Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:55, контрольная работа
До середины X в. господствующей религией оставалось язычество. Языческая религия обожествляла силы природы, поэтому пантеон богов прямо или косвенно был связан с выполняемыми родом и племенем хозяйственными функциями. С усложнением общественной жизни и социальной структуры общества, с образованием этнически неоднородного государства, язычество как религиозная система оказалось неспособным идеологически обосновать происходящие перемены, объединить общество.
Крещение Руси.
До середины X в. господствующей религией оставалось язычество. Языческая религия обожествляла силы природы, поэтому пантеон богов прямо или косвенно был связан с выполняемыми родом и племенем хозяйственными функциями. С усложнением общественной жизни и социальной структуры общества, с образованием этнически неоднородного государства, язычество как религиозная система оказалось неспособным идеологически обосновать происходящие перемены, объединить общество. Власть и общество приобретали раннефеодальный характер, тогда как духовные и нравственные отношения выстраивались в соответствии с родоплеменными.
Утверждение христианства на Руси в
качестве государственной религии —
событие большого исторического значения.
Древнерусское государство упрочило свои
экономические, политические, династические
и культурные связи с Византией и Западной
Европой, преодолело изоляционизм, вызванный
вероисповедальными различиями. Еще большее
значение христианство имело для утверждения
новой общественной системы. Ускорилось
изживание местных, племенных различий,
что способствовало этнической консолидации.
Страна оказалась приобщена к христианским
ценностям, на основе которых стали формироваться
принципиально новые отношения, развиваться
культурная и духовная жизнь. Вместе с
тем христианство было принято в его византийском,
будущем православном варианте, что впоследствии
привело к возникновению и противоположных
тенденций — политическому и культурному
отчуждению от латинской Европы, утверждению
иной модели исторического развития. С
принятием христианства начали выстраиваться
церковь и церковная иерархия, занявшая
важное место в древнерусском обществе.
Высшей властью, объединяющей всю христианскую
Русь, был митрополит Киевский и всея Руси,
который, в свою очередь, назначался и
подчинялся константинопольскому патриарху.
Вскоре его митрополия стала делиться
на епархии, число которых постепенно
увеличивалось. Среди них были Новгородская,
Ростовская, Черниговская, Переяславская,
Полоцкая и др. Митрополиты и епископы
с древнейших времен получали от князей
различные подарки и земельные владения.
Наряду с белым духовенством появляется
и черное, монахи, обживающие пустыни и
монастыри. Число последних в XI — XIII вв.,
по летописным, достаточно спорным известиям,
достигает 70. Характерно, что расположены
они главным образом в городах или близ
городов, — затянувшийся процесс христианизации
побуждал монашество жаться к городским
«православным» центрам. Возникает и монастырское
землевладение, значительно уступающее
еще земельным владениям кафедр епископов.
Последние до XIV в. включительно были главными
представителями несветских землевладельцев.
Князь Владимир I решил использовать языческую религию в государственных целях. В 980 г. был так называемый первый этап реформы, на своем княжьем дворе Владимир поставил изображения шести главнейших божеств. Главным был бог грозы и покровитель воинов -- Перун, славянский Зевс. Кроме него, были Xopc бог солнца, Maкoшь — очевидно, богиня земли, Дaждьбoг, Cтpибor и Cвapoг — небесные божества. Предполагают, что Владимир пытался объединить божества paзныx племен. Однако язычecтвo, порожденное первобытнообщинным строем, не могло удовлетворить феодальное государство.
K кoнцy X в. почти все государства Европы, Закавказья приняли христианство как основную религию. Христианство утверждало в сознании людей идеи примирения с действительностью, господства и подчинения и было поэтому очень удобно для феодальных властителей. Князь Владимир, как и многие другие государи Европы, понял все выгоды христианства, крестился сам и заставил креститься весь народ. Пpинятиe в 988 г. христианства было важным государственным делом.
«Повесть временных лет» содержит
обширный рассказ, посвященный истории
принятия христианства. Сообщается о
прибытии в Киев христианских, мусульманских
и иудейских миссионеров, о посылке
Владимиром бояр для выбора лучшей
веры и о решении князя и
его окружения принять
В религиозном отношении
Но христианство существенно отличалось своими общественными взглядами. Если в язычестве проявлялись только два элемента: природа и люди, то в христианстве мы видим уже три элемента: природу, господ и трудящихся. Все, что относится к воздействию на природу, осталось прежним, дикарским, первобытным, но к этому добавилась постоянная забота о господах и их благе. Всякая власть была объявлена божественной; трудящиеся должны быть смиренны, покорны и не стремиться к улучшению своей жизни, так как им обещано вознаграждение после смерти, в загробном мире. Все это было в интересах господствующего класса, и государство щедро награждало церковников за проповедь покорности и смирения, выделяя им десятую часть своих доходов. Церковники становились частью феодального класса. Создавалось религиозное искусство (архитектура, живопись, литература, музыка ), которое должно было воздействовать на народ.
С принятием христианства начали выстраиваться церковь и церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе.
В Киеве и других городах появились церкви и православное духовенство. Во главе русской церкви стоял митрополит; ему были подчинены епископы, управлявшие простыми священниками, соответственно митрополия стала делиться на епархии, число которых постепенно увеличивалось. Среди них были Новгородская, Ростовская, Черниговская, Переяславская, Полоцкая и др. Митрополиты и епископы с древнейших времен получали от князей различные подарки и земельные владения. Наряду с белым духовенством появляется и черное, монахи, обживающие пустыни и монастыри. Число последних в XI — XIII вв., по летописным, достаточно спорным известиям, достигает 70. Характерно, что расположены они главным образом в городах или близ городов, — затянувшийся процесс христианизации побуждал монашество жаться к городским «православным» центрам.
С 988 по 1447 г. церковь находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, ее предстоятели назначались в Константинополе. Известны только два случая назначения предстоятелями русских — Иларион (XI в.) и Климент Смалятич (XII в.). Уже при Владимире церковь стала получать десятину и скоро превратилась в крупного феодала. Появляются монастыри, выполняющие оборонительные, просветительские, благотворительные функции. В правление Ярослава были основаны монастыри св. Георгия (христианское имя Ярослава) и св. Ирины (небесной покровительницы жены Ярослава). В 50-е гг. XI в. появляется самый значительный из древнерусских монастырей - Киево-Печерский, основанный Антонием и Феодосием Печерскими, основоположниками русского монашества. В начале XII в. этот монастырь получил статус лавры. Ко времени татаро-монгольского нашествия монастыри были почти в каждом городе.
Благодаря материальной поддержке князей строятся церкви. В 1037 году был заложен собор св. Софии — главный соборный храм в Киеве, построенный по образцу константинопольского. В 1050 году строится одноименный собор в Новгороде. В условиях феодальной раздробленности церковь оказалась в непростой ситуации. Ей приходилось играть роль посредника и роль примирителя враждующих князей. Князья часто вмешивались в дела церкви, решая их с точки зрения собственной выгоды.
Принятие христианства исторически имело положительное значение, так как способствовало укреплению прогрессивного в то время феодального строя, уравнивало в глазах современников Русь c другими государствами, содействовало широкому распространению письменности (возможно, проникшей еще в языческие времена) и новых форм искусства, шедших на Русь из Византии и других стран. B IX в. братья Кирилл и Мефодий изобрели для славян специальную азбуку, приспособленную к сложным звукам славянского языка. Эту азбуку до сих пор называют кириллицей, она в видоизмененной форме является нашей современной русской азбукой. Русские люди начали писать торговые договоры, записывать события в летописи, составлять сборники законов и переводить книги c греческого языка. Государство Русь к рубежу X—ХI вв. (время княжения Владимира) объединило всех восточных славян и многие другие племена Восточной Европы. Киевские князья вошли в круг европейских монархов: сам Владимир был женат на византийской принцессе, a его сыновья и внуки породнились со многими императорскими, королевскими и княжескими домами Европы. Внучка Владимира Анна Ярославна была королевой Франции.
Древнерусское государство упрочило свои экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и Западной Европой, преодолело изоляционизм, вызванный вероисповедальными различиями. Еще большее значение христианство имело для утверждения новой общественной системы. Ускорилось изживание местных, племенных различий, что способствовало этнической консолидации. Страна оказалась приобщена к христианским ценностям, на основе которых стали формироваться принципиально новые отношения, развиваться культурная и духовная жизнь. Вместе с тем христианство было принято в его византийском, будущем православном варианте, что впоследствии привело к возникновению и противоположных тенденций — политическому и культурному отчуждению от латинской Европы, утверждению иной модели исторического развития.
С конца 30-х гг. XIII в. русские земли
оказались порабощенными татаро
Кратко суть:
Причины:
Значение принятия христианства