Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:08, реферат
Кризис самодержавно-крепостпической системы ускорил процесс буржуазно-демократических преобразований в России. В то же время в капиталистических отношениях передовых стран Европы выявились антагонистические социальные противоречия буржуазного общества. Буржуазно-демократические революции в этих странах вызвали разочарование передовой интеллигенции России.
Кризис самодержавно-крепостпической
системы ускорил процесс буржуазно-демократических
преобразований в России. В то же время
в капиталистических отношениях передовых
стран Европы выявились антагонистические
социальные противоречия буржуазного
общества. Буржуазно-демократические
революции в этих странах вызвали разочарование
передовой интеллигенции России. Начались
поиски «особых путей» социального переустройства
страны.
Центральным звеном системы взглядов
народничества явилась теория некапиталистического
пути развития России, идея перехода к
социализму через сохранение, использование
и преобразование коллективистских начал
сельской общины (см. Община, раздел Община
в России). Подобная перспектива предусматривала
ряд радикальных социальных мер: ликвидацию
помещичьего землевладения, наделение
крестьян землёй, установление демократического
народного правления. Теория некапиталистического
пути развития России была выдвинута в
конце 40 — начале 50-х гг. родоначальниками
народничества А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским.
Идеи «крестьянского социализма» активно
пропагандировал Н. П. Огарев. «Вера в особый
уклад, в общинный строй русской жизни;
отсюда — вера в возможность крестьянской
социалистической революции — вот что
одушевляло их, поднимало десятки и сотни
людей на геройскую борьбу с правительством»,
— писал В. И. Ленин (Полное собрание соч.,
5 изд., т. 1, с. 271). В конце 60—70-х гг. теоретическим
обоснованием идеи некапиталистического
пути развития становится субъективная
социология (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский
и др.), которая движущей силой исторического
прогресса провозглашала «критически
мыслящие личности», интеллигенцию. Последняя
характеризовалась как носитель просвещения,
нравственного сознания (идея «долга перед
народом»), идеалов справедливого социального
общежития. Данная концепция — осознанно
или неосознанно — разделялась большинством
деятелей народничества Возникшая как
реакция передовой интеллигенции на обнаружившуюся
в годы революционной ситуации 1859—61 неспособность
крестьянских масс подняться на революцию,
субъективная социология по своему социальному
содержанию отражала революционно-демократические
тенденции. Вместе с тем в теоретическом
отношении она была несостоятельной, была
проявлением идеализма и субъективизма,
шагом назад по сравнению с взглядами
Герцена и Чернышевского, В 80-х гг. в народничестве
получил развитие «экономический романтизм»
(В. П. Воронцов, Н. Ф. Даниельсон и др.), представители
которого исходили из противопоставления
типов экономической эволюции Западной
Европы и России. Народники-экономисты
стремились доказать бесперспективность
капиталистического развития в России
и необходимость перехода к «народному
производству» — некапиталистической
индустриализации, артельно-общинному
методу организации хозяйства. Будучи
в целом ошибочной мелкобуржуазной теорией,
«экономический романтизм» привлекал
внимание общественной мысли к особенностям
экономического развития России.
Политические воззрения народничества,
его стратегия и тактика социальных действий
наиболее ярко представлены революционным
народничеством Оно совершило значительный
шаг вперёд по сравнению со своими предшественниками
— дворянскими революционерами, вступив
в прямую борьбу с самодержавно-крепостнической
системой, и обосновало программу этой
борьбы. Народники стремились к организации
крестьянской революции, обеспечению
для народа «земли и воли», уничтожению
помещичьего землевладения. Они вели борьбу
с либерализмом, исходили из примата социальной
революции над политической, тесной связи
демократических и социалистических преобразований.
Отмечая начавшееся расслоение крестьянства,
народники полагали, что буржуазное развитие
деревни будет остановлено в результате
победоносной революции.
Наиболее крупными идеологами революционного
народничества в 70-е гг. были М. А. Бакунин,
Лавров, П. Н. Ткачёв. Считая русского крестьянина
«прирождённым» социалистом, Бакунин
призывал молодёжь немедленно готовить
народное восстание против трёх главных
врагов: частной собственности, государства,
церкви. Под его непосредственным воздействием
в народничестве сложилось бунтарское
направление. Лавров считал необходимыми
для организации восстания длительную
пропаганду среди народных масс и обширную
теоретическую и нравственную подготовку
революционеров. Ткачёв обосновал политически-заговорщическое
(якобинское, бланкистское) направление.
Он исходил из того, что революция должна
начаться с государственного переворота
силами революционного меньшинства, которое
после захвата власти вовлечёт массы в
социалистическое переустройство. Эти
идеи были приняты народовольцами (см.
«Народная воля»), дополнившими их положениями
о необходимости переходного этапа на
пути к социализму (установление демократической
республики), а также обоснованием тактики
террора против правительственных лиц.
Заслугой народовольцев было преодоление
во многом аполитизма своих предшественников,
недооценки значения политической борьбы.
Ленин подчёркивал, что «Народная воля»
стремилась «... привлечь к своей организации
всех недовольных и направить эту организацию
на решительную борьбу с самодержавием»
(Полное собрание соч., 5 изд., т. 6, с. 135).
Вместе с тем Ленин указывал, что народовольцы
«...суживали политику до одной только
заговорщической борьбы» (там же, т. 4, с.
372), что опыт истории революционного движения
в России предостерегает от таких приёмов
борьбы, как террор (см. там же, т. 6, с. 375).
С середины 1880-х гг., по мере развития капитализма,
роста рабочего движения в России, распространения
марксистских идей, народничество постепенно
уступает первенство в освободительном
движении революционной социал-демократии.
Информация о работе Кризис самодержавно-крепостпической системы