Крещение Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:05, доклад

Описание работы

С самого начала хотелось бы оговорить, что мы будем понимать под словосочетанием “Крещение Руси”. Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны — Древней Руси. Между тем такого события отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы. Официальное начало этому процессу, постепенно подготавливавшемуся всем предшествующим развитием древнерусского общества, положил князь Владимир, крестивший в 988 году только жителей своей столицы, а в последующие годы — и население ряда других городов Киевской Руси.

Работа содержит 1 файл

КАК ПРОИСХОДИЛО КРЕЩЕНИЕ РУСИ.docx

— 24.85 Кб (Скачать)

Со страниц  летописи звучит похвала книхному просвещению. "Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и  поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это - источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания... 
Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу".

В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось  в 
Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов 
Ростовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком 
Киево-Печерского монастыря.

Образование Поместной  Русской Православной Церкви

Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни  народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - 
Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни руского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; возросли грахданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.

"Князь, - говорил  Митрополит Никифор II великому  князю Рюрику 
Ростиславовичу, - мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживать вас от кровопролития". Историки отмечают, что "Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства".

Воспитывая верующего  для грядущего града, Церковь  постоянно обновляет и перестраивает  и град, здесь пребывающий. Эта  перестройка гражданского общежития  под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс в жизни  христианских обществ".

Роль принятия христианства

Принятие христианства способствовало широкому распространению  на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с  греческого языка литературы, возникновению  собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и  иконописи.

Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали  важнейшим средством распространения  просвещения на Руси. 
Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные.

Несомненно, богатую  библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как известно вырастивший целую  плеяду русских церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому  монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодосия Печерского, написанное преподобным Нестором Летописцем, свидетельствует, что в келии  преподобного Феодосия шла напряженная  работа по составлению и изготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью  писал книги, великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые  для переплета. Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок Никола Святоша - он передал их монастырю.

Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав  Ярославич, который "разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети", князь Ростовский Константин Всеволодович снабжавший "книгами церкви Божии"; 
"богат был... книгами" епископ Ростовский Кирилл I (XIII век). Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.

Содержание русских  книг было преимущественно духовным. Это объясняется влиянием переводной литературы и живым интересом  ново просвещенного русского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в  то время были в основном лица духовные.

Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера, написал "Слово  о Законе и Благодати", получившее высокую оценку его современников  и потомков. 
"Нельзя не удивиться зрелости ума, глубине чувств, обилию богословских сведений и тому ораторскому одушевлению и искусству, какими запечатлено это образцовое слово", - пишет историк Митрополит Московский Макарий. "Слово о 
Законе и Благодати" в Сербии в XIII веке было использовано иеромонахом 
Дометианом при составлении житий сербских святых Симеона и Саввы.

Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития святых князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного 
Феодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе. 
Преподобный Нестор составил новый летописный свод - "Повесть временных лет", которая, по определению академика Д.С.Лихачева, является "цельной литературно изложенной историей Руси". "Повесть временных лет " переведена на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 год), латинский (1884 год), венгерский (1916 год).

Эти памятники  русской канонической мысли поражают мягкостью и терпимостью, снисхождением  к человеческой природе. Так, наряду со строгой требовательностью к  монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном этапе ее развития появилось милосердие к ее пасомым.

Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологической акцией, предпринятой великокняжеской  властью в целях освещения  феодальных отношений, то приобщение Киевской Руси к христианству стимулировало  социально-культурное развитие наших  предков не прямо, а косвенно. Развитие процессом христианизации одних  видов социально-культурной деятельности сопровождалось одновременным противодействием по отношению к другим. 
Например, поощряя живопись (фрески и иконы нужны были для культовых целей), ново утвердившаяся церковь осуждала ваяние (скульптуре в православном храме места нет). Культивируя пение а капелла, которым сопровождается православное богослужение, она порицала инструментальную музыку, которой не находилось богослужебного применения. Преследовался народный театр 
(скоморошество), подвергалось осуждению устное народное творчество, истреблялись как «языческое наследие» памятники дохристианской славянской культуры.

По поводу принятии христианства на Древней Руси можно  сказать однозначно только одно: она  стала новым витком в развитии общественных отношениях восточных  славян.

Литература:

Информация о работе Крещение Руси