Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:07, курсовая работа
Цель работы : проанализировать подготовку и проведение реформы 1861 года.
Метод исследования : диалектический метод, конкретно – исторический метод, системно – структурный метод, сравнительно – правовой метод.
1. Предпосылки и подготовка отмены крепостного права в России.................................................................................................................5
2. «Манифест 19 февраля 1861 года» и другие нормативно – правовые акты, связанные с отменой крепостного права...................................................................................................................10
3. Личное освобождение крестьян..................................................................14
4. Наделение крестьян земельными участками.............................................18
по дисциплине История отечественного государства и права_________
Тема работы
Крестьянская реформа 1861
года_______________
факультета
______________
фамилия
______
имя, отчество
Домашний
Телефон
Научный руководитель
ученая степень, звание
_
фамилия, имя, отчество
«____» ________________200
___ г.
Барнаул
2011
Содержание
Введение......................
1. Предпосылки
и подготовка отмены крепостного
права в России........................
2. «Манифест
19 февраля 1861 года» и другие нормативно
– правовые акты, связанные с отменой
крепостного права.........................
3. Личное
освобождение крестьян.........
4. Наделение
крестьян земельными участками.....................
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Эпоха Великих реформ прокатилась по России во второй половине XIX века,
когда
в этот период времени правил Александр
II. И это было не случайно, поскольку с
ранних лет наставником будущего императора
являлся поэт В. А. Жуковский, пытавшийся
воспитать в наследнике престола гуманность
и любовь к своему народу. Уроки Жуковского
глубоко запали в душу Александру II, однако
не меньшее влияние оказывал на него отец
(Николай I) со своими милитаристскими
принципами. И на протяжении всей жизни
в душе Александра II постоянно боролись
два начала – гуманное и милитаристское,
что не могло не отразиться на проводимых
им в годы правления реформах. На решение
же императора отменить крепостное право
повлияло несколько факторов : поражение
в Крымской войне (1853 – 1856), крестьянские
волнения в ряде южных губерний в 1856 –
1857 гг., которые быстро затихли, но показали,
что пора начинать перемены, а также отсутствие
рынка свободной рабочей силы, способного
поднять уровень производства в стране.
И в 1861 году, после проведения огромной
работы по разработке нормативно – правовых
актов, крепостное право было официально
отменено, что дало крестьянам надежду
на улучшение своей жизни.
Объект исследования : общественные отношения в России во второй половине XIX века.
Предмет исследования : политика, проводимая российским государством по претворению в жизнь преобразований согласно крестьянской реформе.
Цель работы : проанализировать подготовку и проведение реформы 1861 года.
Метод
исследования : диалектический метод,
конкретно – исторический метод, системно
– структурный метод, сравнительно –
правовой метод.
1.
Предпосылки и
подготовка отмены
крепостного права
в России.
Александр II вступил на престол в 1855 году, когда перед страной стоял ряд острых внутриполитических и внешнеполитических вопросов (польский, восточный, крестьянский и другие); финансовая система переживала период спада в связи с неудачно закончившейся для России Крымской войной, в ходе которой страна оказалась в полной международной изоляции.
Б.
Г. Литвак считает, что именно Крымская
война по большей части разорила
страну. За период войны дефицит
в государственном бюджете
Кризис крепостнической системы стал очевиден к концу 1850 – х гг. В обстановке массовых крестьянских волнений, особенно усилившихся в период Крымской войны, правительство все – таки пошло на отмену крепостного права.
В исторической литературе существует два основных мнения о причинах отмены крепостного права. Согласно первому из них, ко второй половине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей, и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла бы выбыть из числа великих мировых держав. Согласно второму – начала снижаться производительность труда крепостных, поскольку помещики хотели производить все больше и больше продукции, этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта, породистый скот. Такие меры приводили к их постепенному разорению, и соответственно, к усилению эксплуатации крестьян. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной системе было невозможным, и крепостное право в России в период разложения феодального строя приобрело исключительно жесткие черты.2
Россия уже ждала перемен, и вряд ли у правительства был другой путь. Уж очень сильно прогрессивная часть общественности в нашей стране грезила идеей об отмене крепостного права.
Отмена
крепостного права затрагивала
жизненные основы огромной страны.
В конституционных государствах
все крупные мероприятия
Вскоре после заключения Парижского мира Александр II, выступая в Москве перед предводителями дворянства, заявил, что "лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу". Намекая на пугачевщину, царь затронул очень чувствительную для помещиков тему. "Передайте слова мои дворянам для соображения", - сказал он в конце речи.
Подготовка отмены крепостного права началась с января 1857 года с создания Секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Подчиняясь воле монарха, комитет признал необходимость постепенной отмены крепостного права. В ноябре 1857 года был подписан и разослан по всей стране рескрипт на имя виленского генерал-губернатора В.И. Назимова, который объявлял о начале постепенного освобождения крестьян и предписывал создать в каждой губернии дворянские комитеты для внесения предложений и поправок в проект реформы.3 Рескрипт Назимову был опубликован. 21 февраля Секретный комитет переименовали в Главный комитет по крестьянскому делу. Реформа стала разрабатываться в обстановке гласности. Началось широкое обсуждение реформы в печати.
Обстановка гласности вынудила помещиков откликнуться на призыв царя. К лету 1858 года почти повсеместно были созданы губернские дворянские комитеты. Губернские дворянские комитеты составляли проекты по крестьянскому вопросу и посылали их в Главный комитет по крестьянскому делу, который в соответствии со своей программой планировал предоставление крестьянам личной свободы без земли, остававшейся собственностью помещиков. Для рассмотрения этих проектов и составления подробного проекта реформы были образованы редакционные комиссии.4 Все текущие дела по подготовке реформы сосредоточились в руках министра внутренних дел Николая Алексеевича Милютина (1818-1872). Милютин был близок к Кавелину и старался реализовать основные положения его записки. Большую помощь оказал ему славянофил Ю. Ф. Самарин, член редакционных комиссий.
Помещики с недоверием отнеслись к редакционным комиссиям, и Александр II обещал, что представители дворянства будут вызваны в Петербург, ознакомлены с документами и смогут высказать свое мнение. К августу 1859 года проект был подготовлен и встал вопрос о приезде дворянских представителей. Опасаясь, как бы они не образовали какое-нибудь подобие парламента, правительство решило вызвать дворян в столицу в два приема (сначала от нечерноземных губерний, а затем от черноземных). Вызванным было запрещено собираться на официальные заседания. Их приглашали по 3 - 4 человека в редакционные комиссии и просили отвечать на задаваемые вопросы. Дворяне были очень недовольны таким поворотом дела.
Помещики нечерноземных губерний не возражали против наделения крестьян землей, но требовали за нее выкуп, несоразмерный с ее стоимостью. Тем самым они пытались включить в сумму выкупа компенсацию за оброк. Они настаивали также на том, чтобы правительство гарантировало выкупную операцию.
Кроме того, помещики опасались, что власть правительственной бюрократии слишком усилится, если она заберет в свои руки все дело управления крестьянами. Чтобы отчасти нейтрализовать эту опасность, дворянские депутаты требовали свободы печати, гласности, независимого суда и местного самоуправления. В ответ правительство запретило на ближайших дворянских собраниях обсуждать вопрос о реформах.
Этот запрет вызвал сильное брожение среди дворянства, особенно в нечерноземных губерниях, где оно было более просвещенным и либеральным. На собрании тверского дворянства помещик А. И. Европеус (бывший петрашевец) произнес яркую речь против произвола бюрократии, нарушающей законные права дворян, и был отправлен в новую ссылку в Пермь. Вятка была избрана местом ссылки для тверского губернского предводителя дворянства А. М. Унковского. Александр II показал, что он кое-чему научился у своего отца. Эти события напомнили о том, как слабо защищены в России права отдельных подданных.
Тем временем, в начале 1860 года, в Петербург съехались дворянские представители от черноземных губерний. Их критика правительственного проекта была еще резче. Они увидели в деятельности редакционных комиссий проявление демократических, республиканских и даже социалистических тенденций. Громкими криками о разных опасностях, якобы грозящих государству, помещики хотели замаскировать свое нежелание дать крестьянам землю. Но землевладельцы их южных губерний не выдвигали требований относительно гласности и различных свобод, и правительство не подвергло их репрессиям. Дворянским представителям было обещано, что их замечания по возможности будут учтены.
Председателем редакционных комиссий был назначен министр юстиции граф В.Н. Панин, известный консерватор. На каждом последующем этапе обсуждения в проект вносились те или другие поправки крепостников. Реформаторы чувствовали, что проект все более сдвигается от "золотой середины" в сторону ущемления крестьянских вопросов. Тем не менее обсуждение реформы в губернских комитетах и вызов дворянских представителей не остались без пользы. Милютин и Самарин (главные разработчики реформы) поняли, что она не может осуществляться на одинаковых основаниях во всей стране, что нужно учитывать местные особенности. В черноземных губерниях главную ценность представляет земля, в нечерноземных - крестьянский труд, овеществленный в оброк. Они поняли также, что нельзя без подготовки отдать помещичье и крестьянское хозяйство во власть рыночных отношений, так как требовался переходный период. Они утвердились в мысли, что крестьяне должны быть освобождены с землей, а помещикам следует предоставить гарантированный правительством выкуп. Эти идеи и легли в основу законоположений о крестьянской реформе.
2. «Манифест 19 февраля
1861 года» и другие нормативно
– правовые акты, связанные
с отменой крепостного
права.
19 февраля 1861 года в Санкт – Петербурге Александр подписал "Манифест" об отмене крепостного права и положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Основной акт – "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", содержал главные условия крестьянской реформы : крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом; помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако были обязаны предоставить в пользование крестьянам "усадебную оседлость" и полевой надел «для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком»5. За пользование надельной землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от нее в течение 9 лет. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861 года, составлявшихся помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками. "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" определяло структуру, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) и волостного суда.
В четырех "Местных положениях" определялись размеры земельных наделов и повинностей крестьян за пользование ими в 44 губерниях Европейской России. Первое из них – "Великороссийское" для 29 великороссийских, 3 новороссийских (Екатеринославская, Таврическая и Херсонская), 2 белорусских (Могилевская и часть Витебской) и части Харьковской губерний. Вся эта территория делилась на 3 полосы (нечерноземную, черноземную и степную), каждая из которых состояла из "местностей". В первых двух полосах устанавливались в зависимости от "местности" высший (от 3 до 7 десятин; от 23/4 до 6 десятин) и низший (1/3 высшего) размеры душевных наделов. Для степной определялся один "указный" надел (в великороссийских губерниях от 6 до 12 десятин; в новороссийских от 3 до 61/2 десятин). Надельная земля предоставлялась "сельскому обществу" по числу душ (только мужских), к моменту составления уставных грамот имевших право на надел. От земли, находившейся в пользовании крестьян до 19 февраля 1861 года, могли быть произведены отрезки, если душевые наделы крестьян превышали высший размер, установленный для данной "местности" (ст. 18), или если у помещиков при сохранении существующего крестьянского надела оставалось менее 1/3 всей земли имения (ст. 20). Наделы могли уменьшатся по специальным соглашениям крестьян с помещиками (ст. 9 и ст. 121), а также при получении дарственного надела (ст. 123). При наличии в пользовании крестьян наделов менее низшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую часть земли, или снизить повинности (ст. 19). За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 рублей в год (ст. 168) или барщина – 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год (ст. 189). Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально (ст. 169 и ст. 190).
Остальные "Местные положения" в основном повторяли "Великороссийское", но с учетом специфики своих районов. Так, "Малороссийское" (для Черниговской, Полтавской и части Харьковской губерний) предусматривало наделение крестьян землей на основе наследственно – семейного принципа. Каждая губерния делилась на несколько "местностей" с высшим душевым наделом от 23/4 до 41/2 десятин. Низший надел составлял 1/2 высшего. Повинности здесь были несколько ниже, чем в великороссийских губерниях. За каждую десятину надела полагался оброк от 1 рубля 40 копеек до 2 рублей 80 копеек или барщина от 12 до 20 мужских рабочих дней. "Местное положение" для Правобережной Украины (Киевская, Подольская и Волынская губернии) закрепляло за крестьянами всю землю, которой они пользовались по инвентарным правилам 1847 и 1848 гг. Повинности здесь были несколько выше, чем в Левобережной Украине. По "Местному положению", распространявшемуся на Виленскую, Гродненскую, Ровенскую, Минскую и часть Витебской губерний, за крестьянами закреплялась вся земля, которой они пользовались к 19 февраля 1861 года. Отрезка производилась, если у помещика оставалось менее 1/3 удобных земель. Повинности определялись в несколько уменьшенном размере по сравнению с теми, которые были зафиксированы в инвентарях имений.
Особенности крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись 8 "Дополнительными правилами" - "Об устройстве крестьян, водворенных в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам", "О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов", "О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах", "О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках", "О крестьянах и дворовых людях в земле Войска Донского", "О крестьянах и дворовых людях в Сибири", "О людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области".
"Положение об устройстве дворовых людей" предусматривало освобождение их без земли, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика.
"Положение о выкупе» определяло правила выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян – собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6% годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платеж. Основную сумму помещик получал у государства, которому крестьяне должны были погашать ее в течение 49 лет ежегодными выкупными платежами.
"Манифест" и "Положения" были обнародованы в период с 7 марта по 2 апреля 1861 года (в Санкт – Петербурге и Москве – 5 марта).6 Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство предприняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. д.). Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на нее массовыми восстаниями (наиболее крупные – Бездненское и Кандеевское выступления).
Таким
образом, данные нормативно – правовые
акты были достаточно совершенными для
того периода времени, но все же по
своему содержанию достаточно противоречивыми,
так как, с одной стороны, провозглашается
личная свобода, а с другой – работа на
помещика в течение определенного времени.
3.
Личное освобождение
крестьян.
Ликвидация феодальных отношений в деревне – не единовременный акт 1861 года, а длительный процесс, растянувшийся более чем на два десятилетия. Полное освобождение крестьянство получало не сразу с момента обнародования "Манифеста" и "Положений" 19 февраля 1861 года. В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение еще двух лет (до 19 февраля 1863 года – такой срок был установлен для введения в действие "Положений") обязаны были отбывать хотя и несколько измененные, но, на самом деле, те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь особо ненавистные крестьянам так называемые "добавочные сборы" натурой – маслом, яйцами, льном, холстом, шерстью, грибами и пр. Обычно вся тяжесть этих поборов ложилась на плечи женщин, поэтому их отмену крестьяне метко окрестили "бабьей волей". Кроме того, помещикам запрещалось переводить крестьян в дворовые. В барщинных имениях размеры сокращались со 135 – 140 дней с тягла в год до 70, оброчных крестьян запрещалось переводить на барщину.7 Но и после 1863 года крестьяне долгое время находились на положении "временнообязанных", то есть они должны были нести установленные "Положениями" феодальные повинности – платить оброк или выполнять барщину. Завершающим актом ликвидации феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне являлся перевод крестьян на выкуп. Окончательная дата перевода на выкуп и, следовательно, прекращения временнообязанного положения крестьян законом не была определена. Однако разрешался перевод крестьян на выкуп сразу по обнародовании "Положений" - либо по обоюдному соглашению их с помещиком, либо по одностороннему его требованию.
По
Манифесту крестьяне сразу
Однако вопрос о личном освобождении в 1861 году не получил еще окончательного разрешения. Черты внеэкономического принуждения еще продолжали сохраняться на период временнообязанного состояния крестьян : за помещиком оставалось право вотчинной полиции на территории его имения, ему в течение этого периода подчинялись сельские должностные лица, он мог требовать смены этих лиц, удаления из общины неугодного ему крестьянина, вмешиваться в решения сельских и волостных сходов. Но с переводом крестьян на выкуп эта опека над ними помещика прекращалась.
Последующие реформы в области суда, местного управления, образования, военной службы расширяли права крестьянства : крестьянин мог быть избран в присяжные заседатели новых судов, в органы земского самоуправления, ему открывался доступ в средние и высшие учебные заведения. Безусловно, этим окончательно не снималась сословная неравноправность крестьянства, ведь оно продолжало оставаться низшим, податным сословием. Крестьяне были обязаны нести подушную и другие разного рода денежные повинности, подвергались телесным наказаниям, от которых были освобождены привилегированные сословия.
Со дня обнародования Манифеста 19 февраля 1861 года предусматривалось ввести в селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок "крестьянское общественное управление". Оно было введено в течение летнего периода 1861 года. За основу было взято крестьянское самоуправление в государственной деревне, созданное в 1837 – 1841 гг. по реформе П. Д. Киселева.8
Вводились следующие сельские и волостные органы управления. Первоначальной ячейкой являлось сельское общество, которое ранее составляло имение помещика. Оно могло состоять из одного или нескольких селений или части селения. Сельское общество (общину) объединяли общие хозяйственные интересы – общие угодья и общие обязательства перед помещиком. Сельское управление здесь состояло из сельского схода, представленного всеми дворохозяевами, и избираемых на 3 года сельского старосты, его помощника и сборщика податей. Кроме них, сельский сход нанимал сельского писаря, назначал или избирал смотрителя запасного хлебного магазина, лесных и полевых сторожей. На сельском сходе выбирались и представители на волостной сход из расчета один от десяти дворов. Дворохозяину позволялось послать на сельский сход вместо себя кого – либо из членов своей семьи. К участию в делах сельского схода не допускались дворохозяева, находившиеся под следствием и судом, отданные под надзор общества, а также досрочно выкупавшие свои наделы и тем самым выделившиеся из общины. Сельский сход ведал вопросами общинного землепользования, раскладкой государственных и земских повинностей, имел право удалять из общества "вредных и порочных членов", устранять от участия в сходе на три года тех, кто совершил какие – либо проступки. Решения схода имели законную силу, если за них высказывалось большинство присутствовавших на сходе. Несколько смежных сельских обществ, в которых числилось в общей сложности от 300 до 2000 крестьян мужского пола, составляли волость. Всего в бывших помещичьих селениях в 1861 году было образовано 8750 волостей. Волостной сход выбирал на 3 года волостного старшину, его помощников и волостной суд в составе от 4 до 12 судей. Часто из – за неграмотности старшины ключевой фигурой в волости являлся служащий по найму схода волостной писарь. Волостной сход ведал раскладкой мирских повинностей, составлением и проверкой рекрутских списков и очередностью рекрутской повинности. При рассмотрении рекрутских дел на сходе присутствовали назначаемые в рекруты юноши и их родители. Волостной старшина, как и сельский староста, выполнял ряд административно – хозяйственных функций : следил за "порядком и благочинием" в волости; в его обязанность входило задержание бродяг, дезертиров и вообще всех "подозрительных лиц", "пресечение ложных слухов". Волостной суд рассматривал крестьянские имущественные тяжбы, если размер суммы иска не превышал 100 рублей, дела по маловажным проступкам, руководствуясь нормами обычного права. Он мог приговаривать к 6 дням общественных работ, штрафу до 3 рублей, наказанию розгами до 20 ударов (единственное сословие, для которого еще сохранились телесные наказания). Все дела велись им устно, лишь вынесенные приговоры записывались в "Книгу решений волостного суда". Сельские старосты и волостные старшины обязаны были беспрекословно выполнять требования "установленных властей" : мирового посредника, судебного следователя, представителя полиции.
Таким
образом, оговоренное в законе личное
освобождение крестьян все – таки претворялось
в жизнь, но не в полном соответствии с
фразой, поскольку еще оставались лазейки
для управления крестьянами.
4.
Наделение крестьян
земельными участками.
Основные положения о выкупе земли содержались в "Положении о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий", а также "Положениями" отдельных губерний России, Украины и Белоруссии.
Положение о выкупе предоставляло крестьянам право приобретать в собственность усадьбу, а также выкупа вместе с ней с согласия помещика и полевого надела (ст. 2 – 3). При приобретении крестьянами в собственность вместе с усадьбой и полевого надела им оказывалось "содействие посредством выкупной операции". «Содействие сие, - указывалось в статье 4, - заключается в том, что правительство ссужает под приобретаемые на этом основании земли определенную сумму с рассрочкой крестьянам уплаты оной на продолжительный срок и само взыскивает следующие с них платежи как в счет процентов по выданной ссуде, так и на постепенное погашение долга. Означенная сумма выдается помещику процентными кредитными бумагами».9 Таковы основные принципы организации выкупа земель по Положению 19 февраля 1861 года. Положение о выкупе состояло из трех разделов : в первом излагались условия выкупа крестьянами их усадеб, во втором – условия выкупа с содействием правительства вместе с усадьбой и полевых угодий, в третьем – права и обязанности крестьян – собственников. Выкуп усадьбы предоставлялся как крестьянскому обществу в целом, так и каждому домохозяину в отдельности лишь при условии отсутствия недоимок (ст. 8). Размер стоимости усадьбы определялся капитализацией из 6 % установленного за пользование ее оброка либо стоимости десятины усадебной земли, в случае если размер повинности за пользование усадьбой не выделялся из общей суммы оброка (ст. 11 – 15, 19). Если выкуп усадьбы производился отдельным домохозяином при условии общего пользования угодьями, то цена ее увеличивалась на 20 % (ст. 18). Сумма, следуемая за усадьбу, должна была быть внесена единовременно в казначейство (ст. 20). Выкуп полевого надела, производившийся с содействием правительства, мог произойти в двух случаях : в случае добровольного соглашения помещика с крестьянами или по одностороннему требованию помещика (ст. 32 – 34).
Выкуп земли по одностороннему требованию помещика предусматривал приобретение земли целым сельским обществом, а не частью его, а также предполагал предоставление крестьянам в собственность всего отведенного им по уставной грамоте надела (за исключением случаев, когда сами крестьяне соглашались на уменьшение надела). При этом помещик ограничивался получением только правительственной ссуды (ст. 35). В первом же случае помещик, помимо ссуды, имел право получить единовременно вносимый крестьянами дополнительный платеж (ст. 36). В обоих случаях переход на выкуп с содействием правительства мог быть осуществлен лишь тогда, когда крестьяне находились на оброке (ст. 30). Выкупная операция, то есть выдача правительственных ссуд, могла распространяться только на те земли, которые были отведены крестьянам по уставной грамоте (ст. 54). При этом выкупная сделка могла заключаться либо одновременно с составлением этой грамоты, либо впоследствии (ст. 33).
Уменьшение при заключении выкупной сделки отведенного по уставной грамоте надела могло быть произведено лишь по добровольному соглашению с крестьянами (ст. 55) с нижеследующими ограничениями :
а) в местностях, на которые распространялись Местные Великороссийское или Малороссийское положения, при приобретении земли всем обществом надел не мог быть менее одной трети высшего или указного надела. При выкупе же земли одним или несколькими домохозяевами участок по Великороссийскому положению не мог быть менее пространства, равного двум душевым наделам высшего или указного надела, и по Малороссийскому – участок каждого домохозяина должен быть не менее половины высшего размера пешего участка (ст. 56, 57). В Киевской, Волынской и Подольской губерниях при приобретении земли всем обществом каждый крестьянский двор в общей сложности не мог иметь менее земли, чем это было необходимо "по местным условиям для обеспечения хозяйственного быта отдельного двора и причитающихся с него государственных податей" (пункт 2, статья 96 Местного положения). Этот минимум для отдельных уездов был равен от 4, 5 до 10, 5 десятины (ст. 97 Местного положения). То же требование предъявлялось и в случае выкупа усадьбы и полевых угодий одним или несколькими домохозяевами (ст. 58). В Виленской же, а также в Гродненской, Ковенской, Минской губерниях и четырех уездах Витебской подворные участки могли быть уменьшены лишь до 10 десятин (ст. 59). С особого разрешения "высшего правительства" надел мог уменьшаться и до менее указанных размеров, если крестьяне при этом занимались в значительных размерах "рыболовством, садоводством, огородничеством, разведением разных хозяйственных растений или другими прибыльными отраслями сельскохозяйственной промышленности" (ст. 63). Стоимость по выкупу полевого надела совместно с усадьбой определялась оброком, установленным Положением для данной местности, капитализировавшегося из расчета 6 % (ст. 65 – 68).
Стоимость земли на основе капитализации установленного положениями оброка значительно превышала, особенно в нечерноземных губерниях, существовавшие цены на землю. Сопоставляя продажные цены на землю, существовавшие как в 50 - х (с 1854 года по 1859 год),так и в 60- х и начале 70 - х гг. XIX века (с 1863 года по 1872 год), со стоимостью земли по выкупу, мы получим следующую картину. При получении же умышленного по сравнению с уставной грамотой надела выкупная ссуда составляла 75 % (ст. 66). Если же оброк, взимавшийся с крестьян до реформы и оставленный в том же размере по уставной грамоте, был ниже определенного по Местному положению, то "выкупная ссуда, — указывалось в следующей статье, — ...выдается помещику в полной сумме без указанного вычета из оной.., если только сия капитальная сумма не превышает размера выкупной ссуды, исчисленной по капитализации оброка... с вычетом одной пятой или одной четвертой части" (ст. 67). Если же сумма стоимости надела по капитализации оброка превышала указанный выше размер, то она соответственно понижалась. Статья 67 применялась лишь в тех случаях, когда выкуп состоялся по добровольному соглашению с помещиком, притом крестьяне приобретали в собственность полный по уставной грамоте надел. Уплата дополнительного платежа помещику регламентировалась следующими правилами: если сделка состоялась по добровольному соглашению помещика с крестьянами, то вопрос о размерах дополнительного платежа не ограничивался каким-либо размером и определялся "по усмотрению договаривающихся сторон" (пункт 1 ст. 68); или если сделка производилась по одностороннему требованию помещика, то он не имел права требовать каких-либо дополнительных платежей, за исключением того случая, когда в ответ на заявление владельца о переводе крестьян на выкуп они выражали желание получить уменьшенный по сравнению с уставной грамотой надел. В этом случае крестьяне должны были внести единовременно в уездное казначейство дополнительный платеж в размере "одной пятнадцатой части ссуды" (пункт 2 ст. 68).
Это составляло 5 % капитализированной суммы оброка. Наконец, если крестьяне требовали выкупа усадьбы, а помещик при этом соглашался предоставить на выкуп и полевые наделы, то крестьяне обязаны были внести дополнительный платеж: при приобретении всего надела — в размере "...одной четвертой, а при приобретении части надела — одной третьей части выкупной ссуды" (пункт 3 ст. 68), то есть 20 % или 25 % суммы стоимости земли по выкупу. Таким образом, реализация установленного Положением права крестьян выкупать усадьбу влекла за собой в случае одновременного согласия помещика на выкуп полевого надела (хотя бы и против желания крестьян) необходимость уплаты дополнительных платежей. Это находилось в противоречии со статьей 35 Положения о выкупе, в которой указывалось, что при требовании помещиком выкупа он должен был ограничиваться получением лишь правительственной ссуды. Что касается выкупа усадьбы, то это право крестьян отнюдь не сопровождалось какими бы то ни было условиями и ограничениями. При выдаче помещику выкупной ссуды из нее удерживался долг кредитным учреждениям, лежавший на имении (ст. 69). Если банковый долг превышал размер выкупной ссуды, но не был при этом выше нормального размера установленной банковской ссуды, то излишек долга переводился на землю, остававшуюся в распоряжении помещика (пункт 2 ст. 69). Если же банковый долг превышал не только выкупную ссуду, но и нормальный размер банковской ссуды, то по требованию кредитного учреждения излишек долга мог быть пополнен из дополнительного платежа, вносимого крестьянами помещику (пункт 3 ст. 69). Причитавшаяся помещику сумма, за вычетом банковского долга, выдавалась ему "государственными пятипроцентными банковскими билетами и выкупным свидетельством" по следующему расчету: если ссуда, за вычетом банковского долга, не превышала тысячи рублей, то она выдавалась банковыми билетами (пункт 1 ст. 70), если же размер составлял от 1 тысячи рублей до 10 тысяч рублей, то банковыми билетами выдавалась первая тысяча и пятая часть остальной суммы. Для предотвращения наплыва в обращение огромного количества бумажных денег, что могло оказать влияние на их курс, выдача выкупных ссуд должна была производиться процентными бумагами - так называемыми банковыми билетами второго выпуска и выкупными свидетельствами Пятипроцентные банковые билеты, именовавшиеся в отличие от выпущенных ранее билетами второго выпуска, свободно обменивались по нарицательной цене, т. е. рубль за рубль, государственными кредитными учреждениями. Погашение этих пятипроцентных билетов должно было производиться тиражами в течение 49 лет Выкупные свидетельства, выдававшиеся неименными, не имели хождения и не могли быть обменены на деньги. Они принимались лишь в залог по различным обязательствам частных лиц с казною. Выкупные свидетельства, так же как и банковые билеты, приносили 5 % годового дохода. Выкупные свидетельства в течение 15 лет должны были быть обменены на банковые билеты разными частями по истечении каждых пяти лет , другая же часть — выкупными свидетельствами (пункт 2 ст. 70). При размере ссуды от 10 тысяч рублей до 50 тысяч рублей из первых 10 тысяч согласно пункту 2 2800 рублей выдавалось билетами, 7200 рублей — свидетельствами, из остальной же части ссуды одна десятая — билетами, другая — свидетельствами (пункт 3). Если же размер ссуды превышал 50 тысяч рублей, то сверх этой суммы одна двадцатая часть выдавалась билетами, а девятнадцать двадцатых — свидетельствами (пункт 4 ст. 70). Для покрытия казенных долгов, лежащих на имении, взыскание при выкупе производилось первоначально с дополнительных платежей, потом с пятипроцентных билетов и в последнюю очередь с выкупных свидетельств (ст. 71). Если выкупная сделка осуществлялась на основе добровольного соглашения помещика с крестьянами, то составленный по этому поводу выкупной договор должен был представляться для утверждения мировому посреднику. Этот договор включал в себя данные о размере выкупаемой земли, ее соотношении с наделом, отведенным по уставной грамоте, сумме выкупной ссуды, условиях взноса дополнительного платежа и т. д. (ст. 74, 75). К договору должен был быть приложен мирской приговор о согласии крестьян на выкуп, принятый на сельском сходе при участии не менее двух третей членов общества (ст. 82). После проверки полученного договора мировой посредник должен был представить его на заключение губернского по крестьянским делам присутствия (ст. 93 — 96). Когда выкуп осуществлялся по одностороннему требованию помещика, то он обязан был сделать об этом заявление мировому посреднику, который в свою очередь должен был ознакомить с ним крестьян. Последние в течение месяца обязывались составить по большинству голосов мирской приговор о размере земель, которые общество желает приобрести в собственность. Если же крестьяне не представят в течение месячного срока указанный приговор, то выкупу подлежал весь надел, состоявший в их постоянном пользовании (ст. 97). Все эти материалы мировой посредник также должен был представить на заключение губернского по крестьянским делам присутствия. После заключения губернского присутствия выкупная сделка (составленная как по добровольному соглашению, так и по требованию помещика) представлялась на утверждение в Главное выкупное учреждение (ст. 105 — 107). Крестьяне, приобревшие землю по выкупной операции, обязаны были вносить в казну ежегодно выкупные платежи в размере 6 % с выданной помещику ссуды. Выкупная ссуда погашалась в течение 49 лет (ст. 113 — 114). Выкупные платежи должны были вноситься в те же сроки, которые были установлены для платежа податей, а именно, за первую половину года — с 1 января по 1 марта, за вторую— с 1 октября по 1 января (ст. 121). Выкупные платежи должны были взыскиваться с крестьян "преимущественно перед частными их долгами" (ст. 126), причем в обеспечение исправного поступления их Положение о выкупе предусматривало ряд мер. Если земля приобреталась всем обществом, то оно отвечало за исправный взнос выкупных платежей на основе круговой поруки, "разлагая в случае нужды недоимку на все общество по мирской раскладке либо пополняя сию недоимку из мирских сумм или иных общественных средств" (ст. 127). При этом обществу предоставлялось право принимать следующие меры в отношении отдельных недоимщиков: обращать на возмещение недоимки доход, полученный с того или иного недвижимого имущества, принадлежащего неисправному плательщику или отдавать самого недоимщика или кого-либо из членов его семейства на заработки при условии внесения заработанных денег в мирскую кассу, продавать принадлежащее недоимщику имущество, отбирать в пользу общества приобретенный им надел и т. д.
Если общество не вносило очередной полугодовой выкупной платеж, то мировой посредник обязан был предпринять ряд мер ко взысканию, в том числе произвести опись и продажу крестьянского имущества, за исключением того, что составляет "необходимость в крестьянском хозяйстве и не может быть продано без разорения крестьян " (пункт 4 ст. 129). Вместе с тем мировому из этих 6 % 5 % взимались как проценты за выданную ссуду, 0, 5 % — на составление запасного капитала, предназначенного на организационные расходы (содержание учреждений, ведавших выкупной
операцией и т д. ) и только 0, 5% шло непосредственно на погашение ссуды, как при общинном, так и при участково - подворном землевладении. Отдача в "посторонние заработки" разрешалась лишь по приговору сельского схода, и притом только таких недоимщиков, "кои не платят недоимок по упорству, нерадению или расточительству" (пункт 2, ст. 127) посреднику предоставлялось право "вместо избранных обществом должностных лиц назначать других по своему усмотрению" (пункт 2 ст. 129). Аналогичные меры взыскания должны были применяться и в тех случаях, когда земля была приобретена не обществом, а отдельными домохозяевами либо товариществом домохозяев (ст. 131 — 139). После заключения выкупной сделки крестьяне получали наименование "крестьян-собственников"; однако до окончания уплаты ими выкупных платежей это понятие было весьма условным. В первые девять лет продажа земли, приобретенной обществом, была воспрещена (ст. 161). Участки же земли, приобретенные отдельными домохозяевами, могли в течение этого срока продаваться, но не иначе, как одному из членов этого же сельского общества (ст. 169). По истечении девяти лет, но до окончания уплаты выкупных платежей общество могло продавать приобретенную им землю с разрешения губернского по крестьянским делам присутствия при условии взноса вырученных за проданную землю денег в счет долга по выкупной ссуде (ст. 162). Также и участки, приобретенные отдельными домохозяевами, могли продаваться постороннему лицу, "если только сие последнее уплатит весь числящийся на участке долг по выкупной ссуде" (пункт 2 ст. 169). Все эти условия не только затрудняли продажу земли, но делали ее почти невозможной. До погашения выкупной ссуды, выделение отдельных участков из земли, приобретенной обществом, могло производиться лишь с согласия общества, за исключением тех случаев, когда домохозяин, желающий выделиться, вносил единовременно в казначейство всю причитавшуюся с его участка выкупную ссуду (ст. 165). До погашения всей ссуды земли, как приобретенные сельским обществом, так и отдельным домохозяином, не могли ни в каких случаях закладываться (ст. 170). Переход крестьян – собственников в другие общества или сословия был также весьма затруднен. Так, при приобретении земли всем обществом выход из него отдельным его членам разрешался лишь при условии "уплаты половины капитального долга, причитающегося по выкупной казенной ссуде, на участок, состоящий в пользовании увольняемого, буде мирское общество примет на себя ручательство за остальную половину уплаты" (ст. 173). При этом из общества, на котором числилась недоимка по выкупным платежам или казенным податям, увольнение могло производиться только с разрешения
губернского по крестьянским делам присутствия (ст. 174).
Таким
образом, данные нормативно – правовые
акты довольно подробно регламентировали
порядок выкупа крестьянами земли,
что было очень важно для недопущения
самоуправства со стороны властей
и помещиков.
В процессе
исследования крестьянской реформы 1861
года в России были изучены основные
аспекты законодательной
Основные положения реформы заключались в следующем :
Несмотря
на во многом грабительский для крестьян
характер реформы 1861 года, значение ее
для дальнейшего экономического и социального
развития страны было велико. Реформа
явилась переломным моментом, «гранью»,
отделявшей феодальную эпоху от капиталистической.
Такой громадный социальный акт, как отмена
крепостного права, не мог пройти бесследно
для всего государственного организма,
за столетия привыкшего к крепостному
праву. Затронув краеугольный камень феодальной
империи, необходимо было менять и другие
несущие конструкции социально – политического
строя : органы местного управления, полиции,
суда и армии. Крестьянская реформа, таким
образом, неизбежно вела к другим преобразованиям.
Нормативно
– правовая база.
Научная
литература