«Крещение
Руси»
Принятие Русью
христианства – это выдающееся в
ее истории событие, во многом определившее
дальнейшее развитие политической, общественной
и культурной жизни. Знаменитое крещение
Руси, положившее начало становлению русской
цивилизации, было вызвано целым комплексом
факторов.
Православная версия принятия
христианства утверждает, что этому
событию предшествует процедура
«выбора вер». Летопись рассказывает
о выборе веры князем Владимиром,
к которому приходили представители
всех религий. Ислам был, отвергнут
из-за запрета на спиртное. Иудаизм, из-за
того, что проповедовавшие его евреи лишились
своего государства и рассеялись по всей
земле. Не принял он и предложение папы
Римского, сославшись на то, что и его бабка
отвергла католичество. Наиболее убедительными
показались князю аргументы византийского
священника. Во все регионы Владимир послал
своих послов для определения наилучшей
веры. Выполнив задание Великого князя,
послы вернулись и однозначно отдали предпочтение
православию, из-за красоты его храмов
и того душевного подъема, который они
в них ощутили. Так было принято решение
о крещении Руси по византийскому обряду.
Хотя, скорее всего, этот рассказ - легенда,
цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть
превосходство православия над другими
религиями.
Подлинные
причины перехода именно в
христианство, в первую очередь
заключаются в прочных культурных
и экономических связях Руси
с Византией, особенно в связи
с торговлей по пути «Из
Варяг в Греки».
Византия
в то время являлась центром
цивилизации, наследницей великого
Рима, самой развитой страной
Европы. Принятие христианства вводило
Русь в семью европейских народов, а язычество
обрекало на изоляцию и враждебность со
стороны христианизированных соседей,
которые относились к язычникам как к
нелюдям. Языческая Русь не могла входить,
как полноценный член, ни в какие международные
союзы и была обречена на политическую
изоляцию, прежде всего в Европе, где не
хотели заключать династические браки,
а так же торговать с язычниками. Здесь
уже затрагивались экономические вопросы
жизни государства, вопросы дальнейшего
развития и сохранения Руси, как единого
и могучего, способного защитить себя
государства.
Еще
одним фактором обращения к
религиозно-идеологическому опыту
Византии является стремление
Владимира укрепить государство
и его территориальное единство.
Попытка достичь этих целей с помощью
создания единого пантеона языческих
богов во главе с Перуном не привела к
преодолению племенного сепаратизма и
усилению княжеской власти.
Язычество
не обеспечивало этнокультурного
единства всех племен и земель
Киевской Руси. Оно не было
религией в современном понимании.
Это была довольно хаотичная совокупность
различных верований, культов, но не учение.
Только единобожие могло сплотить страну
и осветить авторитет единоличной княжеской
власти. Для утверждения Руси как современного
государства на политической карте мира,
необходимо было перестроить страну на
новый лад, который был принят в большинстве
цивилизованных государств, как Европы,
так и Азии, а в те времена главным просветительским
и объединяющим фактором являлась именно
церковь.
Не
последнюю роль сыграли и династические
соображения. Дело в том, что
принятие Владимиром христианства
было обусловлено женитьбой на сестре
византийского императора, принцессе
Анне. Это необычайно поднимало его авторитет,
а следовательно укрепляло и княжескую
власть. К тому же эта женитьба еще в большей
мере закрепляла дружеские отношения
с такой влиятельной державой как Византия.
А дружба с Византией не только открывала
дорогу к расширению торгово-экономических
и культурных связей, но и в какой-то мере
защищала Русь от набегов многочисленных
кочевых племен, населявших великую степь
к северу от Черного моря, которых Византия
постоянно использовала в борьбе со своим
северным соседом.
Возможно,
на выбор религии повлияли и личные соображения
Владимира, некоторые эпизоды его жизни.
Он, наверное, принимал во внимание крещение
своей бабки Ольги, оставившей о себе добрую
память. Не исключено, что некоторые эпизоды
его греховной жизни, например братоубийство
во время борьбы за власть, насилие, многоженство
в итоге заставили задуматься о духовном
очищении, о таком деянии, которое могло
бы оставить о нем добрую память.
Крещение
на Руси не следует представлять
себе как простую перемену
верований. Став господствующей
религией на Руси, оно выразилось
не только в проповеди и
богослужении, но и в целом
ряде новых установлений и
учреждений.
Принятие
христианства способствовало расцвету
материальной культуры. Иконопись,
фреска, мозаика, приемы кладки
кирпичных стен, возведение куполов, камнерезное
дело – все это пришло на Русь из Византии
благодаря распространению христианства.
С христианством пришла письменность
на славянском языке, созданная просветителями
Кириллом и Мефодием. Стали создаваться
рукописные книги. При монастырях возникают
школы. Распространилась грамотность.
Христианство
повлияло на нравы и мораль.
Церковь запрещала жертвоприношение,
боролась с работорговлей, стремилось
ограничить рабство. Поэтому в
церкви его не было. Рабы подаренные
ей, обращались в лично свободный, жили
на церковной земле и работали на ее пользу.
Общество впервые познакомилось с понятием
греха, отсутствующем в языческом мировоззрении.
Христианство
укрепило княжескую власть. Церковь
внушала подданным необходимость
беспрекословного повиновения, а
князьям сознание своей высокой
ответственности. С изменением роли князя
совпало постепенное снижение роли и исчезновение
народных собраний - веча.
Приняв
христианство, Русь перестала быть
для европейцев варварской страной.
Она стала равной среди равных европейских
держав. Укрепление ее международного
положения выразилось в многочисленных
династических браках.
В
первой половине 11 века начинается оформление
церковной юрисдикции. В ведение церкви
передаются дела о браке, разводе, семье,
некоторые наследственные дела. Значительная
роль отводится церкви в международных
делах, связанных с углублением отношений
с христианскими государствами и церквями.
В
период начала эпохи феодальных войн,
раздробленности государства церковь
выступала против междоусобных войн и
тем самым сдерживала их.
Молодое
восточнославянское государство нуждалось
в проверенных формах государственного
управления и находило их в формах управления
церковью. Не имея опыта создания своих
законов, русские князья использовали
византийские сборники церковных правил,
как образец для создания своих государственных
законов.
С принятием христианства у восточных
славян утверждалось новое отношение
к семье и браку. Киевский князь до принятия
христианства подавал своему народу пример
полигамии, имея большое количество наложниц.
Приняв христианство, он отпустил всех
жен и наложниц, после чего в законной
семье на Руси утвердилась моногамия.
В целом
благодаря принятию христианства Киевская
Русь была включена в европейский христианский
мир, а значит и стала равноправным элементом
европейского цивилизованного процесса.
Однако принятие христианства имело и
негативные последствия. Позднее из-за
того, что в Западной Европе господствовал
католицизм, а Русь была православной,
русское государство оказалось изолированным
от западного мира.
Список
используемой литературы:
1. Ключевский
В.О. Русская история.
2. Платонов С.
Ф. Полный курс лекций по
русской истории.
3. Леванов Б. В. Чунаков
А.В. История России с древнейших времен
до наших дней.
4. Лихачев Д.
С. Крещение Руси и государство
Русь.
5. хрестоматия
по истории России. 1994.
6. Романов Б.
Л. Люди и нравы Древней Руси.