Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 01:34, реферат
Крепостное право (крепостничество) – форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала.
Проблема крепостничества и крепостного права в России является одной из наиболее сложных в отечественной историографии. В. О. Ключевский считал крепостное право «сложным институтом, который трудно поддается точному определению». В дореволюционной историографии сосуществовали «указная» и «безуказная» теории возникновения и утверждения крепостного права.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1.Происхождение термина «крепостное право». Холопство на Руси....4
Глава 2.Положение крестьянства в удельной Руси (XIII-XIV вв.)…………....8
Глава 3. Поместное землевладение и зарождение крестьянской зависимости (XV в.)…………………………………………………………………………….10
Глава 4. Первые законодательные меры закрепощения крестьян……………12
Глава 5. Завершение процесса установления крепостного права (XVII в.)….13
Заключение........................................................................................................23
Список литературы...........................................................................................25
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Московский
университет
Кафедра
истории государства и права
Реферат
на тему
«Крепостное
право и его роль в истории Российского
государства»
Проверил: Выполнил:
доцент кафедры
ИГП,
к.и.н. рядовой милиции
майор милиции Богачевская Ф.Г.
Артамонов Ю.А.
Москва
2010
Содержание
Введение......................
Глава 1.Происхождение термина «крепостное право». Холопство на Руси....4
Глава
2.Положение крестьянства в удельной Руси
(XIII-XIV вв.)…………....8
Глава
3. Поместное землевладение и зарождение
крестьянской зависимости (XV в.)………………………………………………………………………
Глава 4. Первые законодательные меры закрепощения крестьян……………12
Глава 5. Завершение процесса установления крепостного права (XVII в.)….13
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Крепостное право (крепостничество) – форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала.
Проблема крепостничества и крепостного права в России является одной из наиболее сложных в отечественной историографии. В. О. Ключевский считал крепостное право «сложным институтом, который трудно поддается точному определению». В дореволюционной историографии сосуществовали «указная» и «безуказная» теории возникновения и утверждения крепостного права.
В советской историографии, начиная с Б. Д. Грекова, утверждается концепция постепенного зарождения и развития крепостного права со времен «Русской Правды», через судебники XV—XVI вв. и до Соборного Уложения 1649 г. В дальнейшем большинство историков отказались видеть крепостное право в законодательстве до конца XV в. Некоторые из них в качестве компромисса стали проводить разграничение понятий «крепостничество» — проявление внеэкономического принуждения в различных формах при феодализме — и «крепостное право» — прикрепление крестьян к земле феодала в законодательстве, начиная с конца XV в.
В данном
реферате я буду придерживаться последней
точки зрения, т.е. попытаюсь проследить
становление крепостного права на Руси
начиная с XV в. и до принятия Соборного
Уложения 1649 г. Для начала я рассмотрю
вопрос происхождения термина «крепостное
право» (в связи с которым будет затрагиваться
тема холопства на Руси) и дам общую картину
положения крестьянства в удельной Руси
(XIII-XIV вв.).
Глава1.Происхождение термина «крепостное право». Холопство на Руси.
Крепостью
в древнерусском праве
В Московской
Руси из полного холопства выделились
различные виды смягченной, условной
крепостной неволи.
Так, из личного услужения, именно из службы приказчиком по господскому хозяйству, тиуном или ключником, возникло в конце XV или в начале XVI в. холопство докладное, названное так потому, что крепостной акт на такое холопство, докладная грамота, утверждался с доклада наместнику. Это холопство отличалось от полного тем, что право на докладного холопа меняло свои условия, иногда прекращалось со смертью господина, иногда передавалось его детям, но не далее. Еще одним видом неполного холопства являлось закладничество. Оно возникало в разные времена на разных условиях. Первоначальным и простейшим его видом был личный заклад, или заем, с обязательством должника работать на заимодавца, живя у него во дворе. Закуп времен Русской Правды, закладень удельных веков, как и закладчик XVII в., не были холопы, потому что их неволя могла быть прекращена по воле заложившегося лица. Долг погашался или его уплатой, или срочной отработкой по договору. «Отслужат свой урок (срок) да пойдут прочь, рубль заслужат, а не отслужат своего урока, ино дадут», возвратят все занятые деньги, как написано про таких долговых слуг в одном акте XV в.
Но бывали закладные, по которым закладник обязывался не погашать службой самого долга, а только оплачивать проценты, служить «за рост», и по истечении условленного срока возвратить «истину» — занятой капитал. Заемное письмо в Древней Руси называлось заимствованным из еврейского словом кабала. Личная зависимость, возникавшая из обязательства служить за рост, укреплялась актом, который в отличие от заемной кабалы с личным закладом на условии отработки назывался в XVI в. служилой кабалой или кабалой за рост служити. С конца XV в. в документах появляются кабальные люди; но в них долго еще незаметно признаков кабального холопства. Заемная кабала под личный заклад была собственно заживная, давала закладнику право зарабатывать взятую вперед ссуду без роста, погашать беспроцентный долг.
По кабале ростовой, получившей специальное название служилой, кабальной своей службой во дворе заимодавца зарабатывал только проценты, не освобождаясь от возврата капитала в условленный срок или урок.
Закладничество на условии службы за рост переработалось, правда, в холопство, только не в полное, а в кабальное. Выдача головой до искупа при обычной несостоятельности выданных подвергала их бессрочной отработке займа. Так, в кабальную службу за рост входило и погашение самого долга, личный заклад под заем превращался в личный наем с получением наемной платы вперед. Это соединение службы за рост с погашением долга и личный характер кабального обязательства стали юридическими основами служилой кабалы, как крепости; ими полагался и предел кабальной службы. Как личное обязательство, связывавшее одно лицо с другим, служилая кабала теряла силу со смертью одной из сторон. В XVII в. Можно встретить по местам кабалы с обязательством кабального «у государя своего служить во дворе до своей смерти». Но в случае смерти господина раньше холопа это условие нарушало личный характер кабалы, заставляя кабального служить жене и детям умершего как бы наследственно.
Между
тем, было два рода дворовых слуг, для
которых установился другой предел службы
— смерть господина. Уже закон 1556 г. постановил,
что пленник, выданный в холопство по суду,
служит господину «до его живота». С другой
стороны, некоторые на том же условии поступали
просто в личное услужение не только без
займа, но и без найма. В служилой кабале
1596 г., вольный человек обязуется служить
не за рост, без займа, «по живот» господина,
которому после своей смерти отпустить
слугу на волю с женой, детьми «и что у
него живота наживет, и в приданые его
и детей не дати за своими детьми». Здесь
три условия, в которых выражался личный
характер служилой кабалы: пожизненность
владения кабальным, неотчуждаемость
этого владения и право кабального на
добытое на службе имущество.
Эти условия, также вошедшие в юридический состав кабальной службы, здесь устанавливаются договором; по крайней мере, до 1597 г. не известны указы, узаконяющие их для кабальных с воли, не для полоняников. С установлением пожизненности служилая кабала получила характер холопьей крепости: кабальный сам по договору отказывался от права выкупиться, и его неволя прекращалась только смертью или волей господина.
Уже в указе 1555 г. служилая кабала является со значением крепости, крепостного акта, наряду с полной и докладной, а в одном завещании 1571 г. встречаем и термин кабальные холопы и робы вместо обычного дотоле выражения кабальные люди или просто кабальные. Тогда же становится известна и форма служилой кабалы, державшаяся неизменно целое столетие: вольный человек, один или с женой и детьми, занимал у известного лица, обыкновенно у служилого человека, несколько рублей всегда ровно на год, от такого-то числа до того же числа следующего года, обязуясь «за рост у государя своего служити во дворе по вся дни, а полягут деньги по сроце и мне за рост у государя своего потому же служити по вся дни». Эта стереотипная форма показывает, что она составилась по норме срочной закладной с закладом лица, а не вещи, и с предвидением просрочки. Такие закладные нередки и сходны со служилыми кабалами в условиях и даже в выражениях. В 1636 г. отец отдал заимодавцу своего сына «на год служить» с обязательством в случае неуплаты денег в срок отпустить сына к заимодавцу «во двор».
После
XV в. положение холопов и крестьянства,
неуклонно сближается, и многие обычаи,
правила и законы в отношении холопства,
станут в дальнейшем служить образцом
для установления отношений между землевладельцами
и крестьянами, что в конечном счете будет
способствовать установлению крепостного
права.
Глава2.
Положение крестьянства
в удельной Руси (XIII-XIV
вв.)
В удельное
время, в тот период, когда еще
совершалось заселение северо-
Только перечисленные разряды слуг, от бояр до холопов, находились в непосредственном подчинении князю; а из них только «люди» были подданными князя, то есть находились в принудительной от него зависимости. Остальные могли от него уйти к другому князю, — или теряя свою землю, если это были слуги под дворским, или сохраняя все свои земли, если это были слуги вольные.
Так устроены
были отношения удельных князей к
тем, кто им служил. Все же прочие
лица, жившие в уделе князя, носили
общее наименование «христиан», или
«крестьян», и не находились вовсе в личной
зависимости от князя. Как в городах («посадах»),
так и в сельских волостях они были устроены
в общины или «миры». Князь знал, что в
какой-либо его волости жили крестьяне.
Он приказывал там счесть количество крестьянских
дворов, назначал с них со всех один общий
податной оклад, «тягло» и поручал самим
же крестьянам в известные сроки (на Рождество,
на Петров день) доставлять ему свою подать.
Люди приходили в эту волость и уходили
из нее без ведома и разрешения князя.
Крестьянский «мир» их принимал и отпускал;
он их облагал податью в общий оклад; выборные
«старосты» собирали эту подать и отвозили
князю. И так шло из года в год, до тех пор,
пока князь не приказывал (заметив убыль
или прибыль крестьянских дворов в данной
волости) снова переписать дворы и уменьшить
или увеличить сумму мирского платежа.
При таком порядке крестьяне знали не
князя, а крестьянский мир; а князь мог
быть равнодушен к тому, что тот или другой
его крестьянин уйдет к соседнему князю.
Прямого ущерба от этого для князя не было.
Такой же свободой перехода крестьяне
пользовались и на частных боярских землях.
Итак, крестьянин удельной Руси был вольный
хлебопашец, сидевший на чужой земле по
договору с землевладельцем; его свобода
выражалась в крестьянском выходе или
отказе, т. е. в праве покинуть один участок
и перейти на другой, от одного землевладельца
к другому.
Информация о работе Крепостное право и его роль в истории Российского государства»