Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:17, контрольная работа
Образование государства является закономерным завершением длительного процесса формирования феодальных отношений и антагонистических классов феодального общества. Феодальный государственный аппарат как аппарат насилия приспособлял для своих целей предшествующие ему племенные органы управления, совершенно отличные от него по существу, но сходные с ним по форме и по терминологии. Такими племенными органами были, например, «князь», «воевода», «дружина» и др
1.Когда и каким образом сформировалось государство Русь?
Какую роль в этом сыграли варяги ?............................3
2.Какие факторы способствовали созданию единого Российского
Государства ?............................ 8
3.Каковы основные внешнеполитические успехи и неудачи
Российского государства XVI веке ?.............................14
4.Список литературы……………………..16
По дисциплине: Отечественная История
«Дошкольное образование», 2 курс
2012.г
Содержание:
1.Когда и каким образом сформировалось государство Русь?
Какую роль в этом сыграли варяги ?............................3
2.Какие факторы
Государства ?.................
3.Каковы основные внешнеполитические успехи и неудачи
Российского государства XVI веке ?.............................
4.Список литературы……………………..
Образование государства Руси
Образование государства
является закономерным завершением длительного процесса
формирования феодальных отношений и
антагонистических классов феодального
общества. Феодальный государственный
аппарат как аппарат насилия приспособлял
для своих целей предшествующие ему племенные
органы управления, совершенно отличные
от него по существу, но сходные с ним по
форме и по терминологии. Такими племенными
органами были, например, «князь», «воевода»,
«дружина» и др. К IX —X вв. ясно определился
процесс постепенного вызревания феодальных
отношений в наиболее развитых областях
восточного славянства (в южных, лесостепных
землях). Родовые старейшины и предводители
дружин, захватывавшие общинную землю,
превращались в феодалов, князья племен
становились феодальными государями,
союзы племен перерастали в феодальные
государства. Складывалась иерархия землевладельческой
знати устанавливалось , создание-чинение
князей разных рангов. Молодой формирующийся
класс феодалов нуждался в создании крепкого
государственного аппарата, который помог
бы ему закрепить за собой общинные крестьянские
земли и закабалить свободное крестьянское
население, а также обеспечил бы защиту
от внешних вторжений.
Летописец упоминает ряд княжеств- федераций
племен дофеодального периода: Полянское,
Древлянское, Дреговичское, Полоцкое,
Словенбкое. Некоторые восточные писатели
сообщают, что столицей Руси являлся Киев
(Куяба), а кроме него, особенную известность
получили еще два города: Джерваб (или
Артания) и Селябе, в которых, по всей вероятности,
нужно видеть Чернигов и Переяс-лавль
— стариннейшие русские города, всегда
упоминаемые в русских документах рядом
с Киевом.
Договор князя Олега с Византией начала
X в. знает уже разветвленную феодальную
иерархию: бояр, князей, великих князей
(в Чернигове, Переяславле, Любече, Ростове,
Полоцке) и верховного сюзерена «великого
князя русского». Восточные источники
IX в. называют главу этой иерархии титулом
«хакан-рус», приравнивая киевского князя
к владыкам сильных и могущественных держав
(аварский каган, хазарский каган и т.д.),
соперничавших иногда с самой Византийской
империей. В 839 г. этот титул попал и в западные
источники (Вертинские анналы IX в.). Столицей
Руси все источники единодушно называют
Киев.
Уцелевший в «Повести временных лет» отрывок
первоначального летописного текста позволяет
определить размеры Руси первой половины
IX в. В состав древнерусского государства
вошли следующие племенные союзы, имевшие
ранее самостоятельные княжения: поляне,
северяне, древляне, дреговичи, полчане,
новгородских словене. Кроме того летописец
перечисляет до полутора десятков финно-угорских
и балтийских племен, плативших дань Руси.
Русь этого времени представляла собой
обширное государство, объединившее уже
половину восточнославянских племен и
собиравшее дань с народов Прибалтики
и Поволжья.
Княжила в этом государстве, по всей вероятности,
династия Кия последними представителями
которой (судя по некоторым летописям)
были в середине IX в. князья Дир и Аскольд.
О князе Дире арабский автор Х в. Масуди
пишет: «Первый из славянских царей есть
царь Дира; он имеет обширные города и
многие обитаемые страны. Мусульманские
купцы прибывают в столицу его государства
с разного рода товарами». Позднее Новгород
завоевал варяжский князь Рюрик, а Киев
захватил варяжский князь Олег. Другие
восточные писатели IX— начала X в. сообщают
интересные сведения о земледелии, скотоводстве,
пчеловодстве на Руси, о русских оружейниках
и плотниках, о русских купцах, путешествовавших
по «Русскому морю» (Черному морю), а другими
путями пробиравшихся на Восток.
Особый интерес представляют данные о
внутренней жизни древнерусского государства.
Так, среднеазиатский географ, пользовавшийся
источниками IX в., сообщает, что «у руссов
существует класс рыцарей», то есть феодальной
знати.
Деление на знатных и бедных знают и другие
источники. По данным Ибн-Русте (903 г.), восходящим
к IX в., царь руссов (т. е. великий князь
киевский) судит и иногда ссылает преступников
«к правителям отдаленных областей». На
Руси существовал обычай «божьего суда»,
т.е. решения спорного дела поединком.
За особо тяжелые преступления применялась
смертная казнь. Царь руссов ежегодно
объезжал страну, собирая дань с населения.
Превращавшийся в феодальное государств
во Русский племенной союз подчинял себе
соседские славянские племена и снаряжал
далекие походы по южным степям и морям.
В VII в. упоминаются осады руссами Константинополя
и грозные походы руссов через Хаза-рию
к Дербентскому проходу. В VI I — IX вв. русский
князь Бравлин воевал в хазарско-ви-зантийском
Крыму, пройдя от Суража до Корчева (от
Судака до Керчи). О руссах IX в. среднеазиатский
автор писал: «Они воюют с окрестными племенами
и побеждают их».
Византийские источники содержат сведения
о руссах, живших на берегу Черного моря,
об их походах на Константинополь и о крещении
части руссов в 60-х годах IX в.
Русское государство сложилось независимо
от варягов, в результате закономерноro
развития общества. Одновременно с ним
возникли и другие славянские государства-Болгарское
царство, Великоморавская держава и ряд
других.
Поскольку норманисты сильно преувеличивают
воздействие варягов на русскую государственность,
необходимо решить вопрос: какова же в
действительности роль варягов в истории
нашей Родины?
В середине IX в., когда в Среднем Приднепровье
уже сложилась Киевская Русь, на далеких
северных окраинах славянского мира, где
славяне мирно жили бок о бок с финскими
и латышскими племенами (чудь, корела,
летьгола и др.), стали появляться отряды
варягов, приплывавших из-за Балтийского
моря. Славяне и чудь прогоняли эти отряды;
мы знаем, что киевские князья того времени
посылали свои войска на север для борьбы
с варягами. Возможно, что именно тогда
рядом со старыми племенными центрами
Полоцком и Псковом вырос на важном стратегическом
месте у озера Ильмень новый город — Новгород,
который должен был преградить варягам
путь на Волгу и на Днепр. На протяжении
девяти столетий вплоть до постройки Петербурга,
Новгород то оборонял Русь от заморских
пиратов, то был «окном в Европу» для торговли
северорусских областей.
В 862 или 874 г. (хронология сбивчива) варяжский
конунг Рюрик появился под Новгородом.
От этого искателя приключений, возглавившего
небольшую дружину, без особых оснований
велась генеалогия всех русских князей
«Рюриковичей» (хотя русские историки
XI в. вели родословную князей от Игоря
Старого, не упоминая о Рюрике).
Варяги-пришельцы не овладевали русскими
городами, а ставили свои укрепления-лагеря
рядом с ними. Под Новгородом они жили
в «Рюриковском городище», под Смоленском
— в Гнездове, под Киевом — в урочище Угорском.
Здесь могли быть и купцы, и нанятые русскими
варяжские воины. Важно то, что нигде варяги
не были хозяевами русских городов.
Археологические данные показывают, что
количество самих варяжских воинов, живших
постоянно на Руси, было очень невелико.
В 882 г. один из варяжских предводителе; Олег пробрался
из Новгорода на юг, взял Любеч, служивший
своего рода северными воротами Киевского
княжества, и приплыл в Киев, где ему обманом
и хитростью удалось убить киевского князя
Аскольда и захватить власть. До сих пор
в Киеве на берегу Днепра сохранилось
место, называемое' «Аскольдовой могилой».
Возможно, что князь Аскольд был последним
представителем древней династии Кия.
С именем Олега связано несколько походов
за данью к соседним славянским племенам
и знаменитый поход русских войск на Царьград
в 911 г. По-видимому Олег не чувствовал
себя хозяином на Руси. Любопытно, что
после успешного похода в Византию он
и окружавшие его варяги оказались не
в столице Руси, а далеко на севере, в Ладоге,
откуда был близок путь на их родину, в
Швецию. Странным кажется и то, что Олег,
которому совершенно неосновательно приписывается
создание Русского государства, бесследно
исчез с русского горизонта, оставив летописцев
в недоумении. Новгородцы, географически
близкие к варяжским землям, родине Олега,
писали, что, по одной известной им версии,
после греческого похода Олег пришел в
Новгород, а оттуда в Ладогу, где он умер
и был похоронен. Согласно другой версии,
он уплыл за море «и уклону (его) зим в ногу
и с того (он) умре». Киевляне же, повторив
легенду о змее, ужалившей князя, рассказывали,
что будто бы его похоронили в Киеве на
горе Щекавице («Змеиной горе»); возможно,
название горы повлияло на то, что Щекавицу
искусственно связали с Олегом.
В IX — X вв. норманны играли важную роль
в истории многих народов Европы. Они нападали
с моря большими флотилиями на берега
Англии, Франции, Италии, завоевывали города
и королевства. Некоторые ученые полагали,
что и Русь подверглась такому же массовому
вторжению варягов, забывая при этом, что
континентальная Русь была полной географической
противоположностью западным морским
государствам.
Грозный флот норманнов мог внезапно возникнуть
перед Лондоном или Марселем, но ни одна
варяжская ладья, вошедшая в Неву и плывущая
вверх по течению Невы , Волхова, Ловати,
не могла остаться незамеченной русскими
сторожами из Новгорода или Пскова. Система
волоков, когда тяжелые, глубокосидящие
морские суда нужно было вытаскивать на
берег и десятки верст катить по земле
на катках, исключала элемент внезапности
и отнимал у грозной армады все ее боевые
качества. Практически и в Киев могло попасть
лишь столько варягов, сколько разрешал
князь Киевской Руси. Недаром в тот единственный
раз, когда варяги напали на Киев, им пришлось
притвориться купцами.
Княжение варяга Олега в Киеве — незначительный
и недолговременный эпизод, излишне раздутый
некоторыми проваряжскими летописцами
и позднейшими историками-норманистами.
Поход 911 г. - единственный достоверный
факт из его княжения- стал знаменит благодаря
той блестящей литературной форме, в которой
он был описан, но по существу это лишь
один из многих походов русских дружин
IX - Х-ве. на берег Каспия и Черного моря,
о которых летописец умалчивает. На протяжении
X в. и первой половины XI в. русские князья
нередко нанимали отряды варягов для войн
и дворцовой службы; им нередко поручались
убийства из-за угла: наемные варяги закололи,
например, князя Ярополка в 980 г., они убили
князя Бориса в 1015 г.; варягов нанимал Ярослав
для войны со своим родным отцом.
Для упорядочения взаимоотношений наемных
варяжских отрядов с местной новгородской
дружиной в 1015 г. была издана в Новгороде
Правда Ярослава, ограничивавшая произвол
буйных наемников.
Историческая роль варягов на Руси была
ничтожна. Появившись как «находники»,
пришельцы, привлеченные блеском богатой,
уже далеко прославившейся Киевской Руси,
они отдельными наездами грабили северные
окраины, но к сердцу Руси смогли .пробраться
только однажды.
О культурной роли варягов нечего и говорить.
Договор 911 г., заключенный от имени Олега
и содержащий около десятка скандинавских
имен Олеговых бояр, написан не на шведском,
а на славянском языке. Никакого отношения
к созданию государства, к строительству
городов, к прокладыванию торговых путей
варяги не имели. Ни ускорить, ни существенно
задержать исторический процесс на Руси
они не могли.
Короткий период Олегова «княжения» - 882 - 912 гг.
- оставил в народной памяти эпическую
песню о смерти Олега от своего собственного
коня (обработанную А. С. Пушкиным в его
«Песни о вещем Олеге»), интересную своей
антиваряжской тенденцией. Образ коня
в русском фольклоре всегда очень благожелателен,
и если уже хозяину, варяжскому князю,
предречена смерть от его боевого коня,
значит, он того заслуживает.
Борьба с варяжскими элементами в русских
дружинах продолжалась до 980 г.; следы ее
есть и в летописи, и в былинном эпосе -
былина о Микуле Селяниновиче, помогавшем
князю Олегу Святославичу бороться с варягом
Свенельдом (черным вороном Санталом).
Историческая роль варягов несравненно
меньше, чем роль печенегов или половцев,
действительно влиявших на развитие Руси
на протяжении четырех веков. Поэтому
жизнь только одного поколения русских
людей, терпевших участие варягов в управлении
Киевом и несколькими другими городами,
не представляется исторически важным
периодом.
Какие факторы способствовали созданию единого Российского государства
Территориальный фактор.
В сравнении с Тверским Московское княжество занимало более
выгодное центральное положение по отношению к другим русским землям. Проходившие по его территории речные и сухопутные пути придавали Москве значение важнейшего узла торговых и иных связей между русскими землями. Москва стала в ХIV в. крупным торгово-ремесленным центром. Московские ремесленники приобрели известность как искусные мастера литейного, кузнечного и ювелирного дела. Именно в Москве зародилась и получила боевое крещение русская артиллерия.
Торговые связи московских купцов «сурожан» и « суконников»
протянулись далеко за пределы русских земель. Прикрытые с северо-запада
от Литвы Тверским княжеством, а с востока и юго-востока от Золотой Орды другими русскими землями, Московское княжество в меньшей степени подвергалось внезапным разорительным набегам золото -ордынцев. Это позволяло московским князьям собирать и копить силы, создавать
постепенно превосходство в материальных и людских ресурсах, что6ы
выступить организаторами и руководителями объединительного процесса и
освободительной борьбы. Географическое положение Московского княжества предопределило и его роль этнического ядра формировавшейся великорусской народности. Все это в соединении с целенаправленной и гибкой политикой московских князей во взаимоотношениях с Золотой Ордой и другими русскими землями и обусловило в конечном счете победу Москвы за роль руководителя и политического центра формирования единого Русского государства.
С начала IV в. дробление русских земель прекращается, уступив место их
объединению. Это было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны.
В
это время начинается
Сельскохозяйственное производство характеризуется в данный период все
большим распространением пашенной системы, которая требует постоянной обработки земли поскольку крестьянин всегда имеет дело только с одним участком, который отдыхает от посева лишь через год (двухпольная система) или через два (трехполье), то возникает необходимость в удобрении полей. Все это требует более совершенных орудий производства.
Но подъем
сельского хозяйства был
орудий труда, сколько расширением посевных площадей за счет освоения
новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного продукта в
земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на
сторону. Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях
обусловливает необходимое развитие ремесла.
В результате
идет все глубже процесс
сельского хозяйства, а что влечет за собой необходимость обмена между
крестьянином и ремесленником, то есть между городом и деревней. Этот
обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается. На базе обмена создаются местные рынки. Естественное разделение труда между отдельными районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установление данных связей способствовало также развитию внешней торговли. Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, то есть создания централизованного государства. В этом были заинтересованы дворяне, купцы, ремесленники.
Укрепление экономических связей требовало и политического
объединения русских земель. Однако в отличии от Запада, где данный фактор был решающим, здесь он таковым не был (единый всероссийский рынок сложился
лишь в XVII веке).
Политический фактор.
Другим фактором, обусловившим объединение русских земель было
обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления
крестьянства. Подъем хозяйства, возможность получать все больший
прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Притом феодалы стремятся не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. Подобная политика вызвала естественное сопротивление крестьянства,
приобретающее различные формы. Крестьяне убивают феодалов, захватывают их имущество, поджигают имения. Такая участь постигает нередко не только светских, но и духовных феодалов - монастыри. Формой классовой борьбы выступал иногда и разбой, направленный против господ. Определенные масштабы принимает бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от помещиков земли. В таких условиях перед феодалами встает задача удержать в узде крестьянство и довести до конца закрепощение. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством, способным выполнять
главную функцию эксплуататорского государства - подавление сопротивления эксплуатируемых масс.
Указанные две причины играли ведущую роль в объединении Руси. Без
них процесс централизации не смог бы достигнуть сколько-нибудь
значительных успехов. Вместе с тем само по себе экономическое и социальное развитие страны в XIV -XVI вв. еще не смогло бы привести к образованию централизованного государства. Хотя экономические связи в данный период и достигли существенного развития, они все же не были достаточно широки, глубоки и сильны, чтобы связать воедино всю страну. В этом состоит одна из отличий образования Русского централизованного государства от аналогичных процессов в Западной Европе. Там централизованные государства создавались в ходе развития капиталистических отношений. На Руси же в XIV XVI вв. еще не могло быть и речи о возникновении капитализма, буржуазных отношений. То же следует сказать о развитии классовых отношений, классовой борьбы. Как ни велик был ее размах в данный период, все же эта борьба не приобрела таких форм, какие она уже имела на Западе или в более позднее время в России (крестьянская война под руководством Болотникова, Разина в XVII в.). Даже для начала XVI в.
характерно преимущественно внешне незаметное, подспудное накопление классовых противоречий.
Русская церковь была носителем национально -православной
идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущественной Руси. Чтобы построить независимое государство и ввести инородцев в ограду христианской церкви, для этого русскому обществу должно было укрепить свои нравственные силы. Этому посвятил свою жизнь Сергий. Он строит троичный храм, видя в нём призыв к единству земли Русской, во имя высшей реальности. В религиозной оболочке своеобразную форму протеста
представляли еретические течения. На церковном соборе 1490 году еретики
были прокляты и отлучены от церкви. Они связывали свои идеи с задачами
централизации. Еретики выступают против церковного землевладения,
существования сословия церковнослужителей и монашества. Тесный союз церкви с государством-такова главная цель, поставленная иосифлянами.
Воззрения «не стяжателей» были во всём противоположны взглядам Иосифа. Они требовали строгого разделения церкви и государства, их взаимной независимости. Таким образом, историки уделяет большое внимание развитию религиозной идеологии, в рамках которой формируется теория «Москва-Третий Рим», которая обеспечивала компромисс царской власти и церкви, указывая на то, что развитие этой теории шло в условиях острой идейной борьбы внутри самой церкви между иосифлянами и не стяжателями. Последнее наиболее активно использовали эту концепцию для упрочения материального и политического могущества церкви.
В первых же годах своего правления Иван Калита дал Москве
нравственное значение переводом кафедры митрополита из Владимира в Москву. Ещё в 1299 году киевский митрополит Максим уехал из Киева во Владимир на Клязьме. Митрополит должен был из Владимира время от времени посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на перепутье в Москве. Преемником митрополита Максима стал Петр (1308).
Завязалась тесная дружба митрополита Петра с Иваном Калитой.
Вместе они заложили каменный собор Успения в Москве. Бывая в Москве митрополит Петр жил в своём епархиальном городке на старинном дворе князя Юрия Долгорукого, откуда потом перешёл на то место, где вскоре был заложен Успенский собор. В этом городке он и умер в 1326 г. Преемник Петра Феогност уже не хотел жить во Владимире и поселился на новом митрополичьем подворье в Москве.
Личностный фактор.
Историки замечают, что все московские князья до Ивана III, как две
капли воды, похожи друг на друга. В их деятельности заметны некоторые
индивидуальные особенности. Однако, следя за преемственной сменой
московских князей, можно уловить в их обликах только типические фамильные черты. Прежде всего Даниловичи отличаются замечательной устойчивой посредственностью не выше и не ниже среднего уровня. Даниловичи - это князья без всякого блеска, без признаков как героического, так и нравственного величия.
Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского Даниил. При нем начался быстрый рост Московского княжества. В 1301г. Даниил Александрович захватил у рязанских князей Коломну, а в 1302 г. к нему перешло по завещания бездетного переяславского князя, враждовавшего с Тверью, Переяславльское княжество. В 1303г. Был присоединен входивший в состав Смоленского княжества Можайск, в результате чего Москва-река, бывшая тогда важным торговым путем, оказалась от истока до устья в пределах Московского княжества. За три года Московское княжество увеличилось почти вдвое, стало одним из крупнейших и сильнейших княжеств в Северо-восточной Руси, и московский князь Юрий Даниилович счел себя достаточно сильным, чтобы вступить в борьбу за великое княжение Владимирское. Михаил Ярославич тверской, получивший в 1304г. ярлык на великое княжение, стремился к полновластному правлению во «всей Руси», подчинению силой Новгорода и других русских земель. Его поддерживала,
церковь и ее глава митрополит Максим, перенесший в 1299 г. свою резиденцию из разоренного Киева во Владимир. Попытка Михаила Ярославича отобрать у Юрия Данииловича Переславля привела к затяжной и кровопролитной борьбе Твери с Москвой, в которой уже решался вопрос не столько о Переяславле, сколько о политическом главенстве на Руси. В 1318 г. по проискам Юрия Данииловича, Михаил Ярославич был убит в Орде, и ярлык на великое княжение передан московскому князю. Однако в 1325 г. Юрий Даниилович был убит в Орде одним из сыновей Михаила Ярославича, отомстившим за смерть отца, и ярлык на великое княжение вновь оказался в руках тверских князей. В княжение Калиты Московское княжество окончательно определилось как крупнейшее и сильнейшее в Северо-восточной Руси. Со времен Калиты складывается тесный
Информация о работе Контрольная работа по "Отечественной истории"