Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:23, реферат
Как уже отмечалось, по объективным причинам контрреформы были следствием реформ. Под контрреформами обычно понимают действия правительства, направленные на искажение, ограничение или отмену начатых преобразований.
В связи с развитием народнического движения правительство нуждалось в усилении репрессивного аппарата. Поэтому ранее всего пересмотру подверглись положения судебной реформы.
Контрреформы 80-90-х годов XIX в.
Как уже отмечалось, по объективным причинам контрреформы были следствием реформ. Под контрреформами обычно понимают действия правительства, направленные на искажение, ограничение или отмену начатых преобразований.
В связи с развитием народнического движения правительство нуждалось в усилении репрессивного аппарата. Поэтому ранее всего пересмотру подверглись положения судебной реформы. В 1871 г. право расследования политических преступлений было передано чинам корпуса жандармов. Если же в результате расследования улик не хватало оснований для передачи дела в суд, обвиняемого могли выслать административным порядком. Но правительству необходимо было, чтобы подсудимым по политическим преступлениям выносился обвинительный приговор и в ходе судебного разбирательства. С этой целью законом 7 июня 1872 г. большая часть политических преступлений передавалась в ведение Особого присутствия Правительствующего Сената с сословными представителями. В части вынесения приговоров надежды правительства оправдались. Но суд Особого присутствия слишком дорого обходился казне. Да и рассмотрение дел затягивалось. Выход был найден: законом 19 мая 1878 г. оформляется система судебных органов (от судебных палат до Верховного уголовного суда) для рассмотрения государственных преступлений. Несколько раньше преступления против порядка управления были изъяты из компетенции суда присяжных и, по существу, приравнены к государственным преступлениям. А начатый народниками в 1878 г. индивидуальный террор привел к тому, что ряд дел был передан в компетенцию военных судов (судопроизводство по законам военного времени).
Убийство народовольцами 1 марта 1881 г. императора Александра II лишь ускорило переход правительства к реакционному курсу. Раньше пересмотр судебных уставов осуществлялся в части судопроизводства по государственным преступлениям. Теперь же опасными казались и сами принципы судебной реформы. Принцип гласности судебных заседаний был нарушен предоставлением председательствующему на судебном разбирательстве закрывать двери суда. Принцип несменяемости судей был фактически отменен с учреждением Высшего дисциплинарного присутствия Сената, которое могло смещать и перемещать судей. Почти полностью уничтожалась мировая юстиция. А с введением института земских начальников отменялись принципы всесословности и независимости суда от администрации.
Институт земских участковых начальников был введен законом 12 июля 1889 г. Земский начальник осуществлял контроль за деятельностью крестьянского самоуправления и являлся первой судебной инстанцией для податных сословий. И судебные, и административные полномочия земских начальников были широки, а их решение – окончательно. В отличие от выборного мирового судьи земский начальник назначался министром внутренних дел из потомственных дворян. С введением института земских начальников завершается судебная контрреформа и начинается земская.
Закон 12 июня 1890 г. значительно уменьшил число земских гласных. Вместе с сокращением количественного состава в земских учреждениях увеличивается представительство от дворян. Губернские и уездные предводители дворянства, даже не являясь земскими гласными, принимают участие в работе земских собраний. Подобные изменения объясняются тем, что дворянство на данном этапе действительно являлось социальной базой самодержавия. Однако даже таким земствам в столице не доверяли. Поэтому земские учреждения были поставлены под контроль местной администрации. Губернаторам и Губернским по земским и городским делам присутствиям было предоставлено право утверждать решения земских собраний. Причем контроль осуществлялся не только за законностью принимаемых решений, но и за тем, насколько в них соблюдаются интересы жителей.
В 1892 г. на этих же принципах проводятся и преобразования городского самоуправления. Сокращается число гласных городских дум. Налоговый ценз заменяется имущественным, что приводит к резкому сокращению числа избирателей. Административной властью осуществлялся контроль не только за законностью принимаемых думами решений, но и за их "целесообразностью".
Очевидно, что земская и городская контрреформы были направлены на то, чтобы создать послушные правительству органы самоуправления. Но этим задачи контрреформ не ограничивались. Дело в том, что реформы 60-70-х гг. XIX в. объективно (независимо от воли и желания людей) начинают процесс трансформации российского самодержавия в конституционную монархию. Контрреформы и должны были приостановить этот процесс, показать, что надежды на изменение общественного строя – лишь "бессмысленные мечтания" отдельных лиц.
И все же, несмотря на серьезные изменения, внесенные контрреформами во все сферы жизни русского общества, вернуть страну к дореформенным порядкам уже было невозможно. Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. привели к глубоким изменениями экономических, социальных и политических отношений в стране. Необходимость реформ ощущалась уже в конце XVIII в. Однако проведение преобразований на полвека задержали факторы объективного и субъективного порядка. Среди последних назовем то, что проекты реформ разрабатывались в Секретных комитетах. Гласный характер работы по подготовке реформы (с 1857 г.) значительно ускорил ее проведение в жизнь. Однако надо учитывать и фактор неоднозначного воздействия общественного движения на процесс реформ. Восстание декабристов, активизация деятельности народников в конце 70-х гг. XIX в. напрямую связаны с установлением реакции. И все же даже в годы реакции в правительстве рассматривались вопросы преобразований. Причина тому – объективная необходимость преобразований для дальнейшего развития России.