Крещение Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 22:17, доклад

Описание работы

Причины и последствия христианизации Руси.

Работа содержит 1 файл

ПЗ№11.docx

— 19.98 Кб (Скачать)

      «Крещение Руси» 

Принятие Русью  христианства – это выдающееся в  ее истории событие, во многом определившее дальнейшее развитие политической, общественной и культурной жизни. Знаменитое крещение Руси, положившее начало становлению русской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов.

      Православная версия принятия  христианства утверждает, что этому  событию предшествует процедура  «выбора вер». Летопись рассказывает  о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители  всех религий. Ислам был, отвергнут из-за запрета на спиртное. Иудаизм, из-за того, что проповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Не принял он и предложение папы Римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника. Во все регионы Владимир послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию, из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили. Так было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду. Хотя,  скорее всего, этот рассказ - легенда, цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями.

     Подлинные  причины перехода именно в  христианство, в первую очередь  заключаются в прочных культурных  и экономических связях Руси  с Византией, особенно в связи  с торговлей по пути «Из  Варяг в Греки».

     Византия  в то время являлась центром  цивилизации, наследницей великого  Рима, самой развитой страной  Европы. Принятие христианства вводило  Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, которые относились к язычникам как к нелюдям. Языческая Русь не могла входить, как полноценный член, ни в какие международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династические браки, а так же торговать с язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси, как единого и могучего, способного защитить себя государства.

     Еще  одним фактором обращения к  религиозно-идеологическому опыту  Византии является стремление  Владимира укрепить государство  и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти.

     Язычество  не обеспечивало этнокультурного  единства всех племен и земель  Киевской Руси. Оно не было  религией в современном понимании.  Это была довольно хаотичная совокупность различных верований, культов, но не учение. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти. Для утверждения Руси как современного государства на политической карте мира, необходимо было перестроить страну на новый лад, который был принят в большинстве цивилизованных государств, как Европы, так и Азии, а в те времена главным просветительским и объединяющим фактором являлась именно церковь.

     Не  последнюю роль сыграли и династические  соображения. Дело в том, что  принятие Владимиром христианства  было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора, принцессе Анне. Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно укрепляло и княжескую власть. К тому же эта женитьба еще в большей мере закрепляла дружеские отношения с такой влиятельной державой как Византия. А дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом.

     Возможно, на выбор религии повлияли и личные соображения Владимира, некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей о себе добрую память. Не исключено, что некоторые эпизоды его греховной жизни, например братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство в итоге заставили задуматься о духовном очищении, о таком деянии, которое могло бы оставить о нем добрую память.

     Крещение  на Руси не следует представлять  себе как простую перемену  верований. Став господствующей  религией на Руси, оно выразилось  не только в проповеди и  богослужении, но и в целом  ряде новых установлений и  учреждений.

     Принятие  христианства способствовало расцвету  материальной культуры. Иконопись,  фреска, мозаика, приемы кладки  кирпичных стен, возведение куполов, камнерезное дело – все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникают школы. Распространилась грамотность.

     Христианство  повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношение, боролась с работорговлей, стремилось  ограничить рабство. Поэтому в  церкви его не было. Рабы подаренные ей, обращались в лично свободный, жили на церковной земле и работали на ее пользу. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующем в языческом мировоззрении.

     Христианство  укрепило княжескую власть. Церковь  внушала подданным необходимость  беспрекословного повиновения, а  князьям сознание своей высокой ответственности. С изменением роли князя совпало постепенное снижение роли и исчезновение народных собраний - веча.

     Приняв  христианство, Русь перестала быть  для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

     В первой половине 11 века начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

     В период начала эпохи феодальных войн, раздробленности государства церковь выступала против междоусобных войн и тем самым сдерживала их.

     Молодое восточнославянское государство нуждалось  в проверенных формах государственного управления и находило их в формах управления церковью. Не имея опыта создания своих законов, русские князья использовали византийские сборники церковных правил, как образец для создания своих государственных законов.

      С принятием христианства у восточных славян утверждалось новое отношение к семье и браку. Киевский князь до принятия христианства подавал своему народу пример полигамии, имея большое количество наложниц. Приняв христианство, он отпустил всех жен и наложниц, после чего в законной семье на Руси утвердилась моногамия.

    В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизованного процесса. Однако принятие христианства имело и негативные последствия. Позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, русское государство оказалось изолированным от западного мира. 
 

Список  используемой литературы: 
 

1. Ключевский  В.О. Русская история.

2. Платонов С.  Ф. Полный курс лекций по  русской истории.

3. Леванов Б. В. Чунаков А.В. История России с древнейших времен до наших дней.

4. Лихачев Д.  С. Крещение Руси и государство  Русь.

5. хрестоматия  по истории России. 1994.

6. Романов Б.  Л. Люди и нравы Древней Руси.

Информация о работе Крещение Руси