Ученики Лао
Цзы — даосы — призывали
вернуться в лоно природы и
жить простой, непритязательной жизнью.
Они выступали против роскоши.
Даосы прославились
также как волшебники и чародеи.
Культура древнего
Китая: Китайская литература
В Китае с
далёкой древности существовала
богатая литература. В сказках, легендах
и рассказах повествовалось об удивительных
приключениях людей, о даосских монахах-волшебниках,
оборотнях-лисах. Китайцы тонко чувствовали
красоту природы и передавали
её в своих стихотворениях. Поэзия была
тесно связана с музыкой. Стихи тогда было
принято петь.
Культура древнего
Китая: Китайская музыка
Китайцы — очень
музыкальный народ. Они так любят
музыку, что научились ещё в
древности изготовлять музыкальные
инструменты «восьми видов»: из камня,
шёлка, бамбука, дерева, металла, шкуры,
глины и тыквы. Королевой инструментов
была цинь, на которой играли, легко дотрагиваясь
кончиками пальцев до струн. Цинь напоминает
русский музыкальный инструмент гусли.
Семь струн символизировали семь известных
китайцам планет. В длину цинь имела четыре
меры и ещё пять частей, что означало четыре
времени года и пять элементов природы:
огонь, землю, металл, дерево и воду. Китайцы
считали, что человек никогда не должен
расставаться с цинь, так как её звуки
помогают совершенствовать разум и направлять
свои желания на добро.
Культура Месопотамии.
Введение.
Передняя
Азия с ее разноплеменным населением
занимала в древности обширные
пространства земли от Персидского
залива между Средиземным, Черным
и Каспийским морями. Она разделялась
по диагоналям реками Евфратом и Тигром,
текущими с северо-запада на юго-восток
и впадающими в Персидский залив. Область
между Тигром и Евфратом получила название
Двуречья или Месопотамии. В плодородной
долине южной части Двуречья сложились
такие ранние государства. как Шумер, Аккад
и Вавилон. В северной части сформировалась
Ассирия, расположенная по среднему течению
Тигра. На восточном побережье Средиземного
моря существовали Финикия и Палестина.
В Малой Азии и Северной Сирии располагалась
горная страна Хеттов и хурритское государство
Митанни. В горных районах к северо-востоку
от Тигра Находились Урарту и Иракское
государство. Эти земли ныне принадлежат
разным странам: северная часть Двуречья
- Сирии, остальная ее часть - Ираку, а области
Закавказья входили в бывший СССР.
Шумеро-Аккадская
культура.
В целом
раннюю культуру Двуречья обозначают
как Шумеро-Аккадскую. Двойное
название связано с тем, что
шумеры и жители Аккадского
царства говорили на разных
языках и имели разную письменность.
Культурному
общению разных племен активно
содействовало изобретение шумерийцами
письменности, сперва пиктографии
(основой которой служило картинное
письмо), а затем и клинописи.
Записи делались на глиняных
плитках или табличках острыми
палочками и обжигались на огне. Самые
первые шумерские клинописные таблички
относятся к середине 4 тыс. до н.э. Это
древнейшие письменные памятники. Впоследствии
принцип картинной письменности стал
заменяться принципом передачи звуковой
стороны слова. Появились сотни знаков,
обозначающих слоги, и несколько алфавитных
знаков, соответствующих гласным буквам.
Письменность
была великим достижением шумеро-аккадской
культуры. Она была заимствована
и развита вавилонянами и широко
распространилась по всей Передней
Азии: клинописью пользовались в Сирии,
древней Персии и других государствах.
В середине 2 тыс. до н.э. клинопись стала
международной системой письменности:
ее знали и использовали даже египетские
фараоны. В середине 1 тыс. до н.э. клинопись
становится алфавитным письмом.
Шумеры создали
первую в человеческой истории
поэму - "Золотой век"; написали
первые элегии, составили первый
в мире библиотечный каталог.
Шумеры авторы древнейших медицинских
книг - сборников рецептов. Они разработали
и записали календарь земледельца,
оставили первые сведения о защитных насаждениях.
Раннешумерские
божества 4-3 тыс. до н.э. выступали
как податели жизненных благ
и изобилия - за это их почитали
простые смертные, строили им
храмы и приносили жертвы. Самыми
могущественными из всех богов были
Ан - бог неба и отец других богов, Энлиль
- бог ветра, воздуха и всего пространства
от земли до неба (он изобрел мотыгу и подарил
ее человечеству) и Энки - бог океана и
пресных подземных вод. Другими важными
божествами были бог Луны - Нанна, бог Солнца
- Уту, богиня плодородия - Инанна и др.
Укрепление государственности в Двуречье
отразилось на религиозном представлении
древних жителей Месопотамии в целом.
Божества, которые раньше олицетворяли
только космические и природные силы,
стали восприниматься прежде всего как
большие "небесные начальники" и
уже потом - как природная стихия и "податели
благ".
В второй
половине 4-го тыс. до н. э.
в плодородных равнинах Южного
Двуречья возникли первые города-государства,
которые к 3-му тыс. до н.
э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата.
Главными из них стали города - Ур, Урук
Аккад и др. Самым молодым из этих городов
был Вавилон. В них выросли первые памятники
монументального зодчества, расцвели,
связанные с ним, виды искусства - скульптура,
рельеф, мозаика, различного рода декоративные
ремесла.
В стране
бурных рек и заболоченных
равнин необходимо было поднимать
храм на высокую насыпную платформу-подножие.
Поэтому важной частью архитектурного
ансамбля стали длинные, подчас
проложенные в обход холма,
лестницы и пандусы по которым жители
города поднимались к святилищу. Медленное
восхождение давало возможность увидеть
храм с разных точек. По сохранившимся
развалинам видно, что это были строгие
и величественные здания. Прямоугольные
в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными
вертикальными узкими нишами или мощными
полуколоннами, простые по своим кубическим
объемам, сооружения четко вырисовывались
на вершине насыпной горы
В 3-м тыс.
до н. э. в шумерских центрах
Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме,
Эреду, Эшнуне и Кише возникли более
разнообразные типы зодчества. Значительное
место в ансамбле каждого города занимали
дворцы и храмы, в декоративном оформлении
которых проявилось большое разнообразие.
Из-за влажного климата плохо сохранялись
настенные росписи, поэтому особую роль
в украшении стен, колонн, статуй стали
играть мозаика и инкрустация из самоцветов,
перламутра и раковин. В употребление
вошла также отделка колонн листовой медью,
включение рельефных композиций. Окраска
стен также имела немаловажное значение.
Все эти детали оживляли строгие и простые
формы храмов, придавали им большую зрелищность.
На протяжении
многих веков постепенно сложились
разнообразные виды и формы
скульптуры. Скульптура в виде
статуй и рельефов с древнейших
времен составляла неотъемлемую
принадлежность храмов. Скульптурными
формами были украшены каменные сосуды
и музыкальные инструменты. В металле
и камне были выполнены первые монументальные
портретные статуи всевластных правителей
государств Двуречья, а в рельефах стел
были запечатлены их деяния и победы.
Особую внутреннюю
силу скульптурные образы Двуречья
обрели во второй половине 3 тыс.
до н.э., когда в результате
борьбы за власть между городами
- государствами победу одержал
Аккад.
В литературе
и искусстве Аккада проявились
новые веяния, образы и темы. Важнейшим
памятником шумерской литературы был
цикл сказаний о Гильгамеше, легендарном
царе города Урука, который правил в 18
в. до н.э. В этих сказаниях герой Гильгамеш
представлен как сын простого смертного
и богини Нинсун, подробно описываются
его странствия по миру в поисках тайны
бессмертия. Предания о Гильгамеше и предания
о всемирном потопе оказали очень сильное
влияние на мировую литературу и культуру
и на культуру соседних народов, которые
приняли и адаптировали легенды к своей
национальной жизни.
Культура Старовавилонского
царства.
Наследницей
Шумеро-Аккадской цивилизации была
Вавилония, Центром ее был город
Вавилон (Ворота Бога), цари которого
во 2 тыс. до н.э. смогли объединить
под своим главенством все
области Шумера и Аккада.
Важным новшеством
в религиозной жизни Месопотамии
2 тыс. до н.э. стало постепенное
выдвижение среди всех шумеро-вавилонских
богов городского бога Вавилона
- Мардука. Он повсеместно стал
считаться как царь богов.
Согласно
учению вавилонских жрецов, именно
боги определяли судьбы людей и только
жрецы могли знать эту волю - одни они умели
вызывать и заклинать духов, беседовать
с богами, определять будущее по движению
небесных светил. Культ небесных светил
становится исключительно важным в Вавилонии.
Внимание
к звездам и планетам способствовало
быстрому развитию астрономии
и математики. Была создана шестидесятеречная
система, которая существует по
сей день в исчислении времени.
Вавилонские астрономы высчитали
законы обращения Солнца, Луны, повторяемость
затмений.
Религиозные
верования обитателей Двуречья
отразились в их монументальном
искусстве. Классической формой
храмов Вавилонии была высокая
ступенчатая башня - зиккурат, опоясанная
выступающими террасами и создающая
впечатление нескольких башен, которые
уменьшались в объеме уступ за уступом.
Таких уступов-террас могло быть от четырех
до семи. Зиккураты были раскрашены, террасы
- озеленены. Самым известным в истории
зиккуратом считается храм бога Мардука
в Вавилоне - знаменитая Вавилонская башня,
о строительстве которой говорится в Библии.
Озелененные террасы Вавилонской башни
известны как седьмое чудо света - "висячие
сады Семирамиды".
Архитектурных
памятников вавилонского искусства
до нас дошло не много, что
объясняется отсутствием прочного
строительного материала, но стиль зданий
-прямоугольная форма и массивные стены-
и использованные архитектурные элементы
- купола, арки, сводчатые потолки - явились
теми архитектурными формами, которые
стали основой строительного искусства
Древнего Рима, а затем и Средневековой
Европы.
Для вавилонского
изобразительного типичным было
изображение зверей - чаще всего
льва или быка.
Культура Ассирии.
Культуру, религию
и искусство Вавилонии заимствовали
и развили ассирийцы, которые
подчинили себе Вавилонское царство
в 8 в. до н.э. В развалинах дворца в Ниневии
обнаружили библиотеку, которая насчитывала
десятки тысяч клинописных текстов. Эта
библиотека хранила все важнейшие произведения
вавилонской, а также древнешумерской
литературы. Собиратель этой библиотеки
ассирийский царь Ашшурбанипал вошел
в историю как образованный и начитанный
человек. Однако ,эти черты были присущи
не всем правителям Ассирии. Более обычной
и постоянной чертой владык было стремление
к могуществу, господству над соседними
народами. Ассирийское искусство исполнено
пафосом силы, оно прославляло мощь и победу
завоевателей. Характерно изображение
грандиозных и высокомерных быков с надменными
человеческими лицами и сверкающими глазами.
Особенностью ассирийского искусства
является изображение царской жестокости:
сцены сажания на кол, вырывания у пленных
языка, сдирания с провинившихся кожи.
Это было фактами ассирийской обыденной
жизни и эти сцены переданы без чувства
жалости и сострадания. Жестокость нравов
общества была связана с его невысокой
религиозностью. В Ассирии преобладали
не культовые сооружения, а дворцы и светские
постройки, также как в рельефах и росписях
- светские сюжеты. Характерными были великолепно
исполненные изображения животных, в основном,
льва, верблюда, коня. Культура Сасанидского
Ирана.
Искусство
Ирана 6-4 вв. до н.э. еще более
светское и придворное, чем искусство
его предшественников. Оно более
спокойное: в нем нет той
жестокости, которая была свойственна
искусству ассирийцев, но в то
же время преемственность культур
сохраняется. Важнейшим элементом изобразительного
искусства остается изображение животных
- прежде всего крылатых быков, львов и
грифов. В 4 в. до н.э. Иран был завоеван
Александром Македонским и включен в сферу
влияния эллинистической культуры.
Заключение.
Древнейшими
обитателями Двуречья была создана
высокая культура, которая оказала
исключительно сильное влияние
на дальнейшее развитие всего
человечества, став достоянием многих
стран и народов. На территории
Месопотамии возникли и получили
оформление многие черты материальной
и духовной культуры, надолго определившей
весь последующий ход всемирной истории.
Здесь появились первые города-государства,
возникли письменность и литература, зародилась
наука. Цивилизация Древнего Двуречья
оказала огромное влияние на античную,
а через нее - и на средневесковую культуру
Европы, на Средний Восток, в конечном
итоге - на мировую культуру Нового и Новейшего
времени.
Величайшим
достижением культуры Древней
Месопотамии было изобретение
письменности (именно шумерская письменность
была самой ранней в истории человечества
- она относится к 4 тыс. до н.э.).
Здесь же
возникли сложные системы счета,
положено начало развитию научной
мысли - астрономии и математики.
Древнейшие
мифы Двуречья оказали сильнейшее
влияние на последующее развитие мировых
религий: это мифы о сотворении мира, о
всемирном потопе.
Велики и
бесспорны культурные достижения
древних народов Двуречья: ими
созданы первые в истории поэмы,
элегии; составлен первый в мире
библиотечный каталог, собрана
Ашшурбанипалом (царь Ассирии) знаменитая
библиотека клинописных текстов. Архитектурные
формы, воплощенные в храмах, зиккуратах,
башнях вавилонскими зодчими, впоследствии
стали основой строительного искусства
Древнего Рима, а затем Средневековой
истории.