Культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 15:20, доклад

Описание работы

Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ.

Работа содержит 1 файл

Культура.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

     Огромное  место в жизни египетского  государства играла религия. И здесь  особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный  культ.

     Сложение  египетского пантеона богов - сложный  процесс, в котором переплелись  тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющих небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т.п.).

     Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное  божество, которое в разных номах  представлялось в различном облике. 

     Центр его культа - город Гелиополь. Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. С возвышением 5-й династии Древнего царства (26-25 вв. до н.э.), происходившей из Гелиополя, Ра становится главным богом пантеона и его культ приобретает общеегипетский характер.

     Великий Ра не был единственным великим солнечным  богом. Не менее великим был и  солнечный бог Амон.В эпоху 18-й  династии, 16-14 вв. до н.э., он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает государственный характер. Центр культа - Фивы. Изображался в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Амон возглавляет фиванскую триаду.

     Драматичной была судьба еще одного солнечного бога - Атона. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп IV : он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает новый государственный культ Атона - солнечного диска, меняет свое имя на Эхнатон, что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу

     Знойный ветер пустыни, хамсин, приносящий засуху, дул в определенное время года; когда он прекращался, начинался  бурный рост растительности. Эти явления  природы отразились в следующем  повествовании: дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и, превратившись в львицу, гордо удалилась в Нубию.

     Праздник  возвращения дочери Ра в египетских календарях назывался “днем виноградной  лозы и полноты Нила”.

     В наиболее знойное время года считалось, что солнце распаляется гневом на людей и наказывает их с помощью своей другой дочери – Сахмет.:

     Борьба  солнца с силами мрака представлялась как борьба Ра с владыкой подземного мира, огромным змеем Апопом.

     Хапи - бог Нила. Его символы - лотос  и папирус. Его праздник соединялся с началом разлива Нила.

     Апис - бог плодородия в виде быка - черного, но с белым круглым пятном на лбу  и с особыми волосами на хвосте. Кроме того он был душой бога Птаха  и бога Ра.

     Хнум - бог плодородия в виде человека с головой баранаШаи - бог виноградной  лозы и судьбы. 

       Онурис - бог охоты и войны.

     Маат - богиня истины и справедливости, жена Тота. Изображалась в виде женщины  со страусовым пером на голове.

     Тот - бог мудрости, счета и письма, муж Маат. Его священные животные - павиан и ибис. Изображался в  виде человека с головой ибиса и палеткой писца в руках. Как божество астральное отожествляется с луной и в этом божественном статусе вел счет дням, месяцам и годам египетского календаря.

     Сиа - богиня мудрости и познания - женщина, сопровождавшая бога Тота с правой стороны.

     Птах  - помимо того, что он был демиургом от Мемфиса, Птах считался покровителем ремесел и искусств.

     “Книга  мертвых”- составлялась с периода  Нового царства. Свитки папируса содержали  необходимые магические формулы, заклинания и около двухсот изречений, которые  должны были помочь умершему вступить в загробное царство.

     Архитектура.

     Первым  значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была т.н. ступенчатая пирамида фараона  Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.). С  детищем зодчего Имхотепа связаны  два важных момента: первый - создание целого ансамбля, вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов, молелен и дворов, окружающих 60 - метровую усыпальницу

     Характерной особенностью пирамид как архитектурных  соображений было отношение массы  и пространства: погребальная камера, где стоял саркофаг с мумией, очень  небольшая, а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму.

     рхитектуре  Нового царства, одним из наиболее ранних образцов которой был заупокойный  храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он возведен уже в знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитектором Сенмутом, рядом с храмом Ментухотепа I.

     Изобразительное искусство.

     Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной  форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра, будто портретная скульптура, рельеф, роспись

     Для всех характерны следующие художественные приемы: фигуры построены со строгим  соблюдением фронтальности и  симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона; статуи раскрашивались: тело мужских фигур - красновато-коричневого цвета, женских - желтого, волосы - черного, одежды - белого цвета.

     Основной  характер - торжественная монументальность и строгое спокойствие. К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой, но очень существенный штрих - портретные черты в передаче лица. Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с напряженными морщинками у переносицы, аккуратными усиками и пухлыми губами; надменное лицо зодчего Хемиуна, чуть полноватое, с маленьким, но энергичным и жестким ртом и лицо верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.

     Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая обработка тела: молодого, физически развитого или полного, слегка оплывшего жиром, с дряблой кожей и морщинками.

     Лирическое  начало в наибольшей степени характерно для скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца  Аменхотепа отличаются изысканным качеством  работы: они сделаны из дерева, глаза  и украшения инкрустированы золотом, одежда посеребрена. Мягкие очертания округлых лиц, изящество фигур, приобретающие в образе “певицы Амона” хрупкость и рафинированность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.

     Существенным  новшеством храмовых ансамблей, при  сохранении общего принципа размещения преимущественно открытых помещений центральной оси, был отказ от многоколонных залов. Их заменили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.

     Скульптуру  второй половины Нового царства, ее основную линию, представляют следующие произведения: гигантские статуи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме. Самая яркая черта этих памятников - огромные масштабы, сочетающиеся в общественными, монументализированными объемами. Вспомнились древние традиции египетского искусства - торжественно-героический монументальный стиль, подавляющая грандиозность сооружений, утверждающая величие фараона-бога.

     Но  по сравнению с Древним царством вся эта скульптура обрела оттенок гигантомании, когда внешнее слишком превосходит внутреннее.

Информация о работе Культура Древнего Египта