Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:37, реферат
В V — VII славяне заняли территории Центральной и Восточной Европы от Эльбы до Днепра и Волги, от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова. Шли века, и славяне все более отделялись друг от друга, образовав три современные ветви самой многочисленной семьи родственных народов Европы. Восточные славяне — это белорусы, русские, украинцы. Западные — поляки, словаки и чехи (балтийские славяне были ассимилированы соседями-германцами в XII веке). И
южные — болгары, македонцы, сербы, словенцы, хорваты, боснийцы.
1) Вступление.
2) Язык и письменность.
3) Религия.
4) Культура.
5) Хозяйство.
6) Список использованной литературы.
Вступление.
В V — VII славяне заняли территории Центральной
и Восточной Европы от Эльбы до Днепра
и Волги, от южных берегов Балтийского
моря до севера Балканского полуострова.
Шли века, и славяне все более отделялись
друг от друга, образовав три современные
ветви самой многочисленной семьи родственных
народов Европы. Восточные славяне — это
белорусы, русские, украинцы. Западные
— поляки, словаки и чехи (балтийские славяне
были ассимилированы соседями-германцами
в XII веке). И
южные — болгары, македонцы, сербы, словенцы,
хорваты, боснийцы.
На становление русской культуры повлияли два главных фактора: во-первых, большое количество народностей, внёсшие элементы своей культуры, во-вторых, Древняя Русь располагалась между Востоком и Западом (здесь проходили многие торговые пути разных стран).
Язык и письменность.
Важные исторические данные доставляет анализ славянских языков. Все они — русский, польский, полабский, лужицкий, чешский, словацкий, болгарский, сербохорватский и словенский — происходят от древнеславянского языка. Этот язык, как общий язык для всех славянских племён, существовал, по-видимому, ещё в первой половине I тысячелетия н. э. Даже в IX в., когда в русских летописях уже упоминались отдельные славянские народы — болгары, ляхи и др., летописцы отмечали, что все они говорят на одном славянском языке. Учёные, исследовавшие древнеславянский язык, определили, что сложившиеся на его основе обособленные славянские языки появились лишь в тот период, когда славяне давно уже пользовались железом и имели значительно развитые ремёсла.
Действительно, у славянских народов едины не только названия всех общеупотребительных металлов — железа, золота, серебра, меди и олова, но и многочисленных изделий из железа. Таковы, например, названия: коса, долото, клещи, секира, серп, мотыга, пила, стремя, острога и многие другие. Весьма важно, что и названия земледельческих орудий — плуг, орало, лемех — едины у всех славян. Характерно, что ремесленная терминология также восходит к общеславянскому языку, как и самое название «ремесло» и многочисленные названия профессий — кузнец, гончар, суконщик, ткач и т. д. Эти данные показывают, что общеславянский язык-основа сохранялся довольно долго. Учёные-лингвисты считают возможным отнести процесс его разделения только к середине I тысячелетия н. э.
Достоверные свидетельства о начальных этапах возникновения и распространения славянской письменности почти полностью отсутствуют, поэтому представления о ее истории полны разнообразных предположений и даже мифов. Связано это с тем, что самые ранние известные нам славянские памятники письменности были созданы не ранее Х века нашей эры.
Долгое время считалось, что славяне до IX – X веков, то есть до миссионерской поездки Константина (Кирилла) и Мефодия, были бесписьменным народом. Согласно «Житиям» Кирилла и Мефодия, именно они, распространяя среди славян христианство, научили их и письменности, создав для этого принципиально новую азбучную систему. Однако славяне в это время использовали не одну азбуку, а две – кириллицу или глаголицу. Кириллицей, например, сделана надпись, высеченная в 993 году на каменной могильной плите по распоряжению болгарского царя Самуила. Глаголицей написаны Киевские листки (Х век), представляющие собой отрывок католической мессы. Наличие двух азбук объяснялось учёными гонениями на учеников солунских миссионеров и запретом употребления распространяемой ими азбуки, в результате чего была изобретена еще одна азбука, активно использовавшаяся при написании книг.
Однако можно ли себе представить, что довольно сильные государственные объединения славян VII – IX веков могли обходиться без письменности, ведь в это время они активно взаимодействовали с соседями, имевшими давние письменные традиции: вели с ними торговлю, заключали разного рода договоры, воевали с ними; да и внутригосударственная административная система к тому времени у многих славян была уже развита значительно? Исследователи полагали, что для составления документов в докириллическую эпоху славяне использовали греческий или латинский алфавиты.
Существуют также версии, что до принятия христианства существовали славянские руны. Иногда именуется письмом «черт и резов». Но немногочисленные свидетельства на настоящий момент не отличаются подробной описью.
Таким образом, сейчас мы можем с уверенностью сказать, что в докириллическую эпоху славяне имели письменность нескольких типов; вероятнее всего, она была не вполне приспособлена для точной передачи славянской речи и носила слоговой или рунический характер, с различными целями использовали славяне и простейшее письмо типа «черты и резы». Распространение у славян христианства явилось политическим шагом как со стороны славян, стремившимися упрочить свое положение в Европе, так и со стороны римско-византийского мира, стремившегося установить свое господство над получавшими всё большее политическое влияние славянскими народами. Частично этим обусловлено практически полное уничтожение древнейшего славянского письма и быстрое распространение новых азбук среди людей, привычных к письменности.
Религия.
Около полутора столетий (IX-X вв.) Киевская Русь была государством с языческой системой, нередко противостоящей проникновению христианства. В эпоху Святослава, в связи с войнами с Византией, христианство стало гонимой религией, а язычество было реформировано и противопоставлено проникавшему на Русь христианству. Действительность требовала какого-то упорядочения первобытной языческой религии с её племенными культами и приведения её в соответствие с новым уровнем государственной жизни.
К концу X в., в результате реформ, на Руси складывается пантеон Владимира, где языческие божества были расставлены в порядке их старшинства и каждому из них были условно противопоставлены античные боги и христианские святые.
ПЕРУН - глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец, выдвинувшийся на первое место в условиях военных походов на Балканы в IV в. и в процессе создания государственности Киевской Руси IX-X вв. как покровитель воинов, оружия, войн. Характерной чертой ритуалов, связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами и возвышенностями, на которых ставили в древности статуи Перуна и его святилища. Молнии - это стрелы бога-громовника. Перун, по легенде, в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук, пущенная им стрела поражает противника и производит пожары. Его палица (молот), как знак карающего божественного орудия, стала символом власти, ее функции перенесли на царский скипетр, жреческий и судейский жезлы.
СТРИБОГ - Род - Святовит - Сварог ("Небесный"). Древнее первенствующее божество неба и Вселенной, "бог-отец". Уподобен христианскому богу-творцу Савоафу. В греческой мифологии ему приблизительно соответствует Уран.
ДАЖЬБОГ - Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, "белого света", податель благ. Полностью соответствует античному Аполлону. Дажьбог и Стрибог оба были небесными богами. Имя его происходит не от слова "дождь" (как иногда ошибочно думают), оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Часто употребляемая фраза "дай бог" служит отражением древнего имени Дажьбога (в древнерусском "дай" было "дажь"). Восточнославянскому Дажьбогу соответствуют Дабог и Дajбoг у южных славян и Dac'bog у западных. У всех славян он выступает как "дающий бог".
МАКОШЬ - Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат "вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой Деметре ("Земле-матери") и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим "рогом изобилия".Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы. Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой. Макошь ходит по Земле в виде молодой женщины с распущенными волосами и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи - Сречу. И тогда человек открывает дверь, делает шаг и Среча встречает его. Но если человек опустился, разуверился и махнул на все рукой - мол, "Кривая вывезет", то его ждет горькое разочарование. Макошь отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи - Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая.
СЕМАРГЛ - божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В более широком смысле - символ "вооружённого добра". Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.
ХОРС - божество солнечного светила. Представлял собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С культом Хорса был связан ритуальный весенний танец - ХОРовод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажженные колеса, так же симвользирующие светило. Отсюда произошло русское наречие "хорошо" - "солнечно". Отношение Хорса к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков.
В итоге появляются как бы три разряда богов: на первом месте стоит общегосударственный княжеский бог Перун, воспринимаемый не только как бог грозы, но и как бог оружия, воинов и князей. Второй разряд составляют древние божества неба, земли и "белого света" - Стрибог, Макошь и Дажьбог. В третий разряд попадают божества дополнительного характера: Хорс дополняет Дажьбога, и Семаргл - Макошь.
Однако принятие им христианства в 988 г. повлекло за собой уничтожение идолов Владимирова пантеона (их торжественно сбросили в Днепр), а также запрет язычества и его обрядов. Старые боги стали отождествляться с христианскими святыми: Перун превратился в святого Илью, Макошь соответствовала божьей матери. Но мифологические представления древних славян продолжают жить в народных традициях, праздниках, верованиях и обрядах, а также в песнях, сказках, заговорах и приметах. Древние мифологические персонажи вроде леших, русалок, водяных, домовых и чертей ярко запечатлелись в речи, пословицах и поговорках.
От XI - XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых
имеют точную дату написания. Древнейшая
из них - «Остромирово евангелие», она
была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского
посадника Остромира. В то время писали
на пергаменте, на специально выделанной
телячьей коже. Текст начинали писать
с большой красной буквы - заставки. Книги
украшали рисунками - миниатюрами. Сшитые
листы книги переплетали, закладывали
между двумя досками, которые обтягивали
кожей. Книги стоили очень дорого,
их тщательно хранили, передавали по наследству.
Кроме переписки религиозных текстов,
переводов на древнерусский язык с греческого
и латыни, создавались также оригинальные
сочинения русских авторов. В отличие
от европейских стран, где латинский язык
был признан государственным, на Руси
писали на родном языке.В этот период
был создан целый ряд выдающихся произведений.
Среди них: «Повесть временных лет», «Поучения
Владимира Мономаха», и др. В период феодальной
раздробленности ведущей идеей в литературе
была идея единства Русской земли. Описаниями
княжеских междоусобиц, идеей единой сильной
великокняжеской власти полны «Псковская»,
«Новгородская», «Ипатьевская», «Лаврентьевская»
и другие летописи. Особое место среди
произведений этого периода занимает
«Слово о полку Игореве», гордость нашей
литературы.
Наряду с письменной литературой широкое распространение имело устное народное творчество, прежде всего былины, повествующие о ратном и созидательном труде нашего народа. Высокого уровня развития достигла архитектура. Сохранилось более 60 памятников архитектуры домонгольского периода. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянными. Одним из первых каменных сооружений была двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве (Десятинная церковь), возведенная греческими мастерами в конце X в. В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор с 13 куполами и Золотые ворота в Киеве. Затем Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке. На территории Руси известно 15 каменных храмов XI - начале XII вв. подобного стиля.
С принятием христианства из Византии
на Русь пришли новые виды монументальной
живописи – мозаика и фреска, а также станковая
живопись (иконопись). Византия не только
познакомила русских художников с новой
для них техникой живописи, но и дала им
иконографический канон, неизменность
которого строго оберегалась церковью.
Фреска - это живопись водяными красками
по сырой штукатурке. В Софийском соборе
в Киеве сохранились изображения сыновей
и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены
с изображением охоты, скоморохов, ряженых
и т.п. Мозаика - изображение, выполненное
из кусочков камня, мрамора, керамики,
смальты. Древняя Русь использовала смальту
(специальный стекловидный материал).
В мозаике выполнена огромная фигура богоматери
Оранты (Киевская София).
Украшением храмов были иконы. Также как
фрески и мозаики первые иконы на Руси
были выполнены греческими мастерами.
Самой почитаемой на Руси была икона «Владимирской
богоматери», выполненная неизвестным
греческим художником на рубеже XI-XII вв.
(хранится в Третьяковской галерее). Иконы
того времени являлись принадлежностью
храмов и были больших размеров. До нас
дошли имена иконописцев XI в.: Олимпий,
Олисей, Георгий и др.
К Х веку относится возникновение нового эпического жанра – героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Былины – устные поэтические произведения о прошлом. В основе их лежат реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди.
Первые поселения восточных славян возникли на берегах рек и озер, соответственно тому, как шло их расселение. Вначале славяне жили в землянках, затем стали строить дома - в этих деревянных жилищах посередине сооружались очаги, дым уходил через отверстие в крыше или стене. У каждого дома обязательно имелись хозяйственные постройки, они делались плетневые, саманные или из подобных материалов и ставились на дворе либо свободно, разбросано, либо по периметру четырехугольного двора, образуя внутри открытое пространство.