Коррупция в России в 1990-2000 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 23:49, реферат

Описание работы

Россия – одна из наиболее коррумпированных стран мира, самая коррумпированная страна Европы. Особенно уровень коррупции вырос после развала Советского Союза.
Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции во всём мире «Траснпэрэнси Интернэшнл» (Transparency International) каждый год публикует свой «индекс восприятия коррупции» - оценку уровня коррупции по десятибалльной шкале, составленную аналитиками и предпринимателями. Если страна набирает 10 баллов – коррупция в ней полностью отсутствует, 1 балл – коррупция абсолютна и полностью захватила все сферы жизни общества (утрированная модель). В 1996 году индекс составлял 2,58 балла, наша страна занимала по отсутствию коррупции 47 место из 52. К 2010 году этот индекс не только не сократился, но и вырос, почти достигнув критической отметки в 2 балла (после которой рост экономики, по мнению экспертов, становится практически невозможен), и составил 2,1 балла (154 место из 172 стран).

Содержание

Введение…………………………………………........3
Основная часть………………………………………..4
Заключение…………………………………………....9
Список использованной литературы………………...10

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории, Королев, Э-10-2.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Государственный университет 

Высшая  школа экономики

Пермский  филиал 

Факультет «Экономика»

Кафедра гуманитарных дисциплин 

 
 

Реферат по дисциплине «Экономическая история» 

на  тему Коррупция в России в 1990-2000 гг. 
 
 
 
 

Студента  группы Э-10-2

Королева  А.А.

 
 
 

Преподаватель

Офицеров-Бельский Д.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь 2010

Оглавление 
 

Введение…………………………………………........3 

Основная часть………………………………………..4 

Заключение…………………………………………....9 

Список использованной литературы………………...10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Россия  – одна из наиболее коррумпированных стран мира, самая коррумпированная страна Европы. Особенно уровень коррупции вырос после развала Советского Союза.

       Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции во всём мире «Траснпэрэнси Интернэшнл» (Transparency International) каждый год публикует свой «индекс восприятия коррупции» - оценку уровня коррупции по десятибалльной шкале, составленную аналитиками и предпринимателями. Если страна набирает 10 баллов – коррупция в ней полностью отсутствует, 1 балл – коррупция абсолютна и полностью захватила все сферы жизни общества (утрированная модель). В 1996 году индекс составлял 2,58 балла, наша страна занимала по отсутствию коррупции 47 место из 52. К 2010 году этот индекс не только не сократился, но и вырос, почти достигнув критической отметки в 2 балла (после которой рост экономики, по мнению экспертов, становится практически невозможен), и составил 2,1 балла (154 место из 172 стран).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Коррупция  в России, [онлайн] // Википедия. Обращение к документу: 8 декабря 2010 г. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%80%D1%83%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Основная  часть

 

       История коррупции началась задолго до распада  СССР. Самое известное художественное произведение о коррупции в России, «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя, было написано ещё в 1836 году. Это значит, что вопросы коррупции уже тогда были крайне актуальны в Российской Империи. На протяжении многих лет коррупция существовала, как естественная часть русского общества, однако в девяностые годы XX века, во времена так называемого «беспредела», вопрос коррупции встал особо остро.

       Разгул  преступности привел к усилению организованных незаконных бандитских формирований. Группировки соревновались друг с другом за влияние и для победы в условиях конкуренции было необходимо наладить контакт с представителями власти. Взятки давались всем государственным органам на всех уровнях – от взяток участковым милиционерам за «лояльность» и «невмешательство в дела банд» до подкупа местных депутатов и министров для лоббирования интересов группировки. Например, большинство госзаказов выполняли фирмы, работающие на криминальных авторитетов. Однако самым ярким примером «лоббирования», повлиявшим на процесс приватизации предприятий, является создание указом президента залоговых аукционов, предложенное известным на сегодняшний день бизнесменом Владимиром Потаниным. Принцип работы залоговых аукционов заключался в следующем: в связи с дефицитом бюджета, государство под залог акций государственных предприятий, находящихся в его собственности, берет у коммерческих банков кредит сроком на один год. По условиям сделки, государство должно было погасить этот кредит в течение года, в противном случае, акции предприятий должны были перейти к кредиторам. В итоге государство оказалось неспособно вернуть кредит, и заложенные предприятия, общая стоимость которых на тот момент составляла около 100 миллиардов долларов США, достались предпринимателям по суммарной цене в 1 млрд. долларов. В результате, государство потеряло контрольные пакеты акций таких предприятий, как ЮКОС, «Сибнефть», «Норильский Никель», «Сургутнефтегаз» и прочих. При детальном рассмотрении, легко заключить, что данная сделка абсолютно незаконна. Во-первых, деятельность предприятий, находящихся в федеральной собственности, не подвластна распоряжениям ведомств и указам президента. Во-вторых, возврат кредита даже не был заложен в бюджет 1996 года. Фактически, это был договор между Ельциным и олигархами, которые должны были с помощью своих связей добыть ему победу на президентских выборах. Также очень распространено было участие представителей бандформирований в выборах в органы местного самоуправления. Как следствие – коррупция распространилась ещё сильнее и поглотила государственный аппарат целиком.

       Власти  признавали, что уровень преступности велик, однако не желали признавать, что  в этой преступности участвуют и  сами работники государственных  структур. В июле 1991 года было принято  постановление Секретариата ЦК КПСС "О необходимости усиления борьбы с преступностью в сфере экономики". Ни о коррупции, ни о взяточничестве в этом документе не говорилось. Борьба с коррупцией в новой России по документам началась весной 1992 года.

       4 апреля 1992 года президент подписал указ о борьбе с коррупцией. Этот указ запрещал госслужащим заниматься предпринимательством, содействовать в его осуществлении "физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения", принимать участие в управлении акционерными обществами и товариществами с ограниченной ответственностью. Однако если отследить участие в управлении возможно,

Преступный характер Приватизации 90-х [онлайн] // Национализации альтернативы нет. Обращение к документу: 10 декабря 2010 г. http://www.nationalization.ru/Privat90/Privat90.htm

Краткая история борьбы с коррупцией в Российской Федерации 1991 – 2010 (заметки  по новейшей истории) [онлайн] // Независимое аналитическое обозрение::последние материалы. Обращение к документу: 10 декабря 2010 г. http://www.polit.nnov.ru/2010/04/18/rosHistoryKorr/

то отследить  «содействие» не представляется возможным. Самая простая схема, идущая в обход этого закона – оформление бизнеса на ближайшего родственника, например, на жену. До 2010 года именно так работала супружеская чета Лужковых. Юрий Лужков занимал пост мэра Москвы в период с 6.06.1992 по 28.09.2010, и уже в 1994 году его жена Е.Н. Батурина открыла строительную компанию «Интеко», которая начала выигрывать все тендеры на строительство в Москве. Также у «Интеко» не возникало никаких бюрократических проволочек со строительством в центре столицы, здания возводились, даже если они портили внешний вид города. К 2008 году состояние Батуриной достигло $4,2 млрд. В декабре 2009 года газета «Ведомости» опубликовала данные о том, что летом 2009 года, в период, когда прочие девелоперские компании столкнулись с трудностями, из-за кризиса, «Интеко» досрочно погасила банковские кредиты в размере 27 млрд руб. Одним из источников погашения долгов стала продажа земли площадью 58 га на юго-западе Москвы за 13 млрд руб., то есть 220 млн руб. за 1 га (эта цена, по данным «Ведомостей», соответствовала докризисной и превышала текущие на тот момент примерно вдвое). Покупателем земли выступила структура, близкая к Банку Москвы, причем, по информации газеты, покупка была оплачена за счет кредита этого банка. При этом крупнейшим акционером Банка Москвы является Правительство Москвы.

       К сожалению, на этом указе президента борьба с коррупцией остановилась на долгие 15 лет. В течение этого времени президент, депутаты, министры и чиновники вещали с трибун о том, что коррупция – это серьезная проблема, что с ней нужно бороться, но никаких действительно значимых действий не было предпринято. 8.10.1992 была создана межведомственная комиссия Совета безопасности России по борьбе с преступностью и коррупцией, главой которой стал А. Руцкой. К 16 апреля следующего года он

 Батурина, Елена Николаевна [онлайн] // Википедия. Обращение к документу: 11 декабря 2010 г. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0,_%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0

собрал  «11 чемоданов компромата» на таких людей, как Е. Гайдар, Г. Бурбулис, М. Полторанин, В. Шумейко, А. Шохин, А. Чубайс и А. Козырев. Несколько дел были переданы в прокуратуру, однако до наказания дело так и не дошло. В последующие годы наблюдалась череда создания и упразднения различных ведомств и управлений по борьбе с коррупцией, преступность и коррупция были названы одними из важнейших государственных проблем.

       На  фоне этих заявлений выделяется история принятия законопроекта «о борьбе с коррупцией». В декабре 1995 президент отклонил принятые Госдумой и одобренные Советом федерации законы «О борьбе с коррупцией» и «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР в связи с принятием федерального закона 'О борьбе с коррупцией'». В конце 1997 года Госдума и Совет Федерации одобрили новую версию закона о борьбе с коррупцией, однако перед самым новым годом, 19 декабря 1997 года, Б. Ельцин снова отклонил этот закон. Почти через год, в сентябре 1998 года, Госдума сама отклонила законопроект президента о борьбе с коррупцией. До вступления в должность главы РФ Владимира Путина больше не было попыток принять новый законопроект.

       Будучи  ещё кандидатом в президенты, Путин  обозначал в числе своих приоритетных задач борьбу с коррупцией. В июне 2001 года президентский законопроект о борьбе с коррупцией был отклонен Госдумой. 5 ноября 2001 в Думу был внесен законопроект «О противодействии коррупции», но это было лишь начало длинного пути. Несмотря на то, что уже к маю 2002 года проект был готов, и профильный комитет Государственной Думы предложил вынести закон на первое чтение в июне, он не был рассмотрен по причине того, что «депутаты уже сидят на чемоданах с авиабилетами и принятие закона отложено на осень». 20 ноября Госдума в первом чтении, наконец, приняла закон «О противодействии коррупции», но уже в начале следующей недели, 25 ноября, Алексей Кудрин (на тот момент зампред правительства), высказал следующий отзыв: «Антикоррупционные потуги депутатов противоречат отраслевому законодательству, Гражданскому кодексу и даже Конституции. Также закон полон неопределенности понятий и юридической некорректности формулировок». 24 ноября 2003 года указом президента создается Совет по борьбе с коррупцией – совещательный орган при президенте РФ. К сожалению, и этот орган оказался непродуктивен, так как в 2005 году газета «Известия» опубликовала статью Г. Сатарова, в которой говорилось о том, что «коррупция в России выросла за последние 4 года в 10 раз». Одновременно с выходом статьи в печать следует заявление спикер Госдумы Б. Грызлова о том, что «Госдума обязательно примет новый закон о борьбе с коррупцией, потому что это политически важно». Однако такого закона не было принято до начала правления нового президента. До 2008 года Госдума ратифицировала конвенцию о борьбе с коррупцией (2006 год), последовала ещё пара пустых заявлений о том, что «Борьба с коррупцией ещё не окончена». 3 февраля 2007 года указ о создании Совета по борьбе с коррупцией был признан утратившим силу Указом президента РФ В.Путина.

       Основной  причиной непринятия закона о борьбе с коррупцией Путин всегда называл  отсутствие точного определения слову «коррупция». Перед выборами кандидат в президенты Д.А. Медведев заявил в рамках второго Гражданского форума, что «сначала нужно принять федеральный закон, который бы определил понятие "коррупция" и пути борьбы с ней». Весной 2008 года уже президент Медведев проводит совещание по вопросам коррупции, а 31 июля утверждает Национальный план противодействия коррупции. 25 декабря 2008 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

 Краткая  история борьбы с коррупцией  в Российской Федерации 1991 –  2010 (заметки по новейшей истории) [онлайн] // Независимое аналитическое обозрение::последние материалы. Обращение к документу: 11 декабря 2010 г. http://www.polit.nnov.ru/2010/04/18/rosHistoryKorr/

Заключение

 

       В апреле этого года Д.Медведев подписал указ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы». Судя по тому, что после закона «О противодействии коррупции» понадобилась ещё и национальная стратегия, был принят очередной бесполезный документ. А будет ли вообще создан такой закон, который сможет эффективно бороться с коррупцией?

       А готова ли вообще эта страна расстаться с таким явлением, как коррупция? По данным фонда «Общественное мнение», 70% россиян готовы дать взятку, если понадобится. Взяточничество не является чем-то, яро осуждаемым общественностью. Все знают, что это плохо, но почти все готовы с этим смириться, как с необходимым злом. Необходимо работать с общественностью на уровне менталитета, заставить людей презирать взяточников, чтобы у тех, кто не является злостным взяточником, а берет потому что «все ведь берут» не возникало такого желания, а люди вместо того, чтобы дать взятку, шли в милицию. Должны создаваться эффективные способы борьбы с коррупцией, которые будут ловить воров за руку. Которые будут реагировать на заявления граждан, а не говорить «мы разберемся» и откладывать бумажку с заявлением в ящик. Только тогда у России есть шанс на развитие, а у экономики России – шанс на возрождение.

 
 
 
 
 
 
 

        ФОМ > Коррупция в современной  России [онлайн] // Фонд «Общественное мнение». Обращение к документу: 12 декабря 2010 г. http://bd.fom.ru/report/map/dd064723

Информация о работе Коррупция в России в 1990-2000 гг