Крепостное право в России и его отмена

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:14, реферат

Описание работы

18 февраля 1855 г. после непродолжительной болезни в присутствии всей семьи в полном сознании скончался Николай 1, в течение ЗО лет державший в страхе и повиновении Россию, монарх, с именем которого связано подавление первого революционного выступления в России - декабристов, установление военно-полицейского режима в стране. 19 февраля Государственный совет принес в Зимнем дворце присягу на верность подданства императору Александру II и наследнику - цесаревичу Николаю Александровичу. День провозглашения Александра II императором - 19 февраля и само его царствование стали ассоциироваться с освобождением крестьян от крепостного права, свершившимся через шесть лет. Однако насколько легко прошел акт воцарения Александра II , настолько трудными были сопутствовавшие ему внутри- и внешнеполитические обстоятельства. Падение Севастополя в августе 1855 года подвело черту под созданной Николаем 1 системой. Из Крымской войны Россия вышла изнуренная неравной борьбой, с истощенными финансами и подорванным денежным обращением.

Содержание

Введение………………………………………………………….............................3

Глава 1. Личность императора Александра II Николаевича и первые годы его царствования…………………………………………………………..…….………....4

Глава 2."Великие реформы" 60-70х годов…………………………………………………………………………………..10

Заключение………………………………………………………………………...18

Список используемой литературы…………………………….............................20

Работа содержит 1 файл

реферат по истории.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

  2.3.Земская реформа. После крестьянского "Положения" в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", которое было издано 1 января 1864 года.  
Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы - собрания гласных (депутатов) - проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы - земские управы - в составе председателя и нескольких членов.  
Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое. 
Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий.  
В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний. 
16 июня 1870 года было издано "Городовые положение", по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. 
В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую - более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью - все остальные. В наиболее крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей. Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении.  
2.4. Судебная реформа. Одновременно с земской реформой. В 1864 году была проведена судебная реформа. Результатом реформы стало создание новой системы судов и законодательства, ни в чем не уступающей соответствующим системам западноевропейских стран того времени. Судебную реформу историки называли наиболее успешным предприятием преобразователей России. По значимости она сопоставима с отменой крепостного права. Новые судебные уставы разрабатывались выдающимися российскими юристами. При этом был использован опыт организации судов в европейских странах. Уставы начали вводить в действие 20 ноября 1864 года.

  Вводился  институт адвокатов – представителей и защитников сторон на судебных процессах. Учреждался суд присяжных заседателей. Пользующихся авторитетом представителей гражданского населения. Присяжные заседатели участвовали в судебных слушаниях и в вынесении приговора судьей. Структура российского суда сильно упрощалась. Вводились два вида судей: мировой и общий. Мировые судьи утверждались в должности Сенатом. Мировой судья обладал правом выносить приговор, который мог быть обжалован на съезде мировых судей округа. Мировые судьи избирались по 108 специально созданным для этого округам уездными  земскими собраниями. Общий суд состоял из окружных судов (как правило, по одному на губернию) и судебных палат (одна на несколько судебных округов). Все уголовные дела рассматривались с участием присяжных заседателей. Высшей судебной инстанцией был Сенат. Он выступал как орган судебного надзора за соблюдением судебных уставов и процедуры судопроизводства. В случае их нарушения Сенат мог вернуть дело в суд для повторного разбирательства. И все же судебная реформа 1864 года осталась незавершенной. Для разбора конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд. Это отчасти объяснялось тем, что крестьянские правовые понятия сильно отличались от общегражданских. Мировой судья со «Сводом законов» часто был  бессилен рассудить крестьян. Волостной суд и мировой посредник имели право присуждать к телесным наказаниям. Это позорное явление просуществовало в России до 1904 года. 
2.5.Военная реформа. Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания. 
Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий. 
В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. "Положение о военно-окружных управлениях". На основании этого "Положения" устроено первоначально девять военных округов, а затем(6августа1865г.)еще четыре. 
К концу XIX века численность русской армии составляла (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников - 47 тысяч, нижних чинов - 1 миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал сохранялся. 
В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе. 
Перестройка комплектования армии 
Милютин сумел доказать Александру II всю несправедливость сословной воинской повинности и необходимость отмены ее. 7 ноября 1870 г. военный министр представил записку "О главных основаниях личной воинской повинности", одобренную императором. Через 10 дней для разработки предложенных мер "высочайшим повелением" были созданы две комиссии: одна - по уставу о воинской повинности, другая по вопросу о запасных, местных, резервных войсках и государственном ополчении. Председателем обеих комиссий был назначен начальник Главного штаба генерал Гейден. Общее руководство их работой возглавил Д.А. Милютин. Для более квалифицированной подготовки различных глав устава комиссия была разделена на 4 отдела. Первый отдел разрабатывал вопрос о сроках службы и льготах по отбыванию воинской повинности, второй - о возврате призываемых на службу, третий - о денежных расходах по призыву, четвертый - о вольноопределяющихся и о военной замене. 
Другая, так называемая Организационная комиссия, приступила к работе в начале января 1871 г. Она состояла в основном из военных и подразделялась на 9 отделов: 1) об организации пехотных частей, служащих кадрами для формирования в военное время резервных и запасных войск; 2) об артиллерийских и инженерных частях; 3) о кадрах гвардейских частей; 4) о кадрах кавалерии; 5) о порядке счисления и призыва чинов запаса; 6) об интендантских и артиллерийских запасах и обозах; 7)о казачьих войсках; 8) об иррегулярных милициях; 9) о государственном ополчении. В 1872 г. Организационная комиссия была значительно усилена за счет введения в ее состав нескольких командующих военными округами. 
Территориальная система облегчает отправку призывников в свои части, сокращает сопряженные с этим расходы, позволяет привлекать военнообязанных на военные сборы с минимальным отрывом от производительного труда и проводить войск в наиболее короткие сроки.

  Наконец 1 января 1874 г. закон о воинской повинности был утвержден Александром II. По принятому положению воинской повинности подлежали все без исключения лица мужского пола в возрасте 21 - 40 лет. 
В "общих основаниях" сказано, что "защита отечества составляет священную обязанность каждого русского гражданина". 
В 1876 г. срок действительной службы был сокращен до 5 лет, позже он неоднократно изменялся - то сокращался (до 3-4 лет), то увеличивался (до 5 лет). 
От военной службы освобождались только лица, имеющие физические недостатки. Льготы устанавливались также и по семейному положению: не призывались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. По уставу запрещалась замена и найм. 
Вместе с тем закон не был до конца последователен. Значительная часть "инородческого" населения устранялась от воинской повинности (уроженцы Средней Азии, Казахстана, некоторые народности Крайнего Севера). Освобождались от призыва лица духовного звания, менониты, отдельные группы колонистов, деятели науки и искусства. 
2.6. Промышленность и транспорт в пореформенной России. Реформы 60-70-х годов значительно улучшили политические и правовые условия для развития производительных сил и формирования капиталистических отношений.

  В 1869 году вошла в строй дорога, соединившая Москву с южными хлебородными губерниями – Рязань, Воронеж, Самара, Урал. В 1891 году началось строительство Транссибирской железной дороги. Отмена крепостного права вызвала короткую заминку в промышленном развитии страны. Значительный рост наблюдался в пищевой промышленности, начался экспорт сахара. Русское машиностроение в первые пореформенные десятилетия еще не могло обеспечить нужды железных дорог в подвижном составе, паровозы и вагоны ввозились из-за границы. Правительство поощряло развитие отечественного машиностроения, и со второй половины 70-х годов железные дороги стали снабжаться подвижным составом в основном отечественного производства.

  В целом же промышленное развитие России в первое пореформенное 20-летие шло  успешно. Оно отличалось органичностью, естественностью. Торговля выявляла потребности рынка. Потребности человека. На их основе формировалась легкая промышленность. На основе ее потребностей в машинах, а торговли – в средствах доставки товаров развивался транспорт и тяжелая промышленность.

  Заключение

  Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день.  
Мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы. Победоносцев был умный человек. Он не зря говорил, что только «чистое» самодержавие может противостоять революции. Николаевскую Империю трудно было расшатать. Победоносцев только не упомянул, что она была крайне невосприимчива к переменам. Растущее отставание от передовых стран неизбежно должно было привести к тяжелым последствиям. При Александре II самодержавие вступило на путь реформ. Этот путь – от неограниченного самодержавия, до прочного конституционного режима – очень опасен. В ходе его государство теряет свою устойчивость и становится очень уязвимо.  
Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. 
С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности.

  В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами.

  Событиями 1881 года завершился целый этап общественного  движения в России. У его истоков  стояли гуманисты Белинский, Герцен, Хомяков. На этом этапе общественное движение явственно разделилось на три направления: революционно-демократическое, либеральное и консервативное. Подобное деление общественное сил на три лагеря встречается во многих странах. Но в России наблюдалось чрезмерное развитие крайних группировок при относительной слабости центральной (либеральной). Поэтому внутриполитическая обстановка в стране отличалась резкими переменами, смотря по тому, какая из группировок начинала задавать тон. Слабость либерального движения объяснялась прежде всего политической инертностью городской буржуазии. Либералы выходили в основном из числа дворян, а купечество по традиции сторонилось политики. Слабым местом либералов было так же то, что они требовали только политических свобод и конституций, мало интересуясь социальными вопросами. В глазах народников, наоборот, социальные вопросы имели всепоглощающее значение.

     Трагическая кончина императора сильно изменила дальнейший ход истории и именно это событие привело через 35 лет Россию к гибели, а Николая II к мученическому венку. 
Мне хотелось бы закончить словами А. А. Кизеветтера о правлении Александра II: 
"Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты беспристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, - то нельзя не признать, что император Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные 1855-1861 годы своего царствования. "
 

    
 
 
 
 
 

  Список  используемой литературы

  Анисимов  Е.В. История России от Рюрика до Путина./ СПб: Питер, 2007-588с.

  Ванюков Д.А. Век трех императоров, Мир книги, 2008-240с.

  Захарова  Л.Г. александр II и место России в мире. Новая и Новейшая история-2005-№4-с.129-161.

    Моряков В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А. ''История России '', Изд. М.: ун-та, 1996 г. С. 205-214

  Радзинский  Э.С. Александр II. Жизнь и смерть: Док.роман АСТ, 2006-520с.

  Радугина  А.А. История России. - М.,1997.-с.150-155.

  Сироткин  В.Г. Великие реформаторы России. - М.,1991.         

  Стариков  Н.В. От декабристов до моджахедов.–СПб. Питер 2008-286с.                            
 
 

Информация о работе Крепостное право в России и его отмена