Культура древнего Египта: Язык древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 06:36, доклад

Описание работы

Язык, на котором говорили древние египтяне, исчез ещё несколько тысяч лет назад. В наше время жители Египта говорят на арабском языке. В самом Египте сохранилось много разных памятников, обелисков, руин храмов, густо покрытых древними египетскими письменами — иероглифами. Но уже не было людей, которые умели бы их читать. Поэтому долго никто не знал, что означают египетские иероглифы и как их расшифровать. Расшифровка иероглифов была важным элементом, без которого трудно было узнать, что либо о культуре древнего Египта.

Работа содержит 1 файл

Культура древнего Египта.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

Ученики Лао  Цзы — даосы — призывали  вернуться в лоно природы и  жить простой, непритязательной жизнью. Они выступали против роскоши.

Даосы прославились также как волшебники и чародеи.

Культура древнего Китая: Китайская литература

В Китае с  далёкой древности существовала богатая литература. В сказках, легендах и рассказах повествовалось об удивительных приключениях людей, о даосских монахах-волшебниках, оборотнях-лисах. Китайцы тонко чувствовали  красоту природы и передавали её в своих стихотворениях. Поэзия была тесно связана с музыкой. Стихи тогда было принято петь.

Культура древнего Китая: Китайская музыка

Китайцы — очень  музыкальный народ. Они так любят  музыку, что научились ещё в  древности изготовлять музыкальные  инструменты «восьми видов»: из камня, шёлка, бамбука, дерева, металла, шкуры, глины и тыквы. Королевой инструментов была цинь, на которой играли, легко дотрагиваясь кончиками пальцев до струн. Цинь напоминает русский музыкальный инструмент гусли. Семь струн символизировали семь известных китайцам планет. В длину цинь имела четыре меры и ещё пять частей, что означало четыре времени года и пять элементов природы: огонь, землю, металл, дерево и воду. Китайцы считали, что человек никогда не должен расставаться с цинь, так как её звуки помогают совершенствовать разум и направлять свои желания на добро.

Культура Месопотамии.

Введение.

 Передняя  Азия с ее разноплеменным населением  занимала в древности обширные  пространства земли от Персидского  залива между Средиземным, Черным  и Каспийским морями. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский залив. Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или Месопотамии. В плодородной долине южной части Двуречья сложились такие ранние государства. как Шумер, Аккад и Вавилон. В северной части сформировалась Ассирия, расположенная по среднему течению Тигра. На восточном побережье Средиземного моря существовали Финикия и Палестина. В Малой Азии и Северной Сирии располагалась горная страна Хеттов и хурритское государство Митанни. В горных районах к северо-востоку от Тигра Находились Урарту и Иракское государство. Эти земли ныне принадлежат разным странам: северная часть Двуречья - Сирии, остальная ее часть - Ираку, а области Закавказья входили в бывший СССР.

Шумеро-Аккадская  культура.

 В целом  раннюю культуру Двуречья обозначают  как Шумеро-Аккадскую. Двойное  название связано с тем, что  шумеры и жители Аккадского  царства говорили на разных  языках и имели разную письменность.

 Культурному  общению разных племен активно  содействовало изобретение шумерийцами  письменности, сперва пиктографии  (основой которой служило картинное  письмо), а затем и клинописи.  Записи делались на глиняных  плитках или табличках острыми  палочками и обжигались на огне. Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине 4 тыс. до н.э. Это древнейшие письменные памятники. Впоследствии принцип картинной письменности стал заменяться принципом передачи звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным буквам.

 Письменность  была великим достижением шумеро-аккадской  культуры. Она была заимствована  и развита вавилонянами и широко  распространилась по всей Передней  Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии и других государствах. В середине 2 тыс. до н.э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фараоны. В середине 1 тыс. до н.э. клинопись становится алфавитным письмом.

 Шумеры создали  первую в человеческой истории  поэму - "Золотой век"; написали  первые элегии, составили первый  в мире библиотечный каталог.  Шумеры авторы древнейших медицинских  книг - сборников рецептов. Они разработали  и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях.

 Раннешумерские  божества 4-3 тыс. до н.э. выступали  как податели жизненных благ  и изобилия - за это их почитали  простые смертные, строили им  храмы и приносили жертвы. Самыми  могущественными из всех богов были Ан - бог неба и отец других богов, Энлиль - бог ветра, воздуха и всего пространства от земли до неба (он изобрел мотыгу и подарил ее человечеству) и Энки - бог океана и пресных подземных вод. Другими важными божествами были бог Луны - Нанна, бог Солнца - Уту, богиня плодородия - Инанна и др. Укрепление государственности в Двуречье отразилось на религиозном представлении древних жителей Месопотамии в целом. Божества, которые раньше олицетворяли только космические и природные силы, стали восприниматься прежде всего как большие "небесные начальники" и уже потом - как природная стихия и "податели благ".

 В второй  половине 4-го тыс. до н. э.  в плодородных равнинах Южного  Двуречья возникли первые города-государства,  которые к 3-му тыс. до н.  э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города - Ур, Урук Аккад и др. Самым молодым из этих городов был Вавилон. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла.

 В стране  бурных рек и заболоченных  равнин необходимо было поднимать  храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного  ансамбля стали длинные, подчас  проложенные в обход холма,  лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек. По сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными вертикальными узкими нишами или мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения четко вырисовывались на вершине насыпной горы

 В 3-м тыс.  до н. э. в шумерских центрах  Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные типы зодчества. Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы, в декоративном оформлении которых проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи, поэтому особую роль в украшении стен, колонн, статуй стали играть мозаика и инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин. В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен также имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы храмов, придавали им большую зрелищность.

 На протяжении  многих веков постепенно сложились  разнообразные виды и формы  скульптуры. Скульптура в виде  статуй и рельефов с древнейших  времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах стел были запечатлены их деяния и победы.

 Особую внутреннюю  силу скульптурные образы Двуречья  обрели во второй половине 3 тыс.  до н.э., когда в результате  борьбы за власть между городами - государствами победу одержал  Аккад. 

 В литературе  и искусстве Аккада проявились новые веяния, образы и темы. Важнейшим памятником шумерской литературы был цикл сказаний о Гильгамеше, легендарном царе города Урука, который правил в 18 в. до н.э. В этих сказаниях герой Гильгамеш представлен как сын простого смертного и богини Нинсун, подробно описываются его странствия по миру в поисках тайны бессмертия. Предания о Гильгамеше и предания о всемирном потопе оказали очень сильное влияние на мировую литературу и культуру и на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали легенды к своей национальной жизни.

Культура Старовавилонского  царства. 

 Наследницей  Шумеро-Аккадской цивилизации была  Вавилония, Центром ее был город  Вавилон (Ворота Бога), цари которого  во 2 тыс. до н.э. смогли объединить  под своим главенством все  области Шумера и Аккада.

 Важным новшеством  в религиозной жизни Месопотамии  2 тыс. до н.э. стало постепенное  выдвижение среди всех шумеро-вавилонских  богов городского бога Вавилона - Мардука. Он повсеместно стал  считаться как царь богов. 

 Согласно  учению вавилонских жрецов, именно боги определяли судьбы людей и только жрецы могли знать эту волю - одни они умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил. Культ небесных светил становится исключительно важным в Вавилонии.

 Внимание  к звездам и планетам способствовало  быстрому развитию астрономии  и математики. Была создана шестидесятеречная  система, которая существует по  сей день в исчислении времени.  Вавилонские астрономы высчитали  законы обращения Солнца, Луны, повторяемость затмений.

 Религиозные  верования обитателей Двуречья  отразились в их монументальном  искусстве. Классической формой  храмов Вавилонии была высокая  ступенчатая башня - зиккурат, опоясанная  выступающими террасами и создающая  впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от четырех до семи. Зиккураты были раскрашены, террасы - озеленены. Самым известным в истории зиккуратом считается храм бога Мардука в Вавилоне - знаменитая Вавилонская башня, о строительстве которой говорится в Библии. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как седьмое чудо света - "висячие сады Семирамиды".

 Архитектурных  памятников вавилонского искусства  до нас дошло не много, что  объясняется отсутствием прочного строительного материала, но стиль зданий -прямоугольная форма и массивные стены- и использованные архитектурные элементы - купола, арки, сводчатые потолки - явились теми архитектурными формами, которые стали основой строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы.

 Для вавилонского  изобразительного типичным было  изображение зверей - чаще всего  льва или быка.

Культура Ассирии. 

 Культуру, религию  и искусство Вавилонии заимствовали  и развили ассирийцы, которые  подчинили себе Вавилонское царство в 8 в. до н.э. В развалинах дворца в Ниневии обнаружили библиотеку, которая насчитывала десятки тысяч клинописных текстов. Эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Собиратель этой библиотеки ассирийский царь Ашшурбанипал вошел в историю как образованный и начитанный человек. Однако ,эти черты были присущи не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами. Ассирийское искусство исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победу завоевателей. Характерно изображение грандиозных и высокомерных быков с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Особенностью ассирийского искусства является изображение царской жестокости: сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания с провинившихся кожи. Это было фактами ассирийской обыденной жизни и эти сцены переданы без чувства жалости и сострадания. Жестокость нравов общества была связана с его невысокой религиозностью. В Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, также как в рельефах и росписях - светские сюжеты. Характерными были великолепно исполненные изображения животных, в основном, льва, верблюда, коня. Культура Сасанидского Ирана.

 Искусство  Ирана 6-4 вв. до н.э. еще более  светское и придворное, чем искусство  его предшественников. Оно более  спокойное: в нем нет той  жестокости, которая была свойственна  искусству ассирийцев, но в то  же время преемственность культур сохраняется. Важнейшим элементом изобразительного искусства остается изображение животных - прежде всего крылатых быков, львов и грифов. В 4 в. до н.э. Иран был завоеван Александром Македонским и включен в сферу влияния эллинистической культуры.

Заключение. 

 Древнейшими  обитателями Двуречья была создана  высокая культура, которая оказала  исключительно сильное влияние  на дальнейшее развитие всего  человечества, став достоянием многих  стран и народов. На территории  Месопотамии возникли и получили  оформление многие черты материальной и духовной культуры, надолго определившей весь последующий ход всемирной истории. Здесь появились первые города-государства, возникли письменность и литература, зародилась наука. Цивилизация Древнего Двуречья оказала огромное влияние на античную, а через нее - и на средневесковую культуру Европы, на Средний Восток, в конечном итоге - на мировую культуру Нового и Новейшего времени.

 Величайшим  достижением культуры Древней  Месопотамии было изобретение  письменности (именно шумерская письменность была самой ранней в истории человечества - она относится к 4 тыс. до н.э.).

 Здесь же  возникли сложные системы счета,  положено начало развитию научной  мысли - астрономии и математики.

 Древнейшие  мифы Двуречья оказали сильнейшее  влияние на последующее развитие мировых религий: это мифы о сотворении мира, о всемирном потопе.

 Велики и  бесспорны культурные достижения  древних народов Двуречья: ими  созданы первые в истории поэмы,  элегии; составлен первый в мире  библиотечный каталог, собрана  Ашшурбанипалом (царь Ассирии) знаменитая библиотека клинописных текстов. Архитектурные формы, воплощенные в храмах, зиккуратах, башнях вавилонскими зодчими, впоследствии стали основой строительного искусства Древнего Рима, а затем Средневековой истории.

Информация о работе Культура древнего Египта: Язык древнего Египта