Контрольная работа по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Создание Союза Советских Социалистических Республик. Подготовка и принятие Конституции.Вопросы государственного суверенитета в Конституции.Структура и компетенции государственных органов.

Работа содержит 1 файл

отеч.истор.docx

— 43.92 Кб (Скачать)

ЗАДАНИЕ №1

Создание  Союза  Советских  Социалистических Республик. Подготовка и принятие Конституции.

Акты I Всесоюзного съезда Советов, их юридическая  судьба.

I Всесоюзный  съезд Советов — съезд представителей Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, состоявшийся 30 декабря 1922 года в Москве. В съезде приняли участие 2215 делегатов (1727 от РСФСР, 364 от УССР, 91 от ЗСФСР, 33 от БССР). Председателем съезда был избран Калинин, однако почётным председателем съезда был избран Ленин, не присутствовавший на съезде из-за болезни. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства — Союза Советских Социалистических республик. В СССР объединились 4 государства: Российская СФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская СФСР (СФСР — социалистическая федеративная советская республика). Кроме того, съезд избрал ЦИК СССР. Актами являлась декларация и договор об образовании СССР. В Декларации перечислялись три причины создания Союза ССР – экономическая, военная и идеологическая В Договоре об образовании СССР подчеркивалось, что независимые советские республики РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР добровольно и на равноправных началах вступают в государственный союз и передают ряд своих полномочий верховным органам центральной государственной власти. Договор определял сферу полномочий Союза Советских Социалистических Республик, предусматривал формирование общесоюзных органов государственной власти.

Деятельность  комиссии ЦК РКП(б) и ЦИК.

26 июня 1918 г. в ЦК РКП (б) с участием  В. И. Ленина был рассмотрен  вопрос о ходе разработки проекта Конституции. В тот же день Я. М. Свердлов сообщил об этом на заседании Конституционной комиссии. В ряду проблем, которые Конституционной комиссии надлежало решить в оставшиеся дни, Я. М. Свердлов назвал и вопрос о Советах, о правах и свободах граждан Советской Республики. 3 июля 1918 г. подготовленный ею проект Конституции РСФСР был опубликован в газете «Известия ВЦИК». В тот же день он был представлен на рассмотрение в ЦК РКП (б). Одновременно в ЦК РКП (б) В. И. Ленину поступил проект Конституции РСФСР. Вместе с проектом Конституции коллегия НКЮ направила В. И. Ленину критический отзыв на проект Конституции РСФСР, разработанный Конституционной комиссией ВЦИК. В. И. Ленин внимательно ознакомился с обоими документами НКЮ. На отзыве коллегии НКЮ на проект Конституции Комиссии ВЦИК Ленин написал: «В ЦК РКП (б) » ". На проекте Конституции НКЮ Ленин сделал ряд пометок, замечаний, дополнений, имеющих важное, принципиальное значение. 3 июля 1918 г. специальная комиссия ЦК РКП (б) во главе с В. И. Лениным рассмотрела представленные Комиссией ВЦИК и НКЮ проекты Конституции РСФСФ. Комиссия ЦК РКП (б) во главе с Лениным приняла за основу проект Конституции, разработанный Комиссией ВЦИК, но внесла в него ряд важнейших дополнений, изменений, уточнений. Они были направлены на более последовательное и точное отражение в Конституции сущности диктатуры пролетариата, принципов пролетарской демократии, демократического централизма в строительстве и функционировании Советского государства. Во вторую статью раздела «Общие положения Конституции РСФСР» Комиссия ЦК РКП (б) включила положительно оцененную В. И. Лениным первую статью проекта Конституции НКЮ, разработала и включила в раздел «Общие положения Конституции РСФСР» проекта Комиссии ВЦИК три новые статьи. В новой редакции, данной Комиссией ЦК РКП (б), учитывались ограниченные пока возможности Советского государства и указывалось, что РСФСР «ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование». Комиссия ЦК РКП (б) развила, уточнила и обогатила раздел проекта Конституции об избирательном праве. Она внесла принципиальной важности дополнение о том, что право избирать и быть избранным в Советы предоставляется «независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. п.» В число пользующихся активным и пассивным избирательным правом Комиссии-ЦК РКП (б) включила лиц, занимающихся домашним хозяйством, обеспечивающим трудящимся возможность производительного труда. Это право было предоставлено также иностранцам, проживающим на территории РСФСР для трудовых занятий, из числа рабочих и крестьян, не пользующихся наемным трудом. Сохранив возрастной ценз в 18 лет. Тем самым Комиссия ЦК РКП (б) значительно развила демократические начала советской избирательной системы, расширила круг лиц, пользующихся активным и пассивным избирательным правом. В главе «О производстве выборов» Комиссия ЦК РКП (б) устранила 1, 2-ю и 5-ю статьи и ввела вместо них новую статью: «Выборы производятся согласно установившимся обычаям» ", т. е. допускалось и открытое и тайное голосование. Предусматривалось также, что подобный порядок выборов, а равно участие в них профессиональных и иных рабочих организаций определяется местными Советами согласно инструкции ВЦИК. В главе «О порядке и отмене выборов» была устранена статья 15, дававшая право Советам лишать отдельных депутатов или группу депутатов их полномочий и назначать новые выборы. Комиссией ЦК РКП (б) был внесен ряд дополнений и уточнений в раздел «Конструкция Советской власти»; в главу о ВЦИК добавлена статья, которая предусматривала, что члены ВЦИК работают в отделах (народных комиссариатах) или выполняют особые поручения ВЦИК. В статью 4 был добавлен текст о праве членов коллегий наркоматов обжаловать в СНК или Президиум ВЦИК свое несогласие с решением народного комиссара. В главе четвертой к предметам ведения ВЦИК было отнесено также утверждение областных объединений, право общей и частичной амнистии, был сделан ряд других дополнений и уточнений. Комиссии ЦК РКП (б) принадлежит инициатива принятия V Всероссийским съездом Советов решения о включении в текст Конституции РСФСР в качестве ее вводной части ленинской «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Наконец, Комиссия ЦК РКП (б) придала большую структурную стройность проекту Конституции, она установила сплошную нумерацию ее глав и статей. Окончательно доработанный Комиссией ЦК РКП (б), руководимой В. И. Лениным, текст проекта Конституции РСФСР был 5 июля 1918 г. опубликован в газете «Известия ВЦИК». Он был представлен ВЦИК на утверждение V Всероссийскому съезду Советов, открывшемуся 4 июля в Москве. На своем первом заседании съезд Советов избрал комиссию из 9 человек для предварительного рассмотрения представленного проекта Конституции.

Принятие  Конституции ЦИКом  Союза и съездом  Советов.

Решение о разработке первой союзной Конституции  принял ЦИК СССР. На заседании 10 января 1923 г. в соответствии с этим решением были разработаны конкретные мероприятия, Президиум ЦИК создал шесть комиссий по подготовке нормативных основ  новой Федерации, на базе которых  должна была формироваться и Конституция  СССР. Таким образом, создание ряда органов Союза ССР, подготовка и принятие положений о них и формирование текста Конституции СССР шли одновременно. При этом, естественно, решались вопросы, связанные с моделью этих органов, разграничением полномочий между Союзом и союзными республиками. Первая Конституционная комиссия была создана ЦИК вскоре после I съезда Советов и состояла из 13 человек. Еще одна Конституционная комиссия, созданная в конце февраля 1923 г. пленумом ЦК РКП(б). По архивным данным, введенным в научный оборот, расширенная Конституционная комиссия работала с 8 по 16 июня 1923 г. 16 июня 1923 г. было принято постановление комиссии, в котором говорилось, что Декларация и Договор об образовании СССР составляют Основной закон (Конституцию) СССР. Текст Конституции, подготовленный Комиссией, был обсужден и одобрен на пленуме ЦК РКП(б) в июне 1923 г. 6 июля 1923 г. ЦИК СССР постановил: Основной закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик утвердить и немедленно ввести в действие. Однако в постановлении ЦИК от 6 июля 1923 г. предусматривалось внести принятый ЦИК текст Конституции на утверждение II съезда Советов СССР, что тот и сделал 31 января 1924 г. Поэтому она и вошла в историю как Конституции СССР 1924 г. Декларация стала разделом первым Конституции. Она не претерпела существенных изменений по сравнению с текстом 1922 г. Разделом вторым Конституции стал Договор об образовании СССР, который был существенно дополнен по сравнению с текстом 1922 г. Достаточно сказать, что в тексте Договора, утвержденном I-м съездом, было 26 статей, в вошедшем в Конституцию тексте - 72 статьи. Как уже можно было видеть, новое государство имело весь необходимый набор своих органов. Верховным органом власти Союза ССР являлся съезд Советов, а в период между съездами - ЦИК, состоявший из Союзного Совета и Совета Национальностей. Двухпалатная структура высшего органа власти с того времени сохранилась до конца существования Союза ССР. Съезд избирал Союзный Совет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой. А Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик и от автономных областей. Состав Совета Национальностей в целом утверждался съездом Советов СССР. Конституция 1924 г. не определяла компетенции союзных республик. СССР охраняет суверенные права республик. За каждой из союзных республик сохранялось право свободного выхода из Союза. Республики имели свои конституции, в которые надлежало вносить изменения в соответствии с союзной Конституцией. Для граждан республик устанавливалось единое союзное гражданство. Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов. В значительной мере новый текст аналогичен, а то и идентичен с текстом Конституции 1918 г. Но есть и определенные новшества в структуре и содержании. Конституция объявляет, что РСФСР входит в состав СССР и передает ему полномочия, отнесенные к ведению органов Союза, согласно ст. 1 Конституции СССР. Конституция РСФСР 1918 г. не определяла конкретных полномочий Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа, ограничиваясь общими положениями. Поскольку РСФСР стала союзной республикой в составе СССР, понадобилось сказать подробнее о компетенции указанных органов. Поэтому в Конституции 1925 г. появился раздел II "О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета".

ЗАДАНИЕ №2.

Вопросы государственного суверенитета в Конституции.

Суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. Иными словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются им самим, и только им самим.

Субъекты  суверенитета.

Конституция прямо не говорит о суверенитете Союза. Однако его наличие вытекает из всего содержания закона. Советский  Союз осуществляет важнейшие функции  суверенного государства: внешние  сношения, оборону страны, руководство некоторыми другими стратегическими объектами (транспорт, связь и т.п.).

А вот  суверенитет республик всячески подчеркивается. Конституция включает в себя специальную вторую главу  «О суверенных правах союзных республик  и о союзном гражданстве». Здесь  подчеркивается право свободного выхода из Союза, неизменяемость территории членов Союза без их согласия, единое союзное  гражданство. Характерна сама конструкция  соотношения суверенитета Союза  и республик. Закон исходит вроде  бы из приоритета суверенных прав членов Союза. Статья 3 говорит, что «Суверенитет союзных республик ограничен  лишь в пределах, указанных в настоящей  Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную  власть самостоятельно. Союз Советских  Социалистических Республик охраняет суверенные права союзных республик». Таким образом, конструкция выглядит так, что Союзу как бы выделяется некий удел, а основной объем суверенитета сохраняется за республиками. В действительности, конечно, получается не совсем так. Т.е. круг компетенции Союза очерчен  исчерпывающе, а права республик  как бы безграничны, но все дело в  том, что компетенция Союза включает в себя громадные правомочия и  к тому же по ключевым вопросам. Например, к компетенции Союза было отнесено руководство не только отдельными отраслями народного хозяйства, но и хозяйством вообще. Конституция относила к ведению Союза руководство транспортом и связью. Также к ведению Союза были отнесены организация и руководство вооруженными силами, исторически сложившееся к этому времени. Серьезное внимание в Конституции уделяется компетенции Союза в области финансов. Прежде всего, это касается бюджета, который мыслится как единый, но включает в себя бюджеты союзных республик. В октябре 1924 г. были изданы Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик, другие общесоюзные акты. Важные общесоюзные законы были изданы также в области судоустройства - «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик» 1924 г., «Об изменении основ судоустройства Союза ССР и союзных республик ввиду ликвидации округов» 1930 г. В то же время можно заметить, что права республик были достаточны для того, чтобы они могли иметь необходимую самостоятельность в руководстве своими внутренними делами. Например, наряду с общесоюзными налогами республики были вправе учреждать и свои, правда только с разрешения общесоюзных органов Конституция исходит из того, что все субъекты федеративных отношений, союзные республики - равноправны, вне зависимости от величины их территории, количества населения и пр. Все они находятся в равной связи с Союзом. Законодатель считает необходимым подчеркнуть некоторые суверенные права республик, особенно в силу их чрезвычайной важности. Сюда относится уже упоминавшееся право свободного выхода из Союза. Многие говорили о фиктивности ст. 4 в том смысле, что право выхода только провозглашается, а реально никто не позволит его осуществить. История Советского Союза показала несостоятельность этого утверждения. За 70 лет существования СССР просто никому не приходила в голову необходимость выхода из него, поскольку не было никаких причин к этому. Вот если бы какая-нибудь республика поставила этот вопрос, а ей отказали, тогда действительно право выхода оказалось бы фиктивным. Но таких случаев не было. Таким образом, Конституция, не давая определение понятия суверенитета, практически решает проблему разделения суверенных прав между Союзом и республиками, притом достаточно гармонично. Союз наделяется правами, обеспечивающими его функционирование как могучей единой державы, но республики сохраняют за собой все необходимое для их успешного развития в сторону строительства социализма.

ЗАДАНИЕ №№3.

Структура и компетенции  государственных  органов.

Всесоюзный  съезд Советов.

Высший орган государственной власти Союза ССР с момента образования СССР до принятия Конституции СССР 1936. Составлялся из представителей Советов всех советских республик по нормам: от городских Советов — 1 депутат от 25 тыс. избирателей; от губернских и республиканских съездов Советов — 1 депутат от 125 тыс. жителей. Делегаты на Всесоюзный съезд Советов избирались на губернских автономных республиканских съездах Советов, а в союзных республиках, не имевших губернских объединений, — непосредственно на съезде Советов республики. К исключительному ведению Всесоюзный съезд Советов относилось внесение изменений в основные начала Конституции СССР, приём новых республик в состав СССР, установление основ перспективных планов развития народного хозяйства СССР и Государственного бюджета СССР, а также общих начал текущего законодательства. Съезд Советов определял общее направление деятельности всех государственных органов, образовывал Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК СССР), ответственный перед ним и ему подотчётный.

ЦИК Союза.

В период между съездами Советов верховным  органом власти СССР являлся Центральный  Исполнительный Комитет Союза . ЦИК Союза в отличие от республиканских центральных исполнительных комитетов был органом двухпалатным. Он состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей. Но такая конструкция сложилась не сразу. В Договоре об образовании СССР ЦИК мыслится как однопалатный, там даже нет намека на возможную двухпалатность. Именно таким и был избран Центральный Исполнительный Комитет первого созыва. Этот Комитет, в соответствии с Договором, был избран в составе 371 члена пропорционально населению каждой из союзных республик. То есть он повторял состав съезда Советов в миниатюре. А это означало, что и съезд Советов, и ЦИК по своему составу отражали бы естественное неравенство прав республик. При этом получалось бы, что Россия подавляет все остальные республики своим большинством и, следовательно, всегда может решать любые вопросы так, как захочется ей. Актуальность вопроса о составе ЦИК вытекала из того, что он, будучи более узкой коллегией, чем съезд Советов, собирался чаще, значительно чаще, а значит, вел более активную законодательную и иную работу. Вопрос о реорганизации ЦИК, о превращении его в двухпалатный орган возник в партийных кругах. Таким образом, идея состояла в том, что первая палата должна блюсти общегосударственные интересы, вторая - учитывать все многообразие национального состава страны. Докладчик указывал, что в новом органе следует представить именно не просто 4 члена Союза, но и более мелкие национально-государственные образования. Но первоначально проект положения о ЦИК еще на первой его сессии поручили разработать Президиуму ЦИК. Была создана для этого специальная Комиссия, одна из 6, предназначенных для решения важнейших конституционных вопросов.

Президиум ЦИК.

Конституция упоминает, прежде всего, о том, что  Президиум ЦИК созывает сессии Центрального Исполнительного Комитета. Закон  указывает о различных основаниях для этого. Прежде всего, речь идет об очередных сессиях ЦИК, которые  должны проходить три раза в год. Во-вторых, возможны и чрезвычайные сессии, для чего нужны, однако, определенные в законе основания. Инициаторами созыва сессии ЦИК могут быть и Президиумы его палат, а также требование ЦИК хотя бы одной из союзных республик. В период между сессиями ЦИК его Президиум является высшим органом власти Союза. Он образуется своеобразным путем. Общее число членов Президиума первоначально составляло 21 человек. Оно складывалось из трех семерок. В соответствии со ст. 25 Президиумы палат включали в себя по семь делегатов каждый. Третья семерка избиралась на совместном заседании палат. С увеличением количества союзных республик менялось и количество членов Президиума ЦИК, для чего вносились в Конституцию специальные поправки. Президиум ЦИК мог приостанавливать и отменять постановления отдельных наркоматов Союза, а также Центральных исполнительных комитетов и Совнаркомов союзных республик. По Конституции Президиум ЦИК имел право приостанавливать даже постановления съездов Советов союзных республик. Президиум ЦИК имел право издавать декреты, постановления и распоряжения, рассматривать и утверждать проекты декретов и постановлений, вносимых СНК, отдельными ведомствами Союза, республиканскими ЦИК, их президиумами и другими органами власти. Президиум ЦИК информировал палаты ЦИК СССР о наиболее важных постановлениях, изданных от имени ЦИК в период между сессиями. Часть из них требовала одобрения ЦИК, но основная масса просто доводилась до сведения.

СНК Союза.

Совет народных комиссаров СССР  —  высший исполнительный и распорядительный орган СССР, его правительство (в каждой союзной и автономной республике также был Совет Народных Комиссаров).

Органы  власти и управления союзных республик.

Высшим  органом  государственной власти союзной республики является Верховный Совет союзной республики. Верховный Совет союзной  республики  правомочен  решать  все вопросы,  отнесенные  к  ведению  союзной республики Конституцией СССР и Конституцией союзной республики. Законы союзной   республики  принимаются  Верховным  Советом союзной  республики  или  народным  голосованием  (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета союзной республики. Верховный  Совет  союзной  республики  избирает Президиум  Верховного  Совета  —  постоянно   действующий   орган Верховного  Совета  союзной  республики,  подотчетный ему во всей своей деятельности.  Верховный  Совет  союзной  республики  образует Совет  Министров  союзной  республики  —  Правительство   союзной республики  —  высший  исполнительный  и  распорядительный  орган государственной власти союзной республики. Совет   Министров  союзной  республики  издает постановления  и  распоряжения  на   основе   и   во   исполнение законодательных актов СССР и союзной республики,  постановлений и распоряжений Совета Министров СССР,  организует  и  проверяет  их исполнение. Совет  Министров союзной республики имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений  Советов Министров  автономных республик,  отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов краевых,  областных,  городских Советов народных депутатов,  Советов народных депутатов автономных областей,  а в союзных республиках, не   имеющих   областного  деления,  —  исполнительных  комитетов районных и соответствующих городских Советов народных депутатов.  Республиканские министерства  и   государственные   комитеты руководят  порученными  им  отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление,  подчиняясь  Совету  Министров  союзной республики.

Информация о работе Контрольная работа по "Отечественной истории"