Крестьянская реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:26, реферат

Описание работы

КРЕСТЬЯ́НСКАЯ РЕФО́РМА 1861, главная из реформ 1860-70-х гг., отменившая крепостное право в России. Проводилась на основе «Положений» 19 февраля 1861 (опубликованы 5 марта). Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на принадлежащие им земли; полученные от помещиков наделы крестьяне обязаны были выкупать, что в ряде мест встретило сопротивление крестьянства (см. Бездненские волнения).

Работа содержит 1 файл

Крестьянская реформа.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

 


   КРЕСТЬЯ́НСКАЯ РЕФО́РМА 1861, главная из реформ 1860-70-х гг., отменившая крепостное право в России. Проводилась на основе «Положений» 19 февраля 1861 (опубликованы 5 марта). Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на принадлежащие им земли; полученные от помещиков наделы крестьяне обязаны были выкупать, что в ряде мест встретило сопротивление крестьянства (см. Бездненские волнения). До выкупа крестьяне назывались временнообязанными и несли повинности в пользу помещика. На местах реформу проводили мировые посредники, контролировавшие составление уставных грамот на каждое имение.

* * *

КРЕСТЬЯ́НСКАЯ РЕФО́РМА 1861, законодательный акт, отменивший крепостное право в России. По своему значению и последствиям эта радикальная реформа фактически означала перестройку самого фундамента государственной власти и государственной системы в целом. Отмена крепостного права воспринималась современниками и оценивалась исследователями как «перевал», «поворотный пункт» русской истории.

 
Причины реформы

Отмена крепостного права произошла  не в результате массового крестьянского движения или революции, а мирно, «сверху», после 100 лет обсуждений и попыток решения крестьянского вопроса в различных комиссиях и комитетах, главным образом секретных. Объективные социально-экономические, демографические, общественно-политические причины вызревали постепенно, однако непосредственным толчком к реформе «сверху», силой самодержавной власти послужила тяжелая и бесславная для России Крымская война 1853-56. Завоевания Петра I и Екатерины II, блестящие победы русского оружия в течение почти полутора столетий — все было поставлено на карту. В ходе войны обнажилась отсталость России: парусный флот не мог противостоять паровому; рекрутская система комплектования армии, основанная на крепостном праве, устарела и не соответствовала новой организации вооруженных сил в Европе; отсутствие железных дорог задерживало переброску войск, доставку боеприпасов и продовольствия (8 дней скакал фельдъегерь из Крыма в Петергоф к Николаю I, чтобы сообщить об обстоятельствах поражения на реке Альма, и столько же обратно, чтобы доставить главнокомандующему инструкции самодержца). Одиннадцатимесячная осада Севастополя, закончившаяся его падением в августе 1855, подвела черту поединку России с Западом — Англией и Францией, воевавшими на стороне Турции. «Севастополь ударил по застоявшимся умам», — этим крылатым афоризмом В. О. Ключевский точно определил тот перелом в общественном сознании, оценках реального соотношения сил в войне, внутреннего положения страны и перспектив ее дальнейшего развития, который вынудил Александра II и правящие верхи начать радикальные реформы после заключения Парижского мира 1856.

 
Подготовка реформы

Подготовка крестьянской реформы  заняла 4 года. Она началась с традиционных подходов, но закончилась совершенно новаторским законом. 3 января 1857 был учрежден очередной (10-й для дореформенного времени) Секретный комитет по крестьянскому делу из высших сановников страны. Но с принятием 20 ноября 1857 рескрипта на имя виленского генерал-губернатора В. И. Назимова традиционная судьба бесплодных секретных комитетов была преодолена. Высочайший (за подписью Александра II) рескрипт давал первую правительственную программу реформы для трех губерний — Виленской, Гродненской и Ковенской. Помещикам сохранялось право собственности на всю землю, но крестьянам оставлялась их усадебная оседлость, которую они могли приобрести в собственность посредством выкупа (срок не определялся); полевая, надельная земля предоставлялась крестьянам в пользование за повинности (без указания точных размеров). Вотчинная власть помещиков сохранялась, термин «освобождение крестьян» заменен более осторожным — «улучшение быта». Для подготовки реформы предусматривалось открытие дворянских комитетов в названных трех губерниях. Сам по себе рескрипт Назимову носил локальный характер и впрямую еще не означал приступа к общероссийской реформе. Однако важность и кардинальная новизна этого акта заключалась в его гласности. Сразу же он был разослан всем губернаторам и губернским предводителем дворянства для ознакомления, а через месяц появился в «Журнале Министерства внутренних дел». Гласность отныне стала мощным двигателем подготовки реформы и затрудняла (и даже исключала) отказ от нее. 5 декабря 1857 был принят аналогичный рескрипт для Петербургской губернии, что по сути означало неизбежность ее дальнейшего распространения вслед за столицей. Герцен и Чернышевский высоко оценили эти первые шаги Александра II на пути к реформе.

В начале 1858 Секретный комитет, утратив  свою секретность, превратился в Главный комитет по крестьянскому делу. В течение года в ответ на инициированные правительством адреса дворянства были даны рескрипты европейским губерниям России, так что к началу 1859 открылось 46 губернских комитетов, гласность подготовки реформы ширилась. В комитетах развернулась борьба между консервативным большинством, отстаивавшим право помещиков на всю землю и вотчинную власть, и либеральным меньшинством, согласным на выкуп крестьянами надельной земли в собственность. Только в одном комитете — Тверском, возглавляемом А. М. Унковским, либеральное дворянство имело большинство. Гласность обсуждения крестьянского вопроса способствовала усилению среди крестьянства напряженного ожидания воли, а вспыхнувшее в Эстляндии весной 1858 массовое крестьянское движение показало правительству, как опасно безземельное освобождение — так называемый «остзейский вариант» реформы. К концу 1858 либеральная бюрократия взяла верх над консервативными силами в деле подготовки крестьянской реформы. 4 декабря Главный комитет принял новую правительственную программу отмены крепостного права, которая, в отличие от рескриптов, предусматривала выкуп надельной земли крестьянами в собственность и лишение помещиков вотчинной власти.

Главный комитет уже не мог справиться с такой грандиозной задачей, как рассмотрение всех губернских проектов и создание нового законодательства, не имевшего аналогов в предшествовавшей истории России. Для этой цели было создано новое, нетрадиционное учреждение — Редакционные комиссии (1859-60) из представителей бюрократии и общественных деятелей, большинство которых поддерживало либеральную программу реформы. Общепризнанным лидером в этой сфере был Н. А. Милютин, его ближайшими соратниками и помощниками Ю. Ф. Самарин, В. А. Черкасский, Н. Х. Бунге, а председателем Редакционной комиссии — Я. И. Ростовцев, пользующийся безграничным доверием Александра II. Здесь был создан и кодифицирован проект закона, прошедший затем обсуждение в Главном комитете по крестьянскому делу и в Государственном совете, где консервативное большинство его не поддержало. Однако Александр II одобрил мнение меньшинства cовета и подписал закон — «Положение 19 февраля 1861». Великий акт об освобождении от крепостного права был принят в день восшествия Александра II на престол, а сам он вошел в историю как царь-освободитель.

 
Положение 19 февраля 1861

Крестьянская реформа 1861 — это  процесс переворота, начальная стадия которого — освобождение помещичьих крестьян от личной крепостной зависимости, конечная — превращение их в мелких собственников-хозяев, при сохранении значительной части дворянского землевладения и крупногопомещичьего хозяйства. Осуществление этой цели мыслилось мирным путем, минуя революционные потрясения, характерные для стран Западной и Центральной Европы. Механизм осуществления этого процесса заключался в самом законодательстве. Крестьяне получали по закону личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Им предоставлялось право выкупа усадьбы. Полевой надел крестьяне получали в постоянное (неотъемлемое) пользование за повинность (конкретные условия определялись уставными грамотами), а по требованию помещика или по соглашению с ним — в собственность за выкуп (выкупные акты). Хотя помещики не обязывались переводить крестьян на выкуп, внутренние пружины закона вынуждали их к этому (постоянное пользование крестьян наделами и неизменность повинности в течение 20 лет). Крестьяне, не перешедшие на выкуп, назывались временнообязанными. К началу 1880-х годов их оставалось всего 15%, и с 1 января 1882 для них был введен обязательный выкуп. Крестьяне, вышедшие на выкуп, назывались крестьянами-собственниками. Цена выкупа определялась капитализированным из 6% оброком, 20-25% которого крестьянин должен был единовременно уплатить помещику (в случае добровольного соглашения с ним). Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет (выкупная операция). Стоимость земли по выкупу фактически превышала ее действительную ценность. Поэтому крестьяне ряда губерний переходили на дарственный надел (1/4 от положенного, но без выкупа). В результате реализации реформы землепользование крестьян значительно сократилось, отрезки составили до 1/5 надельной земли.

 

 


Информация о работе Крестьянская реформа