Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:11, реферат
В исторической науке всегда уделяли большое внимание вопросу о происхождении крепостного права в России. В XIX в. возникли две теории возникновения крепостничества − «указная» и «безуказная». Согласно «указной» теории (С. Соловьев) крепостничество в России явилось результатом правовой деятельности органов государственной власти, последовательно издавших на протяжении нескольких столетий указы крепостнического характера
Если к концу
XVIII в. оброк от крестьянского хозяйства
составлял 1−5 руб. с души, то к концу
первой четверти XIX в. он достиг 30 руб.
Внутри самого
класса крестьянства начинается процесс
расслоения. Поя-вилась сельская буржуазия
в лице крестьян-собственников (главным
образом в среде государственных крестьян),
получивших по закону 1801 г. возможность
приобретать в собственность ненаселенные
земли, брать в аренду землю у по-мещиков.
Внутреннюю политику
Александра I можно условно разделить
на два этапа: первый (1801−1815) − как
реформаторский, лавирования между
консер-вативной екатерининской знатью
и молодой либеральной
Александр I из друзей
своей юности − представителей дворянской
знати − П. Строганова, В. Кочубея,
А. Чарторыйского, Н.Новосильцева составил
в 1801 г. так называемый Негласный
комитет.
Члены комитета
понимали необходимость преобразований,
но считали на данном этапе незыблемыми
основы абсолютизма и крепостничества.
В планах на перспективу были отмена крепостного
права, введение конституции. В 1801 г. был
издан указ о праве покупки земли купцами,
мещанами, государственны-ми и удельными
крестьянами.
В 1803 г. появился
указ «О вольных хлебопашцах», который
предусмат-ривал освобождение крепостных
крестьян на волю за выкуп с землей
целыми селениями или отдельными
семействами по обоюдному согласию
крестьян и помещиков. Практические результаты
этого указа были ничтожны. За 1803−1825 гг.
было заключено всего 160 сделок, по которым
выкупились на во-лю 47 тысяч душ крестьян
(0,5%). Причиной этого явилось то, что за
душу надо было уплатить около 400 руб. серебром.
В 1804−1805 гг. был
проведен первый этап аграрной реформы
в Остзей-ском крае − в Латвии
и Эстонии. В 1804 г. было издано «Положение
о лиф-ляндских крестьянах», распространенное
и на Эстонию. Крестьяне-дворохозяева
объявлялись пожизненными и наследственными
держателями своих земельных наделов,
за которые они должны были отбывать владельцу
земли барщину и оброк, при этом размеры
барщины и оброка существенно уве-личивались.
Ограничивалась власть помещика над крестьянами.
Положение не распространялось на безземельных
крестьян-батраков.
Указ от 10 марта
1809 г. отменял право помещика ссылать
своих крестьян в Сибирь за незначительные
проступки.
Теперь с разрешения
помещика крестьяне могли торговать,
брать векселя, заниматься подрядами.
В целом это были уступки буржуазному
развитию стра-ны, не посягавшие на права
и привилегии помещиков.
В 1818 г. Александр
I пытается решить крестьянский вопрос.
Было подго-товлено несколько
К 1825 г. 375 тысяч
государственных крестьян находились
на военных поселениях (1/3 русской
армии), из которых образовали Отдельный
корпус под командованием Аракчеева.
В поселениях крестьяне одновременно
служили и работали в условиях
жесткой дисциплины, подвергаясь многочисленным
нака-заниям.
19 февраля 1855
г. на престол вступил
В основу концепции
крестьянской реформы были положены
следующие идеи: ее цель − переворот
в аграрном строе России, начальная
стадия которого − освобождение крестьян
от личной зависимости, конечная −
превращение их в мелких хозяев при
сохранении значительной части помещичьего
землевладе-ния.
Предполагалось
предоставление крестьянам в пользование
(за повинно-сти), а затем в собственность
(за выкуп) земельных наделов, которыми
они пользовались до отмены крепостного
права, исчисление повинностей от их до-реформенных
размеров, участие государства в процессе
выкупной операции в качестве кредитора.
И хотя при обсуждении проектов отмены
крепостного пра-ва в Главном комитете
и Государственном совете в них были внесены
под на-тиском консервативных сил поправки
в интересах помещиков (надельный фонд
был уменьшен на 20%, повинности повышены,
отчего возросла стоимость вы-купа каждой
десятины земли), в официальных документах
была сохранена ли-беральная концепция
разрешения крестьянского вопроса, заключавшаяся
в ос-вобождении крестьян с землей на условиях
выкупа.
19 февраля 1861
г. Александр II подписал все
законоположения о рефор-ме и
Манифест об отмене
Крестьянская
реформа была компромиссным вариантом
упразднения крепостничества (в
этом отличие реформаторского пути от
революционого), исходившим из реальных
обстоятельств общественной жизни России
конца 50-х − начала 60-х гг., интересов крестьян
и помещиков. Уязвимые положения этой
программы реформирования коренились
в том, что, получив волю и зем-лю, крестьянин
не стал собственником своего надела и
полноправным членом общества (вплоть
до 1903 г. крестьяне подвергались телесным
наказаниям по решению деревенского схода
или местной администрации), им не было
предос-тавлено право выбора вариантов
аграрных преобразований.
Заключение
Крепостничество
в России было унижающей человека
системой, которая не только лишала
его права распоряжения собой
и свободы выбора, но и при-учала
к мысли о его вековом
Кроме того, крепостничество
консервировало неэффективные социально-
Ликвидация крепостного
права, которое наряду с самодержавием
явля-лось главной опорной конструкцией
социального строя России, его админист-ративной
системы, поставила вопрос о замене прежних
институтов и механиз-мов управления новыми.
В связи с этим необходимо было начать
преобразова-ние и в других сферах общественной
жизни.
Отмена крепостного права в России в 1861 г. и последовавшие за ней другие реформы явились «перевалом», «поворотным пунктом» российской ис-тории, сравнимым по своим последствиям с европейскими буржуазными рево-люциями, − так осознавали значение этого исторического поворота уже его со-временники. Ретроспективно оценивая эти важнейшие по своему историческо-му масштабу события, мы можем уверенно сказать: они знаменовали тот факт, что страна закономерно и неуклонно вступила в мировой процесс модерниза-ции, перехода от традиционного средневекового общества к современным фор-мам общественной жизни.