Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:12, контрольная работа
1. Законодательные акты «О вольных хлебопашцах», «О предоставлении крестьянам помещичьим и крепостным людям права покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество» как предвестники реформы.
Крестьянская реформа — реформа, проведенная в 1861 году императором Александром II, упразднившая крепостное право в Российской империи. Она возвещалась Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 года.
Тема 8. Крестьянская реформа
1861 г.
1. Законодательные акты «О вольных хлебопашцах»,
«О предоставлении крестьянам помещичьим
и крепостным людям права покупать и приобретать
в собственность земли, дома, лавки и недвижимое
имущество» как предвестники реформы.
Крестьянская реформа — реформа, проведенная
в 1861 году императором Александром II, упразднившая
крепостное право в Российской империи.
Она возвещалась Манифестом об отмене
крепостного права от 19 февраля (3 марта)
1861 года.
Предпосылками к проведению данной реформы
были и возрастание количества бунтов
среди крестьян, и понимание властью, что
сохранение крепостнических отношений
сдерживало развитие буржуазных отношений
в России.
Правительства Александра I и Николая
I проводили противоречивый курс в отношении
крестьянского вопроса: наряду с продворянскими
мерами они принимали указы, направленные
на ослабление крепостного права и ограничение
произвола помещиков. Одним из первых
законодательных актов такого рода был
«Указ о вольных хлебопашцах» (Указ об
отпуске помещиками своих крестьян на
волю по заключении условий, на обоюдном
согласии основанных) от 20 февраля 1803 года
— законодательный акт российского императора
Александра I, по которому помещики получили
право освобождать крепостных крестьян
поодиночке и селениями с обязательным
наделением землей. За свою волю крестьяне
выплачивали выкуп или исполняли повинности.
Если оговорённые обязательства не выполнялись,
крестьяне возвращались к помещику. Крестьян,
получивших таким образом волю, называли
свободными или вольными хлебопашцами
(отсюда и «прозвище» указа), с 1848 года
их стали называть государственными крестьянами.
Несмотря на то, что по данному нормативно-правовому
документу было освобождено не более 1,5%
крестьян, он имел важное идеологическое
значение: в нем впервые утверждалась
возможность освобождения крестьян с
землей за выкуп. Это положение легло потом
в основу реформы 1861 года.
Также среди многочисленных законодательных
актов, касающихся положения крестьян,
принятых в первой половине 19 века, нужно
особо отметить Указ от 3 марта 1848 г. «О
предоставлении крестьянам помещичьим
и крепостным людям права покупать и приобретать
в собственность земли, дома, лавки и недвижимое
имущество» предоставил помещичьим и
удельным крестьянам право приобретать
в собственность земли, дома, лавки и недвижимые
имущества. Тем самым расширялось действие
указа от 12 декабря 1801 г., предоставившего
аналогичное право купцам, мещанам, духовенству
и государственным крестьянам. Правительство,
таким образом, сделало еще один шаг по
пути разрушения дворянской монополии
на землю. Однако и этот закон сопровождался
рядом ограничительных условий: крестьянин
мог купить землю только с согласия помещика
и известить его об этом заранее; помещик
мог безнаказанно вернуть себе эту землю,
так как крестьяне не могли подавать иск
против своего владельца.
2. Подготовка и основные принципы крестьянской
реформы.
19 февраля 1855 г. на российский престол
вступил старший сын Николая I — Александр
II, который понимал, что отмена крепостного
права – объективная необходимость и
довел дело до конца, в отличие от его предшественников.
Еще в начале 1857 г. Секретный комитет начал
обсуждение плана реформы. Перелом в общественных
настроениях вызвал так называемый Рескрипт
Назимову. В нем в ноябре 1857 г. царь предлагал
землевладельцам Западного края избрать
губернский комитет для разработки реформы
по освобождению крестьян. Намечены были
и условия освобождения: с землей, до выкупа
которой крестьяне должны нести повинности.
Разосланный по губерниям, опубликованный
в печати, рескрипт Назимову изменил ситуацию
в подготовке реформы. В сущности, он представлял
собой инструкцию для помещиков, которую
надлежало выполнять. С его появлением
секретность в подготовке реформы уступила
место гласности. Начинания власти в освобождении
крестьян вызвали готовность сотрудничать
с ней самых разных по взглядам деятелей.
Пополненный сторонниками реформы, Секретный
комитет был преобразован в Главный комитет
по крестьянскому делу. Другим органом
по подготовке реформы стали Редакционные
комиссии во главе с Я. И. Ростовцевым,
созданные для «составления общего положения
о крестьянах, выходящих из крепостной
зависимости». Им надлежало рассмотреть
и свести воедино для использования отзывы
из губернских комитетов.
Политический смысл реформы не вызывал
дискуссий в Редакционных комиссиях. Он
состоял в наделении крестьян гражданскими
правами и ликвидации вотчинной власти
помещиков. Экономической целью Я. И. Ростовцев
предложил признать «приобретение крестьянами
с помощью правительства поземельной
собственности».
Приступая к реформе, власть ослабила
цензуру и временно допустила обсуждение
крестьянского вопроса в печати. Для подготовки
реформы это имело важные последствия.
Проект реформы в Редакционных комиссиях
был готов к концу 1858 г., а в 1859 г. стал обсуждаться
представителями губернских дворянских
комитетов, где, в отличие от Редакционных
комиссий, большинство составляли крепостники.
Представители нечерноземных губерний
не протестовали против наделения крестьян
землей, но запросили выкуп, превышающий
ее стоимость, пытаясь возместить потерю
оброка. Помещики черноземных губерний
яростно отстаивали свое право на всю
землю.
В разгар полемики вокруг проекта Редакционных
комиссий умер их глава Я. И. Ростовцев.
На его место был назначен министр юстиции
граф В. Н. Панин — явный консерватор. Одновременно
председателем Главного комитета по крестьянскому
делу стал брат царя — великий князь Константин
Николаевич, в «верхах» считавшийся главой
либеральной партии. Этими мерами власть
пыталась «сбалансировать» силы крепостников
и сторонников реформаторов. При обсуждении
проекта реформы губернскими представителями
дворянства и при прохождении в Государственном
совете она была серьезно «подпорчена»:
интересы крестьян ущемлялись в пользу
помещиков. И все же надежды крепостников
не оправдались: реформа состоялась. 19
февраля 1861 г. Александр II подписал манифест
об отмене крепостного права. 5 марта его
огласили в церквах и разослали по губерниям
отпечатанным в сотнях экземпляров. Россия
перестала быть «страной рабов, страной
господ»: все ее население стало свободным.
3. Положения 19 февраля 1861 г.
19 февраля 1861 г. Манифест, Общее положение
о крестьянах, вышедших из крепостной
зависимости и другие акты о крестьянской
реформе (всего 17 актов) были подписаны
царем.
«Положения 19 февраля» 1861 г. вводили личное
освобождение крепостных крестьян. Около
20 000 000 крестьян, треть населения страны,
перестали быть помещичьей собственностью
и обрели право гражданства. Вотчинная
власть помещика ликвидировалась. Община
была сохранена. Крестьяне помещичьего
имения объединялись в сельское общество,
выбирая себе старосту на сельском сходе.
Сельские общества объединялись в волость,
где главным был волостной старшина, избираемый
на волостном сходе. В нем участвовали
выборные от сельских обществ и старосты.
«Положения 19 февраля» 1861 г. вводили должность
мирового посредника. Назначавшиеся Сенатом
из местных помещиков мировые посредники
должны были регулировать и контролировать
выкупные сделки. В их первом составе было
немало энтузиастов крестьянского дела,
веривших в возможность облегчить освобожденным
их новое состояние. Главной их функцией
было составление уставных грамот, оформлявших
новые отношения между крестьянами и помещиками.
В уставную грамоту вносился размер надела,
полученного крестьянами, и размер повинностей,
которые за него он должен был нести до
заключения выкупной сделки. Вся земля
в имении признавалась собственностью
помещика — ее предстояло выкупить, а
до выкупа — временно исполнять повинности.
Крестьяне стали называться временнообязанными.
Выкуп осуществляло государство единовременно,
а крестьяне должны были в течение 49 лет
вернуть ему долг. Законоположением реформы
устанавливался высший и низший размер
надела. В уставных грамотах размеры наделов
чаще были близки низшим. Законоположения
19 февраля 1861 г. предусмотрели тесную связь
свободных крестьян с землевладельцами,
взаимозависимость их хозяйств.
4. Правовой статус крестьян, вышедших
из крепостной зависимости. Организация
управления в пореформенной деревне: мировой
посредник, органы общинного самоуправления,
волостной суд.
Основной акт 19 февраля 1861 г. — «Общее
положение о крестьянах, вышедших из крепостной
зависимости» — содержал главные условия
крестьянской реформы: Крестьяне перестали
считаться крепостными и стали считаться
«временнообязанными»; крестьяне получили
права «свободных сельских обывателей»,
то есть полную гражданскую правоспособность
во всем, что не относилось к их особым
сословным правам и обязанностям — членству
в сельском обществе и владению надельной
землей.
Крестьянские дома, постройки, все движимое
имущество крестьян было признано их личной
собственностью. Крестьяне получали выборное
самоуправление, низшей (хозяйственной)
единицей самоуправления были сельское
общество, высшей (административной) единицей
— волость.
Помещики сохраняли собственность на
все принадлежавшие им земли, однако обязаны
были предоставить в пользование крестьянам
«усадебную оседлость» (придомовый участок)
и полевой надел; земли полевого надела
предоставлялись не лично крестьянам,
а в коллективное пользование сельским
обществам, которые могли распределять
их между крестьянскими хозяйствами по
своему усмотрению. Минимальный размер
крестьянского надела для каждой местности
устанавливался законом. За пользование
надельной землёй крестьяне должны были
отбывать барщину или платить оброк и
не имели права отказа от неё в течение
9 лет.
Размеры полевого надела и повинностей
должны были фиксироваться в уставных
грамотах, которые составлялись помещиками
на каждое имение и проверялись мировыми
посредниками;
Сельским обществам предоставлялось право
выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком
— полевого надела, после чего все обязательства
крестьян перед помещиком прекращались;
крестьяне, выкупившие надел, именовались
«крестьянами-собственниками». Крестьяне
также могли отказаться от права выкупа
и бесплатно получить от помещика надел
в размере четверти от надела, который
они имели право выкупить; при наделении
бесплатным наделом временно-обязанное
состояние также прекращалось.
Государство на льготных условиях предоставило
помещикам финансовые гарантии получения
выкупных платежей (выкупная операция),
приняв их выплату на себя; крестьяне,
соответственно, должны были выплачивать
выкупные платежи государству.
За поведением крестьян и обеспечения
исправного отбывания крестьянами повинностей
в пользу помещика и государства отвечало
крестьянское «Общественное управление».
Закон 1861 г. сохранял общину, которую правительство
и помещики использовали как фискально-полицейскую
ячейку в пореформенной деревне.
В июне 1861 г. был создан институт мировых
посредников, на который правительство
возложило исполнение многочисленных
административно-полицейских функций,
связанных с проведением реформы в жизнь:
утверждение и введение уставных грамот
(определявших пореформенные повинности
и поземельные отношения крестьян с помещиками),
удостоверение выкупных актов при переходе
крестьян на выкуп, разбор споров между
крестьянами и помещиками, руководство
разграничением крестьянских и помещичьих
угодий, надзор над органами крестьянского
самоуправления.
Государственная власть в 1861г. юридически
признала наличие в крестьянской среде
особых форм правосудия, существовавших
помимо вотчинной юрисдикции помещиков
и действовавших на основе норм обычного
права. В качестве обязательной формы
крестьянского правосудия должны были
функционировать волостные суды. Кроме
того, «Положением о крестьянах, вышедших
из крепостной зависимости» было предусмотрено
при наличии определенных требований
(избрания судей всей волостью) существование
и иных видов крестьянских судов.
5. Временнообязанное состояние. Повинности
временнообязанных крестьян.
Вплоть до заключения выкупной сделки
крестьяне находились во временнообязанном
состоянии. На первых порах срок этого
состояния не указывался. Лишь 28 декабря
1881 года он был установлен. Согласно постановлению
все временнообязанные крестьяне переводились
на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация
имела место только в центральных регионах
империи. На окраинах временнообязанное
состояние крестьян сохранялось вплоть
до 1912—1913 гг.
Во время временнообязанного состояния
крестьяне обязаны были за пользование
землёй платить оброк и трудиться на барщине.
Размер оброка за полный надел составлял
8—12 рублей в год. Прибыльность надела
и размер оброка никак не были связаны.
Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили
крестьяне Петербургской губернии, земли
которой были крайне неплодородны. Напротив,
в чернозёмных губерниях величина оброка
была значительно ниже.
Ещё одним пороком оброка была его градированность,
когда первая десятина земли оценивалась
дороже остальных. Например, в нечернозёмных
землях при полном наделе в 4 десятины
и оброке в размере 10 рублей за первую
десятину крестьянин платил 5 рублей, что
составляло 50 % от суммы оброка (за последние
две десятины крестьянин уплачивал по
12,5 % от общей суммы оброка). Это вынуждало
крестьян покупать земли, а помещикам
давало возможность выгодно сбывать неплодородные
земли.
Барщину обязаны были отбывать все мужчины
в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины
в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней
барщины, пореформенная барщина была более
ограниченна и упорядоченна. За полный
надел крестьянину полагалось отработать
на барщине не более 40 мужских и 30 женских
дней.
6. Права и обязанности, связанные с земельным
наделом.
Закон исходил из принципа признания за
помещиком права собственности на всю
землю в имении, в том числе и на крестьянскую
надельную. Крестьяне считались лишь пользователями
надельной землёй, обязанные отбывать
за неё повинности. Чтобы стать собственником
своей надельной земли, крестьянин должен
был выкупить её у помещика.
Реформаторами ставилась задача предоставить
крестьянам землю в таком размере, чтобы
они были привязаны к своему наделу, а
вследствие недостаточности последнего
– и к помещичьему хозяйству. Наделение
крестьян землёй носило принудительный
характер. Закон запрещал крестьянам в
течение 9 лет после его издания (до 1870
г.) отказываться от надела, но и по истечении
этого срока право отказа от надела было
обставлено такими условиями, что фактически
сводилось на нет. При определении норм
надела учитывались особенности местных
природных и экономических условий.
Закон предусматривал отрезку от крестьянского
надела, если он превышал определенную
для данной местности высшую или указную
норму, и прирезку, если надел не достигал
низшей нормы. Законом же разрешалась
отрезка в тех случаях, если у помещика
оказывалось менее 1/3 земли в имении по
отношению к крестьянской надельной (а
в степной полосе менее 1/2) или когда помещик
предоставлял крестьянину бесплатно («в
дар») ¼ высшего надела («дарственный надел»).
Разрыв между высшей и низшей нормами
сделал отрезки правилом, а прирезки –
исключением. Да и размер отрезки в десятки
раз превышал прирезку, причем у крестьян
отрезались лучшие, а прирезались худшие
земли. Прирезка, в конечном счете, производилась
также в помещичьих интересах: она доводила
надел до определённого минимума, необходимого
для сохранения крестьянского хозяйства,
и в большинстве случаев была связана
с увеличением повинностей. В итоге крестьянское
землепользование в целом по стране сократилось
более чем на 1/5.
Тяжесть отрезков заключалась не только
в их размерах. Как правило, отрезались
наиболее ценные, а главное, необходимые
для крестьян угодья, без которых не возможно
было нормальное функционирование крестьянского
хозяйства: луга, выгоны, водопои и т.п.
Крестьянин вынужден был арендовать эти
«отрезные земли» на кабальных условиях.
Отрезки превратились в руках помещиков
в весьма эффективное средство нажима
на крестьян и явились базисом отработанной
системы в пореформенное время.
Землевладение крестьян было утеснено
не только отрезками, но и чересполосицей,
лишением крестьян лесных угодий (лес
включался в крестьянский надел только
в лесистых северо-восточных губерниях).
Закон давал помещику право переносить
крестьянские усадьбы на другое место,
до перехода крестьян на выкуп обменивать
их наделы на свои земли, если на крестьянском
наделе открывались вдруг какие-нибудь
полезные ископаемые, или просто эта земля
оказывалась необходимой для тех или иных
нужд помещика. Реформа 1861 г. не только
сохранила, но ещё больше увеличила помещичье
землевладение за счёт сокращения крестьянского.
1,3 млн. душ крестьян (724 тыс. дворовых, 461
тыс. дарственников и 137 тыс. принадлежавших
мелкопоместным владельцам) фактически
оказались безземельными. Надел остальных
крестьян в среднем составил 3,4 десятины
на душу, в то время как для нормального
обеспечения необходимого жизненного
уровня крестьянина за счёт сельского
хозяйства при тогдашней агротехнике
требовалось от 6 до 8 десятин на душу (в
зависимости от различных районов). Недостаток
почти половины необходимой крестьянам
земли они вынуждены были пополнять кабальной
арендой, частью покупкой или сторонними
заработками.
7. Выкупная операция (размер выкупной
суммы, порядок выкупа, обеспечение уплаты).
Условия выкупа для основной массы крестьян
были очень тяжёлыми. В основу выкупа ставились
феодальные повинности, а не действительная,
рыночная цена земли. Иначе говоря, крестьянам
приходилось платить не только за урезанный
надел, но и за потерю помещиком крепостного
труда. Выкупная сумма определялась путём
«капитализации оброка». Суть её заключалась
в том, что ежегодно оплачиваемый крестьянином
оброк приравнивался к годовому доходу
в размере 6% с капитала. Вычисление этого
капитала и означало определение выкупной
суммы. Дело выкупа взяло на себя государство
путём проведения выкупной операции. Она
выражалась в том, что казна выплачивала
помещикам сразу же деньгами и ценными
бумагами 80% выкупной суммы, если крестьяне
данной губернии получали высший надел,
и 75%, если им предоставлялся надел менее
высшего. Остальные 20-25% (так называемый
дополнительный платёж) крестьяне уплачивали
непосредственно помещику – сразу или
в рассрочку. Выкупная сумма, выплаченная
государством помещикам, затем взыскивалась
с крестьян в размере 6% в год в течение
49 лет. Таким образом, за это время крестьянин
должен был выплатить до 300% предоставляемой
ему «ссуды». Проведение государством
выкупа крестьянских наделов в централизованном
порядке решало ряд важных социальных
и экономических задач. Правительственный
кредит обеспечивал помещикам гарантированную
уплату выкупа и избавлял их от непосредственного
столкновения с крестьянами.
Ключевые слова и понятия.
Секретный комитет - временные высшие
совещательные органы в России в 1-й половине
19 века Главным в работе был крестьянский
вопрос, и их цель состояла в упрочении
путём частичных реформ феодально-самодержавного
строя в условиях нарастающего кризиса
всей крепостнической системы.
Редакционные комиссии – учреждены 4 марта
1859г. при Главном комитете для рассмотрения
материалов, подготовленных губернскими
комитетам, и составления проекта закона
об освобождении крестьян. Одной комиссии
предстояло приготовить проект «Общего
положения» для всех губерний, другой
– «местные положения» для отдельных
районов. Фактически комиссии слились
в одну, сохранив множественное наименование
«Редакционные комиссии».
Свободные сельские обыватели - крестьяне-собственники
и поселяне-собственники, временнообязанные
крестьяне (работающие на помещичьей земле
до выкупа наделов в собственность). Составляли
низший в государстве класс людей и вместе
с мещанами образовывали податные состояния.
Сельский сход - орган крестьянского самоуправления
во 2-й половине 19 - начале 20 вв. Объединял
домохозяев, составлявших сельское общество,
избирал сельского старосту и других должностных
лиц.
Волостной старшина - должностное лицо
крестьянского общественного управления,
созданного в России по крестьянской реформе
1861. С. в. избирался волостным сходом на
3 года, утверждался мировым посредником,
а с 1889 земским участковым начальником.
С. в. объявлял законы и распоряжения правительства,
следил за их исполнением, отвечал за сохранение
"спокойствия и благополучия" на
территории своей волости, наблюдал за
выполнением крестьянами повинностей.
Земский начальник - административно-судебное
должностное лицо в русской деревне. Назначался
губернатором, по закону от 12 июля 1889, как
правило, из потомственных дворян, владевших
недвижимой собственностью, и утверждался
министром внутренних дел. Осуществлял
контроль над органами крестьянского
общественного управления, утверждал
должностных лиц и волостных судей.
Штраф до 1 рубля - мог быть наложен на крестьянина
судебной инстанцией «сельская расправа»
по делам гражданским и по мелким проступкам
.
Мировые посредники - государственные
должности дворян-помещиков, созданные
для урегулирования взаимоотношений между
помещиками и крестьянами Сенатом по представлению
губернаторов.
Отрезки - часть находившихся в пользовании
крестьян земель, отрезанных после крестьянской
реформы 1861 в пользу помещиков. Производились,
если надел превышал высшую норму, установленную
Положениями 19 февраля 1861.
Прирезки – земля, которая добавлялась
к крестьянскому наделу при освобождении,
если он был меньше низшей нормы.
Высшая душевая повинность - налагалась
за высший душевой надел в виде оброка
от 8 до 12 рублей в год или барщина — 40 мужских
и 30 женских рабочих дней в год.
40 мужских и 30 женских дней в году - барщина,
налагающаяся за высший душевой надел.
Капитализированный из 6 % оброк - выкупная
сумма, которую крестьяне должны были
заплатить за землю, — определялась капитализацией
оброка из 6% годовых. Годовой оброк, а точнее,
вся феодальная рента, принимался за 6%
с капитала, который должен был получить
с крестьян помещик. Например, если годовой
оброк составлял 12 руб., крестьянин должен
был заплатить в качестве выкупа 200%. В
результате происходила капитализация
оброка, потому что, будучи вложены в ценные
бумаги с 6%-ным доходом, эти деньги давали
помещику такой же доход, какой прежде
он получал в виде оброка.
Государственная ссуда - 80 % выкупной суммы,
которые вносило помещику государство
и которые крестьяне должны были погашать
её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными
платежами.
Выкупные платежи - платежи, которые крестьяне
обязаны были уплачивать государству
за право пользования земельным наделом.
Наёмный рабочий с наделом - типичный представитель
сельского пролетариата, лишенный средств
производства, основным источником существования
которого является продажа своей рабочей
силы.