Контрольная работа по "История"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

Более пятисот лет прошло с той поры, как имя Византийской империи, — в прошлом могущественного средневекового государства, — исчезло с карт мира. И все же след, оставленный Византией в истории человечества, столь глубок, что и по сей день память о ней живет не только на страницах исторических сочинений, но и в произведениях ее духовной и материальной культуры.

Содержание

1.Введение.
2.Особенности сочетания античных и христианских традиций в культуре Византии.
3.Искусство Византии (храмовые постройки, мозайка, станковая культовая живопись).
4.XIV- век – подъем византийского искусства (мозайка церкви Кахрия Джами в Константинополе).
5.Закат византийской культуры. Аскетизм, мистицизм, исихатские движения.
6..Византия – мост между западными и восточными культурами.
7.Заключение.
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

чистовик.docx

— 50.27 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Шифр специальности    ___________________

№студенческого билета___________________ 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  

По  предмету:  Культурология

На  тему:          Культура Византии                №4.26

Студента(ки) __________курса 

____________________________________________________

____________________________________________________ 

Ф.И.О.__________________________________________________________________________________________________

Домашний  адрес_____________________________________

____________________________________________________ 

ПЛАН:

1.Введение.

2.Особенности  сочетания античных и христианских  традиций в культуре Византии.

3.Искусство Византии (храмовые постройки, мозайка, станковая культовая живопись).

4.XIV- век – подъем византийского искусства (мозайка церкви Кахрия Джами в Константинополе).

5.Закат византийской культуры. Аскетизм, мистицизм, исихатские движения.

6..Византия – мост между западными и восточными культурами.

7.Заключение.

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение.

Более пятисот лет прошло с той поры, как имя Византийской империи, —  в прошлом могущественного средневекового государства, — исчезло с карт мира. И все же след, оставленный  Византией в истории человечества, столь глубок, что и по сей день память о ней живет не только на страницах исторических сочинений, но и в произведениях ее духовной и материальной культуры. До сих  пор историки и археологи, нумизматы  и папирологи, искусствоведы и сфрагисты многих стран с трепетом склоняются над изысканными творениями византийских ювелиров и эмальеров, над извлеченными из земли византийскими золотыми монетами, углубляются в чтение греческих манускриптов, пристально вглядываются в произведения византийских художников, вновь открытые во дворцах и храмах. Они неустанно ищут и собирают все, что может воскресить перед современным человеком этот давно ушедший с исторической арены, но вечно живой мир византийской цивилизации.

Византия  отнюдь не была каким-либо историческим феноменом. Она не являла собой пример отклонения от общих закономерностей  развития человеческого общества. Вот почему была выбрана мною тема «Культура Византии». В течение своей тысячелетней исторической жизни, казалось бы столь длительной, но вместе с тем столь краткой в общем ходе мировой истории, Византия прошла те же основные стадии общественного прогресса, что и многие другие страны средневекового мира. Ей были знакомы крушение рабовладельческого общества, рождение, расцвет и упадок феодального строя.

Но в  Византии общественное развитие принимало  специфические формы, имело свой неповторимый колорит. В этом ярком  своеобразии, отличавшем Византию от соседних с ней государств Европы и Азии, быть может, и таится та притягательная сила, которая влечет к ней исследователей.

2.Особенности  сочетания античных  и христианских  традиций в культуре  Византии.

      Византия - государство, которое  внесло большой  вклад в  развитие культуры  в Европе Средних  веков. В истории  мировой культуры Византии  принадлежит  особое,  выдающееся  место.  В художественном творчестве  Византия  дала  средневековому   миру   высокие  образы   литературы и  искусства, которые  отличались  благородным  изяществом  форм,  образным  видением  мысли,    утонченностью   эстетического    мышления,   глубиной философской  мысли. По  силе выразительности   и глубокой одухотворенности Византия  многие  столетия  стояла  впереди всех  стран  средневековой Европы.

     Византийская империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке — в Византийской империи.

     На берегу Босфора императором Константином был возведен Константинополь - "новый Рим" - столица Византийского государства. Сказочно красивой представлялась она пришельцам с Запада, Востока и Севера.

     Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах — в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием в отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

Если  пытаться отделить византийскую  культуру  от  культуры  Европы, Переднего  и  Ближнего  Востока,  то наиболее  важными будут  следующие факторы :                             

  • В  Византии  была  языковая  общность  (основным  языком был греческий);
  • В Византии была религиозная общность ( основной религией было христианство в форме  православия);
  • В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое  ядро, состоящее из греков.
  • Византийскую   империю    всегда   отличали   устойчивая    государственность и централизованное управление. 

Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура,  оказывавшая воздействие  на многие соседние страны, сама подвергалась  культурному влиянию со стороны  как  племен и народов, населявших ее,  так  и  сопредельных  ей  государств.  В течение своего тысячелетнего существования Византия  сталкивалась с  мощными внешними  культурными влияниями, исходившими  из  стран, находившихся на  близкой  ей стадии  развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее латинского  Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько  или на значительно более низкой стадии развития (византийцы называли их “варварами”).

       Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства  реакционных.  Но  ростки   нового,  живого,  передового   прорастали рано  или поздно  во всех  сферах жизни,  во все  времена.

Поэтому культура Византии является интереснейшим  культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.

В истории  культуры Византии выделяют три этапа:

  • ранний (IV - середина VII века);
  • средний (VII - IX века);
  • поздний (X - XV века).

Как известно, Византия образовалась из восточной  части Римской империи. Центром  нового государства стал город Византия, который был перестроен и получил  название Константинополь.

       В истории европейской, да и всей мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое место, для нее характерны торжественная пышность, внутреннее благородство, изящество формы и глубина мысли. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Кроме того, вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

        Первые столетия  существования Византийского  государства можно  рассматривать  как  важнейший  этап  в  формировании  мировоззрения  византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В  ранней Византии новый расцвет  переживает философия  неоплатонизма.  Появляется  ряд  философов-неоплатоников - Прокл,  Диадох,  Плотин,  Псевдо-Дионисий,  Ареопагит.

       Формирование неоплатонизма совпадает с зарождением христианства, с разложением и упадком Риской империи. В целом для него характерен глубокий пессимизм, разочарование в земной жизни, убеждение в испорченности человеческой природы.

      Важнейшими темами богословских дискуссий на раннем этапе развития этой культуры были споры о природе Христа и его месте в Троице, о смысле человеческого существования, месте человека во Вселенной и о пределе его возможностей. В этой связи можно выделить несколько направлений богословской мысли той эпохи:

  • Арианство: Ариане считали, что Христос - творение Бога-Отца, а потому он не единосущ Богу-Отцу, не вечен и занимает подчиненное место в структуре Троицы.
  • Несторианство: Несториане полагали, что божественное и человеческое начала во Христе едины лишь относительно и никогда не сливаются.
  • Монофиситизм: Монофиситы выделяли прежде всего божественную природу Христа и говорили о Христе как богочеловеке.
  • Халкедонитство: Халкедониты проповедовали те идеи, которые впоследствии стали главенствующими: единосущность Бога-Отца и Бога-Сына, неслиянность и нераздельность божественного и человеческого во Христе.

Основные  христианские догматы, в частности  Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).

           Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом.  Христианство впитало в себя  многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма. Догмат о троичности божества, один  из центральных  догматов христианского  вероучения, - это,  по  существу  переосмысленная  триада  неоплатоников.  Однако христианство,  несмотря   на  наличие   общих  с   манихейством  и неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и неоплатоновского  монизма.  Само  христианство  являлось  не  только синкретическим религиозным  учением, но  и синтетической  философско-религиозной системой,  важным компонентом  которой являлись  античные философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и  то, что христианство не только  боролось с античной философией, но  и использовало ее в своих  целях. На смену непримиримости  христианства со  всем  что несло клеймо  язычества,  приходит  компромисс  между христианским  и античным  миросозерцанием.  В самом неоплатонизме образовалось два течения :  одно -  радикальное, настроенное против христианства,  другое  -  более умеренное.  Постепенно  берут верх  сторонники   компромисса   с   христианством.   Происходи   процесс отталкивания,  обособления   и одновременно   сближения,  слияния неоплатонической  философии и   христианского  богословия,  который завершается  поглощением  неоплатонизма  христианством. 

3.Искусство  Византии (храмовые  постройки, мозаика, культовая живопись).

        Расцвет  византийского  искусства  раннего  периода  связан  с  укреплением могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это  время  воздвигаются  великолепные  дворцы  и  храмы. 

      Стиль византийской архитектуры складывался постепенно, в нем органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. "царский дом"), назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека.

      Отныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Впервые  в  нем  была  воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного гигантским куполом, на вершине которого был изображен огромный крест, обрамленный звездным небом. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора.

      Другой шедевр византийской архитектуры  - церковь св. Виталия  в Равенне - поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм.  Особую славу этому  храму принесли его  знаменитые мозаики не  только церковного,  но  и  светского  характера,  в  частности  изображения  императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и  Феодоры  наделены  портретными  чертами,  цветовая  гамма  мозаик  отличается  полнокровной  яркостью,  теплотой  и  свежестью.

      Мировую славу приобрели мозаики Византии. Технология мозаичного искусства известна еще с античности, но только в Византии стали впервые применять не естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так называемые смальты с тончайшей золотой поверхностью. Мастера широко использовали золотой цвет, который, с одной стороны, символизировал роскошь и богатство, а с другой, был самым ярким и сияющим из всех цветов. 

        Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или сферической поверхности стен, а от этого только увеличивался золотой блеск неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее пространство, еще более сверкающему благодаря свету горящих в храме свечей. 

Информация о работе Контрольная работа по "История"