Кризис российской государственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:46, реферат

Описание работы

События конца XVI — начала XVII в. вошли в историю России под названием Смутного времени, или Смуты. Это был глубочайший кризис общества и государства, своими корнями уходивший в эпоху Ивана IV. Тяжелейшие последствия опричнины, проигранная Ливонская война, ломка политических устоев, утверждение крепостничества в общегосударственном масштабе — все это в совокупности привело к Смуте.

Работа содержит 1 файл

Смута как кризис русской государственности.doc

— 43.50 Кб (Скачать)

Кризис  российской государственности. Смута.

 

 События конца XVI — начала XVII в. вошли в историю  России под названием Смутного времени, или Смуты. Это был глубочайший  кризис общества и государства, своими корнями уходивший в эпоху  Ивана IV. Тяжелейшие последствия опричнины, проигранная Ливонская война, ломка политических устоев, утверждение крепостничества в общегосударственном масштабе — все это в совокупности привело к Смуте.  Непосредственным же поводом к ее началу стал династический кризис, спровоцировал который Иван IV. В 1581 г. он в припадке гнева избил своего старшего сына и наследника Ивана, который вскоре после этого скончался. В 1584 г., после смерти Ивана IV фактическим правителем государства стал Борис Годунов, царский шурин  его среднего сына Федора. В 1598 г. Федор умер, не оставив наследника. Еще ранее, в 1591 г., в Угличе при не выясненных обстоятельствах погиб младший сын Ивана IV — царевич Дмитрий. Династия Рюриковичей  прервалась. На Земском соборе 1598 г. царем был избран Борис Годунов.

Новый царь показал себя энергичным и способным государственным деятелем, его стремление к достижению компромисса с  различными слоями феодального класса находило одобрение и поддержку. Особенных успехов он добился во  внешней политике. Однако всего этого оказалось недостаточно для утверждения новой династии, т.к. Борис Годунов не являлся «природным царем», а сам факт его избрания на царство не укреплял, а только ослаблял самодержавие. Знать, стремилась к ограничению власти монарха в свою  пользу, считала его выскочкой, узурпатором, «рабоцарем». Распускаемые его противниками слухи о причастности Бориса к трагической гибели царевича Дмитрия, находили свое понимание в различных сословных кругах общества.   

  
Крестьянство, которому Борис Годунов отменил  право перехода в Юрьев день, казачество, не простившее ему наступление на свои вольности, посадские люди, недовольные распространением крепостнических порядков на города и увеличением государева тягла, — все они охотно верили слухам о причастности Бориса к этому преступлению. В 1601 —1603 гг. на страну обрушилось страшное бедствие — голод, вызванный неурожаями и унесший жизни десятков тысяч людей. Ни одна из попыток Бориса Годунова с помощью чрезвычайных мер (раздача хлеба голодающим из казны, организация общественных работ, частичное восстановление крестьянского выхода) не допустить дальнейшего обострения социальной обстановки в стране не имела успеха. В сознании многих современников «глад великий» и сопутствовавшие ему «разбои» и «убийства смертные» воспринимались как кара за подчинение царю-грешнику.

Царская власть «потеряла» свое священное значение и стала питательной почвой для  самозванства. Первый самозванец, принявший  имя царевича  Дмитрия  (Лжедмитрий I), объявился в Польше в 1603 г., им был беглый монах Чудова монастыря в Кремле Григорий Отрепьев. Заручившись поддержкой польской короны,  воспользовавшись просчетами и неудачами Бориса Годунова, сумел привлечь на свою сторону его противников из разных социальных слоев. В июне 1605 г он с триумфом занял царский трон, однако правление  его оказалось недолгим: в мае 1606 г. восставшими москвичами он был свергнут и убит.

В 1605—1606 гг. казаки, зимовавшие на Тереке, провозгласили  «царевичем Петром» посадского человека из Мурома Илью Горчакова, более известного как Илейка Муромец. Тот выдавал себя за никогда не существовавшего сына царя Федора Ивановича. Между двумя самозванцами — «дядей» и «племянником» — весной 1606 г. даже возникла дружеская переписка. Лжедмитрий I пригласил «царевича Петра» вместе со своими казаками в Москву. Узнав о гибели Лжедмитрия, самозванец Петр осел в Путивле, и  расправлялся со сторонниками нового царя Василия Шуйского, раздавал от своего имени поместья переметнувшимся к нему дворянам. Позже он выступил в поддержку И.И. Болотникова, вместе с которым был пленен в Туле царскими войсками. В начале 1608 г. «царевич Петр» был повешен.

В 1607 г. в  Стародубе (Северская земля) объявился  еще один «царевич Дмитрий» — Лжедмитрий II. О происхождении этого самозванца ходили разные слухи: одни считали его поповичем, другие — московским подьячим, третьи — сыном стародубского служилого человека. Собрав разношерстное войско из казаков, дворян южных уездов, остатков отрядов Болотникова, а также польской шляхты,  летом 1608 г. Лжедмитрий II подошел к Москве. Не сумев занять столицу, Лжедмитрий II расположился лагерем в селе Тушино, из-за чего впоследствии и был прозван «тушинским вором». К осени 1608 г. Лжедмитрий II смог установить контроль над значительными территориями к востоку, северу и северо-западу от Москвы. В тушинском лагере сложилась даже своя система управления: Боярская дума, состоявшая из бояр, перешедших на сторону самозванца, и приказы. Из захваченного тушинцами Ростова был привезен митрополит Филарет (Федор Романов) и провозглашен патриархом.

Однако Лжедмитрий II не был самостоятельным правителем. Решающую роль при нем играли польские интервенты и казачья вольница. Фактически Лжедмитрий II был заложником этих сил. Осенью 1609 г. тушинский лагерь распался, и  Лжедмитрий II  бежал в Калугу, где через год  был  убит.   «Русские  тушинцы», приверженцы  Лжедмитрия II направили  посольство  во главе с боярином М. Г. Салтыковым к польскому королю Сигизмунду III. С ним в феврале 1610 г. от имени тушинской Боярской думы был заключен договор о приглашении на русский престол польского королевича Владислава.

В начале 1611 г. в Новгороде объявился еще  один самозванец — Лжедмитрий III. Его  происхождение неизвестно. По одной  из версий, настоящее имя самозванца — Сидорка. Не получив поддержки  новгородцев, Лжедмитрий III ушел в Ивангород, жители которого признали его «царем Дмитрием». В декабре 1611 г. ему удалось захватить Псков, в марте 1612 г. власть «псковского вора» признала часть отрядов распавшегося к тому времени Первого ополчения. Лжедмитрий III устроил бесчинствами  над псковичами и тем самым ускорил свое падение. Опасаясь разоблачения, он бежал   из   города, но  в мае  1612 г.  он  был  арестован   псковским   воеводой -  князем    И. А. Хованским, доставлен в расположение Второго ополчения и казнен.

Самозванство  стало одним из наиболее ярких  проявлений кризиса российской государственности  периода Смутного времени, угрозой  потери национальной независимости.  После  убийства  Лжедмитрия  I царем на Земском соборе в мае 1606 г. был избран Василий Шуйский. Ему пришлось править в тяжелейшей обстановке: борьба за власть княжеско-боярских кругов, обострившиеся противоречия между провинциальным и столичным дворянством, народные выступления против феодальных верхов, нарастающей польско-шведской интервенции. Василий Шуйский не контролировал положение в стране, и в июле 1610 г. он был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи. Власть целиком и полностью перешла к Боярской думе, которая образовала правительство из семи виднейших бояр во главе с князем Ф. И. Мстиславским. Это правительство получило название «семибоярщина».

Трудным положением нового правительства воспользовались  польские интервенты. Командир польских войск, продвигавшихся с запада к  Москве, гетман Жолкевский, потребовал от «семибоярщины» подтверждения договора тушинской Боярской думы с Сигизмундом III и признания королевича Владислава московским царем. «Семибоярщина»  не пользовалась авторитетом и приняла ультиматум Жолкевского. Она объявила, что Владислав перейдет в православие после получения русской короны. Для того чтобы придать избранию Владислава на царство видимость законности, наскоро собралось подобие Земского собора. В августе 1610 г. состоялось принесение присяги новому государю. По городам  разослали грамоты с извещением о воцарении Владислава, а в ночь на 21 сентября 1610 г. польские войска вошли в Москву и обосновались в Кремле и Китай-городе. Власть в государстве перешла в руки иноземцев. Сигизмунд III не отпустил Владислава в Москву и собирался сам управлять Российским государством из Польши. Возникла реальная угроза потери российской  национальной независимости.

Народное  освободительное движение в России против иностранных интервентов  началось сразу же после захвата  Москвы поляками. Центром формирования народного ополчения стала Рязань. В его рядах объединились дворяне, горожане, казаки, в том числе часть бывших тушинцев. Патриарх Гермоген рассылал грамоты в Нижний Новгород, Суздаль, Владимир с призывом к восстанию против поляков-захватчиков. В марте 1611 г. Первое ополчение, возглавляемое Прокопием Ляпуновым, Дмитрием Трубецким и Иваном Заруцким, подошло к Москве, однако попытка оказалась безуспешной, они не сумели  освободить столицу. Внутри ополчения разгорелся конфликт между его руководителями, и летом 1611 г. оно распалось.

Инициатива  создания Второго ополчения принадлежала нижегородцам. Осенью 1611 г. земский  староста Кузьма Минин призвал горожан  подняться на борьбу с интервентами и с этой целью начать сбор средств. Нижегородцев поддержали другие городами. Военным руководителем Второго ополчения стал князь Дмитрий Пожарский. В апреле 1612 г. Второе ополчение остановилось в Ярославле. Здесь было сформировано Временное правительство страны — Совет всей земли, в состав которого  вошли представители и духовенства, и Боярской думы, выборные от дворян и городов. Ратными делами заведовал Д. Пожарский, земскими — казной, закупкой оружия и припасов, выдачей жалованья войску — К. Минин. Были образованы и правительственные учреждения — приказы. В августе 1612 г. Второе ополчение начало осаду Москвы, а в октябре 1612 г. освободило ее от интервентов.

После изгнания поляков из Москвы перед Советом  всей земли встал вопрос о создании общепризнанной государственной власти. С этой целью в январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор. Это было самое многочисленное (в его заседаниях участвовало свыше 800 человек от 58 городов) и представительное (высшие сословия, выборные  дворяне и посадские люди и даже на нем присутствовали «уездные люди», т. е. черносошные крестьяне) сословное собрание. Его основной задачей стало избрание нового царя. Собор сразу же единогласно постановил не избирать на царство иностранцев. Выбор Земского собора пал на Михаила Романова, приходившегося родственником угасшей династии Рюриковичей. 21 февраля 1613 г. он был избран на Земском соборе царем всея Руси.

Восстановление  царской власти не прекратило Смуту. На юге обосновался казачий атаман И. Заруцкий с сыном Лжедмитрия II и Марины Мнишек трехлетним Иваном, которого он намеревался провозгласить царем. Продолжались также военные действия с Польшей и Швецией. Однако летом 1614 г. И.Заруцкий был разбит правительственными войсками, доставлен в Москву и казнен. Вместе с ним казнили и малолетнего Ивана. В 1617 г. Россия и Швеция в местечке Столбово подписали мирный договор. Но оставалась Польша, ее король, Сигизмунд III, не хотел признавать Михаила Федоровича законным царем, и  осенью 1618 г. он послал в Россию с большим войском королевича Владислава, продолжавшего считать себя московским царем. Не сумев захватить Москву, Владислав был вынужден начать переговоры. В декабре 1618 г. между двумя странами было заключено Деулинское перемирие, прекратившее многолетнюю польскую интервенцию. Однако Владислав не отказался от царского титула и своих притязаний на московский трон. Смута была завершена. Но Российское государство вышло из нее ослабленным.

Информация о работе Кризис российской государственности