Контрольная
работа
Диггеры
и религиозные радикальные секты в английской
революции 17 века
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………….……………………..3
1.Глубинные религиозные
перемены в английском обществе XVII века
…....5
2. Диггеры………………………………………………………………………….9
3. Пуританство
во время английской буржуазной
революции……………….12
4. Реставрация и
закат пуританства в Англии………………………..………..21
Заключение……………………………………………………………….………24
Список используемой
литературы……………………………...………………27
Введение
Английская революция XVII века - процесс перехода
в Англии от абсолютной монархии к конституционной, при которой власть короля ограничена властью парламента, а также гарантированы
гражданские свободы. Революция приняла
форму конфликта исполнительной и законодательной властей (король против парламента), вылившегося в гражданскую
войну, а также форму религиозной войны
между англиканами и пуританами. Религиозный характер
также заключался и в том, что одной из
главных целей войны было очищение англиканской
церкви от пережитков католицизма; политические
"партии" революционного периода
(индепенденты, левеллеры т.д.), зачастую
по разному относились к тем или иным религиозным
вопросам.
Английская революция XVII века 17 века, социально-политический
переворот 1640-1660-х годов в Англии, сопровождавшийся
гражданскими войнами, казнью короля,
провозглашением республики, и закончившийся
установлением режима парламентской монархии.
Одна из важнейших особенностей английской
буржуазной революции - своеобразная
идеология, драпировка её классовых и
политических целей. Это было последнее
революционное движение в Европе, проходившее
под средневековым знаменем борьбы одной
религиозной доктрины против другой. Штурм
абсолютизма в Англии начался со штурма
его идеологии, этики и морали, которые
воплотились в доктрине полукатолической
государственной англиканской церкви.
Буржуазные революционеры выступали в
качестве церковных реформаторов — пуритан.
Проповеди пуритан заложили основы революционной
идеологии — идеологии народного антифеодального
восстания. К началу 17 в. сформировались
два основных течения пуританизма — течения
пресвитериан и индепендентов.
Цель
контрольной работы
– рассмотреть религиозные радикальные
секты в английской революции 17 века.
Задачи
работы:
1.Раскрыть
глубинные религиозные
перемены в английском обществе
XVII века.
2.
Рассмотреть пуританство во время английской
революции XVII века.
5.
Проанализировать реставрацию и закат
пуританства в Англии
1.
Глубинные религиозные
перемены в английском обществе
XVII века
В
течение второй четверти XVII
в. и король, и правящие круги, и народ Англии
явственно ощущали приближение серьезнейшего
кризиса. Страна неотвратимо трансформировалась,
коренным образом менялись социально-экономические
отношения, богатство постепенно переходило
от знати к купечеству и новому сословию
деловых людей, хотя политическая власть
по-прежнему оставалась в руках аристократии.
Все более невыгодным становилось хранить
"лишние" деньги в потайных ящиках
или тратить их на показное великолепие,
поскольку появление новых мировых рынков
в так называемый "век открытий" сулило
огромные доходы от инвестиций, подталкивая
богатых Торговцев изыскивать все большие
и большие суммы на организацию баснословно
прибыльных "предприятий и авантюр".
К
этому периоду относится и зарождение
в английском христианстве нового религиозного
направления — пуританизма.
Пуритане,
среди которых было особенно много представителей
быстро растущего купечества, основывали
свое учение на Священном Писании (прежде
всего на Ветхом завете) и отвергали концепцию
монолитной англиканской церкви, включавшей
в себя, по их мнению, немало пережитков
старой католической веры.
Наиболее
широко новое направление было представлено
пресвитерианами, находившимися под сильным
влиянием зажиточных торговцев, определенной
категории джентри, а также многих представителей
знати, помнивших, что их деды сколотили
состояние на грабеже монастырей, и превыше
всего боявшихся возврата к католицизму.
Веруя в "предопределение свыше",
давшее им богатство как знак "священного
благоволения", они стремились к созданию
церкви, основанной на частичном самоуправлении
приходских конгрегации и выборности
церковных старост, им нужна была "очистительная"
церковь, строящая свою деятельность на
изучении Библии, проповедях с высокими
нравственными стандартами и обладающая
правом карать за малейший отход от них.
В понимании пресвитериан такая общенациональная,
находящаяся под контролем парламента
церковь должна была со временем стать
единственной официальной церковью страны.
Человек может добиться успеха в земной
деятельности, проповедовали пресвитериане,
только через трезвый образ жизни, бережливость
и трудолюбие, только путем последовательного
отказа от легкомысленных, никчемных удовольствий
и развлечений. Они с великим тщанием находили
и предавали анафеме малейшие
признаки "папства" или "идолопоклонничества"
в англиканской церкви. Стихарь, орган,
витражи, торжественный речитатив причастия
или обряда крещения, статуи — все это
вызывало у них отвращение и слишком напоминало
о старой вере с ее запретом на ростовщичество,
торговой этикой и концепцией справедливых
цен, чтобы получить право на жизнь в новом
религиозном направлении.
Появился
также ряд менее крупных сект, получивших
общее название "индепенденты".
Индепенденты (англ. independents, буквально
— независимые), приверженцы религиозно-церковного
течения, представляющего одно из направлений
протестантизма; в период английской буржуазной
революции 17 века — политическая партия,
выражавшая интересы радикального крыла
буржуазии и нового, обуржуазившегося
дворянства. Их члены — преимущественно
йомены и ремесленники, т.е. представители
низших сословий, - ставили во главу угла
непосредственные взаимоотношения между
человеком и богом и настаивали на необходимости
добиваться большей свободы личности.
Свое неприятие любой идеи узаконенной
общенациональной церкви с ее институтом
духовенства и обязательными обрядами
они объясняли тем, что бог не создавал
классовых и социальных различий, что
он готов явить "внутренний свет"
крестьянину или рабочему в такой же, а
возможно, даже и в большей мере, чем знатному
дворянину, служителю или епископу. Другими
словами, индепенденты придерживались
революционной концепции свободы вероисповедания,
в соответствии с которой каждому предоставлялось
право думать и молиться так, как ему подсказывало
"божественное озарение"
Индепенденты
оформились в Англии в 80—90-х гг. 16
в. как левое крыло пуритан
и складывавшейся буржуазно-дворянской
оппозиции абсолютизму и господствовавшей
англиканской церкви. В противовес
правому крылу пуританизма —
пресвитерианам — индепенденты (другое
название — браунисты, по имени основателя
Р. Брауна, конгрегационалисты, сепаратисты)
выступали за полную автономию и самоуправляемость
каждой общины верующих (конгрегации),
решительно отвергая всякую церковь, берущую
своё начало от государства.
На
первом этапе английской революции индепенденты
возглавили восстание против абсолютизма
Стюартов, отражая в этот период в известной
мере чаяния широких народных масс. После
военной победы над королём (1646) в рядах
индепендентов произошло размежевание.
Демократические элементы выступили против
буржуазно-дворянского крыла, возглавлявшегося
О. Кромвелем, считавшим революцию в основном
законченной, и создали самостоятельную
партию левеллеров. Под натиском народных
низов Кромвель и его приверженцы вынуждены
были пойти на решительные революционные
меры (казнь короля и уничтожение палаты
лордов). Годы индепендентской республики
(1649—53) и протектората (1653—59) ознаменовались
крупными земельными спекуляциями, разгромом
демократических движений левеллеров
и диггеров, безудержным колониальным
грабежом, захватнической внешней политикой.
После реставрации Стюартов (1660) партия
индепенденты сошла с политической арены.
Религиозно-церковное течение индепендентов,
продолжающее существовать в Англии и
ряде других стран, более известно под
названием конгрегационалисты.
Идеологическим
знаменем революционной оппозиции абсолютизму
стал пуританизм, а ее организационным
оформлением — парламент. В ходе Первой
(1642-1646) и Второй (1648) гражданских войн между
сторонниками Долгого парламента и роялистами
созданная Оливером Кромвелем парламентская
армия нанесла решающие поражения королевской
армии Карла I Стюарта при Нейзби (1645) и
Престоне (1648). После казни короля в 1649
году в Англии была провозглашена республика.
Господствующее положение в ней заняли
индепенденты, которые разгромили движения
левеллеров и диггеров, подавили освободительную
борьбу ирландского и шотландского народов.
В 1653 году была установлена военная диктатура
— протекторат Кромвеля. В 1660 году осуществлена
реставрация Стюартов, согласившихся
признать основные завоевания революции
(в том числе фактическое утверждение
частной собственности на землю). Государственный
переворот 1688-1689 годов (Славная революция)
закрепил доступ буржуазии к государственной
власти и оформил ее компромисс с земельной
аристократией. Реформация побудила людей
радикально пересмотреть представления
о Церкви, о государстве и об отношениях
между ними. Эти события представляли
собой нечто большее, чем очередную главу
в истории борьбы между духовными и мирскими
силами. Изменилась политическая ситуация,
так как государство эпохи Возрождения
разрушило основы феодальной системы.
Светское государство, де-факто свободное
от церковного контроля, создало условия
для развития культуры Возрождения и возникновения
независимых церквей. Средневековая церковь
не могла выдержать двустороннюю атаку
светского государства извне и возросшей
религиозной напряженности изнутри. С
появлением кальвинизма протестантское
благочестие приобрело более воинственный
характер и породило религиозную идеологию,
послужившую основой для национальных
движений в Европе.
Парадоксально,
однако, происходившие в английском обществе
глубинные перемены, казалось, не затрагивали
феодальную структуру политического управления
страной: власть по-прежнему осуществляла
корона и приближенная к трону знать. Палату
же общин, состоявшую в основном из представителей
зажиточного купечества и мелкопоместного
дворянства, правящая верхушка считала
не более чем своим придатком, главная
функция которого заключалась в том, чтобы
по указанию короля одобрять и легализовать
различные налоги и поборы, т.е., проще
говоря, обеспечивать знать деньгами,
не вмешиваясь в процесс государственного
управления. Низшие слои населения не
имели в палате общин никакого представительства
вообще.
2.
Диггеры
После
победы во Второй гражданской войне
вновь усиливаются противоречия
между левеллерами и индепендентами.
Но и в партии левеллеров происходит
раскол. Наиболее радикальная их часть
в апреле 1649 года поднимает движение
«истинных левеллеров», или «диггеров».
Диггеры (англ. diggers, буквально — копатели)
- представители крайне левого крыла революционной
демократии в Английской буржуазной революции
17 века, выражавшие интересы деревенской
и городской бедноты, особенно безземельных
и малоземельных крестьян, разорявшихся
в ходе аграрного переворота и подвергавшихся
как феодальной, так и капиталистической
эксплуатации. Впервые название «диггеры»
появилось в ходе крестьянского восстания
1607 в центральной Англии, но как идеологическое
и социально-политическое течение диггеров
оформились в ходе революции, на её буржуазно-демократическом
этапе (1647—49), выделившись из движения
левеллеров (в отличие от которых диггеры
стали называть себя также «истинными
левеллерами»).
Диггеры
начали самовольно распахивать общественные
пустоши в графстве Суррей, а позднее и
в других местах. Они требовали уничтожения
копигольда, эксплуатации крестьян лендлордами,
введения имущественного и политического
равенства, всеобщего труда, превращения
общинных угодий в общую собственность
бедняков. Вождем движения стал Джерард
Уинстэнли, разорившийся торговец; позднее
он изложил свои взгляды в утопическом
трактате «Закон свободы» (1652). Диггеры
устами своего идеолога провозгласили
идеал «свободной республики», не знающей
эксплуатации человека человеком, идеал
коллективной собственности и коллективного
труда. Программа диггеров предусматривала
отмену копи-гольда и власти манориальных
лордов над землёй, возвращение общинных
земель в общее пользование. Реализация этой программы
означала бы полное уничтожение феодального
землевладения и, в конечном счете, частной
собственности на землю. В условиях далеко
зашедшей дифференциации английского
крестьянства требования Д. не смогли
стать основой массового движения в деревне.
В 1649 диггеры предприняли попытку коллективного
возделывания общинной пустоши близ Кобема
(графство Суррей) и др. мест. Однако судебные
преследования и прямое насилие властей
в конечном счёте подорвали движение Д.
(1650).
Умеренные
левеллеры решительно отмежевались от
движения диггеров и в новой редакции
«Народного соглашения» в мае 1649 года
подчеркнули принцип незыблемости частной
собственности. 19 мая 1649 года Англия была
провозглашена республикой, верховная
власть в которой принадлежала однопалатному
парламенту. Исполнительная власть была
сосредоточена в руках Государственного
совета, состоявшего из высших офицеров-грандов
и их парламентских единомышленников.
Власти огранизовали распродажу конфискованных
земель короля, епископов и кавалеров.
Основными покупателями земельных участков
были джентри и представители буржуазии.