Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 09:19, доклад
У западных кольских саамов (нотозерских, бабинских, екоостровских) ведущую роль играло озёрно-речное рыболовство, у северо-западных (пазрецких, печенгских, мотовских) — морское рыболовство. В конце XVIII — начале XX вв. около 70 % взрослого саамского населения занималось промыслом трески. У восточных саамов значительную роль играло оленеводство, дополняемое промыслом сёмги. В XIX в. каменские саамы охотились на дикого оленя. Все саамы охотились на крупных (лось, волк) и мелких животных, птиц.
С начала 1990-х гг. многие промысловые участки сдаются саамами в аренду приезжим.
Культура и особенности
]Хозяйство
Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания той или иной группы и природных условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота.
В XIX — начале XX вв. саамы вели полукочевой образ жизни, совершая небольшие по протяжённости сезонные перекочёвки.
У западных кольских саамов (нотозерских, бабинских, екоостровских) ведущую роль играло озёрно-речное рыболовство, у северо-западных (пазрецких, печенгских, мотовских) — морское рыболовство. В конце XVIII — начале XX вв. около 70 % взрослого саамского населения занималось промыслом трески. У восточных саамов значительную роль играло оленеводство, дополняемое промыслом сёмги. В XIX в. каменские саамы охотились на дикого оленя. Все саамы охотились на крупных (лось, волк) и мелких животных, птиц.
С начала 1990-х гг. многие промысловые участки сдаются саамами в аренду приезжим.
Особенностью саамского
В конце XIX — начале XX вв. саамы заимствовали отдельные черты от коми-ижемцев и ненцев: тип нарт с копыльями и упряжь.
Для передвижения и перевозки груза на оленях саамы используют особый тип вьючного седла (ташке), до 1930-х гг. бытовала нарта-сани (керёжа) в форме лодки.
Традиционная одежда
Гакти из Каресуандо(Швеция). Арктический музей в Рованиеми, Финляндия
Основная статья: Традиционная одежда саамов
Традиционная одежда саамов приспособлена в первую очередь для длительного пребывания на открытом воздухе, что связано с традиционным полукочевым образом жизни. Наиболее известные виды традиционной одежды: гакти — традиционная верхняя наплечная одежда у саамов, живущих в Норвегии и Финляндии; юпа — традиционная верхняя суконная одежда у саамов, живущих на Кольском полуострове; печок — верхняя зимняя глухая одежда со стоячим воротником, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу; торк — зимняя одежда, сшитая мехом внутрь[20].
Традиционные поселения и жилища
Саамский амбар. Модель на территории парка Скансен (Стокгольм)
Поселениями саамов до начала ХХ в. являлись погосты. С декабря по март-апрель саамы жили в зимних погостах, где находились богатые ягелем угодья, а в другой период года расходились по промысловым участкам группами родственных семей (западные группы) или перекочёвывали к летним погостам всей общиной (восточные группы).
Зимние погосты располагались во внутренних районах Кольского полуострова, на границе тундры и леса, на берегу водоёма. Через 20—30 лет, после истощения пастбищ и охотничьих угодий, место погоста переносилось.
Традиционное зимнее саамское жилище вежа представляло собой бревенчатую постройку в форме четырёх- или шестигранной усечённой пирамиды высотой 2,5 м и площадью 3×3 м с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывали оленьими шкурами или плотной тканью, а сверху клали кору, хворост, дёрн. В центре жилища устраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Вход был обращён к югу.
С XIX в. вежу начинает вытеснять тупа (пырт) — срубная постройка площадью 12—13 кв. м, высотой 2 м, с одним-двумя небольшими окнами и плоской, покрытой землёй и дёрном, крышей. В углу у входной двери устраивался очаг — камелёк из обмазанных глиной камней. Появляется простейшая мебель.
Во время перекочёвок
В жилище обычно обитали одна или две семьи. Напротив входа находилось наиболее почётное, так называемое чистое место.
К началу ХХ в. многие саамы вместо традиционных жилищ стали использовать русскую избу и ненецкий чум.
Пища
Зимой основной пищей саамов было оленье мясо. Для предохранения от цинги употребляли мороженое мясо и свежую оленью кровь. Чаще мясо жарили, вялили, варили, добавляя в похлёбку муку, ягоды. Первое жидкое блюдо варили из куропаток. Долгое время ритуальной пищей считалось медвежье мясо.
Летом основу пищевого рациона составляла рыба, прежде всего озёрная (щука, сиг, налим, окунь и др.). Её варили, жарили, вялили. От русских саамы научились запекать рыбу в тесте.
Меньшее значение имела растительная пища. Заготавливали внутренний слой сосновой коры, который после сушки и толчения добавляли в похлебку. Из муки (покупной) пекли лепёшки.
Из напитков наибольшее распространение получил чай. Доение важенок (самок оленя) у кольских саамов не практиковалось.
Социальная организация
Материнство в Лапландии
Главной хозяйственной и социально-
Община контролировала семейно-брачные отношения. В XIX в. преобладала малая семья. До конца XIX в. предпочитались однонациональные браки. До 60 % браков заключалось в своих погостах, остальные — преимущественно с жителями соседних погостов. Были распространены браки с сыном или дочерью кузена, а также такие союзы, при которых братья или сестры из одной семьи становились мужьями или женами для сестёр или братьев из другой семьи. На рубеже XIX—ХХ вв. обычный брачный возраст девушек был 17—20 лет, а юношей — 21—25 лет. Мнение девушки не учитывалось.
Существовало половозрастное разделение труда. Мужчины занимались промысловой деятельностью, перевозками, женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей, а иногда вместе с подростками помогали ловить рыбу и охотиться на куропаток.
Религия саамов
Традиционные верования саамов, как и у многих других североазиатских народов, представляли собой прежде всего промысловый культ — почитание различных духов, являющихся хозяевами различных традиционных промыслов или явлений природы. Одно из отличий верований саамов от верований большинства сибирских народов — существование культа предков[21].
Религия современных саамов — большей частью лютеранство (в том числе лестадианство); среди части саамского населения распространено православие.
Саамская литература
Основная статья: Саамская литература
Фольклор саамов представлен мифами, сказками, преданиями, импровизированными песнями; включает сказки («майнс»): для детей, о Тале (глупом людоеде), о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы («ловта»), например об олене-человеке Мяндаше. Исторические предания («сакки») повествуют о войнах, о примечательных горах, водных объектах. Известны также бывальщины («бойса») и импровизации («муштоллы»).
Известные российские саамские поэты
и писатели — колтта-саами Аско
Фильмы о саамах
Интересно, что известная американская актриса Рене Зеллвегер — норвежская саами по матери.
Саамы в художественной литературе
В книге современного российского писателя Андрея Буторина «Север» (2010) рассказывается о саамском племени, выжившем после ядерной войны. Главному герою, Нанасу, предстоит совершить путь от Ловозера до Видяево, а после до Полярных зорь. Книга является частью серии Вселенная Метро 2033. В 2011 году вышел роман-продолжение — «Осада рая».
Спорт
Существует саамская футбольная сборная, которая выиграла чемпионат мира по футболу среди непризнанных сборных в 2006 году.
Территория проживания саамов
Территория расселения саамов
протянулась с востока на запад
более чем на полторы тысячи километров —
от восточной оконечностиКольского полуострова через север Финляндии и Норвегии до центральной части Скандинавского
полуострова[7]. Саамы живут в Норвегии,России, Финляндии,
Общая численность саамов — от 60 до 80 тысяч человек (по оценке Саамского парламента Финляндии — около 75 тысяч человек[7]), из которых в Норвегии проживает от 40 до 60 тысяч, в Швеции — от 15 до 25 тысяч, в Финляндии — от 6 до 8 тысяч, в России — две тысячи человек[7].
Численность саамов в Российской империи, СССР и России остаётся примерно на одном уровне уже на протяжении более ста последних лет: в 1897 году — 1812 человек, в 1959 году — 1792 человека; по данным на 2002 года в России проживал 1991 саам[8]. Подавляющее большинство саамов в России проживает в Мурманской области (по данным 2002 года — 1769 человек или 89 %)[8]. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность саамов в России составляла 1771 человек (городское население — 787 человек, сельское — 984)[3].
Центром культурной жизни саамов в России является село Ловозеро. Здесь проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные; действует Саамский национальный культурный центр.
Происхождения
карел
Проблема происхождения
карел долгое время оставалась дискуссионной.
По одной из гипотез карелы составляли
большую часть населения легендарной
Биармии, занимавшей окрестности Белого
моря. После распада этого государства
карелы двинулись в западном и южном направлении,
к Онежскому и Ладожскому озерам и Финскому
заливу. В начале XX в. в финляндской литературе
получают распространение теории западного
происхождения карел, по которым карелы
— прямые потомки западнофинского племени
хяме (емъ русских источников), предположительно
занимавшего в I тысячелетии н.э. земли
Карельского перешейка (см: Кочкуркина,
1982. С. 7). Однако некоторые финляндские
археологи того времени (A.M. Тальгрен, А.
Европеус, К.А. Нордман) считали идею западного
происхождения карел необоснованной.
Так, К.А. Нордман полагал, что карелы сформировались
в результате смешения восточных и западных
элементов и что их культура уже в I тысячелетии
н.э. отличалась от западнофинской. Нордман
отверг также распространенное у финляндских
исследователей представление, будто
походы викингов были причиной подъема
и расцвета карельской культуры того времени.
Он убедительно показал, что именно их
прекращение способствовало подъему Корельской
земли в XII-XVI вв. и признавал прогрессивным
влияние Новгорода на карел (Nordman, 1924. S.
182-196).
Гипотеза о заселении Карельского перешейка
с востока сформулирована в 1930-е годы известным
советским археологом В.И. Равдоникасом
на основании археологических материалов
из курганов Олонецкого перешейка. Он
придерживался распространенной точки
зрения о карелах, как довольно поздно
сформировавшемся этническом образовании.
Равдоникас полагал, что племя корела
до конца XI в. жило в восточном Приладожье,
а затем в конце XI-XII в. заселило и северо-западное
Приладожье (Равдоникас, 1930; С. 6-7, 25; 1940.
С. 11). Однако современные археологические
материалы не подтверждают этого предположения.
Сегодня доказано, что население, оставившее
курганы на Олонецком перешейке, не могло
принимать участия в формировании племени
корела (Кочкуркина, 1975. С. 303-305).
В середине XX в. крупнейшим российским
финно-угроведом Д.В. Бубрихом была разработана
концепция происхождения карел, базирующаяся
на лингвистическом материале. По его
мнению, до возникновения Древнерусского
государства на Карельском перешейке
кочевали лишь редкие саамские родо-племенные
группы. Корела же начала формироваться
в период образования Древнерусского
государства. Откуда она пришла, Д.В. Бубрих
не дал убедительного ответа. Он полагал,
что это население частью пришло с запада,
из земель еми, частью из мест, близких
к Чудскому озеру и Новгороду; допускал
также участи в сложении корелы и древней
веси (Бубрих, 1947; 1971).
В последние годы в отечественной и зарубежной
литературе рассматривают древних карел
как особый этнос, возникший на базе местного,
западнофинского и пришедшего из юго-восточного
Приладожья населения. Однако некоторые
ученые, в частности - финляндский историк
X. Киркинен, считают, что совокупность
археологических, лингвистических и исторических
данных говорит против западного участия
"емского" элемента в составе корелы.
Киркинен считает, что племя корела формировалось
одновременно с Новгородским государством
в результате смешения чудских, прибалтийско-финских,
вепсских, а может быть, и варяжских компонентов
(Kirkinen, 1963. S. 31, 35). При этом предполагает,
что корела сложились только в XI-XII вв.
Отечественные исследователи, напротив,
считают, что формирование корелы произошло
уже в первой половине I тысячелетия н.э.
(Жербин, Шаскольский, 1976. С. 37; Шаскольский,
1979. С. 44).
Данные топонимики помогают уточнить
территорию расселения карел и пути их
миграции в далеком прошлом. В северо-западном
Приладожье древними оказываются саамские
топонимы, а основной пласт составляют
карельские. По отношению к ним топонимы
славянского происхождения более поздние,
хотя довольно часты в ландшафте Карельского
перешейка. Относительно территории расселения
корелы в XII-XIV вв. у исследователей в настоящее
время нет принципиальных разногласий.
Историки, археологи, лингвисты и фольклористы
считают, что это были Карельский перешеек
и северо-западное побережье Ладожского
озера, а г. Корела являлся племенным центром.
Населению земли южной Саво и Приладожской
Карелии были свойственны многие общие
черты культуры. Однако некоторая удаленность
ее от карельского центра, влияние западных
соседей, политические акции (Ореховецкий
мирный договор 1323 г.) привели к нарушению
восточных связей. Постепенно местное
население стало отличаться по культуре
от населения Карельского перешейка.