Кронштадский мятеж 1921 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:39, реферат

Описание работы

Кронштадтский мятеж, вспыхнул в начале марта 1921 г. Он был следствием недовольства матросов продовольственной развёрсткой, в результате которой страдали их родственники. Мятеж был использован меньшевиками, эсерами, анархистами для последней попытки борьбы с большевиками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 НАКАНУНЕ МЯТЕЖА…………………………………………………...4
2 НАЧАЛО МЯТЕЖА……………………………………………………….9
3 ВЛАСТЬ МЯТЕЖНИКОВ……………………………………………….12
4 РАЗГРОМ ВОССТАНИЯ………………………………………………...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..20

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Бийский технологический институт (филиал)

государственного  образовательного учреждения высшего

профессионального образования

«Алтайский  государственный технический университет  им. И.И. Ползунова»

 
Кафедра гуманитарных наук      

Реферат 

По  истории

Тема: Кронштадтский мятеж 1921год 
 

 
Выполнила студентка   гр.ТД- 94              Коновалова Н. С. Проверил преподаватель                            Косачев В.Г.

 
                     

 
Бийск 2010 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

1 НАКАНУНЕ МЯТЕЖА…………………………………………………...4

2 НАЧАЛО МЯТЕЖА……………………………………………………….9

3 ВЛАСТЬ МЯТЕЖНИКОВ……………………………………………….12

4 РАЗГРОМ ВОССТАНИЯ………………………………………………...14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     К исходу 1920года гражданская война победоносно завершилась для большевиков. Врангелевские войска были разгромлены. 15 ноября красный флаг был поднят над Севастопольской бухтой. Но ситуация в стране была напряженной. Многие районы Украины были терроризированы махновцами и петлюровцами. С начала 1921 года резко обострились крестьянские мятежи в Тамбовской губернии (антоновщина) и в Западной Сибири. Бесчисленные мелкие группы боролись против большевиков в Белоруссии, на Дону, на Северном Кавказе, в Поволжье. Сначала 1921 года хозяйственное положение Советского государства резко обострилось. Страну одновременно поразили продовольственный и транспортный кризисы.

    Кронштадтский мятеж, вспыхнул в начале марта 1921 г. Он был следствием недовольства матросов продовольственной развёрсткой, в результате которой страдали их родственники. Мятеж был использован меньшевиками, эсерами, анархистами для последней попытки борьбы с большевиками.                                                                                                                                                                                                                                                                                     Оценивая обстановку того времени, В. И. Ленин писал: «Весна 1921 года принесла – главным образом в силу неурожая и падежа скота – крайнее обострение в положении крестьянства, и без того чрезвычайно тяжелом вследствие войны и блокады. Результатом обострения явились политические колебания, составляющие, вообще говоря, самую «натуру» мелкого производителя. Самым ярким выражением этих колебаний был кронштадтский мятеж». 
 
 
 
 
 
 
 

Накануне  мятежа 
 
 

     В начале марта Советскую Россию облетело невероятное известие: восстал Кронштадт. Это казалось нереальным, поскольку балтийские моряки сделались привычным символом Октября, а Кронштадт — образом революционной Балтики. Матрос-балтиец с винтовкой в руке и пулеметной лентой через плечо уже тогда стал излюбленным плакатным героем.                                                                                                                                                 Боевая мощь (в особенности артиллерийская) маленького острова Котлин была весьма велика. В общей сложности в Кронштадте к моменту мятежа имелось 140 орудий различных калибров, из них 41 тяжелое, а также свыше 100 пулеметов.

    Кронштадт представлял собой не только базу военно-морского флота, но и крепость, предназначенную для обороны с моря. Многочисленные военные соооружения крепости (порт, доки, склады и т. п.) требовали значительных контингентов военнослужащих. Кроме того, в Кронштадте дислоцировался постоянный гарнизон из сухопутных частей. Зимой 1921 г. здесь находились: 560-й стрелковый полк, Кронштадтский отдельный стрелковый полк, сводный отряд, Отряд главного минного начальника, Отряд главного артиллерийского начальника, Рабоче-инженерный батальон, учебно-минный и учебно-артиллерийский отряды, минная школа, транспортный обоз, штрафная рота крепости, пожарная охрана, а также многочисленные транспортные, ремонтные, санитарные, хозяйственные и многие другие учреждения и подразделения.

Кроме перечисленных (далеко не полностью) частей и подразделений в Кронштадте также дислоцировались многочисленные штабные учреждения.

Помимо штаба  крепости и политотдела с подведомственными  ему частями ( клубы и иные культурно- просветительный учреждения), здесь  находились особый отдел Балфлота, ревтрибунал, партийная школа и  т.д.

     Общая численность корабельных  команд, военных моряков береговых частей, вспомогательных подразделений, а также сухопутных войск, дислоцированных в Кронштадте и на фортах, составляла на 13 февраля 1921 г. 1455 командиров и 25 432 рядовых, всего, следовательно, 26 887 человек. 

      Налицо был значительный некомплект личного состава и падение дисциплины. В этих условиях недостаточной укомплектованности личным составом командование всячески стремилось затормозить демобилизацию, тем более что подготовка специалистов для сложных механизмов боевого корабля или батареи требовала много времени.    Задержка с демобилизацией чрезвычайно нервировала моряков, особенно старослужащих; их настроение передавалось молодым матросам и новобранцам. Некомплект личного состава в частях и на кораблях приводил к дополнительным нагрузкам. Все это крайне отрицательно сказывалось на уровне дисциплины моряков.    Командный состав на кораблях, фортах, в базах и т.п. в преобладающем большинстве состоял из бывших офицеров. Часть из них, верно, служила Советской власти, но другие придерживались явно реставраторских настроений.

     Вопросы дисциплины не в последнюю  очередь зависели и от материального  положения моряков. Общее состояние  народного хозяйства к исходу  гражданской войны не могло  не сказаться, в конце концов, и на обеспечении красноармейцев и моряков. Общий характер жалоб имел вполне определенную окраску: матросы и красноармейцы в данной форме выражали настроение русского крестьянства, для которого продовольственная разверстка сделалась хозяйственным тормозом в условиях окончания гражданской войны и перехода к мирному строительству. При этом подавляющая масса матросов и солдат продолжала поддерживать большевиков. Не сохранилось сведений ни об одном инциденте, связанном с нехваткой продовольствия и т. п. Моряки понимали – бедствует вся страна, все трудящееся население. Однако антибольшевистские, мятежные настроения в Кронштадте нарастали – об этом убедительно свидетельствуют сохранившиеся многочисленные документы.

    Вот в качестве примера одна  из таких жалоб — от красноармейца-артиллериста с форта «Риф» от 14 февраля 1921 г. (речь идет о Новоржевском уезде Псковской губернии): «...У моей семьи, состоявшей из отца 60 лет и матери 60 лет, сестры 20 лет, брата 16 лет (нетрудоспособного) и еще брата 13 лет, реквизирован хлеб сверх разверстки, так как назначенная разверстка в октябре месяце была моей семьей выполнена полностью, и эта последняя реквизиция в январе месяце была, по моему мнению, незаконной».

     В Тамбовской губернии в 1920–1921 годах вспыхнуло массовое крестьянское восстание, получившее свое название по фамилии своего руководителя – антоновщина. Главной причиной восстания была проводимая большевиками в деревне в период Гражданской войны «военно-коммунистическая» политика продразверстки, т.е. насильственная с помощью вооруженной силы (продотрядов) экспроприация у крестьян хлеба и другого продовольствия, необходимого для существования Красной армии и городского населения. Эта политика сопровождалась мобилизацией крестьян на военную службу разного рода повинностями (трудовой, гужевой и др.). Даже те крестьяне, кто был готов мириться с продразверсткой как временной и вынужденной мерой, возмущались произволом в определении объемов поставок продовольствия (так называемых излишков, без которых крестьянское хозяйство могло просуществовать), злоупотреблениями грубой силой и пренебрежением к хранению и использованию изъятой продукции. После того как хлеб выгребали дочиста, он зачастую пропадал на месте: гнил на ближайших железнодорожных станциях, пропивался продотрядовцами, перегонялся на самогон.

     В феврале 1921, когда повстанческое движение приобрело наивысший размах, число бойцов достигло 40 тысяч человек, армия восставших была поделена на 21 полк и отдельную бригаду. Повстанцы громили совхозы и коммуны, портили железные дороги, убивали коммунистов и советских служащих. Восстание начало выходить за локальные рамки, находя отклик в пограничных уездах соседних Воронежской и Саратовской губерний.

     Не дожидаясь решений Х съезда РКП (б) о замене продразверстки продналогом, Политбюро ЦК РКП (б) 2 февраля 1921 года поручило Н.И. Бухарину, Е.А. Преображенскому и Л.Б. Каменеву «выработать и утвердить текст обращения... к крестьянам Тамбовской губернии с тем, чтобы распространять его только в этой губернии, не печатая в газетах». Обращение, в котором объявлялось об отмене продразверстки и разрешении местного торгового обмена сельскохозяйственными продуктами, начали распространять уже 9 февраля. В исторической памяти сохранился эпизод, связанный с восприятием отмены продразверстки крестьянской массой и антоновской верхушкой. «Мы победили!» – торжествовала первая. «Да, мужики победили. Хотя и временно, конечно. А вот нам, отцы-командиры, теперь крышка», – сформулировал печальный вывод на совещании комсостава А.С.Антонов.

    Летом 1921 г. основные силы Антонова были разбиты большевиками. В конце июня – начале июля им был издан последний приказ, согласно которому боевым отрядам предлагалось разделиться на группы и скрыться в лесах. Восстание распалось на изолированные очаги, которые подлежали ликвидации до конца года. Антонов и его группа были уничтожены в июне 1922 года.

    А тогда, в феврале 1921 года сообщения комиссаров о проявлениях недовольства продовольственной разверсткой становятся почти повсеместными. Относительно личного состава Кронштадтской крепости было сделано следующее общее заключение: «В частях крепости, несущих гарнизонную службу, чувствуется усталость. Волнующие вопросы: неправильная разверстка хлеба на местах, необеспеченность семей, недостаток обуви и др.». Впоследствии, уже после подавления кронштадтского мятежа, специальная комиссия по перерегистрации членов и кандидатов партии установила, что в период антисоветского выступления из рядов РКП (б) вышли 341 моряк, 255 красноармейцев, 178 рабочих и 71 служащий. Анализируя причины этого явления, комиссия по перерегистрации заключила: «Развал организации в период мятежа объясняется: 1) 70–80% из красноармейской массы являются в большинстве своем крестьянами; 2) партийная невоспитанность, ибо 80–90% записались в партию в «партийную неделю». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Начало  мятежа 
 
 

     Первое открытое выступление против большевиков произошло 28 февраля. В этот день на линкоре «Петропавловск» состоялось собрание команды. В документе, принятом собранием, содержались основные программные требования восставших. Важнейшие из них: немедленные перевыборы Советов тайным голосованием, свобода слова для «анархистов и левых социалистических партий», ликвидация политотделов, снятие заградотрядов, уравнение пайка «для всех трудящихся, за исключением горячих цехов», освобождение «политических заключенных социалистических партий», упразднение «коммунистических боевых отрядов» и т. д. Здесь еще не был сформулирован знаменитый лозунг: «Власть Советам, а не партиям», ставший позже идеологическим кредо кронштадтского мятежа. Комиссар Балтфлота Н.Н. Кузьмин прибыл в Кронштадт 28 февраля. По его словам, даже утром 1 марта «в общем, картина не рисовала такого положения, что будет восстание, большое движение. Если бы это было ясно, то, поверьте, можно было закрыть люки и задержать всех. Но мы имели перед собой Петроград, где тоже было тяжелое настроение и все-таки удалось успокоить, так думали и здесь».

     Днем 1 марта на Якорной площади Кронштадта состоялся митинг. Руководители Кронштадтской военно-морской базы не препятствовали созыву митинга, рассчитывая, что им удастся переломить настроение рядовых матросов и солдат гарнизона. На площади собралось не менее 15 тыс. человек. Ждали, что скажет приехавший через покрытый подтаявшим льдом залив председатель ВЦИК Калинин. Собравшиеся встретили Михаила Ивановича аплодисментами – не побоялся, приехал. Знал всероссийский староста, куда прибыл – вчера на общем собрании команды линкора «Петропавловск» приняли резолюцию за перевыборы в Советы, но без коммунистов, за свободу торговли. Резолюцию поддержала команда второго линкора – «Севастополь» – и весь гарнизон крепости. И вот Калинин в бурлящем Кронштадте. Один – без охраны, проводников, взял только жену! Но не долго слушали военморы речь председателя ВЦИК. «Кончай старые песни!» «Хлеба давай!», – орали тысячи глоток. Проголосовали еще раз и приняли резолюцию – за свободу всех левых партий, политическую амнистию, выборы в новые Советы, против борьбы со спекуляцией. Напрасно кричал Калинин в толпу: «Ваши сыновья будут стыдиться вас! Они никогда не простят вам сегодняшний день, этот час, когда вы по собственной воле предали рабочий класс!» Но уже не слушали Калинина. В ответ раздавался оглушительный свист. Председатель ВЦИК уехал, а в ночь с 1 на 2 марта мятежники арестовали руководителей Кронштадтского совета и около 600 коммунистов, в том числе и комиссара Балтфлота Кузьмина. На «делегатском собрании» был избран штаб восстания – «ревком» («Временный революционный комитет матросов, красноармейцев и рабочих г. Кронштадта»). «Ревком» состоял из пяти человек во главе с председателем С. Петриченко.

Информация о работе Кронштадский мятеж 1921 года