Культура арабского Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:38, реферат

Описание работы

Первые попытки дать общее описание жизни древних народов Северной Африки и Передней Азии возникли в Древней Греции. Наиболее полный очерк истории и культуры Древнего Египта сохранился у Геродота, который посвятил вторую книгу своего большого труда Египту. Геродот не знал древнеегипетского языка и иногда был вынужден пользоваться сведениями малоосведомленных лиц. Некоторые свидетельства Геродота подтверждаются египетскими источниками, а те легенды и рассказы, которые он используется в своем историческом повествовании, являются ценными обломками греко-египетского фольклора и исторических сказаний того времени.

Содержание

1. История изучения культуры и искусства Древнего Египта
2. Мифологические представления как важнейший элемент древнеегипетского искусства. Особенности религии древнего Египта. Отношение египтян к смерти, бессмертию, культу фараона.
3. Наиболее важные виды архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта и их особенности. Создание монументального стиля зодчества. Астральная и религиозная символика пирамид.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 74.00 Кб (Скачать)

 
План. 
1. История изучения культуры и искусства Древнего Египта 
2. Мифологические представления как важнейший элемент древнеегипетского искусства.         Особенности религии древнего Египта. Отношение египтян к смерти, бессмертию, культу фараона. 
3. Наиболее важные виды архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта и их особенности. Создание монументального стиля зодчества. Астральная и религиозная символика пирамид. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И  ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 
           Первые попытки дать общее описание жизни древних народов Северной Африки и Передней Азии возникли в Древней Греции. Наиболее полный очерк истории и культуры Древнего Египта сохранился у Геродота, который посвятил вторую книгу своего большого труда Египту. Геродот не знал древнеегипетского языка и иногда был вынужден пользоваться сведениями малоосведомленных лиц. Некоторые свидетельства Геродота подтверждаются египетскими источниками, а те легенды и рассказы, которые он используется в своем историческом повествовании, являются ценными обломками греко-египетского фольклора и исторических сказаний того времени. Особенно подробно Геродот описал религию египтян, правильно отметив ее обрядовый характер, огромные богатства и влияние жречества 
 Диодор, живший в I в. до н. э., не смог собрать столько ценных сведений о Египте, как Геродот, однако, он использовал многие труды своих предшественников, книги которых лишь отчасти сохранились до наших дней.  
           Большой историко-географический труд Страбона (I в. до н. э. – I в. н. э.) содержит множество сведений о Египте, главным образом о природе и населении Египта и соседних стран. Подобно Геродоту и Диодору, Страбон отметил то влияние, которое культура Древнего Египта оказывала на Грецию. По словам Страбона, такие известные греческие ученые и философы, как Евдокс и Платон, долго жили в Египте и учились у египетских жрецов.  Плутарх Херонейский (46 – 120 гг. н. э.) в своей книге «Об Изиде и Озирисе» сохранил единственное дошедшее до нашего времени описание широко распространенного в Египте и во всем античном мире мифа и культа божеств природы – Изиды и Озириса. Плутарх описывает египетскую религию в ее поздней форме. Многие свидетельства Плутарха, как, например, о том, что Озирис считался богом первородной влаги и олицетворением Нила, подтверждаются египетскими надписями. 
              Особое место среди античных авторов, писавших о Египте, занимает египетский жрец Манефон, живший в IV – III вв. до н. э., когда Египет находился под культурным влиянием греков. К сожалению, труд Манефона сохранился лишь в краткий выдержках, в частности в трудах Иосифа Флавия (I в. н. э.) и Евсевия (IV в. н. э.).   Египет, оказавший значительное влияние на развитие античной цивилизации, в течение веков привлекал к себе внимание европейских путешественников и ученых. Этот интерес особенно остро проявился в эпоху Возрождения, когда в Египте стали изучать культуру Древней Греции Рима, столь тесно связанных с Древним Востоком. Прогрессивный философ XVI в. Джордано Бруно отметил значение культуры древних египтян, которые по его мнению были учителями греков, римлян и древних евреев. 
 В середине XVIII в. Покок, Норден и Брюс, посетившие Египет, оставили описания сохранившихся памятников страны пирамид, в частности царских гробниц, скрытых в «Долине царей» близ Фив. Но только после военной экспедиции Наполеона в Египет в 1798 г. в Европе стало возможным более серьезно изучать культуру Древнего Египта. После этой экспедиции был издан много томный труд – «Описание Египта», снабженный таблицами с рисунками развалин древнеегипетских храмов, с копиями надписей и изображениями многочисленных древностей. 
 Некоторые ученые с большим увлечением взялись расшифровывать древнеегипетские надписи. Среди них французский физиолог Ф. Шампольон (1790 – 1832 гг.), нашедший ключ к чтению египетских надписей. Этим открытием он заложил основы египтологии. 
             В середине XIX в. большие археолого-разведывательные экспедиции были предприняты немецкими египтологами Лецсиусом, а затем Бругшем, которые обследовали не только весь Египет, но и прилегающие области Синайского полуострова Палестины и Нубии. Находки Лепсиуса и его сотрудников, снабженные рисунками и копиями с надписей, были изданы в монументальном труде «Памятники из Египта и Эфиопии». 
           Марриэт, продолжая работу своих предшественников, первый сделал попытку по мере возможности полностью раскопать отдельные археологические комплексы на территории Египта. Он открыл огромный склеп с погребениями священных быков (Серапей) и гробницы Древнего Царства в Саккара, в районе древнего Мемфиса, затем храмы XIX династии в Абидосе и приступил к раскопкам на территории другой столицы Египта – древних Фив, где сохранились развалины грандиозных храмов (Карнак). 
           Работу Шампольона и Марриэта продолжал французский египтолог Гастон Масперо (1846-1916 гг.)_, сочетавший энергию археолога с глубокими знаниями филолога и широким кругозором историка. Ему удалось проникнуть в пирамиды V – VI династий в Саккара. На стенах внутренних комнат этих царских гробниц он обнаружил древние религиозные тексты. В тайнике около Фив Масперо нашел мумии самых знаменитых фараонов Нового Царства. Ему удалось хорошо организовать дело охраны, изучения и издания древностей в Египте. 
          В конце XIX в. был создан специальный «Фонд обследования Египта». Де-Морган открыл памятники архаического Египта. Навилль тщательно обследовал пещерный храм в Дейр-эль-Бахри, английский археолог Флиндерс Петри произвел ряд больших раскопок во многих местах в Египте. Он нашел царские гробницы додинастической эпохи в Абидосе, обнаружил развалины города эпохи Среднего Царства около фаюмского оазиса, остатки греческих колоний в Дафне и в Навкратисе. 
           В ХХ в. изучение культуры Египта прибрело более систематический характер. В этой работе приняли участие крупные европейские и американские музеи и институты. Американский археолог Рейснер обследовал район погребений около пирамид Хуфу и особенно Менкаура и Гизэ. Эти раскопки дали ему возможность изучить эволюцию формы египетской гробницы в период Древнего Царства. Большие раскопки произвели в Саккара англичане Ферт и Генн, французы Лауэр и Жекье. 
          Раскопки стали давать все больший материал для изучения политический, культурной и социальной истории Древнего Египта. Так, Фейрмен обнаружил развалины укрепленного города времени XVIII – XIX династий Сесеби (Судан). Несколько лет тому назад английский археолог Эмери нашел в Бухене остатки египетской крепости, бывшей оплотом египетского могущества в течение длительного времени. Чешский археолог З. Жаба раскопал в Абусире гробницу вельможи Пташепсеса. Польский археолог К. Михайловский открыл в Телль-Атрибе виллу греко-римского времени. 
         Советская археологическая экспедиция под руководством Б.Б. Пиотровского производила раскопки в районе Нубийской долины, обнаружив в ущелье Вади-Аллаки интересные надписи. 
 Крупнейшим достижением было изучение письменности и языка древних египтян. В XVII в. А. Кирхер написал ряд трудов, где признал коптский язык потомком древнеегипетского. Де-Гинь, цоега и другие, правильно установили, что египетские иероглифы отчасти обозначали звуки и что в картушах (овальных рамках) содержались собственные, очевидно, царские имена. Томас Юнг установил наличие фонетических знаков в египетской письменности, правильно определил значение ряда иероглифов и иероглифических групп и, следуя за своими предшественниками, разобрал несколько имен. Однако окончательную дешифровку сумел сделать Франсуа Шампольон. Упорно работая над изучением известных ему надписей, он сделал попытку составить грамматику и словарь египетского языка. 
        В отношении изучения языка и письменности особенно большой вклад в египтологию сделали де Руже, Шаба, Масперо, Лепсиус, Бругш, Эрман, Зете, Гардинер и русский ученый В.С. Голенищев. Наиболее успешно над дешифровкой демотических надписей, сделанных упрощенной скорописью, работали Бругш, Ревию, Шпигельберг, Гриффиз и чехословацкий ученый Ф. Лекса. 
          В настоящее время отчасти неразобранными остались лишь немногие ребусные или энигматические надписи, начертанные в позднюю эпоху особым тайнописным шифром с целью сокрытия от непосвященных религиозно-магических тайн. Крупнейшим русским египтологом большими знаниями и широким историческим кругозором, был академик Б.А. Тураев (1868 – 1920 гг.). Тураев создал школу египтологов, продолжавших его научную работу (Волков, Коцейовский, Струве, Филиттнер, Франк-Каменецкий, Гесс). Заслугой Тураева является организация отдела древневосточных памятников в Московском музее изящных искусств и тщательное изучение и издание коллекций египетских древностей, хранящихся в русских музеях. 
 Русский египтолог В. С. Голенищев (1856-1947 гг.) посвятил большинство своих трудов изданию, переводу и комментированию различных египетских надписей, литературных произведений и религиозных текстов, как, например, «Стэлы Меттерниха» с поздним религиозно-магическим текстом, «Сказки о потерпевшем кораблекрушение», «Путешествия Уну-Амона в Сирию». Наиболее крупный труд Голенищева, посвященный египетскому синтаксису, полностью до сего времени не опубликован. 
  
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ИСКУССТВА. ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. ОТНОШЕНИЕ ЕГИПТЯН К СМЕРТИ, БЕССМЕРТИЮ, КУЛЬТУ ФАРАОНА
           Устное народное творчество способствовало появлению художественной литературы и мифов древних египтян. Большое количество сохранившихся благодаря наличию письменности произведений египетской литературы свидетельствуют о высоком уровне развития культуры, о таланте египетского народа. 
                 Изобразительное искусство, так же как и литература, было сильно проникнуто религиозной идеологией. Возникнув в глубокой древности, в архаическую эпоху, оно развивалось вплоть до позднего упадка египетской культуры, когда Египет находился под властью римлян.  
 Боги для древних египтян – не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа, порядка и закона, но и создатели ремесел и искусств, письма и счета, науки и магии. Иероглифическое, т. е. Священное, письмо понималось как «слово бога», и важнейшая роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту – Владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов. Его называли также Владыкой счета и Исчислителем лет, он был покровителем лекарей и магов. Согласно преданию, некоторые важнейшие ритуально-магические тексты были найдены у подножия статуи этого бога в Гермополе еще в эпоху Древнего царства. С Тотом часто ассоциировались богини Маат и Сешат, ведавшая счетом, письмом, составлением летописей и строительством. Патрон древнейшего центра египетского художественного творчества Птах считался творцом искусств и ремесел. 
 Роль храмов в духовной жизни эпохи Древнего царства несомненно была велика. Уже тогда, вероятно, в тесной связи с ними возникали особые скриптории «дома жизни», где составлялись религиозно-магические, литературные, медицинские и другие тексты. Здесь находились библиотеки, архивы, велись записи по годам правления царей, на основе которых составляли летописи. 
              Чувствуя свое бессилие перед природой, древний египтянин наделял явления природы и отдельные предметы сверхчувственной силой, пытаясь в то же время, использовать эту силу в своих интересах. Культ фетишей восходит к эпохе архаики. Остатки первобытного фетишизма долго сохранялись в египетской религии. К глубокой древности восходит в Египте культ священного камня, возникший, очевидно, в пустыне. С культом камня связано применение обелисков в архитектуре. В форме священной гробницы царя – пирамиды – возможно, сохранилось далекое воспоминание о культе гор и скал. 
               С ростом земледельческого хозяйства в религию египтян начали проникать представления о «священной земле», «богине – матери природы» и исконно древнем боге земли Гэбе. В условия долины Нила земледелие было возможно только на основе искусственного орошения. Поэтому в воде египтяне видели великую первородную стихию, которая дает жизнь и пропитание человеку. Культ божественной воды находил свое выражение в сложном ритуале очищений и возлияний, которые должны были совершать все жрецы вплоть до первосвященников и самого фараона. 
 С надеждой и страхом смотрел египтянин на стихию огня, которая необходима и полезна для людей. Особые магические заклинания должны были охранить человека от силы огня и дать ему власть над огненной стихией. 
 Египтянин населял весь растительный и животный мир духами, богами и богинями, видя в отдельных растениях, деревьях и зверях обиталище и воплощение определенного божества. Культ животных – одна из форм древнего тотемизма – был широко распространен начиная с архаической эпохи. В древних столицах Египта – в Мемфисе и Гелиополе – поклонялись священным быкам Апису и Мневису. Образ священного быка впоследствии слился с образом обоготворенного царя, как бы наделенного сверхъестественной силой. Бог творческой силы Хнум изображался в виде барана. Распространение получил культ священной коровы – богини Хатхор. Поклонение священным животным отразилось в культе и титулах царя. Покровителями царской власти считали священного сокола, пчелу, коршуна и змею. Самого царя часто изображали в виде могучего льва с головой человека (сфинкса). 
         Культ предков и заупокойный культ способствовали идеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника. Египтяне верили, что смерть есть не уничтожение человеческого существа, а лишь переход его в другой сверхчувственный мир. Полагая, что загробная жизнь есть лишь своеобразное продолжение земного существования, египтяне старались дать возможность умершему пользоваться в этом мире всеми теми предметами, которыми он пользовался при жизни. 
  Стремление сохранить умершему вечную жизнь выразилось прежде всего в погребении тела. Тело умершего искусственно сохраняли для вечной жизни. С этой целью внутренности вынимались и сохранялись в особых сосудах (канопах), а тело пропитывалось соляными растворами и смолистыми составами. Мумию тщательно обертывали множеством льняных покровов. На стенах комнат внутри гробницы обычно изображали умершего, его семью и его имущество. Тут же рисовали сцены охоты, рыбной ловли, ремесленников за работой и различные картины домашнего быта. Эти изображения снабжались объяснительными надписями и даже цифрами. В утаенных, замурованных погребальных камерах искусство развертывало длинную и подробную повесть о земной жизни. И всех этих рельефов, статуй и росписей никто не видел, никто ими не любовался. 
  Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было, ни много ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным – видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало. Обоготворяя явления и силы природы, египтяне пытались связать мысль о вечности всегда возрождающейся природы с представлением о воскресении и вечной жизни умершего и обоготворенного предка. В период Древнего Царства, когда эти верования стали облекаться в богословскую форму, древний бог воды и растительности Озирис превратился в центральную фигуру заупокойного культа. 
  С появлением в период Среднего Царства среднего свободного люда заупокойный культ несколько видоизменяется. Религиозно-магические надписи, «обеспечивавшие» ранее загробную жизнь лишь царям и аристократам, стали появляться на стенках даже скромных саркофагов, принадлежавших людям среднего достатка. Молитвы и заклинания, писавшиеся в период Среднего Царства на стенках саркофагов, в эпоху Нового Царства уже пишутся на свитках папирусов, образуя «Книгу мертвых», в которой содержатся многочисленные заклинания, гимны богам, описания загробного мира и судьбы человека после смерти. Египтяне считали солнце грозной стихией небесного огня, царившего в мертвой пустыне. Центром солнечного культа в древнейшие времена был город Иуну, который греки называли «город солнца» (Гелиополь). В течение Древнего Царства культ солнца постепенно превращается в связи с централизацией управления страной в государственный культ верховного бога солнца Ра. В период Среднего Царства, когда центром Египта стали Фивы, местный фиванский бог Амон провозглашается верховным богом. Гимны, составленные в честь нового бога Амона-Ра, изображают его изначальным верховным богом, создавшим весь мир. Своего высшего развития культ солнца достиг при фараоне Эхнатоне, когда бог солнечного диска Атон был объявлен единым верховным государственным богом. После смерти Эхнатона его религиозная реформа была ликвидирована, культ Амона был восстановлен.  Религия использовалась для укрепления власти царя и авторитета государственной власти. Проповедовалось учение о том, что он наделен властью непосредственно богами и поэтому царю необходимо повиноваться, как земному богу. Египетского фараона называли «благой бог» и «великий бог», «сын солнца о плоти его»; в честь обоготворенного царя воздвигались храмы; царя хоронили в грандиозных гробницах; в искусстве и литературе царя изображали как сверхъестественное существо, родившееся от бога. В пирамидах V – VI династий сохранились «Тексты Пирамид», подробно описывавшие загробное блаженство на небе обоготворенного властителя, которого боги принимают в свою среду. Развитие культа царя во многом изменило основные формы египетской религии. Древние боги природы постепенно превратились в государственных богов – покровителей государства, царской власти и фараона. Так, бог умирающей и воскресающей природы Озирис превратился в царя загробного мира, а древний бог солнца, сохранявший свой тотемный облик сокола, - бог Гор – стал охранителем царя, его имя «Гор» – одним из священных титулов фараона. 

НАИБОЛЕЕ  ВАЖНЫЕ ВИДЫ АРХИТЕКТУРЫ  И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ИХ ОСОБЕННОСТИ. СОЗДАНИЕ МОНУМЕНТАЛЬНОГО  СТИЛЯ ЗОДЧЕСТВА. АСТРАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ СИМВОЛИКА ПИРАМИД. 
  Уже в конце архаической эпохи начали вырисовываться основные отличительные черты изобразительного искусства Древнего Египта: величественная монументальность формы, строгий и четкий, почти геометрический конструктивизм и типичная фронтальность. Все эти черты, однако, часто сочетались с реалистическими тенденциями, особенно в портретных изображениях. 
 Ведущей в искусстве Египта всегда была архитектура. Все остальные виды искусства подчинялись ей, зависели от нее. Египетское искусство всегда было комплексным, и это его основная и наиболее характерная черта. 
  Уже в период Древнего Царства получает отчетливое выражение та величественная монументальность, которая становится отличительной чертой египетской архитектуры. Грандиозные здания, созданные трудом огромного количества общинников и рабов, должны были выразить идею несокрушимой мощи царской власти, охраняемой религией. Таковы громадные царские усыпальницы – пирамиды, которые постепенно выросли из скамьеобразных гробниц (мастаб). Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера в Саккара. Благодаря заполнению пустых пространств между уступами пирамиды и внешней облицовкой получился классический тип монументальной пирамиды, наиболее четко выраженный в гигантских гизэхских пирамидах, построенных близ Мемфиса фараонами IX династии – Хуфу, Хафра и Менкаура. Поблизости от пирамид строились «заупокойные» храмы царей. Храм Хафра, состоящий из нескольких помещений, из двора, доступного для мирян, и святилища, предназначенного для жрецов, выдержан в строгих геометрических формах. Другим образцом архитектурного комплекса того времени является пирамида Джосера и окружающие ее храмы и часовни. При V династии пирамиды фараонов постепенно уменьшаются, зато большее внимание обращается на заупокойные храмы царей. Стены этих храмов украшаются рельефами, изображающими обоготворенного царя. В заупокойном храме фараона Сахура сохранились колонны, которые схематически и стилизованно воспроизводят формы папируса и пальмы. 
 Зодчество Среднего Царства является связующим звеном между архитектурой Древнего и Нового Царства. Например, центром погребального храма Ментухотепов является большая пирамида, стоящая на двух возвышенных террасах, расположенных одна над другой. Применение колоннад и полупещерный характер храма свидетельствуют о новых архитектурных формах, полностью развившихся лишь в период Нового Царства. Величайшим архитектурным комплексом Нового Царства является огромный храм Амону в Фивах, который очень долго строился и развалины которого сохранились в Карнаке. Колонный зал этого храма, построенный при Сети I и Рамзесе II, состоит из 134 массивных колонн, расположенных в 16 рядов. Площадь зала равна 5000 кв. м. Высота средней части зала достигает 24 м. 
            Отличительные черты египетской скульптуры – фронтальность и четкая почти геометризированная статичность, - впервые появляющаяся в конце архаической эпохи, например, в статуе сидящего царя Хасехемуи, находят свое полное выражение в статуях Древнего Царства. Скованность тела постепенно уступает место некоторой свободе, однако строго подчиненной фронтальности и древним традициям торжественной монументальности. Изображая божество, царя или близкого к нему вельможу, художник в большинстве случаев старался дать идеализированный образ прекрасного и сверхмощного человека в застывшей позе торжественного величия. Это достигалось применением фронтального изображения тела, т. е. Размещением всех частей тела в одной воображаемой плоскости, прямо обращенной к зрителю. Таковы статуи фараона Хафра и вельможи Рахотепа. 
          Однако, в статуях и статуэтках, изображающих простых смертных, чаще всего слуг и рабов, уже появляются довольно определенные тенденции к реализму. Постепенно скульпторы и живописцы освободились от старых правил и образцов закостенелой и условной стилизации, стремясь изобразить тело и лицо человека таким, каким они его видела в действительности. Таковы известные статуи Каапера или знаменитого луврского «писца». 
 Эти же отличительные черты выступают в рельефах и рисунках, украшающих стены гробниц. В них раскрывается вся повседневная жизнь египтян. Голова и ноги обычно изображались в профиль, плечи и руки – спереди, а торс – как бы в три четверти. Таков обычный канон этих традиционных и часто культовых по своему назначению изображений. 
Стремление к реализму усиливается в скульптуре времени Среднего Царства, в особенности в скульптурном портрете, именно здесь обнаруживается попытка художника передать внутренние переживания изображаемого им человека. Рельефы и рисунки Среднего Царства являются как бы связующим звеном между натурализмом искусства Древнего Царства и утонченной стилизацией позднейшего времени.  
          Пышной архитектуре Нового Царства соответствуют зрелая скульптура, давшая в круглой пластике образцы высокохудожественного реализма, а в рельефе не менее высокие образцы утонченной стилизации. Искусство времени XVIII династии достигло своего расцвета в бурную амарнскую эпоху, когда была сделана смелая попытка сразу видоизменить всю тысячелетнюю культуру, всю древнюю религию и все вековые традиции. Тогда возникло своеобразное искусство, выросшее на почве соединения древнего натурализма с новой, более острой выразительностью, причем резкий портретный натурализм, доходивший порой до шаржа и гротеска, подвергся утонченной линейной стилизации. Эти моменты отражают торсы Эхнатона и Нефертити. 
            Влияние амарнского искусства, в особенности характерная для этого времени плавная текучесть линий, заметно в произведениях времени Тутанхамона, Хоремхеба и Сети I. Таковы изящные рельефы из храма Сети в Абидосе и сцены охоты в храме Рамзеса  III в Мединет-Абу. Таков изящно стилизованный рельеф с изображением плакальщиков. 
На закате египетской цивилизации великие пирамиды вызывали у греков и римлян не только восхищение как создания человеческих рук, одно из чудес света, но и чувство негодования, так как воспринимались они и как символы жестокости и деспотизма царей, обрекших народ на неисчислимые страдания. В конце V династии в пирамиде царя Унаса впервые высекаются формулы царского заупокойного ритуала и связанных с ним представлений – «Тексты пирамид», пронизанные идеей бессмертия и могущества царя, полагающегося теперь на вечность слова, запечатленного в камне. 
               Центральное место в «Текстах пирамид» занимает гелиопольская теология. Тексты из пирамиды царя Унаса запечатлели не только слияние с мифа об Озирисе и гермопольских жреческих построений с гелиопольской теологией, но и соединение в одной системе богов гермопольского учения и богов фиванских, еще не игравших тогда заметной роли в религиозной жизни страны. Истоки солярного монотеизма, столь характерного для египетской религии, также запечатлены в «Текстах пирамид», где Ра фигурирует как единый бог в разных ипостасях – Ра-Атум, Атум-Хепра-Ра, Ра-Хорахте и т. д.  
               Кроме религиозного смысла, некоторые ученые усматривают в пирамидах еще и смысл астральный. Вся культура Древнего Египта была построена на религиозном фундаменте, но кроме этого, служители культа – жрецы, обладали широкими научными познаниями. Что касается символики пирамид, доктор Жерар Энкосс считает, пирамиды и сфинкс, кроме религиозного, имеют еще и оккультное значение: «эти три громады, с четырехугольными основаниями, немного неравные по величине, образуют своим взаимным положением треугольник, которого одна сторона обращена к северу, другая к западу и третья к востоку. Самая большая пирамида, обращенная к северу и Дельте, служит символом сил природы; вторая – к юго-западу и на расстоянии полета стрелы от первой – символом движения; а последняя – на юго-восток от второй, на расстоянии кинутого камня – является символом времени. На юг от третьей, в среднем расстоянии, на линии, направляющейся от востока к западу, высятся еще три пирамиды, но меньших размеров, а подле них лежат кучи громадных камней, дающих повод предполагать, что это развалины седьмой пирамиды. Надо полагать, что это развалины седьмой пирамиды. Надо полагать, что египтяне хотели изобразить семью конусами – семь планетных миров, гении которых управляют нашей вселенной… Каждая пирамида построена на четырехугольном основании, изображение материи: форм знака и применения. Грань каждой стороны является тернером и олицетворяет идею, теорию… Идея над Знаком, Дух над Материей, Теория над Практикой». 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 
1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. –3-е изд. –М.: Высш. шк., 1970.  
2. Всемирная история: В 10-ти т. – М.:Госполитиздат, 1956. Т.1,2. 
3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: Очерки. Вып.1: От древнейших времен по XVI в. – М.: Искусство, 1969. 
4. Древние цивилизации/Под общ. Ред. Г.М. Богард-Левина. –М.: Мысль, 1989. 
5. Искусство Древнего Египта. – М.: Изобразительное искусство, 1972. 
6. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность. – М.:Изобразительное искусство, 1980. 
7. Котрелл Л. Во времена фараонов. М.: Наука, 1982. 
8. Папюс Первоначальные сведения по оккультизму. – М.: МИКАП, 1993.

Информация о работе Культура арабского Египта