстан оказался на перекрестке интересов России, Англии, Франции и других государств, и заметно ускорилось промышлен-но-транспортное, торговое и иное освоение края, в общественном сознании прочно утвердилось понимание того, что историческая перспектива за теми народами, которые овладели достижениями науки, техники, культуры.
Наиболее просвещенные представители народа добровольно взяли на себя великую миссию учителей, своими знаниями способствовали развитию культуры края. Просторы для сохранения и воспроизводства прежних обычаев, традиций, нравов были значительно ограничены, но в тоже время появились новые социокультурные ценности и ориентиры.
I. Введение………………………………………………………………3
II. Основная часть……………………………………………………….4
1.Художественная культура. Печать……………………………...5
2.Материальная культура казахов. Обычаи и обряды…………...10
III. Заключение…………………………………………………………...17
IV. Список литературы………………………………………………….18
Министерство образования и науки Республики Казахстан
РГП «Карагандинский государственный индустриальный университет»
Кафедра
философии и социально-
Культура казахов в XVIII-XIXвв.
(Контрольная
работа по истории Казахстана)
Темиртау 2010.
План работы
I. Введение…………………………………………………………
II. Основная часть……………………………………………………….4
III. Заключение……………………………………………………
IV. Список
литературы………………………………………………….
Ведение
Разрушение
традиционных устоев казахского общества,
с одной стороны, и утверждение новых общественно-экономических
отношений, с другой, вызвали к жизни ранее
не известные виды человеческой деятельности.
Углубление общественного разделения
труда объективно сказывалось на культуре
и духовной жизни народа. В условиях, когда
Казахстан оказался на перекрестке интересов
России, Англии, Франции и других государств,
и заметно ускорилось промышлен-но-транспортное,
торговое и иное освоение края, в общественном
сознании прочно утвердилось понимание
того, что историческая перспектива за
теми народами, которые овладели достижениями
науки, техники, культуры.
Наиболее просвещенные представители
народа добровольно взяли на себя великую
миссию учителей, своими знаниями способствовали
развитию культуры края. Просторы для
сохранения и воспроизводства прежних
обычаев, традиций, нравов были значительно
ограничены, но в тоже время появились
новые социокультурные ценности и ориентиры.
1.
Художественная культура.
Печать.
Художественная культура дореволюционного
Казахстана вобрала в себя как новации,
рожденные колониальной эксплуатацией,
так и традиционные черты, свойственные
патриархально-феодальному
строю. Наиболее выразительными составляющими
ее были литература и музыка. Религиозные
догмы и запреты сильно задержали развитие
изобразительного искусства и театральной
культуры.
Литературные процессы шли по двум направлениям:
устное творчество и письменная литература.
Устное творчество развивалось в виде
айтыса акынов, дастанов, героических
и лиро-эпических поэм, сказок, поговорок
и пословиц, загадок и т. д. В многочисленных
айтысах (состязаниях) XIX — начала XX в.
отличались острословием, находчивостью,
импровизацией, глубоким знанием обычаев,
традиций, языкаакыны Жанак, Шоже, Акан
Сере, Суюнбай, Жамбыл, Сара Тастанбекова,
Асет Найманбаев, Биржан сал.
Основоположникам казахской письменной
литературы является А. Кунанбаев.Он родился
(1845—1904) в Чингисских горах Семипалатинской
области в семье старшины тобыктинского
рода. Получил первоначальное образование
дома, у наемного муллы. Абай затем был
направлен в медресе Семипалатинского
имама Ахмет-Ризы. Однако, не дав Абаю закончить
учение в городе, отец вернул его в аул
и начал постепенно готовить к судебной
и будущей административной деятельности
главы рода. Абай постиг приемы ведения
словесных турниров, в которых главным
оружием служило отточенное красноречие,
остроумие и находчивость. Судебное разбирательство
велось на основе веками существовавшего
обычного права казахов. В течение двадцати
лет Абай, уже зрелый человек, изучал народное
поэтическое творчество, восточных поэтов
и русскую классическую литературу. В
1886 г. в 40 лет Абай написал свое стихотворение
«Лето», последующие двадцать лет жизни
прошли в поэтической деятельности.
Абай был носителем всего нового, прогрессивного
в казахском обществе. По его мнению, каждый
мыслящий человек должен был выработать
свое сознательное отношение к окружающей
действительности. Он хотел видеть человеческое
общество благим и разумным, прогрессивно
развивающимся. Каждый человек должен
вносить в это свою посильную лепту. Поэтому
Абай призывал всех людей, желающих быть
в ряду разумных: «Раз в день, или раз в
неделю, или хотя бы раз в месяц давай сам
себе отчет, как ты за это время вел себя
в жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие
благу и разуму».
Стремление к прогрессивному развитию
общества, где человека возвышают «разум,
наука, воля», было одним из главных направлений
творчества Абая. Пути служения человеческому
обществу каждым человеком в отдельности
Абай Кунанбаев видел прежде всего в труде,
как средстве достижения и расцвета материальных
и духовных благ общества.
В результате колониальной политики царизма
и усиления феодального гнета во второй
половине XIX в. шло очень быстрое обнищание
народных масс, разорение казахского крестьянства.
Все больше казахов пополняло массы безработных.
Заботясь об этой части казахской бедноты,
Абай призывал их не чуждаться наемного
труда, как наиболее прогрессивной формы
труда вообще.
Все творчество Абая пронизано идеями
непримиримости к бездс-лию. Человеческий
характер, по его мнению, закаляется лишь
в борьбе с трудностями, в их преодолении.
Поэт глубоко верил в творческие силы
народа, хотя и понимал, что при современных
условиях общественной жизни народные
массы не имеют возможности полностью
пользоваться плодами своего труда.
В обличительных стихотворениях Абай
вскрывал антагонистические противоречия
между большинством трудящихся и господствующим
меньшинством.
Демократические позиции Абая определяли
и его отношения к деятельности старшин
и биев. Хотя права биев и урезались царизмом,
но в их руках была сосредоточена значительная
судебная власть, а казахское крестьянство,
в большинстве, имело дело с ними. Решения
биев по многим вопросам отражали интересы
царской администрации.
Пользуясь темнотой населения, его невежеством,
бии всячески стремились извлечь пользу,
говоря словами Абая, в основном «дурачили»
народные массы.
Чаяния народа были близки и понятны Абаю.
В окружающих его людях, в своих близких
и учениках он больше всего ценил бескорыстную
преданность народу и защиту его интересов.
Скорбя о рано ушедшем из жизни любимом
сыне Абдрахмане, Абай, перечислял достоинства
его (смелость, искренность, благородство
и жажду знаний), отмечал, что он «был защитником
бедняков, был за честь и правду борцом».
Противоречия современного общества отразились
в отношении Абая к духовенству. Будучи
глубоко верующим, считая, что «богу присущи
справедливость и любовь», он в то же время
видел, что служители веры в Казахстане
— муллы — были людьми, далекими от справедливости
и чести. Большинство из них покупали свое
звание и рассматривали его как источник
наживы. Видя, что среди казахов многие
не знают даже намаз, не говоря о других
тонкостях религии, Абай писал: «Я думаю,
что нельзя назвать казахов истинными
мусульманами». Его отношение к мусульманскому
духовенству созвучно с высказываниями
Чокана Валиханова, который называл поборников
религии «вредными шарлатанами». Видя
тяжелую жизнь народных масс, Абай не ограничивался
обличением несправедливости, а требовал
активных действий, направленных на исправление
этой несправедливости.
Пути улучшения жизни трудящихся масс
Абай видел в изменении экономической
основы общества. Прогрессивное развитие
казахов Абай неразрывно связывал с развитием
земледелия, ремесла и торговли. Эти три
рычага развития экономики являются предметом
постоянного внимания казахского просветителя,
на них, по его мнению, и должны ориентироваться
народные массы.
Хотя большинство населения в Казахстане
продолжало заниматься скотоводством,
Абай связывал дальнейшее экономическое
развитие с расширением и улучшением земледелия,
так как оно меньше подвержено случайностям,
зависящим от климатических условий казахской
степи.
Определяя значение и место ремесла в
экономическом развитии общества, Абай
говорил: «Необходимо учиться ремеслу»,
потому что «ремесло всегда остается в
руках, и ремесленник, продающий без
обмана то, что он сделал своими руками,
— лучший из казахов». В то же время он
не мог не видеть, сколько препятствий
стояло на пути честных ремесленников
при сбыте изготовленных им товаров. Большим
злом были алыпсатары — перекупщики, разъезжавшие
по степ и и по дешевке скупавшие у ремесленников
их изделия. Алыпсатары возникали с развитием
товаро-денежных отношений.
Неотъемлемой частью процветания экономики
Казахстана, по мнению Абая, является дальнейшее
развитие и раширение торговли. Он с глубоким
уважением говорил об узбекских торговцах.
Много товаров покупали у них и казахи,
в обмен, главным ооразом, на скот. Абай
рассматривал торговлю как средство общения
между народами, стимул развития производительных
сил общества, поэтому был активным пропагандистом
дальнейшего ее расцвета в Казахстане.
С демократических позиций защищая интересы
народных масс, Абай постоянно искал пути
прогрессивного развития общества, но
подходил к проблеме с просветительских
позиций, считая, что дело могут изменить
честные, заинтересованные в деятельности
на благо народа правители.
Найти пути разрешения противоречий между
правителями и интересами большинства
народных масс Абай не сумел, не мог он
до конца выяснить и взаимозависимость
общества, закона и личности, хотя верил
в справедливость закона.
Большим злом на пути к благоденствию
Абай считал взяточничество и корыстолюбие
судей, невежественность мулл, видя основную
силу, способную преодолеть это зло, в
науке и просвещении.
Настойчивое стремление Абая привить
молодежи любовь к учению и знаниям выразилось
в обличении им пороков казахского общества,
связанных, в первую очередь, с невежеством
и темнотой.
Изучая жизнь казахского общества, Абай
пришел к выводу, что победить его пороки
можно только сообща. И хотя каждый человек
сам хозяин своей судьбы, но есть судьбы
народов в целом. Жить вне общества или
быть лучше его невозможно.
У Абая была четко выработанная точка
зрения на взаимоотношение с другими народами,
населяющими Россию. Основной принцип,
которым он руководствовался при этом,
был принцип уважения, дружбы и равноправия.
Его возумущало стремление казахской
знати привить народу презрительное и
насмешливое отношение к другим народам.
Видя, что казахам нет причин кичиться
перед другими народами, он постоянно
и умело находил у других народов качества,
характеризующие их с выгодной стороны.
Уважая другие народы, Абай призывал казахов
к общению с ними.
Признавая необходимость мира и взаимопонимания
для всех народов, он был убежден, что только
при этих условиях могут в полную меру
развиться основные движущие силы общества
— наука, передовые идеи, культура, и настанет
всенародное благоденствие.
В начале XX в. опубликовали свои первые
произведения С. Сейфуллин, И. Жансугуров,
Б. Майлин, А. Ауэзов, ставшие впоследствии
основоположниками казахской литературы
советского периода.
XIX — начало XX в. был периодом небывалого
подъема музыкальной культуры казахского
народа. Композиторы Курмангазы, Даулеткерей,
Дина Нурпеисова, Таттимбет, Казангап,
Сейтек, Ихлас созда-.ч1 бессмертные кюи.
Вся казахская степь пела песни Биржан
сала, Ахан сэре. Mi хита, Абая, Балуан шолака,
Жаяу Мусы, Мади, Ибрая, Естая и др. Творчество
народных композиторов отражало горячую
любовь человека к родному краю, воспевало
красоту природы, заключало в себе нравственные
и эстетические ценности. Оно запечатляло
рост социальной напряженности в обществе,
желание простыхлюдей жить в мире и благополучии.
Так, первое музыкальное произведение
Курмангазы «Кишкентай» было посвящено
восстанию Исатая и Махамбета, а события
1916 г. послужили причиной создания кюя
Дины Нурпеисовой «Набор». Если песня
«Гакку» Ибрая стала своеобразным гимном
любви, то «Зауреш» Мухита, по определению
академика А. Жубанова, настоящий «Реквием».
Песни Абая и Жаяу Мусы отличались насыщенностью
элементами европейской музыкальной культуры.
В XIX в. началось зарождение казахской
прессы. 28 апреля 1870 г. вышел первый номер
газеты «Туркестан уалаяты». Она издавалась
на казахском и узбекском языках. На ее
страницах печатались материалы о Чокане
Валиханове, восстании казахов Мангыстау
1870 г. и других событиях.
В 1911 г. увидел свет первый казахский журнал
«Айкап», за четыре года существования
которого вышли 88 номеров. В 1913—1918 гг.
издавалась газета «Казах». «Айкап» и
«Казах» освещали все стороны жизни общества.
Они выступали за переход казахов к оседлому
образу жизни и овладение земледельческой
культурой, в то же время, не отрицая значения
и места кочевничества, смело поднимали
женский и национальный вопросы, распространяли
медицинские, агрономические знания, поддержали
идею созыва Всеказахского съезда.
Расширялось издание книг казахских авторов.
В Петербурге, Казани, Оренбурге, Ташкенте
вышли произведения Абая Кунанбаева, ЧоканаВалиханова,
Ибрая Алтынсарина,
Таким образом, перемены охватили все
стороны культурной жизни казахского
общества.
Жилище казахского народа — замечательный
памятник материальной культуры. Оно делилось
на зимнее и летнее, отличаясь величиной
и конструкцией. В летнее время казахи
жили в легких переносных жилищах, зимой
— в постоянных теплых помещениях: «агаш
уй», «жер уй», «кара там». Юрта — разборное
жилище, изготовленное из дерева и войлока,
состояло из «кереге» — остова ( деревянная
решетка), сферического купола — «шанрак»,
радиально расположенных
жердей (уык). Размер юрты зависел от количества
крыльев — канат (частей кереге). Юрта,
состоящая из 12 крыльев, имела площадь
в 100—120 кв. м. 12,-15,-18 — канатные юрты существовали
с XII в. до начала XIX в.
Каждая решетка (кереге) состоит из 36 планок
— «саганак», изогнутых посередине. Решетки
бывают двух видов: из массивных планок
мелкой квадратной сеткой — «тор коз»
и тонких планок крупной сеткой —«жел
коз». Вход в юрту, обращенный обычно на
юг, имеет форму прямоугольного проема.
Двустворчатые двери часто покрывались
резьбой. Решетка каркаса юрты снаружи
обкладывалась циновками из тростника
— шымши. Поверх циновок каркас юрты покрывался
войлоком. От середины свода до земли юрту
покрывали туырлыки, от шанырака до низа
свода— узуки. Войлочные покрытия скреплялись
с корпусом веревками и узорными лентами
— бсльдеу. Свод юрты украшался подвесными
ковровыми дорожками, полосками и лентами
с бахромой и кистями из разноцветных
шерстяных нитей.
По своему назначению юрты делились на
три основных типа. Парадные юрты, предназначенные
для приема гостей, отличались большим
размером и богатым убранством. Парадные
юрты состояли минимум из двенадцати канатов,
покрывались белыми войлоком и шелком.
Наиболее богатыми по убранству были свадебные
юрты — отау. Юрты, служившие жилищем,
были меньшего размера. Маленькие походные
юрты могли перевозиться на одном верблюде
или даже на лошади. Кроме того, были юрты,
использовавшиеся как склады и другие
подсобные помещения.
Походные юрты можно отнести к типу специализированных,
предназначавшихся для военных походов
или пастухов и табунщиков. Наиболее простым
переносным жилищем был шатер — «курке»,
состоявший из уыков, поставленных конусом
и покрытых войлоком. Чаще использовались
в походах юрты «жолама уй», состоявшие
из трех-четырех решеток — кереге и уыков.
Кроме того, казахи во время кочевок использовали
вместительные подвижные жилища на колесах
куйме. Они покрывались тканью, войлоком
или кожей разнообразной окраски. В куйме
жили дети и женщины.
Центр юрты — ошак — служил местом приготовления
пищи и обогрева в холодное время. Напротив
входа находилось почетное место юрты
— тор — для гостей и заслуженных людей.
Пространство у двери называлось «босага».
Направо от входа располагались утварь
и посуда, слева — конская сбруя. Направо
от босага стояла кровать хозяев дома,
отделенная занавеской — шымылдык.
Убранство юрты состояло из различных
деревянных и кожаных предметов, изделий
из войлока, циновок и ковров. Широко распространены
были войлочные ковры текемет, войлочные
ковры с аппликациями — сырмык, менее
— тканые ковры клем. Существовало два
вид а ковров—безворсовые —такыр клем
—и ворсовые—тукти клем. Богатые войлочные
настенные ковры, орнаментированные аппликациями,
инкрустацией и вышивкой, назывались «тускииз».
Во многих районах Казахстана были распространены
постоянные жилища из дерева, камней, сырцового
кирпича и дерна. По материалу изготовления
их называли «агаш уй», «жер уй», «кирпиш
уй». Площадь дома зависела от материального
состояния хозяина и состава семьи, но
в целом оно было максимально приспособлено
к кочевому образу жизни.
В народном костюме казахов отразились
древние традиции, связанные с этническими,
экономическими и климатическими условиями.
Одежда изготавливалась из сукна, шерстяных
и шелковых тканей, войлока и меха. Особой
ценностью у казахов пользовались шкуры
куланов, сайгаков и тигров, мех енота,
соболя, куницы, горностая. Из шкур шились
шубы (тон). Шубы из меха пушных зверей
назывались «ишик» и различались по покрытию:
меховая шуба, покрытая шелком — бас тон,
синим сукном — кок тон, парчой — барша
тон. Удлиненные шубы с воротом из шкур
жеребячьих— жаргак тон. Из козьих шкур
выщипывали длинные волоски, оставляя
лишь подшерсток, и шили шубы «кылка жаргак».
Штаны шились из замши, сукна, армячины,
украшались богатой вышивкой. К старинным
видам одежды относится также шекпен —
длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным
видом мужской и женской верхней одежды
был халат — шапан, шившийся из шерстяных
и шелковых тканей.
Комплект мужской одежды состоял летом
из нательной рубахи, штанов и распашного
халата, женской — из туникообразного
платья (койлек) и безрукавки (женсиз камзол).
Для приготовления женской одежды использовались
хлопчатобумажные и шелковые ткани, бархат.
Мужские и женские головные уборы отличались
многообразием. Наиболее старинный и традиционный
мужской головной убор — калпак — из тонкого
войлока. Высокие шляпы из белого войлока
назывались ак калпак, шляпы с широкими,
загнутыми наверх полями
— аир калпак. Весной и осенью казахи носили
шапки борик, круглые по форме с высоким
конусообразным верхом, обязательно отороченные
мехом. Зимние шапки — треухи назывались
«тымак».
Борик девушки украшался подвесками и
перьями филина, цапли или павлина. Отороченные
бобровым мехом девичьи шапки назывались
«камшат борик», вышитые золотом — «алтын
борик», украшенные кораллами — «калмаржан
борик». Летние легкие шапочки из бархата
или парчи — «такия» — украшались пучками
перьев, вышивкой серебром и золотом.
Из женских головных уборов наиболее оригинальным
был свадебный убор саукеле — высокий,
конусообразный, украшеный золотыми и
серебряными монетами, кораллами и жемчугом,
диадемами и подвесками. С рождением первого
ребенка молодая женщина носила головной
убор из белой ткани — кимешек.
Мужская и женская обувьтакже отличались
разнообразием. Мужские сапоги на очень
высоких каблуках с голенищем выше колен
назывались «шонкайма етик», мягкие сапоги
с загнутым кверху носком, легкие, удобные
для верховой езды — бир така, а также
ичиги — маси — из козлиной юфти и калошы
— кебис — из более плотной кожи. Зимой
носили саптама етик, бедняки — шокай
и шарке.
Женская обувь отличалась от мужской изяществом,
богатым орнаментом. Повседневной обувью
были туфли — кебис. Богатые женщины носили
орнаментированные сапоги — кестели етик,
туфли на высоких каблуках из зеленой
кожи — «кок сауыр», украшенные узорным
шитьем и серебряной инкрустацией.
Обязательной деталью казахского костюма
были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка
— белдик. Пояса из кожи, украшались тиснением,
фигурными накладками из серебра с инкрустацией,
полудрагоценными камнями, резными костяными
пластинами. Такие наборные пояса назывались
«кисе». У юношей пояса не были наборными
и не имели подвесок. Женские пояса были
более широкими и нарядными и шились в
основном из шелка и бархата. Носили также
мягкие кушаки — кур.
Женские украшения изготавливали из золота,
серебра, драгоценных камней. Массивные
серебряные браслеты «блезик» покрывали
позолотой и инкрустацией. Серьги изготовляли
в основном из серебряной проволоки в
виде дужек, колец с подвесками из самоцветов,
часто — из ромбических и округлых пластин,
скрепленных между собой цепочками.
Широко использовались накосные украшения
— шашбау— в виде рядов медальонов или
пластин, соединенных между собой кольцами.
Центральные медальоны всегда украшались
филигранью со вставками из цветных камней.
К накосным украшениям относились и подвески
«шолпы».
Перстни были литые и чеканные, венчики
овальной, круглой, грушевидной, многогранной
формы. Часто перстни украшались вставками
из цветных камней.
При изготовлении женских украшений применялась
различная техника: литье, гравировка,
чеканка, штамповка, филигрань, чернение,
зернь, эмаль.
Разнообразным было и казахское оружие.
Из особой стали делали кривые сабли —
кылыш, мечи — селебе, палаши — семсер.
Широко использовались шпаги — сапы, кинжалы
— канжар, длинные ножи с изогнутым клинком
— жеке ауыз, длинные узкие ножи — бунда
пышак. Наиболее распространенным орудием
были лук — садак и стрелы. Наконечники
стрел были различных форм: четырехгранные,
ромбические, вилообразные. Копья — найза
— имели стальной наконечник и кисти из
конских волос. В комплекс вооружения
входили кожаные и металлические доспехи
— сауыт — стальные кольчуги из колец,
стальных шлемов с сеткой и козырьком,
деревянных и кожаных щитов, обшитых железными
пластинами.
С конца XVIII в. стали использовать и ружья,
частью купленные в городах Средней Азии,
частью изготовленные самими казахами.
Ружья были нескольких видов: с фитилем
и украшением насечкой серебром — билтели
мылтык, без насечки — кара мылтык, с коротким
стволом — самкал. Короткоствольные ружья,
стреляющие на семьсот метров, назывались
«козы кош». Порох и пули казахи изготавливали
сами, частью покупали у соседей. Использовались
дубины «сойыл» и шокпар из березовых
жердей, однако, во время войны они редко
употреблялись.
Пища казахов состояла в основном из мясных
и молочных продуктов. Молочная пища была
разнообразной. Из кобыльего молока изготавливали
кумыс (кымыз), из верблюжьего — шубат.
Молоко коров, коз и овец шло в основном
для изготовления квашеного молока, масла,
различных сыров.
Один из любимых напитков казахов было
кислое молоко — айран. Смесь айрана с
водой называлась «шалап». Из молока сбивали
масло
— сары май. Для длительного хранения
масла его промывали холодной водой, солили
и укладывали в бараний желудок — карын.
Важное место в рационе казахов занимали
сыры. Высушенный на солнце творог— курт
употреблялся в пищу зимой, растворяемый
в горячем бульоне, изготавливались другие
виды сыров — сары иримшик, ак иримшик
и др.
Мучные продукты использовались преимущественно
зимой. Основными продовольственными
культурами были просо, реже—пшеница
и рожь. Из проса казахи готовили пшено
— тары, шедшее на приготовление пшенной
похлебки тары коже. Жареное пшено ели
с молоком, маслом: приготовляя из него
толокно —талкан. Из пшена мололась мука,
приготавливались пресные просяные лепешки
— тары табанан. Из пшена готовилось праздничное
блюдо «жент».
Пшеница ценилась более. Из нее готовили
похлебку бидай коже, талкан и жент. Мука
шла на изготовление пресных лепешек (таба
нан), лапши (кеспе), обжаренного в сале
теста (баурсак). Рожь и ячмень занимали
в рационе казахов меньшее место. Из риса
казахи южных районов готовили плов (палау)
и кашу (ботка).
Основной пищей казахов были мясные блюда.
Наиболее ценным мясом считалась конина,
из которой приготавливали различные
блюда: подкожный жир верхней части шеи
(жал) и жир области крупа (жая). Из прямой
кишки готовили «карта», из реберного
мяса с подпозвоночным жиром — «казы».
Колбасы из мяса, других частей туши назывались
шужик.
аранина употреблялась в основном в летнее
время. Вареное мясо
— основное блюдо казахов — подавалось
как с гарниром (кеспе, нан), так и без него.
Бульон (сорпа) употреблялся после мяса.
Печень и мякоть, обжаренные мелкими кусками
на медленном огне. назывались «куырдак».
Посуда и утварь казахов-скотоводов была
приспособлена к подвижному образу жизни:
легкая, небьющаяся, из кожи и дерева. Для
перевозки бьющейся посуды использовались
специальные чехлы «шыныкап», например
для чашек — большей частью из войлока,
реже — деревянные и плетеные.
Самой разнообразной по форме, размерам
и назначению была кожаная посуда: саба,
суйретпе, торсык, мес и др. Саба шили из
специально обработанной лошадиной шкуры,
иногда из шкур крупного рогатого скота.
При согуме (заготовке мяса на зиму) для
саба специально оставляли шкуры, предпочтительно
с хорошо упитанных и здоровых животных.
Шерсть со шкур снимали, кожу размягчали
квашеным молоком, сывороткой, куртом,
затем мыли, сушили и посолив, сохраняли
до весны. С наступлением весны ее коптили
в специальных коптильнях.
Разнообразны и красочны были деревянные
ковши для разливки кумыса (шомиш, ожау),
нередко украшенные резьбой, инкрустацией
из серебра и кости. Обязательной принадлежностью
кухонной утвари был металлический котел
(казан), в оседлых районах Казахстана
широко использовалась керамическая посуда.
Материальная культура казахов отражала
особенности хозяйственной жизни народа,
основывалась на традициях культуры предшествующих
поколений степных скотоводов. Хозяйственно-экономический
уклад, пища, одежда была наиболее приспособлены
к тем природным условиям, в которых они
жили.
Казахские народные обычаи раскрываются
в свадебном ритуале «кудалык салт». Отношения
родителей невесты к жениху были свободны
от многих обрядов, предписываемых исламом.
После сговора и первого взноса калыма
жених имел право тайно посетить невесту,
и его первое посещение (урын-келу), обычно
скрытое от родителей невесты, происходило
в доме брата или родственника невесты.
Второе посещение жениха было открытым
и носило название «калындык ойнау».
Заключение
Кочевое
скотоводство и орошаемое земледелие
создали основу единой культуры племен
Казахстана. Значительное влияние на культуру
казахского народа оказывала культура
соседних народов, особенно Поволжья,
Сибири и Средней Азии. Заметный след оставила
также мусульманская культура. Таким образом,
в XV— начале XX вв. в Казахстане функционировала
единая культура, которая базировалась
на лучших традициях культуры древних
племен казахских степей.
Материальную
и духовную жизнь народа отражают традиции
и обычаи. Много исторически ценного имеется
в социальной, юридической и хозяйственно-бытовой
терминологии казахов, сохранившейся
в исторических преданиях.
Список
использованной литературы