Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 01:30, реферат
Нарастание застойных, кризисных явлений в социально-экономической и политической (колоссальный рост бюрократического аппарата, его плановость, произвол, коррупция) жизни страны привело руководство страны во главе с М.С. Горбачёвым к мнению о необходимости обновления, совершенствования социализма, который получил название перестройки (1985-1991 гг.).
Введение 3
1. Основная часть 4
1.1 Предпосылки перестройки 4
Задачи перестройки 4
1.2 Начало перестройки 5
Меры перестройки 5
2. Начало экономических и политических реформ. Демократизация Советского общества 8
Демократизация Советского общества 8
Перестройка экономики 9
Реформы политической системы 10
3. Кризис перестройки и крушение СССР 12
Распад СССР 13
Заключение 14
Библиографический список 15
Оглавление
Введение 3
1. Основная часть 4
1.1 Предпосылки перестройки 4
Задачи перестройки 4
1.2 Начало перестройки 5
Меры перестройки 5
2. Начало экономических и политических реформ. Демократизация Советского общества 8
Демократизация Советского общества 8
Перестройка экономики 9
Реформы политической системы 10
3. Кризис перестройки и крушение СССР 12
Распад СССР 13
Заключение 14
Библиографический список 15
Нарастание застойных, кризисных явлений в социально-экономической и политической (колоссальный рост бюрократического аппарата, его плановость, произвол, коррупция) жизни страны привело руководство страны во главе с М.С. Горбачёвым к мнению о необходимости обновления, совершенствования социализма, который получил название перестройки (1985-1991 гг.).
Социально-экономическое и внутриполитическое положение в Советском Союзе в середине 1980-х гг. было довольно неоднозначным, даже противоречивым. С одной стороны, СССР продолжал удерживать высокий статус из двух мировых «сверхдержав», обладал очень большим военно-техническим, промышленным, научным, кадровым, сырьевым потенциалом. Советская экономика по своей общей величине являлась второй в мире. На достаточно высоком уровне находилось промышленное производство, некоторые отросли которого, например космическая и авиационная, военно-промышленный комплекс, цветная и отчасти черная металлургия, по прежнему занимали лидирующие позиции.
С другой стороны, внутренне проблемы во многих важных сферах жизни советского общества постепенно, но неуклонно возрастали и к середине 1980-х гг. приобрели уже достаточно широкие масштабы. Наиболее отчетливо это наблюдалось в экономической области. Темпы роста советской экономики не просто существенно замедлились, но стали неуклонно падать. Еще хуже обстояли дела интенсификацией промышленного и особенно сельскохозяйственного производства, ростом производительности труда, внедрением передовых технологий. На низком уровне находились ресурсосбережения. Все это в конечном счете закономерно вело к растущему технологическому и общему экономическому отставанию СССР от наиболее развитых стран.
Постепенно накапливались и имевшиеся социальные проблемы и противоречия. К уже установившимся и ставшим, по сути дела, привычным сложностям в жилищной, продовольственной, бытовой сферах в первой половине 1980-х гг. прибавились и реальное снижение жизненного уровня основной части населения, ёё увеличение дефицита промышленных и продовольственных товаров, скрытый рост цен. Процветавшая в оплате труда уравниловка способствовала дальнейшему падению уровня производительности, общему небрежному отношению людей к выполнению своих профессиональных обязанностей. Снижался авторитет, престиж и социальная значимость образовательного и квалификационного уровня граждан, стимулы к их повышению становились, как правила, номинальными. Девальвировались привычные социальные ценности и ориентиры. Усиливались тенденции различных антисоциальных проявлений (тунеядства, пьянства, бытовой и уголовной преступности).
В общем и целом советская общественно-экономическая система окончательно еще не исчерпала всего своего внутреннего потенциала, еще могла определенный период времени продолжать свое существование. Однако к середине 1980-х гг. ее основные социально-политические институты, базовые отросли экономики фактически находились в стадии стагнации, а некоторые - и в явном предкризисном состоянии. В отдельных сферах жизни советского общества отчетливо обозначались и возрастали конкретные кризисные проявления.
Уже на следующий день после смерти К.У. Черненко, 11 марта 1985 г. Состоялся внеочередной Пленум ЦК КПСС, на котором новым Генеральным секретарем ЦК партии был избран М.С. Горбачев. Спустя чуть больше месяца, на апрельском Пленуме ЦК партии новый советский лидер заявил о необходимости преобразований. Их основным направлением провозглашалось «ускорение социально-экономического развития страны», предусматривавшее довольно масштабное и быстро техническое переоснащение и общую технологическую модернизацию всей производственной сферы, качественное переоснащение всего народно-хозяйственного комплекса страны. Серьезные изменения предусматривались в структурной и инвестиционной политике. Вместо требовавшего больших затрат нового капитального строительства основные средства планировались перераспределять на реконструкцию действовавших предприятий.
Помимо масштабного технического перевооружения и выхода на новые технологические уровни концепция «ускорения» предусматривала задействование скрытого потенциала работников народного хозяйства путем так называемой активизации человеческого фактора. Данный подход совмещал в себе как укрепление трудовой дисциплины и повышение персональной ответственности, так и широкое внедрение различных видов стимулирования, новых форм организации труда. Подъему экономики должно было способствовать и оздоровление социально-бытовой обстановки, прежде всего за счет резкого уменьшения пьянства. Однако такую серьезную и застарелую социальную проблему попытались решить исключительно путем скоропалительных административно-запретительных мер. В мае 1985 г. Вышло постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», содержавшее конкретные направления разворачивавшейся массовой антиалкогольной кампании.
В результате кадровых изменений в среде высшего советского руководства М.С. Горбачеву удалось уже к концу 1985 г. Обеспечить преобладание в нем своих сторонников. Вместо отправленных на пенсию противников нового генсека, таких как Г.В. Романов, Н.А. Тихонов, В.В. Гришин, в состав Политбюро и Секретариата ЦК КПСС были введены активно поддерживавшие тогда Горбачев Е.К, Лигачев, Н.И. Рыжков, А.Н. Яковлев, А.И. Лукьянов, В.А Медведев, Э.А. Шеварднадзе, Б.Н. Ельцин. Председателем Совета Министерства СССР в сентябре 1985 г. стал Рыжков. Менее чем за два года почти на половину был обновлен весь состав ЦК КПСС, заменены две трети секретарей ЦК компартии союзных республик, крайкомов и обкомов партии.
В общественно-политическом лексиконе появился и начал очень активно использоваться термин «перестройка». Во многом он носил общий и достаточно условный характер и обозначал необходимость частичных изменений прежде всего в экономической и социальной сферах.
Неудача намеченных экономических преобразований побудила горбачевское руководство несколько несколько изменить и расширить приоритеты своей реформационной деятельности. Активизация реформ и существенному расширению их социальной базы должны были способствовать не затрагивавшие основ советского политического строя мероприятия по частичной демократизации общественной жизни. Пленум КПСС в январе 1987 г. утвердил обновленный внутриполитический курс на «демократизацию всех сторон жизни советского общества».
Задачи внутренней политики:
Задачи внешней политики
Продолжавшееся осложнение ситуации в экономике, и особенно в финансовом секторе, победило советское руководство пойти по пути углубления экономических преобразований. Экономисты и хозяйственники стали разрабатывать новую экономическую модель так называемого хозрасчетного социализма; в основу ее были положены принципы максимально широких хозрасчетных отношений и расширения на этой базе экономической самостоятельности предприятий. Они должны были работать на основе полной самоокупаемости, получения прибыли, самофинансирования. Предусматривалось усиление самоуправления на предприятиях вплоть до их полной передачи непосредственно трудовым коллективам.
В июне 1987 г. Пленум ЦК КПСС рассмотрел вопрос «коренной перестройки экономики». Были приняты важные решения о переходе к экономическим методам управления народным хозяйством, значительном изменении важнейших принципов его функционирования. И уже через три дня после Пленума, 30 июня был утвержден Закон «о государственном предприятие (объединение)». В соответствие с этим Законам управленческие полномочия существенно перераспределились от министерств к предприятиям. Жесткие плановые задания заменились общими контрольными цифрами и экономическими нормативами. Вводился государственный заказ на производившуюся продукцию, объемы которого были меньше прежних планов. Продукцию, произведенную сверх госзаказа, предприятия могли продавать по свободным рыночным ценам; размеры госзаказа должны были с каждым годом снижаться. Таким образом предприятия постепенно переводились бы на рыночные методы хозяйствования. В полном объеме Закон вступал в силу с отсрочкой - с 1 января 1989 г.
Однако большая часть решений в экономической политике не была всесторонне продумана, принятые законодательные акты содержали множество различных ограничений и противоречий. Не был определен и механизм их реализации. В итоге результат их принятия оказался весьма ограниченным. Увеличивался дисбаланс всей экономики, значительно ухудшились основные экономические показатели. Страна оказалась перед лицом серьезнейшего социально-экономического кризиса. В обществе росло значительное напряжение, осложнялась и без того непростая социальная ситуация.
Основные направления реформы политической системы страны были рассмотрены на 19 Всесоюзной партийной конференции, проходившей 28 июня - 1 июля 1988 г. на ней была провозглашена «политическая цель перестройки»: передача реальных властных полномочий народу в лице его представительных органов - советов народных депутатов всех уровней. Они должны были стать основными носителями государственных функции. Партийные органы, от низовых до высших, «освобождались от несвойственных им функций» и фактически лишались полномочий на осуществление государственной и хозяйственной управленческой деятельности и должны были нести только политико-идеологическую нагрузку. Конференция приняла важное решение о серьезном реформирование государственно-политической системы. В соответствие с ним существенно видоизменились права и организационные формы высших властных государственных структур. Высшим органом власти в стране становился вновь образуемый Съезд народных депутатов СССР. На съезде из числа его делегатов формировался постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган - двухпалатный Верховный Совет СССР. Началась разработка нового, гораздо более демократичного избирательного законодательства. В частности, гарантировались принципы всеобщности, свободы, равенства, тайны и альтернативности выборов.
В
заключение работы конференции были приняты
расширенные резолюции. Их названия говорило
само за себя: «О некоторых неотложных
мерах по практическому осуществлению
реформы политической системы страны»,
«О ходе реализации решений 27 съезда КПСС
и задачах по углублению перестройки»,
«О демократизации советского общества
и реформе политической системы», «О борьбе
с бюрократизмом», «О межнациональных
отношениях», «О гласности», «О правовой
реформе».